ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 2-Х КЛАССОВ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
рабочая программа (2 класс) на тему

Голиченко Елена Вячеславовна

 

Целью данной программы является создание условий для успешного усвоения учебной программы посредством развития познавательных процессов и социальных навыков учащихся.

Задачи: -

1.Содействовать развитию познавательных психических процессов (внимание, память, мышление, речь, воображение) и коммуникативных навыков.

2.Способствовать повышению познавательной активности, снижению уровня школьной тревожности, развитию рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ 2-Х КЛАССОВ

ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Пояснительная записка

В настоящее время с особой остротой стоит проблема увеличения количества школьников с трудностями в обучении. По данным различных исследований затруднения в обучении по тем или иным причинам испытывают до 40 % учащихся начальных классов. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточный для усвоения учебной программы уровень развития внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Поэтому, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь в профилактике, диагностике и преодолении трудностей младших школьников в обучении. Особую важность данное направление приобретает потому, что преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития и успешности обучения в средней школе.

По запросу классного руководителя 2 класса была выявлена группа учащихся, испытывающих трудности в усвоении учебного материала. С целью выявления причин учебных трудностей была составлена и реализована диагностическая программа, которая позволила выявить особенности развития познавательных процессов учащихся 2-го класса (Приложения 1, 2).

С учетом результатов исследования с целью развития познавательных процессов была составлена программа развивающих занятий.

Целью данной программы является создание условий для успешного усвоения учебной программы посредством развития познавательных процессов и социальных навыков учащихся.

Задачи: -

1.Содействовать развитию познавательных психических процессов (внимание, память, мышление, речь, воображение) и коммуникативных навыков.

2.Способствовать повышению познавательной активности, снижению уровня школьной тревожности, развитию рефлексии.

Тип программы: развивающая.

Адресат программы: учащиеся 2-го класса, испытывающие трудности в усвоении учебного материала 

Форма занятий: групповые развивающие занятия

Количество занятий: 10 занятий

Продолжительность занятий: 40—45 минут

Число участников: оптимальное количество детей в группе – 6-8 чел.

Особенности помещения: классная комната с доской, небольшое свободное пространство для подвижных игр

Ожидаемые результаты: оптимизация познавательных процессов.

Методы и средства оценки эффективности реализации программы:

Диагностический инструментарий: 

  1. Тест «10 слов» (А.Р.Лурия)
  2. Методика «Узнавание фигур» (А.Н.Бернштейн)
  3. Методика Тулуз-Пьеррона.
  4. Опросник «Выявление школьной тревожности»( М.Филлипс).
  5. Цветовой тест М.Люшера(ЦТЛ)
  6. Тест Э. Ф. Замбацявичене

Структура занятия.

Занятие состоит из трёх частей:

1. Вводная часть состоит из упражнения-разминки и кинезиологического упражнения.

Задачей разминочного упражнения является создание у учащихся определенного положительного эмоционального настроя, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

Выполнение кинезиологических упражнений способствует улучшению мозговой деятельности и тем самым обеспечивается более высокий уровень работоспособности, который положительно влияет на успешность учебной деятельности.

Продолжительность 7 – 10 минут.

2. Основная часть включает в себя упражнения и игры, направленные на реализацию основных целей и задач программы.

Продолжительность 20 – 25 минут.

3. Заключительная часть.

Задача заключительной части состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.

Продолжительность 5 – 7 минут.

Тематический план занятий

п / п

Тема занятия

Цель занятия

Содержание занятия

Примечание

1

Занятие №1

Развитие внимания, мышления, коллективного взаимодействия

Разминочное упражнение

 «Нос, пол, потолок»

Кинезиологическое упражнение

«Симметричные рисунки»

Упражнения основной части

 «Найди одинаковые». 

«Пишущая машинка».

«Назови одним словом».

2

Занятие №2

Развитие памяти, внимания, мышления, создание положительного отношения к заданиям учебного характера

Разминочное упражнение

«Пожалуйста,…»

Кинезиологическое упражнение

«Ленивые восьмерки»

Упражнения основной части

«Отгадай слова».

«Поиск общего»

«Зашифруй предложение».

3

Занятие №3

Развитие внимания, мышления, группового взаимодействия.

Разминочное упражнение

«Называй и считай».

Кинезиологическое упражнение

«Кулак – ладонь»

Упражнения основной части

«Способы применения предмета»

«Составление предложений» «Запомни картинки».

4

Занятие №4

Развитие внимания, мышления, повышение учебной мотивации

Разминочное упражнение

«Замри!»

Кинезиологическое упражнение «Перекрестное марширование»

Упражнения основной части

«Отгадай слова»

«Назови предмет»

«Назови по порядку».

5

Занятие №5

Развитие слуховой памяти, внимания, мышления, повышение интереса к учебной деятельности

Разминочное упражнение

 «Запрещенное движение»

Кинезиологическое упражнение

«Симметричные рисунки»

Упражнения основной части

«Письмо инопланетянина».

«Сравни предметы»

«Вычеркивай буквы и слушай»

6

Занятие №6

Развитие внимания, мышления.

Разминочное упражнение

 «Бывает – не бывает»

Кинезиологическое упражнение

«Ленивые восьмерки»

Упражнения основной части

 «Объедини слова».

«Четвертый лишний»

«Найди слоги»

7

Занятие №7

Развитие памяти, внимания, мышления.

Разминочное упражнение

«Животные – растения»

Кинезиологическое упражнение

«Колечко»

Упражнения основной части

«Письмо инопланетянина».

«Отгадай слова» 

«Выбери главное».

8

Занятие №8

Развитие внимания, мышления, формирование элементов самоконтроля.

Разминочное упражнение

«Запретная цифра» 

Кинезиологическое упражнение

«Мельница»

Упражнения основной части

«Какой? Какая? Какие?» 

«Четвертый лишний»

«Вычеркивай буквы и слушай»

9

Занятие №9

Развитие памяти, внимания, мышления, командного взаимодействия.

Разминочное упражнение

«Кто летает?» 

Кинезиологическое упражнение

«Кулак – ладонь»

Упражнения основной части

«Письмо инопланетянина» «Заселение дома»

 «Подбери слово».

10

Занятие №10

Развитие памяти, внимания, мышления, произвольности.

Разминочное упражнение

«Четыре стихии»

Кинезиологическое упражнение

«Колечко»

Упражнения основной части

«Покажи одинаковые». «Соблюдай правило»

«Найди четвертый лишний

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие №1

Цель: развитие внимания, мышления, коллективного взаимодействия.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Нос, пол, потолок»

По команде дети должны показать рукой, то что называет ведущий: пол, окно, потолок, дверь, нос. Ведущий сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.

Кинезиологическое упражнение «Симметричные рисунки» (улучшает зрительно-двигательную координацию).

Дети должны рисовать симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз).

Основная часть

Упражнение «Найди одинаковые». 

Ведущий предлагает ученикам внимательно посмотреть вокруг себя, а затем назвать как можно больше предметов; названия которых начинаются, например, с заданной буквы (например, буквы «к»). Выигрывает ученик, который назвал предмет последним.

Возможные варианты заданий: назвать предметы

•   какого-либо цвета (например, красных);

•   круглых;

•   прямоугольных;

•   деревянных;

•   металлических;

•   пластмассовых.

Упражнение «Пишущая машинка».

Каждому ученику присваивается название одной из букв алфавита. Затем ведущий называет слово или фразу из 2—3 слов. По сигналу ученики начинают «печатать» это слово (фразу): первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.

Примерные слова: дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон, стул. 

Упражнение «Назови одним словом». 

Учащихся просят заменить несколько слов одним общим словом.

Примерные наборы слов: Окунь, карась, сом, щука — ... (рыбы). Ромашка, ландыш, роза, тюльпан — ... (цветы). Шкаф, стол, кровать, стул — ... (мебель) и др.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

  • Какое задание понравилось тебе больше (меньше)?
  • Трудно ли тебе было выполнить задание?
  • Что было трудно? Что легко?
  • Как ты себя чувствуешь сейчас?
  • Какое у тебя настроение?

Занятие № 2

Цель: развитие памяти, внимания, мышления, создание положительного отношения к заданиям учебного характера.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Пожалуйста,…»

Ведущий просит выполнить какое-либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет, то не стоит. Главное не ошибаться и выполнять команды только с этими фразами.

Кинезиологическое упражнение «Ленивые восьмерки».

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Основная часть

Упражнение «Отгадай слова».

На доске записываются буквы, из которых ученики должны составить слово.

Примерные наборы букв:

а, г, о, н (нога)

к, о, р, у (урок)

з, а, в, а (ваза)

м, а, з, и (зима)

о, н, и, к (кино)

ы, с, у, б (бусы)

с, а, р, о (роса)

Упражнение «Поиск общего». 

Называются два слова, не связанные между собой. Следует назвать как можно больше общих признаков для этих предметов (как существенных, так и несущественных).

Примерные пары слов:

тарелка лодка,

дерево дом,

солнце — рубашка,

самолет — ложка.

Упражнение «Зашифруй предложение». 

Цель задания — научить детей пользоваться схематическими изображениями слов и предложений как средством их запоминания. Для запоминания даются отдельные слова или относительно завершенные высказывания. Например, «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе», «Сегодня светит солнце» и т.д. Нужно обсудить с учениками, что должно быть лаконично нарисовано, чтобы «зашифровать» в рисунке данное предложение. Так, чтобы запомнить фразу «Волк выбежал из леса», можно схематически нарисовать елочку и зубастую пасть волка. Затем предложить зашифровать самостоятельно 2-3 фразы.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 3

Цель: развитие внимания, мышления, группового взаимодействия.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение  «Называй и считай».

Ученикам предлагается называть буквы алфавита, которые перемежаются счетом: А, 1, Б, 2, В, 3 и т.д. Для усложнения задания счет можно начинать с любого числа (например, А, 25, Б, 26 и т.д.) или называть только четные (нечетные) числа (например, А, 2, Б, 4, В, 6 и т.д.).

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ладонь»

Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать в кулак (6 – 8 раз).

Основная часть

Упражнение «Способы применения предмета».

Ведущий называет какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Побеждает тот, кто укажет последним способ применения предмета. Примерные названия предметов — карандаш, яблоко, коробка, ножницы.

Упражнение «Составление предложений».

Дети делятся на группы по 2-3 человека. Ведущий называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны посовещаться и составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова (можно менять их падеж использовать другие слова).

Примерные наборы для предъявления:

море, карандаш, медведь;

улица, книга, фартук;

окно, стол, дождь;

девочка, птица, дерево;

мяч, небо, цветок.

Упражнение «Запомни картинки». 

Необходимы 7—10 картинок с изображением отдельных предметов. Можно также использовать игрушки из «Киндер-сюрприза»

Ведущий раскладывает все картинки/фигурки в случайном порядке. Одному из учеников предлагается в течение 15-20 с запомнить их последовательность. Затем он отворачивается. Несколько картинок меняют местами. Ученик должен определить, что изменилось, и восстановить ряд в первоначальном виде. Затем это задание выполняет другой ученик и т.д.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 4

Цель: развитие внимания, мышления, повышение учебной мотивации

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Замри!»

Ученики свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается. Дети замирают в тех позах, в которых их застал музыкальный перерыв. Затем через 7-10 сек, музыка вновь возникает и ученики продолжают движение.

Кинезиологическое упражнение «Перекрестное марширование»

Сделать 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра – руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. Смотреть при этом на пересечение линий  буквы Х. упражнение повторять 7 по 7 раз.

Основная часть

Упражнение «Отгадай слова» 

Ученикам предлагается прочесть стихотворение, отгадывая зашифрованные слова.

Н, О, К, Р, О, В, О, Ж, А (Жаворонок) На солнце темный С, Е, Л (лес) зардел, В долине А, Р, П (пар) белеет тонкий, И песню раннюю П, Е, Л, 3, А (запел) В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Е, Т, П, О (поет), на солнышке сверкая: С, А, Н, В, Е (весна) пришла к нам молодая, я здесь пою приход Е, С, Ы, В, Н (весны).(В. Жуковский) 

Упражнение «Назови предмет».

Ведущий азывает ряд признаков предмета. Учащиеся должны мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный = мяч.

Упражнение «Назови по порядку».

Материал к заданию. 2—3 таблицы с числами от 1 до 25 (таблицы Шульте).

Нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с 1, и показать их. Возможен вариант задания — отыскивать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Регистрировать время выполнения задания. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел. Во избежание запоминания местонахождения чисел больше двух раз пользоваться одной и той же таблицей не рекомендуется.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 5

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления, повышение интереса к учебной деятельности.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Запрещенное движение»

Предварительно нужно договориться, какие движения будут «запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.

Кинезиологическое упражнение «Симметричные рисунки» (улучшает зрительно-двигательную координацию).

Дети должны рисовать симметричные рисунки двумя руками одновременно (к себе, от себя, вверх, вниз).

Основная часть

Упражнение «Письмо инопланетянина».

Материал к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 12 клеток (3 по горизонтали и 4 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.

Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков (по типу тех, которые использовались в уроке 2). Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.

Слова для запоминания: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.

Слова читаются с интервалом 15—20 сек, чтобы все ученики успели сделать зарисовку. В конце занятия (минут через 10— 15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Проводится общая проверка воспроизведенных слов.

Упражнение «Сравни предметы». 

Ведущий называет пары слов, обозначающих различные предметы. Ученики должны ответить, чем они похожи или чем не похожи.

Слова для предъявления.

Чем похожи и чем непохожи: слива — персик, апельсин — помидор, бабочка — птица, кошка — мышка, автобус — троллейбус, стул — кресло.

Чем отличаются: ворона — самолет, дерево — бревно, кукла — человек

Упражнение «Вычеркивай буквы и слушай». 

Материал к заданию. Для каждого приготовить бланк с рядами напечатанных букв (например, Корректурная проба).

После сигнала ведущего «Начали!» ученики должны как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать какую-либо заданную букву (например, «а»). Одновременно с вычеркиванием буквы ученики слушают сказку или рассказ, которую читает учитель. Задача учеников - правильно вычеркивать букву и следить за содержанием читаемого. Через 5 минут после начала работы ведущий дает сигнал «Стоп!» и выясняет у учеников, что они поняли из содержания прочитанного и прослушанного текста и сколько букв пропустил или неправильно зачеркнул каждый ученик.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 6

Цель: развитие внимания, мышления.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Бывает – не бывает»

Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.

Кинезиологическое упражнение «Ленивые восьмерки»

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

Основная часть

Упражнение «Объедини слова». 

Ведущий называет пары слов, не связанных между собой по смыслу. Учащиеся должны найти любые связи между ними и таким образом объединить их. Например, дана пара слов кот лист. Возможно из объединение на основе такой ассоциативной связи, как «кот играет с листом» либо «кот спрятался под листом от дождя» и т.п. Другие примерные пары слов:

машина — груша, яблоко — пиджак и др.

Упражнение «Четвертый лишний». 

Наборы слов:

тюльпан, ромашка, горох, фиалка;

река, озеро, море, мост;

кукла, песок, мяч, лопата;

стол, кресло, кровать, ковер;

шиповник, сирень, орешник, береза;

лебедь, петух, гусь, индюк;

Саша, Витя, Петров, Коля;

число, деление, сложение, вычитание;

веселый, быстрый, вкусный, осторожный;

круг, треугольник, указка, квадрат

Ведущий читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны найти «лишнее» слово и записать его в тетрадь(эти слова выделены). Остальные три слова обобщить. Дать объяснение.

Упражнение «Найди слоги»

Материал к заданию: таблица со слогами и словами, состоящими из этих слогов.

Ведущий по очереди называет слова. Задача вызванного к доске ученика - отыскать в таблице слоги, из которых состоит слово, названное учителем, в порядке их следования в слове.

Пример слоговой таблицы и соответствующих слов.

Слоги

Слова

ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО ЖИ ME ВИ ЛЕ НЫ СА КИ КА ГО НА БА РЕ ГА КО BE ДЫ ЛЮ ЦА СО ПО МУ НО НЯ ПИ БЕ СИ РО ВО ЯБ МО

камера, колесо, барыня, хорошо сирота, канаты, вера, кора раковина, гора, вино, пора берега, пара, дыра, сапоги пироги, волосы, ворота высота, лимоны, лисица яблоки, яблоня, мужики

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 7

Цель: развитие памяти, внимания, мышления.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Животные – растения»

Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Основная часть

Упражнение« Письмо инопланетянина».

Материал к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 12 клеток (3 по горизонтали и 4 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.

Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков (по типу тех, которые использовались ранее). Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.

Слова для запоминания: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.

Слова читаются с интервалом 15—20 сек, чтобы все ученики успели сделать зарисовку. В конце занятия (минут через 10— 15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Всем вместе проверить точность воспроизведения слов и словосочетаний.

Упражнение «Отгадай слова» 

Учеников просят прочитать текст, отгадывая «зашифрованные» слова.

Зима вьюжная

Пролетело жаркое О, Е, Л, Т (лето), прошла золотая Н, С, О, Е, Ь (осень), выпал снег - пришла М, И, 3, А (зима). Подули холодные Р, Ы, В, Е, Т (ветры). Голые стояли в лесу В, Ь, Я, Р, Е, Д, Е (деревья) - ждали зимней Ы, Д, Ж, Е, Д, О (одежды). И, Л, Е (Ели) и Н, Ы, С, О, С (сосны) стали еще зеленее. Много раз большими хлопьями начинал падать Е, Н, Г, С (снег), и, просыпаясь, люди не узнавали Л, Я, П, О (поля), такой необыкновенный свет светил в К, О, Н, О (окно). По первой пороше охотники пошли на Т, У, О, О, X (охоту). И целыми днями слышался по всему лесу заливистый А, И, Л (лай) Б, А, К, С, О (собак).

(И. Соколов-Микитов.)

Упражнение «Выбери главное».

Ведущий предлагает ученикам прослушать начало предложения и закончить его, выбрав наиболее подходящее слово из данных.

1.  .У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы).

2.  Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

3.  У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 8

Цель: развитие внимания, мышления, формирование элементов самоконтроля.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Запретная цифра» 

Выбирается какая-либо цифра, например, 4. Ученики встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: один, два, три Когда очередь доходит до четвертого ученика, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши четыре раза. Ошибающийся ученик выбывает из игры.

Кинезиологическое упражнение «Мельница»

Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию». Дыхание произвольное.

Основная часть

Упражнение «Какой? Какая? Какие?» 

Ведущий называет любое существительное, а ученики подбирают к нему слова, обозначающие различные качества этого предмета. Например, «трава» — зеленая, мягкая, шелковая, высокая, изумрудная, болотистая, густая, скользкая, нежная, сухая и т.д. «Дом» — большой, многоэтажный, кирпичный, красивый, прохладный, солнечный, комфортабельный, модерный, величественный, ветхий, мрачный, недостроенный, отремонтированный, покрашенный, поштукатуренный, заселенный и др.

Побеждает тот, кто назвал последним какое-либо качество.

Упражнение «Четвертый лишний». 

Ведущий читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны найти «лишнее» слово и записать его в тетради (эти слова выделены). Остальные три слова обобщить. Дать объяснение.

Наборы слов

мак, ромашка, роза, лук

чашка, блюдце, суп, тарелка

яблоко, персик, огурец, груша

помидор, баклажан, перец, слива

чашка, тарелка, кастрюля, стакан

молоко, сметана, каша, сыр

коза, курица, корова, овца

чайник, стул, стол, шкаф

машина, самолет, автобус, троллейбус

карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

Учеников просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т.е. не подходит к остальным (слова, соответствующие этим картинкам, выделены). Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Упражнение «Вычеркивай буквы и слушай».

Материал к заданию: индивидуальные бланки с рядами букв (например, Корректурная проба)).

Задача учеников: слушать рассказ, читаемый ведущим, и вычеркивать на бланке буквы. Однако задача несколько усложняется за счет вычеркивания не одной, а двух букв (например, так: с, к). В остальном порядок работы сохраняется как в занятии №5.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 9

Цель: развитие памяти, внимания, мышления., командного взаимодействия.

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Кто летает?»

Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-нибудь, способного летать, например, стрекозу, отвечайте: «Летает» – и показывайте, как она это делает, – разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Список слов: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.

Кинезиологическое упражнение «Кулак – ладонь»

Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать в кулак (6 – 8 раз).

Основная часть

Упражнение«Письмо инопланетянина».

Материал к заданию: для каждого ученика приготовить лист бумаги с таблицей, разделенной на 12 клеток (3 по горизонтали и 4 по вертикали), карандаш. В левом верхнем углу каждой клетки проставить ее номер.

Ученикам говорится, что они будут запоминать трудные слова и словосочетания с помощью специальных схем, знаков (по типу тех, которые использовались ранее). Для этого они должны по порядку в соответствующей клеточке «зашифровать» заданное слово или словосочетание, т.е. обозначить эти слова каким-либо знаком или лаконичным рисунком, чтобы потом, глядя на них, можно было вспомнить эти слова.

Слова для запоминания: грузовик, умная кошка, темный лес, день, веселая игра, мороз, капризный ребенок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.

Слова читаются с интервалом 15—20 сек, чтобы все ученики успели сделать зарисовку. В конце занятия (минут через 10— 15) учеников просят вспомнить эти слова и записать их в нижней части каждой клеточки. Проверить точность воспроизведения слов и словосочетаний.

Упражнение «Заселение дома».

Материал к заданию. Каждому ученику дается лист бумаги с изображением шестиэтажного дома. Ведущий говорит: «Нарисован дом. В нем шесть этажей. На каждом этаже три комнаты. Живут такие жильцы: Точка, Палочка и Галочка. На всех этажах жильцы живут в разном порядке. На самом верхнем этаже в первой комнате слева живет Точка, в средней — Палочка. Кто живет в последней? (Галочка.) Теперь нарисуйте на своем листочке, кто в какой комнате живет на шестом этаже. Будем заселять пятый этаж. В первой комнате тоже живет Точка. Где поселить Палочку и Галочку, чтобы они жили не в том порядке, как на шестом этаже?

Заселите остальные четыре этажа. На каждом этаже они должны жить в разных порядках».

Упражнение «Подбери слово». 

Учащиеся делятся на две команды и выстраиваются в шеренги друг против друга. Каждый участник по очереди бросает мяч ученику из другой команды и называют какое-либо слово, относящееся либо не относящееся к заданному ведущим понятию. Если слово относится к названному понятию, ученик мяч ловит. Теперь он называет какое-либо слово и бросает мяч участнику другой команды. Если слово не относится к заданному понятию, мяч отбивается. Выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Примерные темы: «Зимние вещи — не зимние вещи», «Сказочные герои — не сказочные герои», «Ягоды — не ягоды», «Цветы — не цветы», «Природа живая — неживая» и др.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Занятие № 10

Цель: развитие (слуховой памяти, внимания, мышления).

Вводная часть.

Разминка. Упражнение «Четыре стихии»

Играющие стоят по кругу и выполняют по команде ведущего движения в соответствии со словами: «Земля» – руки вниз, «Вода» – вытянуть руки вперед, «Воздух» – поднять руки вверх, «Огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается считается проигравшим.

Кинезиологическое упражнение «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Основная часть

Упражнение«Покажи одинаковые». 

Материал к заданию. Подготовить 10—15 разных предметов (чашка, тарелка, кусок хлеба, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная доска, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш, или их изображения).

Ученикам предлагается найти похожие предметы, например, сначала все металлические. Затем предлагается найти предметы с другими свойствами: съедобные, мягкие, круглые и т.д. Если дети легко справляются с таким выбором, то можно выбрать предметы сразу по двум признакам.

Упражнение  «Соблюдай правило».

Материал к заданию. Лист с геометрическими, карандаши.

Каждый ученик получает лист с геометрическими фигурами. Ведущий говорит: «В верхней части бланка над чертой нарисованы фигуры, внутри которых проставлены значки: внутри квадрата — галочка, внутри треугольника — черточка, внутри кружка — крестик внутри ромбика — точка. По сигналу «Начали!» вы будете внимательно, по строкам, слева направо просматривать фигурки и ставить внутри них значки так, как показано на образце. Это надо делать быстро, стараясь не ошибаться, то есть не пропускать фигуры и не ставить в них «чужие» значки. По команде «Стоп!» поднимите руку с карандашом вверх». Задание выполняется течение 1,5-2 мин.

Упражнение «Найди четвертый лишний».

На доске записаны наборы из четырех слов. Ученики должны найти «лишнее» слово в каждом наборе и объяснить, что объединяет остальные три слова.

Примерные наборы слов (выделены лишние слова):

Сын, друг, бабушка, папа (родственники)

Шалаш, казак, боб, горох (читаются в обе стороны одинаково)

Гнездо, муравейник, курятник, берлога (не сделано человеком)

Береза, сосна, клен, тополь (нехвойные деревья)

 Стол, стул, семья, трио (в словах присутствуют числительные)

Также  можно преобразовать это упражнение в  «Найди лишнее число». Примерные наборы чисел (выделены лишние числа):

33, 84, 22, 11 (составлены одинаковыми цифрами)

35, 75, 25, 5   (двузначные числа)

27, 81, 52, 63 (делятся на 3)

17, 26, 48, 56 (четные числа)

Заключительная часть. Подведение итогов занятия, рефлексия.

Список использованной литературы

  1. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети.  Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
  2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
  3. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г.
  4. Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
  5. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников», М. 2004 г.
  6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.
  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
  8. Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
  9. Альманах психологических тестов. М. 1995 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ

В УСВОЕНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Цель диагностической программы исследования: выявление причин учебных трудностей и особенностей развития познавательных процессов учащихся

Задачи исследования:

  1. Определить уровень  развития

-слуховой памяти;

-зрительной памяти;

-словесно-логического-мышления;

-внимания.

2. Определить актуальное психоэмоциональное состояние, уровень работоспособности и настроения учащихся.

3. Исследовать факторы школьной тревожности.

Диагностический инструментарий: 

  1. Тест «10 слов» (А.Р.Лурия)
  2. Методика «Узнавание фигур» (А.Н.Бернштейн)
  3. Методика Тулуз-Пьеррона.
  4. Опросник «Выявление школьной тревожности»( М.Филлипс).
  5. Цветовой тест М.Люшера(ЦТЛ)
  6. Тест Э. Ф. Замбацявичене

Организация исследования: 

Дата: исследование проводилось на базе МБОУ Барсуковская СОШ им. Е.Н.Волкова в сентябре 2015 года.

Форма: исследование проводилось в групповой (методика Тулуз-Пьеррона, опросник «Выявление школьной тревожности»(М.Филлипс)) и индивидуальной (тест «10 слов» (А.Р.Лурия), тест «Узнавание фигур» (А.Н.Бернштейн), цветовой тест М.Люшера(ЦТЛ), тест Э. Ф. Замбацявичене) формах.

Выборка: в исследовании приняли участие 7 учащихся 2 класса, из них 4 мальчика и 3 девочки, испытывающие трудности в усвоении учебного материала

Краткое описание используемых диагностических методик

  1. Тест «10 слов» (А.Р.Лурия).

Данная методика позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

  1. Методика «Узнавание фигур» (А.Н.Бернштейн)

Данная методика позволяет исследовать процессы восприятия и узнавания, сделать вывод об уровне развития зрительной памяти.

  1. Методика Тулуз-Пьеррона.

Тест является модификацией корректурного теста, направленного на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости)

  1. Опросник «Выявление школьной тревожности» (М.Филлипс).

Методика используется для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

  1. Цветовой тест М.Люшера(ЦТЛ) позволяет определить актуальное психоэмоциональное состояние, уровень работоспособности и настроения.
  2. Тест Э.Ф.Замбацявичене. Методика разработана на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТЕКСТ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК

Тест «10 слов» (А.Р.Лурия)

Методика заучивания десяти слов, предложенная А. Р. Лурия, используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения. Может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

При проведении исследования необходима тишина: при наличии каких-либо отвлекающих шумов исследование проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать. 

Пример тестового материала:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Процедура проведения

Первое объяснение"Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнил. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?" 

Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап). 

Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке". 

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".

В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики.

В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя. 

После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим методикам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

В результате протокол  принимает следующий вид:

 

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

огонь

1

+

 

+

 

+

+

 

 

 

 

 

2

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

+

3

+

+

 

 

+

+

 

+

 

 

+

4

+

+

 

 

 

 

 

 

 

+

0

5

+

+

 

 

+

+

 

+

+

 

 

Через час

 

0

 

 

 

0

 

0

 

 

 

Оценка результатов. В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом - 8-10. Отсроченное воспроизведение - 7 - 9 слов.

4 балла - Высокий уровень - запомнил 9 - 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла - Средний уровень - запомнил 6 - 8 слов после 5-го предъявления, 5 - 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла - Ниже среднего - запомнил 3 - 5 слов после 5-го предъявления, 3 - 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл - Низкий уровень - запомнил 0 - 2 слова после 5-го предъявления, 0 - 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

Интерпретация результатов теста.  

На основе протокола составляется график, «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

По форме кривой можно делать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на лишних словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8-9 слов, а затем, а с каждым последующим разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

Методика «Узнавание фигур» (А.Н.Бернштейн)

Методика предназначена для исследования процессов восприятия и узнавания, позволяет сделать вывод об уровне развития зрительной памяти.

Процедура исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Инструкция.

1. «Сейчас я покажу тебе изображения фигур. У тебя есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур». 

2. «На следующем рисунке среди нарисованных фигур ты должен выбрать те, которые видели в первом-случае».

Стимульный материал:

http://gurutestov.ru/Im/img153.jpg   http://gurutestov.ru/Im/img154.jpg

Оценка результатов

очень высокий уровень – 8 - 9 символов (предметов),

средний уровень – 6 фигур (предметов),

низкий уровень – ребенок узнал менее 4 фигур (предметов).

Обработка и интерпретация результатов теста

Отмечается и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле: 

E = M / 9 + N, где 

М – число правильно узнанных фигур, 

N – число неправильно узнанных фигур. 

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала.

Тест Тулуз-Пьерона

Тест Тулуз-Пьерона является одним из вариантов «корректурной пробы». Суть задания состоит в дифференцировании стимулов, близких по форме и содержанию, в течение длительного, точно определенного времени.

Тест Тулуз-Пьерона первично направлен на изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично - оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени.

«Классический» вариант теста Тулуз-Пьерона (30 строчек) применим для широкого возрастного диапазона, начиная с 15 лет. Укороченный вариант (10 строчек) можно использовать, начиная с 3 класса. Для детей 6-8 лет (1-2 класс) предлагается упрощенный вариант методики (бланк, состоящий из 10 строчек и содержащий два квадратика-образца). Он был разработан с учетом еще не полного сенсомоторного развития детей этого возраста и меньшего объема их оперативной памяти.

В тесте Тулуз-Пьерона стимульным материалом являются 8 типов квадратиков, различающихся тем, к какой грани или к какому из углов добавлены черные полукруг или четверть круга. Тестовый бланк состоит из 10 строчек, на которых в случайном порядке расположены все типы используемых квадратиков. В верхнем левом углу бланка изображены квадратики-. В расположенных ниже строчках обследуемый должен находить и зачеркивать квадратики, аналогичные образцам, а остальные - подчеркивать. Время работы с каждой строчкой ограничено. Дети от 6 лет до 6 класса работают с каждой строчкой 1 минуту. Когда отведенное время истекает, обследуемый должен переходить к следующей строчке, независимо от того, смог он обработать предыдущую до конца или нет.

Процедура тестирования

Обследование с помощью теста Тулуз-Пьерона может проводиться как групповым способом, так и индивидуально. Но для того, чтобы выяснить, как ребенок будет работать в классе, тестирование должно проводиться групповым способом, воспроизводя типичную обстановку урока. Индивидуальное обследование показывает возможности ребенка при наличии внешнего контроля (родителей, репетитора), т. е. зону его ближайшего развития. Группа должна быть не менее 6-10 человек. Общее время работы для детей -15-20 минут.

При групповом тестировании дети сначала слушают инструкцию, сопровождаемую демонстрацией на доске и работают с тренировочной строкой.

Инструкция: «Теперь будем работать все вместе и точно по времени. На каждую строчку будет даваться 1 минута. Как только время пройдет, я буду говорить: «Стоп! Следующая строчка». И в каком бы месте строки ни застал Вас этот сигнал, надо сразу перенести руку на следующую строчку и без перерыва продолжать работу. Работать надо как можно быстрее и как можно внимательнее».

К выполнению основной части работы дети приступают по команде: «Все поставили ручки на первую строчку! Начали!». По истечении времени, отведенного на последнюю строчку, надо сказать: «Стоп! Все работу закончили».

Обработка результатов

Для каждой строчки подсчитывается:

1)        Общее количество обработанных квадратиков (включая и ошибки);

2)        Количество ошибок.

За ошибку считается: неверная обработка (когда внутри маркера квадратик подчеркнут, а вне - зачеркнут), любые исправления и пропуски (когда квадратик вообще не обработан). Соответствующие две цифры проставляются справа против каждой строчки и затем переносятся в соответствующую таблицу на Бланке фиксации результатов.

Утомляемость, врабатываемость, а также цикличность в колебаниях внимания хорошо прослеживаются по падению или нарастанию количества обработанных знаков в строчке и по динамике ошибок. При желании они могут быть оценены и количественно, посредством сравнения скорости и точности обработки первых двух строчек с соответствующими показателями по двум последним строчкам.

Основные расчетные показатели:

1.Скорость выполнения

n- число рабочих строчек; х1 - количество обработанных знаков в строке. Таким образом, общая сумма обработанных знаков делится на количество рабочих строчек.

2. Коэффициент точности выполнения теста (или показатель концентрации внимания):

V        - скорость;

α - среднее количество ошибок в строке;

n - количество рабочих строчек;

у1: - количество ошибок в строке.

Таким образом, находится отношение правильно обработанных знаков к общему числу обработанных знаков.

Интерпретация результатов

Основным показателем является коэффициент точности выполнения теста Тулуз-Пьерона, характеризующий развитость произвольного внимания и, в особенности, способность к произвольной концентрации. Именно этот показатель (К) необходимо анализировать в первую очередь, сравнивая полученное числовое значение с нормативами.

Опросник «Выявление школьной тревожности» (М.Филлипс)

Предназначен для изучения уровня и характера тревожности, связанной со  школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест выявляет эмоциональное состояние в школе по следующим факторам:

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха -  неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно -  публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей,тре-

вога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу -  особенности психофизической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде.  На каждый вопрос требуется однозначно ответить "Да" или "Нет".

Инструкция:

"Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе.  Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

 На листе для ответов вверху запишите свое имя,фимилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если Вы согласны с ним, или "-», если не согласны".

Текст опросника

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто никогда из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особенным вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

Цветовой тест М.Люшера(ЦТЛ)

ЦТЛ представляет из себя набор карточек 8-ми цветов: - серого (условный номер - 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). 

Суть процедуры тестирования представляет собой ранжирование цветов испытуемым по степени их субъективной приятности (симпатичности). Тестирование проводится при естественном освещении, на цветовые таблицы не должны падать прямые солнечные лучи. Испытуемого просят отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.

Процедура ранжирования цветовых карточек цветометрического теста М. Люшера позволяет определить общий уровень психоэмоционального состояния, уровень настроения и уровень энергетического баланса организма.

Тест Э. Ф. Замбацявичене

Методика изучения словесно - логического мышления разработана на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.

Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.

Описание методики. В методику входят задания четырех типов, направленные на выявление умений ребенка осуществлять различные логические операции с вербальным материалом. Каждый субтест  включает 10 заданий.

В состав первого субтеста входят задания, требующие от школьников навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно также судить о словарном запасе 'школьников.

Второй субтест представляет собой словесный вариант методики исключения «пятого лишнего». Результаты его проведения позволяют судить об уровне сформированности операций обобщения, абстрагирования, выделения существенных признаков предметов и явлений.

Третий субтест — задания на умозаключения по аналогии. Они требуют умственных навыков установления отношений и логических связей между понятиями.

Четвертый субтест также направлен на исследование важнейшей для данной ступени интеллектуального развития операции обобщения.

Инструкции и порядок работы. Перед предъявлением контрольных десяти заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных для того, чтобы ввести детей в задачу, помочь уяснить суть предстоящей интеллектуальной работы. Во время выполнения контрольных заданий текст может зачитываться как самим психологом, так и детьми про себя. Возможно также комбинированное предъявление инструкции (сначала ее зачитывает психолог, затем дети повторно читают про себя). Наибольшие сложности у школьников обычно вызывает третий субтест. Инструкцию к нему нужно обязательно пояснить на разнообразных тренировочных упражнениях.

Обработка полученных данных. Прежде всего каждый правильный ответ оценивается определенным баллом, в зависимости от своей изначальной сложности.

Таблица, в соответствии с которой оценивается каждый ответ школьника.

№ задания

1 субтест

2 субтест

3 субтест

4 субтест

1

1.9

2.6

2.0

2.6

2

2.8

2.3

2.4

3.0

3

2.7

2.7

2.2

2.1

4

2.3

2.6

2.6

2.2

5

2.6

2.4

2.4

2.6

6

2.2

2.5

2.1

3.0

7

2.8

2.3

2.5

2.8

8

3.4

2.5

2.2

2.2

9

2.8

3.0

2.2

2.4

10

2.6

2.7

2.2

2.2

Далее подсчитывается общая сумма баллов, полученных каждым школьником по каждому субтесту и всем четырем субтестам вместе. Данные по субтестам сравниваются с максимально возможным результатом, который составляет:

для 1 и 2 субтеста — 26 баллов;

для 3 субтеста — 23 балла;

для 4 субтеста — 25 баллов.

Общий балл сравнивается с максимально возможным баллом по данному тесту в целом (он составляет 100 баллов), и в соответствии с ним устанавливается уровень развития, словесно-логического мышления школьников:

100—75 баллов — высокий уровень развития;

74—50 баллов — средний уровень развития;

49—25 баллов — низкий уровень развития.

Стимульный материал.

1 СУБТЕСТ

Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.

 1. У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица)

 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень)

 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев)

 4.  Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец)

6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда)

7.Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник)

8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная)                

9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень)

10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София)

2 СУБТЕСТ

Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его:

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

2. Река, озеро, море, мост, болото

3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата

4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса

5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник

6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат

7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей

8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3 СУБТЕСТ

Найди среди пяти слов, написанных под чертой, одно, которое так же подходило бы к слову, написанному над чертой, как подходят друг к другу слова соседней пары:

1.   Огурец              георгин

      овощ                 сорняк, роса, садик, цветок, земля

2.  Учитель            врач

      ученик                   очки, больные, палата, больной,  термометр

3.  Огород            сад

    морковь            забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

4.  Цветок             птица

     ваза                 клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья

5. Перчатка          сапог

  рука                    чулки, подошва, кожа, нога, щетка

6.  Темный           мокрый

      светлый          солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

 7.   Часы               термометр

        время           стекло, температура, кровать, больной, врач

8.    Машина           лодка  

     мотор                  река, моряк, болото, парус, волна

9.     Стул                          игла

   деревянный            острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

10.   Стол                  пол

        скатерть          мебель, .ковер, пыль, доска, гвозди

        ;

4 СУБТЕСТ

Подбери общее слово к двум, указанным в строчке.

 1. Метла, лопата ...

 2. Окунь, карась ...

3. Лето, зима ...

4. Огурец, помидор ...

5. Сирень, шиповник ...

6. Шкаф, диван...

 7. День, ночь ...

 8. Слон, муравей ...

 9. Июнь, июль …

10. Дерево, цветок ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система и результативность психолого- педагогического сопровождения учащихся начальных классов в развитии познавательных процессов

Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет...

Коррекция и развитие познавательных процессов у учащихся на уроках в специальной школе VIII вида

Учебные программы специальных школ VIII вида предусматривают наряду с сообщением необходимых знаний учащимся максимальное развитие у них познавательных процессов. Педагог должен в своей практической р...

"Развитие познавательных процессов учащихся младших классов на занятиях курса «Юные умники и умницы» в рамках введения ФГОС".

Предлагаю знакомство с курсом "Юным умникам и умницам", который я веду в рамках внеурочной деятельности....

Статья "Развитие познавательной активности учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения математике с использованием наглядно-дидактического и игрового материала"

Особенности познавательной деятельности детей с ЗПР.Целевое назначение наглядно-дидактического и игрового материала.Наглядно-дидактический и игровой материал как средство активизации познавательной де...

конспект занятия в 1 классе по развитию познавательных процессов для учащихся 1 классов

Тема «Лесные животные».Цели:1. Развитие устойчивости внимания.2. Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации....

Программа для учащихся 1-4 класса по развитию познавательных процессов.

Программа предназначена для групповой работы с обучающимися, имеющими трудности в освоении учебного материала. В содержание включено много упражнений для развития познавательных процессов младшего шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуальных внеурочных (коррекционно-развивающих) занятий «Развитие познавательных процессов» для обучающейся 3 «В» класса по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обу

Рабочая программа по курсу «Развитие познавательных процессов» составлена на основе:- Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования...