Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.
статья на тему

Белокосова Светлана Владимировна

Описание работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_opyt.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта работы учителя - дефектолога МБОУ «СОШ №9»

Рузаевского  муниципального района

Белокосовой Светланы Владимировны

«Использование ИКТ для обучения детей с ОВЗ»

1. Актуальность и перспективность опыта.   

            Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками. Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, развитие социального опыта всех детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

    Сегодня инклюзивный процесс в образовании требует специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в общеобразовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей. Это требование ставит перед учителями-дефектологами задачи непрерывного поиска новых, более эффективных технологий обучения.     

       В качестве одной из них мне видится применение компьютерных технологий на коррекционных занятиях.    Развитие информатизации и всеобщая компьютеризация человечества диктует новые тенденции в формировании человека, понятого и принятого современной общественностью.    

       Работа по развитию социализации и формированию психических функций у школьников с нарушением интеллекта является одним из приоритетных направлений в моей практике. Оснащение учебных кабинетов, кабинетов психолога и логопеда, ЛФК, сенсорной комнаты компьютерной техникой позволило поставить коррекционную работу на более высокую ступень.   

      Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения ИКТ в коррекционный процесс.  Поэтому проблему изучения и использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушением интеллекта считаю актуальной и перспективной, имеющей большую  практическую значимость. 

2. Концептуальность.      

       Развитие психических процессов учащихся с нарушением интеллекта протекает с рядом особенностей: общее недоразвитие речи, своеобразие развития познавательной сферы и восприятие окружающей действительности.

     Сочетание классических, традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных, позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс по развитию психических функций более разнообразным, нестандартным, познавательным, занимательным, мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта.     

      Использование компьютерных презентаций даёт возможность за короткий промежуток времени включить максимально возможное количество видов работ, сделать их красочными, насыщенными разнообразным иллюстративным материалом, который помогает поддерживать у учащихся устойчивый интерес к занятиям.

       На сегодняшний день, опыт использования различных коррекционно-развивающих компьютерных программ  и установок в процессе обучения является инновационным.

      Новизна опыта состоит в том, что, целенаправленно применяя ИКТ на занятиях учитель-дефектолог:

  • более продуктивно корригирует все имеющиеся нарушения  у школьников с интеллектуальной недостаточностью;
  • значительно расширяет зону ближайшего развития ребенка;
  • способствует интеллектуальному и социальному развитию детей;
  • мотивирует познавательную деятельность ребенка и достигает положительного отношения к коррекционной работе;
  • создаёт положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.  

3. Наличие теоретической базы опыта      

      В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого – педагогические и методологические разработки Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б.Эльконина и др. В настоящее время ряд специалистов-дефектологов (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Никольская И.А., Годин Л.С., Кузьмичёва Е.П., Яхнина Е.З. и др.) исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии внедрения ИКТ в коррекционный процесс.

4. Ведущей   педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование развивающих компьютерных программ  и компьютерных презентаций на коррекционных  занятиях и внеклассных мероприятиях с целью повышения эффективности коррекционной работы. 

5. Оптимальность и эффективность применения ИКТ    

       Специфика работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушение, требует использования огромного объема наглядного материала, многократного повторения и объяснения многих понятий, особенно связанных с действиями. Поэтому применение компьютерных технологий позволяет сделать занятие увлекательным и информационно насыщенным, что делает учебный материал более доступным для восприятия детей. Кроме того, использование компьютерных технологий повышает мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, а также учащиеся расширяют свои умения в работе с компьютером.    

     С целью оптимизации процесса обучения учащихся мною созданы собственные презентации по учебным темам и собрана медиатека. Она включает в себя – собственные компьютерные разработки для работы по обучению чтению, письму, математике, окружающему миру, ИЗО и технологии в виде компьютерных презентаций; озвученные  мультимедийные презентации из образовательных ресурсов сети Интернет; специализированные интерактивные обучающие программы «Multikid» и «Eduplay»; компьютерные обучающие программы "Учимся читать с домовенком Бу",  "Веселая школа домовенка Бу", "Умные игры. Развитие памяти и внимания".    

     Использование мультимедийных презентаций и игровых обучающих программ имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют применять различные виды речевой, сенсорной деятельности и сочетать их с развитием памяти, мышления, восприятия, внимания, а также обеспечивают реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.    

6. Результативность опыта.            

     Практика  показывает, что использование компьютерных технологий  на обучающих и коррекционных занятиях дает положительные результаты. Учащиеся более активно и охотно включаются в работу по усвоению материала, заметно увеличивается время, в течение которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять предлагаемые задания. Развивается познавательный интерес, расширяется кругозор, накапливается словарный запас благодаря возможности соединения речевого материала с иллюстративным.    

      Мною  созданы презентации к занятиям для формирования представлений об окружающей среде, музыкальных инструментах, видах спорта, профессиях и т.д., подобран обучающий материал, картинки  для формирования правильного восприятия окружающей действительности:     

  • Времена года                                               
  • Явления природы                                    
  • Здоровый образ жизни                                                      
  • Живопись
  • Безопасное общение
  • Профессии
  • Животные
  • Правила маленького пешехода

      С целью совершенствования устной словесной речи  провожу занятия  по формированию умений описывать или рассказывать по увиденному и иллюстрированному материалу.   Включаю в состав компьютерных презентаций  элементы здоровьесберегающих технологий. Для преодоления зрительного утомления применяю чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой, выполняем  упражнения для снятия напряжения глаз. Для преодоления наступающего утомления -  веселые физминутки.

      Для лучшего закрепления изученного материала на индивидуальных занятиях использую в работе разнообразные дидактические материалы, а именно: интерактивные сенсорные коврики, карточки для выполнения заданий, геометрические фигуры и карточки с музыкальными нотами. Все материалы интегрированы с программным обеспечением Multikid и Edupley.

    Компьютер и компьютерные программы на коррекционном занятии – это инструмент и средство обучения, благодаря которому, процесс обучения становится динамичным, посильным и интересным для  школьников. 

7. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми.

За время работы:

  • Разработаны адаптированные рабочие программы
  • Создана коллекция  компьютерных обучающих игр
  • Разработаны дидактические материалы для контроля уровня усвоения
  • Созданы дидактические материалы в виде компьютерных презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

инновационный опыт работы

В материале размещен педагогический опыт работы по теме "Формирование здорового образа жизни младших школьников путем гибкости, разнообразия методов и приемов воспитания"...

Инновационный опыт работы учителя начальных классов

По теме " Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОС"...

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области         Выступление н...