Мотив и мотивация учебной деятельности
материал на тему

Летунова Екатерина Николаевна

Мотив и  мотивация учебной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon motivy_ucheniya.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Содержание

  1. Введение……………………………………………..…...3
  2. Мотив и мотивация……………………………………...4
  3. Виды мотивов учения………………………………...…5-6
  4. Сущность учебных мотивов………………………..…..6-7
  5. Источник учебной мотивации………………………….7-8
  6. Классификация мотивов по Е.П.Ильину……………....8-9
  7. Формирование мотивов учебной деятельности………9-11
  8. Заключение………………………………………………11
  9. Список литературы……………………………………..12

Введение

Мотивация является одной из фундаментальных и актуальных проблем психологии и педагогики. Она является ведущим фактором регуляции активности личности, ее поведения и деятельности и, вследствие этого представляет исключительный интерес для педагога.

Для каждого преподавателя важно, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе. Но подчас приходится встречаться с несформированностью у учащихся потребности в знаниях, с отрицательным отношением к учебной деятельности. В этой ситуации процесс учения нельзя назвать успешным.

Таким образом, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком, подростком, юношей без учёта особенностей их мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут скрываться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными. Поэтому перед преподавателем стоят задачи по ее изучению, формированию и развитию у учащихся.

Мотив и  мотивация учебной деятельности

Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут стать идеалы, мечты, чувства, стремления, интересы и многое другое. Мотивы классифицируются по видам вызывающих их потребностей и по конкретному содержанию деятельности, в которой они реализуются. 

Тема мотива и мотивации очень хорошо разработана в педагогической психологии, и это, как ни странно, создаёт определённые трудности в овладении этой темой, поскольку часто по одному и тому же вопросу у психологов существует несколько разных мнений, а и следовательно, отличающихся методик для выявления какого-либо факта. Похоже, единственный способ решения этих трудностей – определить свою собственную позицию по этой проблеме, и выбрать для своей работы те термины, те методики, которые более понятны и ближе к «стилю» преподавания.

Для лучшего понимания проблемы  целесообразно условиться об однозначности определений терминов «мотив» и «мотивация», хотя в психологии встречаются различные определения этих понятий.

Итак: что такое «мотив»?

Мотив - это то, что побуждает деятельность

(является формой проявления потребности).

Что такое «мотивация»?

Мотивация - процесс побуждения себя и других

к деятельности для достижения личных целей.

Виды мотивов учения

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Эти группы мотивов описаны в психологической литературе (СНОСКА: См.: Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969; Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972; Мотивация учения /Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1976.).

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням (СНОСКА: См.: Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979, с. 97.). Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;

3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Сущность учебных мотивов

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя:

-познавательные потребности;

-цели;

-интересы;

-стремления;

-идеалы;

Мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.
          Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость 
учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации "есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними".

По ее мнению, качества мотивов могут быть:

-содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.);

-динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т.д.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность.
          Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоционально-волевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:

-характером образовательной системы;

-организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

-особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);

-личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;

-спецификой учебного предмета.

Источники учебной мотивации

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности:

-внутренние;

-внешние;

-личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).
          Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности - это объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (наличие школы, учебников, библиотеки и т.д.).
          Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.
          Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

Классификации мотивов по Е. П. Ильину

 

Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.

         Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).

 

 

Таблица «Мотивы учебной деятельности»

 

Возраст/Группа

Мотив

Первоклассники
(дошкольники)

интерес к учению вообще

стремление к взрослости

Младшие школьники

беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);

получаемые отметки;

престижный мотив;

познавательный мотив (очень редко).

Средние классы

стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;

мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;

требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;

потребность в познании и оценке свойств своей личности;

главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);

особенность мотивации – наличие подростковых установок.

Старшие классы

основной мотив – подготовка к поступлению.

 

 

Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.

Формирование мотивов учебной деятельности

      Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности,  используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

-словесные

-наглядные и практические методы

 - репродуктивные и поисковые методы

-индуктивные и дедуктивные методы

  -методы  самостоятельной  учебной  работы  или  работы  под  руководством    учителя.

1) Рассказ,  лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость  учения    как в общественном, так и в личностном плане  -  для  получения  желаемой   профессии, для активной  общественной  и  культурной  жизни  в  обществе.    Яркий, образный рассказ невольно приковывает  внимание  учеников  к  теме   урока.

2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает  интерес    школьников к  изучаемым  вопросам,  возбуждает  новые  силы,  позволяющие   преодолеть утомляемость.

3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы  в  том   случае, когда проблемные  ситуации  находятся  в  зоне  реальных  учебных   возможностей школьников, т.е. доступны для  самостоятельного  разрешения.   В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся  является  стремление   решить поставленную задачу.

4) При известных условиях  стимулирующим  влиянием  обладают  дедуктивные  и   индуктивные методы.  

5) Неизменно воодушевляет школьников введение в  учебный  процесс  элементов   самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями   и навыками для ее успешного  выполнения.   В  данном  случае  у  учащихся   появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.

Таким  образом,  каждый   из   методов   организации   учебно-познавательной деятельности  в  то  же  самое  время  обладает  не   только   информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно  говорить о  мотивационной  функции  любого  метода  обучения.  Педагогикой   накоплен большой арсенал  методов,  которые  специально  направлены  на  формирование положительных  мотивов  учения,   стимулируют   познавательную   активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной  информацией.  Функция стимулирования в этом случае как  бы  выходит  на  первый  план,  содействуя осуществлению образовательной функции  всех  других  методов  обучения.  Для проблемы методов стимулирования и  мотивации  учения  очень  важно  то,  что психологи  единодушны  в  выделении  двух  основных  групп  мотивов  учения: мотивов познавательного интереса  и  мотивов  общественного  плана,  которые можно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного  долга  и ответственности. Причем мотивы долга и ответственности  касаются  не  только широкого общественного плана - долг  перед  Родиной,  но  и  ответственности перед коллективом, учителями, родителями и  перед  самим  собой,  стремления получить их оценку,  одобрение,  желание  занять  должное  место  в  учебном коллективе  класса.   В  педагогике  и  методиках  преподавания  давно   уже сформировалось мнение, что при  подходе  к  изучению  темы  надо  специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению.  В  свое

время активно применялись для  этого  термины  “интригующее  начало  урока”,“эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой  теме”  и  т.п.

Многие учителя и теперь не упускают возможности тщательно  продумать  начало урока,   чтобы   оно   захватило   ребят   своей   необычностью,   яркостью, удивительностью,  которая  позволяет  затем  удачно  организовать   изучение нового материала. Для этого необходимо активно формировать у  всех  учителей умение применять  самые  разнообразные  методы  стимулирования  и  мотивации учения.

Заключение

Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно.  В самом деле, уже знание таких мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка, подростка.  Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством.  Однако, наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость.  Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости, точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных представлений.  Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников.  Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к подростку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом.

Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

Литература

  1. Асеев, В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности Текст. / В.Г. Асеев. М., 1976. - 223 с.
  2. Горянина, В.А. Психология общения: Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Горянина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 416 с.
  3. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 1988. - 191 с.
  4. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
  5. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие/ В.А. Якунин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус», 2000. - 349 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"

Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего обра...

"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...

Формирование универсальных учебных действий у первоклассников в учебной деятельности через проекты

Статья посвящена описанию проектной деятельности в 1 классе по "Школе России". Приведены примеры детских исследований в учебной работе....

Мотивация учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности у младших школьников.

Уровень продуктивности учебной деятельности и эмоционального самочувствия младшего школьника становится фундаментом социальной успешности выпускника школы...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельностиМетодика оценки уровня сформированности учебной деятельности(Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)...