Учебная программа "Учись учиться 2" авт. Дзятковская Е.Н. серии "Экология учебной деятельности"
рабочая программа (2 класс) по теме

Викторук Ольга Евгеньевна

 

Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования, которые решаются на базовых учебных предметах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «УЧУСЬ УЧИТЬСЯ-2»

 Пояснительная записка

         Программа выстроена в соответствии с Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010) и скоординирована с учебными задачами экологического и здоровьесберегающего образования, которые решаются на базовых учебных предметах.

          Преемственность предметного компонента содержания инвариантного и вариативного компонентов экологического и здоровьесберегающего образования обеспечивается с учетом направленности инварианта на рассмотрение вопросов биологической экологии, охраны природы, правил здорового образа жизни, а вариативного компонента - на основы экологии человека, объединяющей экологическое и здоровьесберегающее образование, а также на пропедевтику социальной экологии, закладывающей умения экологически направленной рефлексивно-оценочной деятельности.

          Преемственность деятельностного компонента содержания 1твариантного и вариативного компонентов экологического образования обеспечивается распределением их функций по достижению метапредметных и личностных результатов, предусмотренных ФГОС.

          Так, содержание инвариантной экологической составляющей базовых предметов предусматривает создание учебных ситуаций, в которых ставятся и решаются учебные задачи по освоению универсальных учебных действий, необходимых для формирования экологически грамотной личности.

          На третьем-четвертом году работы по данной программе ставится цель формирования опыта применения в жизненных ситуациях учения, общения и быту таких универсальных учебных действий, как планирование, произвольная самоорганизация поведения (в соответствии с правилами экологической культуры, то есть по образцу), описание и характеристика отдельных элементов экологических связей, их сравнение и анализ; развитие рефлексивных способностей, продолжается формирование основ здоровьесберегающего индивидуального стиля учения и общения.

          Достижение поставленной ФГОС задачи формирования у младших школьников основ экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни невозможно силами только урочного компонента. Приоритетной задачей всех направлений внеурочной работы является воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся, создание для этого творческой, здоровой и безопасной воспитывающей среды, уклада шкальной жизни. Экологическое образование занимает особое место в организации такого уклада, поскольку предметом изучения экологии человека является система «человек - среда».

             

     Для реализации внеурочным экологическим образованием в состав УМК  включены:

•   рабочая тетрадь для учащихся;

•   методические рекомендации, программа и планирование занятий для учителей;

•   информационно-рекомендательная брошюра для педагогов и родителей - «Экологическая безопасность в школе и дома»;

•    учебное пособие для самообразования учителей и школьных психологов «Экологическое развивающее образование».

Структура программы.     

       Функцию введения выполняет раздел «Учусь в радость», направленный на развитие учебной мотивации, как основного условия здоровьесберегающего характера учебы.

       Программа включает следующие сквозные учебные модули:

Учусь экологическому мышлению;

Учусь управлять собой, моя экологическая культура;

Учусь действовать, мои экологические проекты.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся научатся называть:

- что такое экологическая культура, приводить примеры правил экологически безопасного поведения в окружающей среде с привлечением

собственного опыта;

-   что такое «признак», «описать», «характеризовать», «свойство» и «качество» объекта, «план», «режим», «анализ»;

- слова-синонимы и слова-антонимы, необходимые для описания сходства и отличий окружающего мира;

-  какие есть способы регуляции настроения, разные способы запоминания, произвольного внимания; как избегать конфликты при общении (в т.ч. мальчиков и девочек);

описывать:

- признаки предмета, выделяемые с помощью одной модальности восприятия, с помощью ощущений другой модальности и переживаемых эмоций;

- свойства и качества объектов (характеризовать их); -ранжировать предметы по нарастанию (убыванию) признака.

 сравнивать и находить сходство:

-   объектов окружающего мира по форме, размерам, расположению в пространстве, источникам звуков, их признакам, по цвету, по характеру движений (на примере природного мира, мира вещей, знаков и символов); своего поведения с модельными образцами и делать вывод, какие качества в себе надо воспитывать, чтобы быть похожим на... и не быть похожим на... (как поступать стыдно);

анализировать: 

свое поведение в проблемных ситуациях общения, дорожные знаки; выделять главное в учебном материале (npавописанue словарных слов, применение правил русского языка и математики, различение парных звуков);

понимать и объяснять:

связь здоровья природы и здоровья человека; зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям);

приводить примеры необходимости управления собой, своим поведением; экономии в быту, предвидения последствий своего поведения для природы и человека; предосторожного поведения; следования законам природы, подражания ей при организации своего окружения; роль творчества и

воображения для этого;

организовывать свою деятельность точно по образцу (инструкции);

планировать:

составлять    порядок    предстоящих   дел    —   как    основы   режима,

самоорганизации;

-   самостоятельно   организовывать  свою   деятельность  по   образцу,   по

составленному  плану (из 2-4 действий) :

- выполнять действия по плану;

разыгрывать ситуации, содержащие экологические проблемы;

составлять          монологическое          высказывание         рефлексивной

направленности;

представлять информацию с помощью слов, графики, жестов и

мимики, звуков; ассоциаций;

оценивать:

- свою работу по заранее определенному критерию (двум критериям) и сравнивать свою оценку с внешней оценкой, проверять, правильно ли сделал: находить ошибку и пробовать исправить ее; - себя (поведение, черты характера, умения), сравнивая с образцом.

Обучающиеся смогут научиться:

самопомощи в учебе, общении;

применять умения применять общеучебные умения описания, характеристики, выделения главного, планирования, произвольной самоорганизации, рефлексии и самооценки, предвидения экологических рисков, анализа, сравнения, нахождения ассоциаций в экологически безопасном поведении в окружающей среде; высказываться о своих индивидуальных особенностях, эффективных и безопасных способах учебы, общения, жизнедеятельности, как составной части экологической культуры.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ - 2» (второй год обучения)

Раздел 1. УЧУСЬ В РАДОСТЬ

Задачи: формирование внутренней мотивации к учебе;

              коррекция самооценки (средствами оптимистического прогнозирования);

              развитие умения планирования ~ определения порядка предстоящих дел как основы соблюдения режима,  самоорганизации,  самостоятельной организации своей деятельности по образцу, по составленному самим плану (из 2-4 действий);

             выполнять действия по плану.

1.  УЧУСЬ В РАДОСТЬ. ДАВАЙ ПОМЕЧТАЕМ! Учебная задача: Создать сообщение. Строить монолог на тему: Для чего учиться?

2. УРОКИ ПРИРОДЫ: ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НУЖЕН РЕЖИМ! Учебные задачи. Задать вопрос. Получить информацию. Передать информацию в виде рисунка. УЧУСЬ СОСТАВЛЯТЬ ПЛАН.  Учебная задача: Составить план действий. Ответить, правильно ли я действую.

3. МОЙ РЕЖИМ. Учебная задача: Определить порядок дел. Оценить свой режим.

 4. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА.

Раздел 2. УЧУСЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ.

Задачи: Ориентироваться в пространстве физических тел, знаков и

символов

Сравнивать, находить и называть не только отличие, но и сходство:

по всем признакам; по существенным признакам

(на примере природного мира, мира вещей, знаков и символов).

Отличать    существенные   (обязательные)    признаки    предмета   от

несущественных.

Описывать свойства и качества объектов (характеризовать их).

Ранжировать предметы по нарастанию (убыванию) признака.

Описывать признаки предмета, выделяемые с помощью одной модальности

восприятия, с помощью ощущений другой модальности и переживаемых

эмоций. Приводить ассоциации.

Выявлять причинно-следственные отношения, определять логическую

последовательность событий.

Выстраивать монологичную речь высказывать свое мнение.

Выполнять действия по инструкции в определенном порядке.

5. ГЛАВНЫЙ ЗАКОН ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА - ЕГО РАЗНООБРАЗИЕ.

Задача: Создать сообщение. Повторение, что такое «описать»

6. ОПИСАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. Задача: Описать свойства объектов: найти сходство и отличия.

7. ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.

Задача: Сравнить формы: найти сходство. Подобрать ассоциации.

8. ФОРМЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ИХ ИЗОБРАЖЕНИЕ. Задача: Сравнить формы: найти сходство. Подобрать ассоциации.

9.  ДВИЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.

Задача: Сравнить движения: найти сходство и объяснить их.

10. ЦВЕТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.

Задача: Сравнить цвет: найти сходство. Подобрать ассоциации. 

11. ЗВУКИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: СХОДСТВО СРЕДИ РАЗНООБРАЗИЯ.

Задача: Сравнить звуки: найти сходство. Подобрать ассоциации.

12. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ОБЩЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Задача: сравнить объекты по происхождению: найти сходство.

13. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Задача: Выполнить инструкцию. Сделать по образцу. Найти и исправить ошибки. Оценить свою работу.

14. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТОВ.

Задача: Описать качество объекта.

Раздел    3.    УЧУСЬ    УПРАВЛЯТЬ    СОБОЙ,    ИЛИ    МОЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Задачи:

Развивать   самопринятие   и  мотивацию   на   самосовершенствование,

формирование умений управлять собой, экономию природных богатств,

экологически безопасное поведение в природе и среди людей.

Понимать,  что такое экологическая культура,  приводить примеры

правил   экологически   безопасного   поведения   в   окружающей   среде   с

привлечением собственного опыта.

Называть способы регуляции настроения, способы избегания конфликтов в

общении (в т.ч. мальчиков и девочек);

разные способы запоминания, произвольного внимания Сравнивать себя с модельными образцами поведения и делать вывод, какие качества в себе надо воспитывать, чтобы быть похожим на... и не быть похожим на... (как поступать стыдно)

Точно выполнять инструкцию, организовать свою работу, оценивать ее результат, исправлять ошибки;

объяснять, зачем и как следует заботиться о здоровье человека и здоровье природы (точное выполнение правил предосторожного поведения, экономия в быту, вежливость, контроль за настроением, помощь людям); предвидеть последствия своих действий в окружающей среде, проявлять предосторожность;

договариваться о правилах общения; выделять хорошие черты характера у себя и других, анализировать свое поведение в проблемных ситуациях общения, дорожные знаки.

15. ПИСЬМО ГОСТЬИ ИЗ БУДУЩЕГО.Задача: Фантазировать, воображать, что может быть с природой в будущем, как при этом изменится жизнь человека.

16. УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ: ЗАБОЧУСЬ О ЗДОРОВЬЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА.Задача: построить диалог. Проверить информацию. Оценить свое поведение.

17.  УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ: ЭКОНОМЛЮ В БЫТУ (выполняется как домашнее задание).Задача: Построить диалог. Создать сообщение.

18. УЧУСЬ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ: АНАЛИЗИРУЮ ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ.Задача: Анализировать объект. Описывать его качества.

19. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: ИДУ НА ПОМОЩЬ!Задача: Сравнить эмоции: найти отличие и сходство.

20. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: УПРАВЛЯЮ СОБОЙ.Задача: Договориться.

21. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: УПРАВЛЯЮ СОБОЙ. Задача: Рассуждать, зачем и как это делать.

22. УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ: МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ. Задача: Оценить, правильно ли я делаю?

23.  Я - ОСОБЕННЫЙ, ИЛИ МОИ СЕКРЕТЫ УСПЕХА. УЧУСЬ ЗАПОМИНАТЬ.

Задача: Делать по образцу. Рассуждать, зачем и как это делать.

24. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ СЛУШАТЬ? Задача: Точно выполнить инструкцию. Найти ошибки.

25. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ. Задача: Точно выполнить инструкцию. Организовать свою работу.Исправить ошибки. Оценить свою работу.

Раздел       4.       УЧУСЬ      ДЕЙСТВОВАТЬ,       ИЛИ       МОИ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Задачи:

развить фантазию, воображение, ассоциативное мышление, умения: выражать свои чувства и эмоции с помощью слов и различных изобразительных средств, организовать свое рабочее место, выделять главное в учебном материале (правописание словарных слов, применение правил русского языка и математики, различение парных звуков).

26. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО.Задача:Фантазировать, воображать. Найти ассоциации.

27. ПРОВЕРЬ СЕБЯ: ЛЕЧЕНИЕ ПРИРОДЫ ТРЕБУЕТ ЧУТКОСТИ И СОСТРАДАНИЯ.Задача: Фантазировать, воображать. Найти ассоциации.

28. ПОМОГИ СЕБЕ САМ: ТВОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО.Задача: Организовать свою работу. Что и как надо делать, чтобы досптчь цели?

29-30. ПОМОГИ СЕБЕ САМ: УЧИСЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ. Задача: Найти и выделить главное.

31-32. ПОМОГИ СЕБЕ САМ: ПИШИ ГРАМОТНО.Задача: Организовать свою работу. Что и как надо делать, чтобы достичь цели?

33-34. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (34 час)

Раздел 1. Учусь в радость - 4 час

Раздел 2. Учусь экологическому мышлению - 10 час

Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура -11 час Раздел 4. Учусь действовать - 9 час

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел 1. Учусь в радость - 4 час

Занятие 1. Учусь в радость. Работа в тетради. №1- -1 час. Домашнее задание №2.

Занятие 2. Уроки природы: для здоровья нужен режим!   Учусь составлять план. Работа в тетради. №3. -1 час.

Занятие 3. Мой режим. Работа в тетради. №4. - 1 час

Занятие 4. Входная диагностика.

Раздел 2. Учусь экологическому мышлению -10 час

Занятие 5. Главный закон окружающего мира - его разнообразие. Работа в тетради. №5.-1 час. Домашнее задание - Задание №6.

Занятие 6. Описание окружающего мира. Работа в тетради. №7,8,9..- 1 час. Занятие 7. Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в тетради. №10. — 1 час.

Занятие 8. Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в

тетради. №11,12. - 1 час

Занятие 9. Движения окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в тетради №13. — 1 час.

Занятие 10. Цвета окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в

тетради. №14.-1 час.

Занятие 11. Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия. Работа в

тетради. № 15,16. - 1 час.

Занятие 12. Окружающий мир: общее происхождение. Работа в тетради. №17.-1час. Домашнее задание №19.

Занятие 13. Проверь себя. Работа в тетради № 19 (завершение), 18.-1 час.

Домашнее задание № 20.

Занятие 14. Характеристика объектов. Работа в тетради. № 21,22^3. - 1 час.

Раздел 3. Учусь управлять собой, или моя экологическая культура -11 час

Занятие 15. Письмо гостьи из будущего. Работа в тетради. №24. - 1 час.

Занятие 16. Учусь быть взрослым: забочусь о здоровье природы и человека. Работа в тетради. №25. — 1 час.

Занятие 17. Учусь быть взрослым: экономлю в быту. Работа в тетради. №26. - 1час. Домашнее задание №27 (Учусь быть взрослым: действую предосторожно)

Занятие 18. Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки. Работа в тетради.№ 28. - 1 час. Домашнее задание №29.

Занятие 19. Учусь общаться: иду на помощь. Работа в тетради. № 29,30,31. -1 час

Занятие 20. Учусь общаться: управляю собой. Работа в тетради. №32, 33. - 1 час.Домашнее задание №34.

Занятие 21. Учусь общаться: управляю собой. Работа в тетради. №34.-1 час.

Домашнее задание №37 (Определи свои тип памяти).

Занятие 22. Учусь общаться: мальчики и девочки. Работа в тетради. №35.-1 час

Занятие 23. Я - особенный или мои секреты успеха. Учусь запоминать. №36,37. -1час.

Занятие 24. Проверь себя: умеешь ли ты слушать? Работа в тетради. №39. - 1 час

Занятие 25. Проверь себя: умеешь ли ты управлять собой. Работа в тетради. №38. —1 час.

Раздел 4. Учусь действовать, или мои экологические проекты — 9 час

Занятие 26. Проверь себя: воображение и творчество. Работа в тетради № 40,41. - 1 час. Домашнее задание №42.

Занятие 27. Проверь себя: Лечение природы требует чуткости и сострадания.

Работа в тетради №43 (1,2). - 1 час. Домашнее задание №42 (3)

Занятие 28. Помоги себе сам: твое рабочее место. Работа в тетради № 44.

Рисунок.- 1 час

Занятия 29-30. Помоги себе сам: учись выделять главное. Работа в тетради №45. - 2 час

Занятие 31,32. Помоги себе сам: пиши грамотно. Работа в тетради. №46.- 2 час

Занятие 33. Итоговая диагностика - 1 час

Занятие 34. Итоговое - 1 час

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«УЧУСЬ УЧИТЬСЯ - 2» (34 часа)

№п\п

Тема занятия

Кол.

час.

Дата провед.

 Учусь в радость - 4 час

1.

Учусь в радость.

1

2.

Уроки природы: для здоровья нужен режим!   Учусь составлять план.

1

3.

Мой режим.

1

4.

Входная диагностика.

1

 Учусь экологическому мышлению –

10 час

5.

Главный закон окружающего мира - его разнообразие.

1

6.

Описание окружающего мира.

1

7.

Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия.

1

8.

Формы окружающего мира: сходство среди разнообразия.

1

9.

 Движения окружающего мира: сходство среди разнообразия.

1

10.

Цвета окружающего мира: сходство среди разнообразия.

1

11.

Звуки окружающего мира: сходство среди разнообразия.

1

12.

Окружающий мир: общее происхождение.

1

13.

Проверь себя.

1

14.

Характеристика объектов.

1

 Учусь управлять собой, или моя экологическая культура -11 час

15.

Письмо гостьи из будущего.

1

16.

Учусь быть взрослым: забочусь о здоровье природы и человека.

1

17.

Учусь быть взрослым: экономлю в быту.

1

18.

Учусь быть взрослым: анализирую дорожные знаки.

1

19.

Учусь общаться: иду на помощь.

1

20.

Учусь общаться: управляю собой.

1

21.

Учусь общаться: управляю собой

1

22.

Учусь общаться: мальчики и девочки.

1

23.

Я - особенный или мои секреты успеха. Учусь запоминать.

1

24.

Проверь себя: умеешь ли ты слушать?

1

25.

Проверь себя: умеешь ли ты управлять собой.

1

 Учусь действовать, или мои экологические проекты — 9 час

26.

Проверь себя: воображение и творчество.

1

27.

Проверь себя: Лечение природы требует чуткости и сострадания.

1

28.

Помоги себе сам: твое рабочее место.

1

20 –30.

Помоги себе сам: учись выделять главное.

2

31 –32.

Помоги себе сам: пиши грамотно.

2

33.

Итоговая диагностика

1

34.

Итоговое

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике во 2-м классе (по учебному пособию «Учись учиться» Л.Г.Петерсон)

УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ.ТЕМА: ЧТО ТАКОЕ  « УМЕТЬ УЧИТЬСЯ?»Уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения,  или учебную деятельность. П...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по учебному курсу  «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ» ДЛЯ 2 КЛАССА...

Рабочая программа по учебному курсу "Учусь создавать проект" для 4 класса.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированн...

Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" для 3 го класса по программе "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования, учебного плана МКОУ Козловская СОШ....

ПМ 04. ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, ос

рабочая программа внеурочной деятельности по 1-2 направлениям; календарно – тематическое планирование;технологическую карту урока с учетом  особенностей возраста, класса и отдель...

Рабочая программа учебного курса "Учись писать грамотно" 1 класс

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов....

Учебный курс "Учусь создавать проект"

Цель: Активизация личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.Задачи:1.Развивать     у     обучающихся     способность...