Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС
календарно-тематическое планирование на тему

Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tem._plan.docx66.87 КБ

Предварительный просмотр:

данном этапе, мы считаем оказание помощи для конструктивного взаимодействия между всеми участниками процесса образования. 

Но учащиеся уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям – развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии. Формируется социальная  компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, мы видим, что новые образовательные результаты психологичны и требуют овладение способами организации процесса усвоения ребенком учебных действий и личностных результатов. Именно поэтому так важно включение педагога-психолога в процесс проектирования и реализации мероприятий, связанных с переходом на новые стандарты.

Основная идея программы состоит в разработке ориентиров по оказанию психологической помощи учащимся по усвоению основной общеобразовательной программы  и адаптации к школьному обучении.  

Цель: организация психологической и социальной помощи участникам  педагогического процесса в рамках освоении основной общеобразовательной программы, начального общего образования.

Задачи:

  1. Создать условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся.
  2. Формировать у учащихся ценности здоровья и безопасного образа жизни.
  3. Организовать дифференциацию, индивидуализацию обучения.
  4. Создать условия для выявления и поддержки детей с высокими учебными способностями.
  5. Создать условия для выявления и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
  6. Формировать коммуникативные навыки обучающихся в разновозрастной среде и среде сверстников.

Условия реализации:

I этап – Организационный. Диагностическое обследование (сентябрь).

  1. Изучение пакета нормативных документов.
  2. Подбор инструментария и проведение диагностического обследования по выявлению учащихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации. Диагностическое направление.

Направление определяется ориентацией педагога-психолога на углубленное психологическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе (1 – 4 класс).  Выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений и выявление трудностей в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации. Диагностическое обследование  проводится индивидуально с ребенком, группой учащихся,  индивидуально с родителями (законными представителями), педагогами.

В диагностическом направлении педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:

  • Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление учащихся с высокими учебными способностями, трудностей влияющих на освоение основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации.
  • Корректировка и подбор диагностического инструментария для обследования учащихся.

II этап – Основной

  1. Основные направления по предоставлению помощи обучающимся испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных  программ, своем развитии и социальной адаптации.
  1. Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся;
  2. Формирование у учащихся ценности здоровья и безопасного образа жизни;
  3. Организация  дифференциации и  индивидуализацию обучения;
  4. Создание условий для выявления и поддержки детей с высокими учебными способностями;
  5. Создание  условий  для выявления и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья;
  6. Формирование  коммуникативных навыков обучающихся в разновозрастной среде и среде сверстников;
  7. Создание условий  по оказанию помощи учащимся в профориентации.

Помощь учащимся, воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется в следующей формах:

  1. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, воспитанниками;
  2. Социально-адаптационные занятия с учащимися, воспитанниками;
  3. Психолого-педагогическое консультирование обучающихся их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  4. Участие в коллективных мероприятиях.

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, воспитанниками

Задачи данного направления включают:

  • Составление программ коррекционных и профилактических мероприятий  для обучающихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного,  начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации, и родителей (законных представителей), направленных на гармонизацию внутрисемейных отношений;
  • Динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий;
  • Предоставление помощи учащимся, воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ дошкольного, начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации;
  • Предоставление помощи родителям (законным представителям) осуществляется через консультирование и  по программе «Использование психологических техник для формирования у родителей  коммуникативных компетенций  в общении с ребенком».
  1. Психолого-педагогическое консультирование учащихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников по выявленным проблемам

Предполагает индивидуально-ориентированный подход педагога-психолога к личности ребенка. Е.В. Сидоренко в своих работах отмечает следующие способы вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с детьми:

  • Констатирующие описания;
  • Воспроизведение действий и слов ребенка;
  • Воодушевляющие высказывания;
  • Честные открытые ответы.

Задачи определяются ориентацией педагога-психолога на обеспечение соответствия развития ребенка возрастным нормативам, помощь родителям в индивидуализации обучения и воспитания детей, развитии их способностей, склонностей, становлении личности.

В психолого-педагогическом консультировании педагог-психолог решает следующие конкретные задачи:

  1. Внимательно слушать ребенка. Взрослые, которые внимательно слушают ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе;
  2. Избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него гнев;
  3. Проявлять мысли и чувства без агрессивности;
  4. Оказывает родителям необходимую практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации и управления поведением детей;
  5. Оказывать практическую педагогам помощь в психолого-педагогическом консультировании  через формирование у учащихся  навыков самоконтроля, самодисциплины, коммуникации и управления поведением детей.

        Психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей),  педагогов:

        Модель группового психолого-педагогического  консультирования родителей позволяет внести большую объективность во взаимоотношениях участников группы со своими собственными детьми.

Основные методы – индивидуальная и групповая работа: индивидуальная консультация, групповая дискуссия, работа в подгруппах, ролевые игры – родитель и ребенок.

        В ОУ постоянно проводиться цикл мероприятий и встреч в целях формирования коммуникативных компетенций родителей  (законных представителей) и педагогов в общении с ребенком, направленных на гармонизацию внутрисемейных отношений, социальную адаптацию и оказание помощи учащимися и воспитанникам по преодолению трудностей в освоении общеобразовательных программ.

        Среди наиболее популярных форм сотрудничества, используемых в психолого-педагогическом консультировании с педагогами и родителями (законными представителями) в ОУ проводятся:

  • Встречи родителей (законных представителей) и педагогов  в форме «круглого стола»; дискуссионные встречи для всех участников образовательного процесса; конференция, вечер вопросов и ответов, педагогическая «гостиная»;
  • Психологическая страничка на сайте школы: «Советы психолога»;
  • Проведение мероприятий по обмену опыта семейного воспитания: семейные традиции, загадки как одно из средств воспитания ребенка; разработка рекомендаций родителям (законным представителям) и педагогам;
  1. Участие педагога-психолога в коллективных мероприятиях:
  • Участие в  заседаниях городского методического сообщества психологов;
  • Прохождение курсов повышения квалификации;
  • Участие в ТПМПК (территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия);
  • Психолого-педагогическом консилиуме (ППк)  в ОУ;
  • Участие в школьных мероприятиях: совете профилактике, административные совещания по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации, родительских собраниях, совещаниях департамента образования и молодежной политике;
  • Участие в научно-практических семинарах, конференциях.

III этап – Рефлексивно-обобщающий. Заключительный:

3.1. Организационно-методическая работа:

Анализ состояния психолого-педагогической помощи  учащимся  испытывающим трудности в освоении  основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования, своем развитии и социальной адаптации

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки коррекционно-развивающих и профилактических программ.

3.2. Реализация программы:

Использование психологических техник для преодоления трудностей в освоение основной общеобразовательной  программы, коммуникативных навыков обучающихся в разновозрастной среде и среде сверстников. Усвоение способов вербального взаимодействия взрослого с ребенком, которые приводят к построению демократических отношений с учащимися.

3.3. Ожидаемые результаты:

Начальное общее образование

Основным объектом оценки результатов  служит  сформированность  у  учащегося  регулятивных,  коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую   задачу   в   познавательную;   умение   планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления;   умение   контролировать   и   оценивать   свои действия,  вносить  коррективы  в  их  выполнение  на  основе оценки  и  учёта  характера  ошибок,  проявлять  инициативу  и самостоятельность в обучении;

умение  осуществлять  информационный  поиск,  сбор  и выделение  существенной  информации  из  различных  информационных источников;

умение  использовать  знаково-символические  средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

способность  к  осуществлению  логических  операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым  признакам,  установлению  аналогий,  отнесению  к  известным понятиям;

умение  сотрудничать  с  педагогом  и  сверстниками  при решении  учебных  проблем,  принимать  на  себя  ответственность за результаты своих действий.

Основные мероприятия по реализации программы

№ п/п

Формы психолого-педагогической помощи

Планируемые мероприятия

Сроки

Направления психолого-педагогической помощи

Обучающимся

Педагогическим работникам

Родителям (законным представителям)  

1

Диагностическое обследование

1.Организация и проведение диагностического обследования:

2.Подбор инструментария и проведение диагностического обследования по выявлению учащихся испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.

3.Изучение психологических и возрастных особенностей, выявление учащихся с высокими учебными способностями, 4.Корректировка и подбор диагностического инструментария для обследования учащихся.

 

1.Определение психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

2.Отслеживание динамики и создание банка данных.

1.Координация  работы с педагогическим коллективом и узкими специалистами.

Заявление и согласие родителей (законных представителей) на оказание психолого-педагогической помощи  учащимся

Сентябрь, апрель.

Промежуточная диагностика: декабрь, январь

Диверсификация психологического обследования: индивидуальная, групповая

Разработать рекомендации по выявленным проблемам учащихся

1.Разработать рекомендации родителям по выявленным проблемам.

2.Рекомендации взаимодействие с педагогами с целью предотвращения трудностей в обучении и отклонений в поведении.

2

Коррекционно-развивающие занятия с учащимися, воспитанниками

Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся:

Организация и проведение  профилактических занятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся испытывающих трудности в усвоении основной общеобразовательной программы в период адаптации к школьному обучению.

Рабочая программа:  «Программа профилактических занятий для учащихся испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной программы и адаптации к школьному обучению».

Диверсификация психологического сопровождения учащихся: индивидуальная и групповая.

Рекомендации:

1.Преодоление психологических трудностей, мешающих восприятию и выработке познавательного интереса у учащихся. 2.Снижение признаков дезадаптации:

- ученик, получивший навыки понимания и выполнения программного материала в учебном процессе;

Рекомендации:

1.Формирование условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка.

В течение учебного года

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни (адресная помощь)

Организация и проведение  профилактических индивидуальных занятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы с элементами сказкотерапии по индивидуальному плану.

Рекомендации:

1.Формирование позитивной

«Я концепции»: повышение уверенности в собственных силах;

2.Коррекция поведенческих реакций, закрепление саногенных состояний.

1.Рациональная организация режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности ученика.

2.Влияние позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения ребенком с компьютером, просмотра телепередач и т.д.

В течение учебного года

Дифференциация индивидуализация обучения

1.Создание комфортных  условий и оказание психолого-педагогической помощи  учащимся на уроке

2.Сохранение психологического климата в классе.

3.Организация психолого-педагогической помощи  учащимся по индивидуальным план

Посещение уроков

Рекомендации педагогу

Рекомендации родителям (законным представителям)

В течение года

Формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников

Организация и проведение  профилактических занятий по психолого-педагогическому сопровождению учащихся по формированию коммуникативных навыков и толерантности в социуме (дети попавшие в трудную жизненную ситуацию).

Рабочая программа:

«Программа занятий для учащихся испытывающих трудности в социальной адаптации»

Рекомендации педагогам по разрешению конфликтных ситуаций и конфликтов

Рекомендации родителям по разрешению конфликтных ситуаций и конфликтов.

В течение года

Выявление и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Выявление и поддержка одаренных детей.

1.Психолого-педагогическое сопровождение учащихся по

 «Программе развивающих занятий с учащимися  высоких познавательных способностей»

Рекомендации:

1.Создание комфортных условий и поддержка детей с высокими учебными возможностями;

2.Сохранение интеллектуального и творческого потенциала учащихся

3.Сотруднечество между участниками образовательного процесса для эффективной работы с одаренными детьми.

Рекомендации:

Создание комфортных условий и поддержка детей с высокими учебными возможностями;

2.Предотвращение отклонений в поведении, способствующие социализации учащегося.

Профориентация

3

Консультирование родителей (законных представителей) по выявленным проблемам

Диверсификация психологической помощи: индивидуальная, групповая

1.Устранение проблем или ослабление её воздействия на жизнедеятельность ребенка;

2.Устранение проблем, препятствующих жизнедеятельности и формирование позитивных взаимоотношений;

 3.психолого-педагогическая помощь снятия эмоционального напряжения.

1.Оптимизация взаимоотношений в системе «ребенок –взрослый»;

2.Повышение психологической грамотности и оказание своевременной помощи  для успешного обучения детей.

Методы работы:

-групповая дискуссия,

-работа в подгруппах,

ролевые игры –взрослый и ребенок.

1.Оптимизация взаимоотношений в системе «ребенок –взрослый»;

2.Повышение психологической грамотности родителей (законных представителей) учащихся     1-4-х классов в рамках ФГОС (групповые консультации)

2.Повышение психологической грамотности и оказание своевременной помощи  в установлении доброжелательных отношений в семье

По запросу в течение года

4

Просвещение

Неделя психологии:

«Психологические игры»

Семинар-практикум:

Тема: «Возрастные особенности детей 7 лет и развитие восприятия, внимания, памяти, мышления  для успешного обучения в школе»

Родительский всеобуч Программа «Использование психологических техник для формирования у родителей коммуникативных компетенций в общении с ребенком»

октябрь

Педагогическая гостиная: «Готовность детей 7 лет к школьному обучению» (возрастные особенности)

ноябрь

1.Семинар

Тема: «Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка в период обучения в начальной  школе ».

декабрь

Семинар: «Обучение учащихся техникам конструктивного разрешения межличностных конфликтов».

Январь

Неделя психологии: «Психологическая викторина»

Педагогическая гостиная «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь  школы»

Семинар «Профилактика жестокого обращения и психологического насилия в семье»

Март - апрель

5

Участие в коллективных мероприятиях

Участие в ТМППК, психолого-педагогическом консилиуме, совете профилактике, административные совещания по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

В течение учебного года

6

Организационно-методическая работа

Анализ и планирование деятельности

Май, август

Посещение заседаний городского методического сообщества психологов.

В течение года по лану ГМСП

Участие в научно-практических семинарах, конференциях

В течение года

Курсы повышения квалификации

В течение года

Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и профилактических программ

В течение года

Оформление кабинета

В течение года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое по русскому языку 3 класс ФГОС УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку для 3 специального (коррекционного) класса VII вида разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого (УМК «Школа России») «Русский язык», Фед...

Календарно-тематический план по физкультуре 4 класс (ФГОС)

Календарно-тематическое планирование по физической культуре  для 4 класса (ФГОС) составлено на 105 часов в год при трехразовых занятиях в неделю на основе примерной программы, рекомендованной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....