Рабочая программа элективных курсов " Твоя профессиональная карьера "
рабочая программа на тему

Рабочая программа элективного курса « Твоя профессиональная карьера» составлена на основе программы « Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной ( рекомендована Министерством образования РФ)

Программа предназначена для обучающихся 8-х кл. Рассчитана на 17 часов в год (II полугодие)

Подготовка обучающихся к сознательному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача современной школы. Идея профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, представленная в Концепции модернизации образования , ставит восьмиклассника перед выбором дальнейшего пути получения профильной подготовки, выбором предварительного личностного и профессионального самоопределения Осознанное профессиональное самоопределение, адекватное способностям, возможностям и притязаниям личности, является важнейшим условием достижения успеха в трудовой деятельности и построении дальнейшей профессиональной карьеры. Современный рынок труда испытывает потребность в получении специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Общеобразовательная школа способна решить данную проблему через введение элективных курсов, позволяющих увидеть актуальность и   широту вышеназванного вопроса. Так, курс « Твоя профессиональная карьера» своей

целью ставит:

Актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся
через получение знаний о себе, о мире трудовой деятельности, о способах
построения профессиональной карьеры;

Развитие у обучающихся способности адаптироваться к социально-
экономическим условиям современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_elektivnyh_kursov.rar968.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Кемеровской области

ГБУ  ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

        Рабочая программа элективного курса                                                     « Твоя профессиональная карьера »

                                              для 8 класса

                                     Выполнила:

           

        Паштакова Елена      Владимировна

       педагог-психолог

       МБОУ ООШ №  21 города Белово

Кемерово 2016

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса « Твоя профессиональная карьера» составлена на основе программы « Твоя профессиональная карьера» С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной ( рекомендована Министерством образования РФ)

Программа предназначена для обучающихся 8-х кл. Рассчитана на 17 часов в год (II полугодие)

Подготовка обучающихся к сознательному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача современной школы. Идея профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, представленная в Концепции модернизации образования , ставит восьмиклассника перед выбором дальнейшего пути получения профильной подготовки, выбором предварительного личностного и профессионального самоопределения Осознанное профессиональное самоопределение, адекватное способностям, возможностям и притязаниям личности, является важнейшим условием достижения успеха в трудовой деятельности и построении дальнейшей профессиональной карьеры. Современный рынок труда испытывает потребность в получении специалистов, способных успешно адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Общеобразовательная школа способна решить данную проблему через введение элективных курсов, позволяющих увидеть актуальность и   широту вышеназванного вопроса. Так, курс « Твоя профессиональная карьера» своей

целью ставит:

Актуализацию процесса профессионального самоопределения обучающихся
через получение знаний о себе, о мире трудовой деятельности, о способах
построения профессиональной карьеры;

Развитие у обучающихся способности адаптироваться к социально-
экономическим условиям современного общества.

Достигнуть поставленных целей позволит решение следующих задач:

-обобщить знания обучающихся о сферах трудовой деятельности,
многообразии профессий, способах построения карьеры;

2

-сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации
себя в будущей профессии;

-познакомить с особенностями профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в современных условиях;

-научить адекватно, оценивать свои склонности и особенности,
индивидуальные, личностные и собственные профессионально значимые
качества в соответствие с условиями, предъявляемыми к разнообразной
профессиональной деятельности;

- развивать умения моделировать пути построения собственного профессионального пути, профессиональной карьеры

  При изучении учебного материала используется методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, творческий, репродуктивный (беседа, рассказ, применение новых знаний)                                                                                                                                                                                          

Методы контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся: текущие

наблюдения, устный опрос, тестирование

Изучение разделов курса предполагает использование игровых упражнений и

диагностических методик, позволяющих определить варианты моделирования

жизненного пути, основные факторы, определяющие выбор профессии и построение карьеры,

Учащиеся должны знать: многообразие профессий; требования к составлению профессионального плана, выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах, ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности, связанных с выбором профессии.

Учащиеся должны иметь представление: о смысле и значении труда жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о современном рынке труда, о перспективных направлениях технологий достижения поставленной цели (проектирования).

3

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; классифицировать профессии по определённым признакам; составлять личный профессиональный план; анализировать информация о профессиях; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования, осуществлять задуманное через выполнение собственных проектов.

Данный элективный  курс завершается презентацией  проекта на тему

« Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя».

4


Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие

1

1

2

Внутренний мир человека и возможности его познания

2

1

1

3

Многообразие                     профессий. Проблема выбора профессий

2

1

1

4

« Секреты » выбора профессий

2

1

1

5

Социально-психологический портрет современного профессионала

1

1

6

Анализ профессий

2

1

1

7

Здоровье и выбор профессии

1

1

8

Темперамент    в    профессиональном становлении личности

2

1

1

9

Ведущие отношения личности и типы профессий

2

1

1

10

Презентация   проекта   «Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя»

2

2

ИТОГО

17

9

8

5

Содержание

1        Вводное занятие

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий.

2        Внутренний мир человека и возможности его познания

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей. Методы изучения личности.

Составление «дерева» психологических качеств личности.

3        Многообразие профессий. Проблема выбора профессий
Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное
самоопределение.

« Образ « Я» как система представлений о себе. Структура « образа « Я»( знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Методика « Кто я?»

4        « Секреты » выбора профессий

« Хочу»- склонности, желания, интересы личности; « могу»- человеческие

возможности ( физиологические и психологические ресурсы личности); «надо»- потребности рынка труда.

Общее понятие о профессии, специальности, должности

Составление личного профессионального плана

5        Социально-психологический портрет современного профессионала
Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность.

Психология принятия решений

6        Анализ профессий

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Ответственность в труде. Условия труда. Классификация профессий. Понятие о профессиограмме. Составление формул профессий.

7        Здоровье и выбор профессии

Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятия « неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии.

6

8        Темперамент в профессиональном становлении личности

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности. Опросник Айзенка.

Сюжетно-ролевая игра « Проявление темперамента в профессиональных ситуациях »

9        Ведущие отношения личности и типы профессий
Отношение к деятельности ( удовлетворённость трудом, местом
работы, профессией). Отношение к людям ( профессиональные
взаимоотношения) Отношение к самому себе. Отношение к
предметному миру.

Деловая игра « Модель идеального города»

10        Презентация проекта «Здравствуйте, это Я! 10лет спустя. »

7

Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Практич.

1

Вводное занятие

1

Внутренний мир человека и возможности его познания

2

2

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека.

3

Составление «дерева» психологических качеств личности

1

Многообразие профессий. Проблема выбора профессий

2

4

Разнообразие профессий

5

« Образ « Я» как система представлений о себе.

1

« Секреты » выбора профессий

2

6

Общее понятие о профессии, специальности, должности

7

Составление личного профессионального плана

1

Социально-психологический портрет современного профессионала

1

8

Психология принятия решений

1

Анализ профессий

2

9

Основные признаки профессиональной деятельности. Классификация профессий.

4

        10

Составление формул профессий

1

Здоровье и выбор профессии

1

\

11

Учёт состояния здоровья при выборе профессии

1

Темперамент в профессиональном становлении личности

2

12

Особенности проявления типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности

8

13

Сюжетно-ролевая игра « Проявление темперамента в профессиональных ситуациях »

1

Ведущие отношения личности и типы профессий

2

14

Отношение к деятельности, к людям, к самому себе

15

Деловая игра « Модель идеального города»

1

16

Презентация проекта «Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя»

1

17

Презентация проекта «Здравствуйте, это Я! 10 лет спустя»

1

9

Ключевые слова

 Должность

 Карьера

Личность

 Мотив

Мобильность

Образ « Я»

Предприимчивость

Профессия

Профессиограмма

Самооценка

Самовосприятие

Специальность

Темперамент

10

Список литературы для учащихся

http;//w w w .mschools.ru

Е.А. Климов Как выбрать профессию

Е.А. Климов Психология профессионального самоопределения

Е.С. Романова 99 популярных профессий . Питер-2008

Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 класса общеобразоват. Учреждений/ М.С. Гуткин, П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др./Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.-М.ДООЗ

11

Список литературы для учителя

И.П. Арефьев Профессия, специальность и должность// Школа и производство.-2001.№4

Н.С. Пряжников Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники

Э. Берн Игры в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.

Р.В. Овчарова Справочная книга школьного психолога

Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: Книга для учителя и социального педагога/ Под ред. С.Н. Чистяковой.-М.,2004

С.Н. Чистякова Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса. Книга для учителя -М., 1999

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ» для начальной школы

Целью элективного  курса «Человекознание»  является приобщение учащихся к основам психологической,  валеологической и нравственной культуры.Основной предмет изучения — личная жизнь, вну...

Рабочая программа элективного курса по литературному чтению "Волшебный мир сказок" в 4 классе

Элективный курс «Волшебный мир сказок»  для  учащихся 4 класса направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности. Образовательные задачи курса...

Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...

Рабочая программа элективного курса «Мир логики» (4 класс)

Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Н...

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс

Рабочая программа элективного курса по информатике 3 класс...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".

Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...