«Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников в рамках курса «Мир деятельности»
материал на тему

Зарема Мадиновна

Цель: знакомство с системой мониторинга индивидуального прогресса учебных действий школьников в рамках курса «Мир деятельности».

Задачи:

1)    Знакомство с комплексной диагностикой сформированности УУД учащихся;

2)    Знакомство с рекомендациями по работе с классом;

3)    Построение индивидуального профиля ребенка.

В процессе преподавания курса «Мир деятельности» исполь­зуется разработанный комплексный мониторинг результатов обуче­ния, основными целями которого являются:

1)      определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;

2)      составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nazvanie_raboty.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Название работы: «Мониторинг индивидуального прогресса

учебных действий школьников в рамках курса «Мир деятельности»

Автор: Цеева Зарема Мадиновна, педагог-психолог

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  «МАМХЕГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

ХУСЕНА БОРЕЖЕВИЧА АНДРУХАЕВА»

В приложении: Презентация «Мониторинг индивидуального

прогресса учебных  действий школьников в рамках курса «Мир деятельности».ppt

 «Мониторинг индивидуального прогресса учебных действий школьников в рамках курса «Мир деятельности»

Цель: знакомство с системой мониторинга индивидуального прогресса учебных действий школьников в рамках курса «Мир деятельности».

Задачи:

  1. Знакомство с комплексной диагностикой сформированности УУД учащихся;
  2. Знакомство с рекомендациями по работе с классом;
  3. Построение индивидуального профиля ребенка.

В процессе преподавания курса «Мир деятельности» используется разработанный комплексный мониторинг результатов обучения, основными целями которого являются:

  1. определение уровня сформированности метапредметных знаний на основе курса «Мир деятельности» и связанных с ними метапредметных умений каждого ученика;
  2. составление плана коррекционной работы как для каждого ученика индивидуально, так и для класса в целом.

Разработанный мониторинг включает в себя разные аспекты проявлений универсальных умений ребенка.

Прежде всего, как отмечалось выше, надежное формирование любых умений невозможно без наличия у детей соответствующих знаний. Так, умение детей решать квадратные уравнения не может быть устойчивым, если они не знают формул его корней. Поэтому, естественным образом, в систему мониторинга метапредметных умений мы включаем контроль знания детьми способов выполнения универсальных учебных действий.

Однако знание само по себе не гарантирует того, что ребенок сможет его применить. Поэтому детям предлагаются специально разработанные практические работы, где они должны проявить умение выполнять изученные УУД.

Вместе с тем, правильное выполнение одного практического задания может иметь случайный характер. Оценка будет более точной, если она коррелирует с систематическими наблюдениями учителя и родителей за соответствующими универсальными умениями детей. Поэтому в комплексный мониторинг включены и эти показатели.

Какие бы метапредметные знания и умения ни продемонстрировал ребенок в школе, они забудутся, исчезнут, если не будут подкрепляться поведением значимых для него взрослых - учителя, родителей. Данное явление неустойчивости полученных учащимися знаний иногда называют эффектом «наполненного и вылитого ведра». Например, многие ученики уже через 2-3 месяца после окончания школы не могут воспроизвести изученные знания по математике, физике, химии и другим предметам, хотя еще совсем недавно они успешно их применяли при сдаче ЕГЭ.

Устойчивость личностных качеств, ценностных установок и метапредметных умений школьников значительно больше влияет на жизненный успех и развитие общества в целом, чем простые знания детей по предметам. Поэтому в систему комплексного мониторинга результатов обучения включены показатели уровня владения учителем ТДМ (насколько системно ученик тренирует свои деятельностные умения на предметных уроках), а также сами установки и принципы взаимодействия с ребенком как учителя, так и родителей (насколько полученные детьми метапредметные знания и умения подкрепляются жизненной практикой).

При формировании у учащихся метапредметных умений и личностных качеств большое значение имеет также психологическое состояние детей. Поэтому разработанную систему диагностики мы рекомендуем проводить в корреляции с результатами психологических исследований по системе, разработанной в Центре СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО[1].

В соответствии с этим, в курсе «Мир деятельности» предложена комплексная диагностика сформированности УУД учащихся, которая включает в себя следующие процедуры:

  1. тестирование учащихся - диагностика сформированности надпредметных знаний;
  2. выполнение учащимися практической работы - диагностика сформированности надпредметных умений;
  3. наблюдение педагога - диагностика сформированности надпредметных умений;
  4. наблюдение родителей (анкета для родителей) - диагностика сформированности надпредметных умений;
  5. анкетирование педагога (классного руководителя) - профессиональные установки педагога;
  6. анкетирование родителя - установки и принципы взаимодействия родителей с ребенком;

7)        психологическое исследование[2].

Таким образом, характеристики разработанной педагогической диагностики учащихся, которые имеют определяющее значение для конечного результата, опосредованно коррелируются с итогами анкетирования педагога, родителей, психологическими характеристиками ребенка.

При проведении данной диагностики сопоставляются около 35 показателей. В результате удается получить максимально объективную картину уровня сформированности у учащихся УУД, выявить наиболее благоприятные или, наоборот, проблемные факторы, влияющие на их формирование, установить способы преодолениявыявленных затруднений или дальнейшего развития успешных результатов.

Все материалы для проведения комплексной диагностики и ее обработки входят в оборудование к надпредметному курсу «Мир деятельности» и доступны для каждого учителя. Обработка результатов диагностики происходит в автоматическом режиме.

Одним из элементов комплексной диагностики сформированности УУД на основе системно-деятельностного подхода с целью мониторинга индивидуального прогресса учебных действий в рамках данного курса является  ведение карты наблюдений:

Ф.И.

учащегося

Возраст на начало

обучения в 1 классе

Группа здоровья

Метапредметные умения

Учебная мотивация

Умение

работать в группе (паре)

Умение называть и определять шаги учебной деятельности

Умение выполнять шаги учебной деятельности

Умение проводить контроль и коррекцию

Умение проводить самооценку

Умение выполнять познавательные УУД

четверть

четверть

четверть

четверть

четверть

четверть

начало года

конец года

1 

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

-

-

-

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

-

3

-

-

-

-

-

-

-

26

-

-

-

-

-

-

-

В данной карте учитель фиксирует уровень сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, которые оцениваются методом наблюдения. 

В карте фиксируется и уровень сформированности ряда познавательных УУД (логические, знаково-символические действия и др.), который выявляется в ходе выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебного предмета «математика». Также в карте наблюдений фиксируется уровень учебной мотивации, которая выявляется школьным психологом методами психологических исследований.

Карта наблюдений позволяет учителю выявить динамику сформированности ключевых УУД по каждому классу в соответствии с предлагаемыми критериями оценивания. Данные критерии соответствуют программе формирования УУД на основе надпредметного курса «Мир деятельности», учитывающей возрастные особенности учащихся. Отметим, что разбиение по периодам наблюдения (по четвертям) может быть незначительно скорректировано учителем в соответствие с реальными сроками изучения программы «Мир деятельности».

Карта наблюдения дополняет комплексную диагностику сформированности УУД, которые оцениваются в ходе других процедур, и помогает получить более объективную оценку.

В связи с этим к концу года все результаты наблюдения заносятся учителем в электронное приложение к комплексной диагностике, что дает возможность автоматически получить итоговый результат, как по карте наблюдения, так и по другим элементам комплексной диагностики.

Аул: Мамхег

Школа: МБОУ СОШ № 4

Ф.И.О учителя:

Класс 1 Б

Таблица 1. Обработка результатов

Цель использования таблицы: внести все данные и  получить общие показатели по каждому ученику, каждому вопросу теста, вывести средний показатель по классу.

Заполнить фамилии учеников и количество баллов по каждому вопросу.

Ф.И. ученика

Количество баллов по каждому  вопросу

Общее кол-во баллов

% от max (22 балла)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Амир

2

2

2

2

1

1

2

2

1

1

2

18

82%

2

Самир

2

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

18

82%

3

Зарема  

2

2

2

2

1

2

2

2

1

0

1

17

77%

4

Сафербий

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

20

91%

5

 Дамир

2

2

2

2

1

2

1

1

2

0

1

16

73%

6

Аскер

2

2

2

2

0

1

1

1

2

2

1

16

73%

7

Амир

2

2

2

2

2

2

2

2

1

0

1

18

82%

8

Заира

2

2

2

2

2

2

2

1

2

0

2

19

86%

9

Магамет

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

2

20

91%

10

Анамир

2

2

2

2

1

2

2

2

2

1

2

20

91%

11

  Алина

2

2

2

2

1

2

2

2

0

2

2

19

86%

12

Самир

2

2

2

2

1

0

1

1

2

0

1

14

64%

13

Ислам

2

2

2

2

1

2

2

1

2

2

1

19

86%

14

Суанда

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

20

91%

15

Самира

2

2

2

2

2

1

2

2

2

1

2

20

91%

16

Самира

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0

2

20

91%

17

Осман

2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

2

18

82%

18

Максим

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

1

20

91%

19

Руслан

2

2

2

2

1

2

2

2

2

0

2

19

86%

20

Максим

2

2

2

2

2

1

1

2

2

1

2

19

86%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего баллов по каждому вопросу

56

56

56

55

42

45

50

46

46

28

42

20

91%

Процент от max (от 2n баллов)  по каждому вопросу

108%

108%

108%

106%

81%

87%

96%

88%

88%

54%

81%

Средний балл по классу

Средний процент по классу

Таким образом, на выходе мы получаем заполненную таблицу наблюдений и в соответствии с ней выстраиваем индивидуальный профиль каждого ребенка, который вы видите на экране:

Но главное – в результате сопоставления результатов по всем элементам диагностики учитель имеет возможность получить методические рекомендации по дальнейшему формированию УУД как по каждому учащемуся, так и по классу в целом.

Таблица 3. Рекомендации по планированию работы с классом.

Цель использования таблицы: классифицировать данные класса по уровню ответа на вопросы и в соответствии с полученными результатами получить рекомендации по дальнейшей работе. 

Показатели                 (номера вопросов)

Рекомендации по планированию работы с данными вопросами

Высокий уровень          (81 – 100 %)

1-9, 11

Рекомендуется продолжать отработку этих вопросов на предметных уроках.

Выше среднего            (61 – 80 %)

0

Рекомендуется вспомнить эталоны по данным темам и запланировать отработку этих вопросов на уроках по ТДМ.

Средний уровень         (41 – 60 %)

11

Необходимо вспомнить эталоны по данным темам и запланировать системную отработку этих вопросов на уроках по ТДМ. Для системной работы по формированию умений рекомендуется использовать индивидуальные карты «Копилка моих достижений».

Низкий уровень           (0 – 40 %)

0

Материал по данным темам не усвоен. Необходимо скорректировать планирование уроков по курсу «Мир деятельности», используя резервные уроки. Обязательно повторить эталоны по данным темам и запланировать системную отработку этих вопросов на уроках по ТДМ. Для работы по формированию умений рекомендуется использовать индивидуальные карты «Копилка моих достижений».

Проследим на предложенном графике динамику оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы, на примере 1 б класса МАОУ прогимназии «Центр детства», которые изучают курс «Мир деятельности» и учатся на основе технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»).

Неотъемлемым элементом комплексной диагностики является участие родителей и педагогов в оценке достижений детей по программе, на слайде вы можете увидеть отзывы детей и родителей о курсе «Мир деятельности»:

Учащиеся  1Б класса МБОУ СОШ № 4

   1. Я люблю «Мир деятельности», потому что он познавательный и интересный.

 Ученик 1б  класса  Амир

 2. Мне понравились  на уроках «Мира деятельности»  разные герои: Ах и Ох, Алиса, Чебурашка, Крокодил Гена и Старуха Шапокляк.

 Ученик 1б класса Сафербий

 3. Мне нравится клеить наклейки, весёлых смайликов. А ещё мне нравится, что мы учимся себя оценивать самостоятельно.

 Ученица  1б  класса Самира

 4. Мы узнали много новых героев – Смайлик, добрая Фея. Я раньше их не встречала

 Ученица  1б  класса  Суанда

 5. На уроках «Мира деятельности»  мы научились работать в паре или группе, узнали, какие качества должны быть у настоящего ученика – доброжелательность, терпение, честность, активность.

 Ученица  1б  класса  Зарема

Родители  1Б класса МБОУ  СОШ № 4

             Наши дети изучают курс «Мир деятельности» в первом классе. От имени наших детей и родителей хочу рассказать об интересном курсе. Это замечательный, обучающий, необычный курс, по которому организуются внеурочные занятия наших первоклассников. Благодаря радужным краскам этого курса, наши дети испытывают яркие  эмоции во время занятий. Интересный учебник, доступный материал, в котором дети имеют возможность оценивать свои достижения, приклеивать наклейки, рисовать, писать – все это делает детей настоящими мастерами, приносит успех, радость и удовлетворение от выполненной работы. Родители и, конечно - же дети очень счастливы при изучении этого курса. Мне очень нравится, что наши дети работают по новому курсу, принимают участие в федеральном эксперименте. Атмосфера на таких уроках очень уютная, спокойная.  Стараюсь всегда находить возможность для  того, чтобы посетить открытые уроки для родителей. Деткам это очень нравится.

 «Мир деятельности» - это просто здорово!

Зарема Руслановна, мама ученика 1-б класса Аскера

Номенклатура диагностируемых УУД определялась на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) с позиций преемственности с Федеральными государственными требованиями к дошкольному образованию (ФГТ). В качестве критериальной основы данной системы диагностики была принята система понятий общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), реализованная в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), а на дошкольной ступени - в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

Разработанная диагностика предназначена, прежде всего, для учащихся начальной школы, которые изучают курс «Мир деятельности» и учатся по образовательной системе «Школа 2000. ». Вместе с тем надпредметный характер предложенной диагностики позволяет использовать ее для всех учащихся начальной школы, а также для выявления эффективности существующих подходов к формированию УУД.

Список использованных материалов:

  1. http://www.sch2000.ru/mir-dejatelnosti/ 
  2. http://www.sch2000.ru/catalog/list.php?SECTION_ID=1660 
  3. Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000...». Непрерывность образования: дидактическая система деятель-ностного метода. Приложение к выпуску № 5. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005. Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Гусевой. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.
  4. Презентация «Мониторинг индивидуального прогресса учебных  действий школьников в рамках курса «Мир деятельности».ppt


[1] Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000...». Непрерывность образования: дидактическая система деятель-ностного метода. Приложение к выпуску № 5. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2005. Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Гусевой. - М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.

[2] Психологическое исследование проводится в соответствии с возможностью школы и обрабатывается непосредственно школьным психологом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий.

отсеживать результативность работы по формированию метапредметных универсальных учебных действии на уровне отдельных классов....

МОНИТОРИНГ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье раскрываются задачи, методы и инструментарий сбора  информации, обработка результатов мониторинга познавательных УУД...

Система формирования универсальных учебных действий на основе надпредметного курса "Мир деятельности", Л.Г.Петерсон.

В статье дается описание работы по формированию универсальных учебных действий младших школьников...

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...

Приказ №472."О проведении мониторинга индивидуального прогресса учащихся (дельта – тестирование)"

О проведении мониторинга индивидуального прогресса учащихся (дельта- тестирование)....

Работа по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ, Литературного чтения и во внеурочной деятельности (из опыта работы).

Я расскажу вам о своей работе по духовно - нравственному воспитанию школьников в рамках курса ОРКСЭ,  Литературного чтения и во внеурочной деятельности.Замечательно, что такой курс, как ОРКСЭ поя...

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников в рамках курса "Разговоры о важном"

Презентация для выступления на региональном устном журнале "Учительница первая моя"-2023...