Программа по развитию эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии «Мир эмоций».
рабочая программа (1 класс)

Будник Инна Борисовна

              Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности. Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_emotsiy.docx40.16 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной образовательной программе

                                                                                                                образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

 (Вариант 1)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

 с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

на заседании методического совета                                    Директор

Председатель_______  А.В. Шинкевич                            __________ Н.А. Зеленская

Протокол от 29.08.2019г.  № 1                                      Приказ от 29.08.2019г.  № 301                                      

Рассмотрено на МО учителей

по работе с детьми с ограниченными

возможностями здоровья

Руководитель МО _______С.В. Скубриева

Протокол № 1 от 28.08 2019г.

Программа

коррекционно – развивающих занятий

  «Мир эмоций»

для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья

в интеллектуальном развитии

Составитель:

Будник Инна Борисовна

педагог-психолог,

I квалификационная категория

пгт. Излучинск

Содержание

Паспорт программы ……………………………………………………….2

Пояснительная записка ……………………………………………………3-4

Цель программы, задачи …………………………………………………..4

Целевая группа ……………………………………………………………..4

Основные принципы реализации программы ……………………………4

Форма и методы работы ……………..…………………………………….4-5

Ожидаемые результаты …………………………………………………….5

Содержание программы ……………………………………………………5

Структура занятий ………………………………………………………….5

Контроль за реализацией программы …………………………………… 5

Список литературы …………………………………………………………5-6

Тематическое планирование……………………………………………… 7-10

Паспорт программы

Наименование программы

Программа коррекционно – развивающих занятий   «Мир эмоций»

Разработчик

Педагог-психолог Будник Инна Борисовна

Цель программы

Развитие и  коррекция эмоционально-волевой сферы,  обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Задачи программы

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния;

формировать способности  к эмоциональной саморегуляции;

формировать у детей адекватную самооценку;   вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

обогащать репертуар социальных навыков.

Целевая группа

Обучающиеся 1-4 х классов

Исполнители

Участники образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

Улучшение общего эмоционального состояния ребенка;

преодоление негативных эмоциональных проявлений;

формирование положительных черт характера, Обогащение репертуара социальных навыков.

Сроки реализации

программы

В программе –15  занятий. Продолжительность занятия –25-30 мин. Количество участников – 5-7  человек.

Контроль за

реализацией программы

Администрация образовательного учреждения.

Пояснительная записка

        С 1 сентября 2013 года страна учится и живет по новому закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому в конце 2012 года. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании.  Оно дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу - становиться более гармоничным и терпимым. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

        Развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни  в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья  направлено в первую очередь на развитие познавательной деятельности обучающихся, формирование социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

        За последнее время количество детей с умственной отсталостью возрастает. Многоплановая работа с данной категорией детей необходима для более успешной адаптации в социальную среду. У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение всей психической сферы.

        Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

        Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности (высокий уровень агрессивности, тревожности и т. д.). Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.

        При всей кажущейся простоте распознавание передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. В процессе развития и обучения в эмоциональной сфере ребенка происходят изменения. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

         Развитие эмоционально-волевой сферы - процесс постепенный, нужно учить  детей регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра - это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

        Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. 
        Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека и приоритетным направлением данной коррекционно-развивающей программы.

Цель программы

        Развитие и  коррекция эмоционально-волевой сферы,  обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Задачи программы

Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния.

Формировать способности к эмоциональной саморегуляции.

Формировать у детей адекватную самооценку.

Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.

Обогащать репертуар социальных навыков.

Целевая группа        обучающиеся 1-4 –х классов  

Основные принципы реализации программы.

Принцип индивидуализациипредполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.

Принцип доступности зависит  от уровня психологических особенностей ребёнка.

Принцип систематичности и последовательностизаключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

 Формы и методы работы

        В процессе проведения занятий используются различные методы и приемы: этюды, упражнения, игры с правилами, сказкатерапия, арт-терапия, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами, рисование эмоций.

Ожидаемые результаты освоения программы

Улучшение общего эмоционального состояния ребенка;

преодоление негативных эмоциональных проявлений;

формирование положительных черт характера, Обогащение репертуара социальных навыков.

Содержание программы

        Программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих  занятий по развитию  личностной сферы деятельности. Занятия рассчитаны для  обучающихся 1-4-х  классов.   Продолжительность каждого занятия 30 минут.

Структура  занятия

Начало занятия -  создание  атмосферы  доверия, снижение  эмоционального  напряжения, настройка на продуктивную  деятельность, ритуал приветствия.

Основное содержание занятия – знакомство с эмоциями, формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия (игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, упражнения с лепкой из пластилина).

Окончание  занятия – подведение итогов, ритуал прощания.

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения.

Список используемой литературы

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты - М., 2004 - 328 с.

Т.В. Громова, «Страна эмоций», - М.:УЦ Перспектива, 2002.

2. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб.: Союз, 1997.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПБ.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.

4. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000.

5. Изард К. Эмоции человека. – М.: Просвещение, 1980.

6. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. - 288 с.

Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001, - 784 с.

7.  Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. – М., 1997.

8. Хухлаева О.В., «Практические материалы для работы с детьми»,- Москва, 2003.

9. Хухлаева О.В.,  И.М. Первушина «Тропинка к своему Я». - М.: Генезис, 2004.

10. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать», - Москва, 2000.

11. Фесюкова Л.Б., Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: изд-во «Ранок», 2007.

Тематический планирование (первый год обучения)

Тема

Кол-во часов

1.

Диагностическое занятие «Карта Чувств».

1

2.

Мои чувства. Радость. Что такое мимика.

4

3.

Радость. Как её доставить другому человеку.

4

4.

Жесты.

4

5.

Радость можно передать прикосновением.

4

6.

Радость можно подарить взглядом.

4

7.

Грусть.

4

8.

Страх.

4

9.

Страх и его относительность.

4

10.

Кто живет в темноте.

4

11.

Как справиться со страхом.

4

12.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

4

13.

Может ли гнев принести пользу?

4

14.

Обида.

4

15.

Итоговое занятие. Разные чувства. Повторная диагностика «Карта  чувств».

1

Тематический планирование   (второй год обучения)

Тема

Упражнения

Кол-во часов

1.

Занятие  1.

 «Знакомство с воздушными шарами»,  «Поменяйтесь местами те, кто…», «Молекула», «Вверх по радуге».

1

2.

Занятие  2.

«Карлики и великаны»,  «Самое веселое лицо»,  «На месте фигура замри», «Какая рука у соседа?».

1

3.

Занятие  3.

«Ассоциации»,  «Разговариваем без слов», «Звери в лесу»,  «Игра с муравьем».

1

4.

Занятие  4.

«Вагончик», «Мир эмоций»,  «Зеркальная комната»,  «Небо».

1

5.

Занятие  5.

«Запретное движение»,   «Добрый – злой, веселый - грустный»,  «Ожившие картинки»,  «Пузырь».

1

6.

Занятие  6.

«Голова, пол, потолок»,  «Тише, мыши – кот на крыше»,  «Пираты, акулы и золото».

1

7.

Занятие  7.

«Лягушка»,  «Обезьянка»,  «Новая кукла»,  «Апельсиновый сад».

1

8.

Занятие  8.

«Зайчата и волк»,  «Сказка по кругу»,  «Сказка Морозко»,  «Волшебный лес».

1

9.

Занятие  9.

«Горячий картофель»,  «Ожившая картина»,  «Межличностные отношения», «Радуга».

1

10.

Занятие  10.

«Пожелания»,   «Мои любимые воспоминания»,

«Хвасталки», «Водопад».

1

11.

Занятие  11.

«Передача чувств», «Мое настроение».

1

12.

Занятие  12.

«Цвета эмоций», «Сижу, сижу на камушке».

1

13.

Занятие  13.

«Интонация», «Рисование».

1

14.

Занятие  14.

Этюды на различные позиции в общении, «Передай улыбку по  кругу».

1

15.

Занятие  1.

Итоговое занятие

1

Тематическое планирование (третьего года обучения)

Тема

Кол-во часов

1.

Занятие  1.

Эмоции и взаимопонимание.

1

2.

Занятие  2.

Разные настроения.

1

3.

Занятие  3.

Учимся менять свое настроение.

1

4.

Занятие  4.

Как найти выход из трудной ситуации.

1

5.

Занятие 5.

Меняем отношение к тому, что нас огорчает.

1

6.

Занятие 6.

Избавляемся от плохих мыслей.

1

7.

Занятие 7.

Как победить страх.

1

8.

Занятие 8.

Прогоняем злость.

1

9.

Занятие 9.

Учимся говорить «нет!», когда это нужно.

1

10.

Занятие  10.

Живи в согласии с другими.

1

11.

Занятие  11.

Как просить прощения.

1

12.

Занятие  12.

Саморегуляция.

1

13.

Занятие  13.

Уверенное и неуверенное поведение.

1

14.

Занятие  14.

Вырабатываем уверенность в своих силах.

1

15.

Занятие  15.

Итоговое занятие

1

Тематическое планирование (четвертого  года обучения)

Тема

Кол-во часов

1.

Занятие  1.

Знакомство со страной чувств. Радость

1

2.

Занятие  2.

«Знакомство со страной чувств. Грусть

1

3.

Занятие  3.

«Знакомство со страной чувств. Интерес».

1

4.

Занятие  4.

«История о канцелярской кнопке». Гнев.

1

5.

Занятие  5.

«Знакомство со страной чувств. Страх».

1

6.

Занятие  6.

«Знакомство со страной чувств. Обида».

1

7.

Занятие  7.

«Знакомство со страной чувств. Вина».

1

8.

Занятие  8.

«Моё настроение».

1

9.

Занятие  9.

«Как справиться с плохим настроением?»

1

10.

Занятие  10.

«Почему мы ссоримся?»

1

11.

Занятие  11.

Упражнения на развитие эмпатии.

1

12.

Занятие  12.

Упражнения на развитие эмпатии.

1

13.

Занятие  13.

Пойми меня.

1

14.

Занятие  14.

Составление коллажа «Наш класс».

1

15.

Занятие 15.

Разные чувства. Итоговая диагностика. Итоговая диагностика

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для учащегося с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития), обучающегося в общеобразовательном классе

Адаптированная основная общеобразовательная программа по литературному чтению для детей с задержкой психического развития 2 класса...

Программа коррекционной работы педагога-психолога с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья – задержка психического развития

Программа коррекционного обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья направлена на с...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Развитие эмоционально – волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) на занятиях ГПД»

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка пс...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Занятие  направлено  на  развитие познавательной сферы детей за счет стимуляции психических процессов, развитие коммуникативных навыков для успешной адаптации и социализации.Упражн...