Определение готовности ребенка к школе
материал по теме

Определение готовности ребенка к школе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Определение готовности ребенка к школе

Выполнила: Савченко Мария, 31 группа

                                     Проверила: Зуева И.Ф.

Тест "Способность к обучению в школе" Г. Вицлака

Цель: диагностика психологической готовности детей 5,5-7 лет к школьному обучению, уровня умственного развития ребенка.

Материалы: руководство к тесту, бланк регистрации результатов (таблица 3), материал в виде картинок.

Тест состоит из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту. Все результаты заносятся в бланк регистрации. Применяется исключительно индивидуально, требует хорошей предварительной подготовки исследователя.

Руководство к тесту: вводное задание. (Не оценивается, так как применяется в целях установления контакта с ребенком, а также для облегчения понимания им сути первого задания).

Задание состоит из серии трех последовательных картинок по сюжету "Ис­тория о постройке башни"

 (рис. 1-3). Картинки нужно разложить в правильной последовательности перед ребенком. Взрослый сам рассказывает историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фразе картинку.

Инструкция: "Посмотри на эти картинки. Они нам расскажут одну историю. Маленькая девочка строит башню из кубиков, она рада, что башня получается такая красивая (1-я картинка). Вдруг пришел один озорной мальчик и нарочно ногой разрушил башню (2-я картинка). Девочка очень рас­строилась и заплакала горькими слезами (3-я картинка)". Затем картинки убираются, а ребенка просят повторить услышанный рассказ, но, уже не глядя на картинки. Исследователь независимо от качества рассказа еще раз кратко формулирует суть сюжета: "Очень хорошо. Мальчик разрушил у девочки башню, и поэтому она заплакала".

Первое задание: «История в картинках» (рис.4 - 6)

Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После того, как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории (см. Вводное задание).

Оценка задания:

7 баллов - Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло из основного краткого содержания истории.

5 баллов - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках. Существенное и второстепенное описано с одинаковым вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ истории.

3 балла - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую связь только между двумя картинками. В резюме основное внимание уделено второстепенным деталям.

2 балла - Ребенок не смог найти смысловую связь между картинками, описал их отдельно друг от друга.

0 баллов - Ребенок не смог составить рассказ.

Второе задание: «Знание цвета»

Перед ребенком кладет доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.
Оценка задания: За каждый правильно названный цвет начисляется 1 балл.

Третье задание: «Заучивание четверостиший»

Инструкция (состоит из трех этапов):

Вводная часть: «Сейчас мы выучим одно хорошее стихотворение, которое ты постарайся запомнить, чтобы потом рассказать дома папе (бабушке, сестре...). Вот послушай:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела! -

Гудит и вьется над цветком,

Прилежна и мила».

1 этап: «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом его повторишь:

«Как дорожит любым деньком

Малюточка пчела!»

2 этап: Если ребенок допустил ошибки при повторении, то ему говорят: «Ты хорошо рассказал, только еще не все правильно». При этом указывают, какие ошибки он допустил и как фраза должна правильно звучать. Затем просят его повторить еще раз. Если ребенок вновь допускает ошибки, то повторение фразы возможно не более трех раз.

Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения:

«Гудит и вьется над цветком

Прилежна и мила».

3 этап: Когда обе части стихотворения более или менее заучены, исследователь говорит ребенку: «Очень хорошо. Сейчас повторим все стихотворение. И еще раз тебе его прочитаю, а ты потом его полностью повтори». Читаются обе части. При наличии ошибок поступают так же, как в первой части.

Ход заучивания (количество ошибок и количество предлагаемой и принимаемой помощи) фиксируется в бланке регистрации.

Оценка задания:

8 баллов - Правильное полное воспроизведение всех трех частей.

5 баллов - Перестановка, пропуск или добавление слов в какой-нибудь части.

3 балла - Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.

2 балла - Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая связь нарушена.

0 баллов - Набор бессмысленных слов или полный отказ.

Четвертое задание: «Знание названий предметов».

Перед ребенком раскладывают 9 любых картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика.

Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например, «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.

Оценка задания: Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Пятое задание: «Процесс счета».

Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «Скажи теперь, сколько тут лежит предметов?» Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». (Потом, при необходимости можно предложить посчитать еще раз).

Оценка задания:

5 баллов - Счет без моторных компонентов.

4 балла - Беззвучное проговаривание (движение губ).

3 балла - Проговаривание шепотом, возможно, с киванием головы.

2 балла - Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к ним.

1 балл - Прикосновение пальцем при счете к предметам или передвижение их.

0 баллов - Отказ отвечать.

Шестое задание: «Порядок счета».

Всех детей, которые справились с 5 заданием, просят: «Считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: «1, 2, 3...». Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.

Оценка задания: в качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.

Седьмое задание: «Классификация предметов».

Используются картинки из 4 задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением трех корзин.

Инструкция: «Вот три корзины. Эта - (показывают) корзина для фруктов,  сюда - все фрукты, сюда - все овощи, сюда - все цветы (соответствующие корзины также указываются)».

Оценка задания: за каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.

Восьмое задание «Восприятие количества».

Состоит из двух частей.

1 часть: Материалы из седьмого задания седьмого лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят: «Скажи теперь, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают:

Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?»

Вторая помощь: убирают разрыв между овощами и фруктами, сдвинув их, и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется, то просят его сосчитать.

2 часть: Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть просят сказать, сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.

Оценка задания: правильные, самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую часть задания, то есть максимально возможный показатель 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, то есть - чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате - 0 баллов.

Девятое задание: «Размещение фигур».

Материалы: три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата; девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.

1 часть: У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо «квадрат», он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названий фигур, то их следует назвать.

Оценка задания: За каждое правильное название начисляется один балл.

2 часть: Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник называют четырехугольником, а круг - кругом?»

Правильные ответы: У треугольника три угла, у четырехугольника четыре угла, а круг - круглый.

За каждое правильное объяснение - один балл.

3 часть: Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.

Инструкция (поочередно показывают на три карточки): «Вот здесь у нас - треугольник, здесь - квадрат, а здесь - круг. Собери и положи, пожалуйста, сюда (показывают на квадрат) все четырехугольники, сюда (показывают на треугольник) - все треугольники, сюда (показывают на круг) - все круги».

Оценка задания: За каждую правильно собранную кучку начисляется один балл.

Десятое задание: «Сравнение картинок».

Материал: Четыре пары сравниваемых картинок.

Поочередно выкладывая и после выполнения, убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка (показать) выглядит иначе, чем эта (показать)?» При затруднениях ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»

Оценка задания:

2 балла - Правильное решение без помощи.

1 балл - Правильное решение с помощью.

0 баллов - Решения нет.

Оценивается каждая пара отдельно, следовательно, максимальная сумма за 4 пары картинок - 8 баллов.

Одиннадцатое задание: «Дифференциация цвета и формы».

Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.

Инструкция: «Здесь нарисованы прямоугольники (показать). У каждого из них не хватает кусочка (показать). Подбери для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь (показать). Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику (показать на первую фигуру)?»

Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие части к ним.

Оценка задания: Каждое правильное решение должно оцениваться в один балл.

Двенадцатое задание: «Воспроизведение четверостиший».

Ребенку предлагают воспроизвести стихотворение из третьего задания. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать. «Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и в третьем задание. Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, как в третьем задании.

Тринадцатое задание «Нахождение аналогий».

Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на несколько вопросов:

Днем светло, а ночью ?... (темно)

Птица поет, а собака ?... (лает)

Машина едет, а самолет ?... (летит)

Голубь летает, а рыба?... (плавает)

У кошки - шерсть, а у утки ?... (перья)

Платье сшито из ткани, а ботинки ?... (из кожи)

Оценка задания: За каждый правильный ответ начисляется один балл.

Четырнадцатое задание «Срисовывание».

Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы - квадрат и треугольник (рис. 16), а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт (рис. 17).

Инструкция: «Здесь нарисованы две фигуры и два узора (показать). Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда (показать) и здесь продолжить узоры (показать)».

Оценка задания: Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются.

6 баллов - Рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца.

3 балла - Рисунок в общем похож на образец, допущены некоторые искажения форм.

2 балла - Рисунок частично похож на образец: основные формы неузнаваемы, но некоторые детали можно угадать.

0 баллов - Рисунок совсем не похож на образец, каракули.

Пятнадцатое задание: «Описание картинки».

Ребенку показывают картинку и говорят: «Расскажи, пожалуйста, о том, что происходит на картинке (рис. 18)».

Оценка задания:

а) Разговорная речь.

2 балла - Беглая речь без запинок

1 балл - Достаточно беглая речь, но есть паузы.

0 баллов - Речь запинающаяся, прерывная.

б) Построение предложений.

8 баллов - Хорошо структурированные сложные предложения, используются соединительные союзы.

6 баллов - Сложные предложения, стереотипно используется один союз.

4 балла - Преимущественно простые предложения.

1 балл - Преимущественно неполные предложения.

0 баллов - Построение предложений нарушено.

в) Артикуляция.

2 балла - Четкое произношение звуков.

1 балл - Нечеткое произношение звуков.

г) Фантазия, воображение.

Оценивается в 1 балл, если ребенок не просто повествует о том, что изображено на картинке, но и о переживаниях, мыслях героев, домысливает о том, что было или будет и т.п.

Таким образом, максимальная оценка по всему заданию 13 баллов.

Обработка  и интерпретация результатов: 
Подсчитывается сумма полученных баллов по всем заданиям. Общий суммарный показатель при помощи таблицы нормативов переводится в проценты. Полученный результат является показателем умственного развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.
Таблица нормативных показателей:
Таблица 1 

Проценты

4

10

20

30

40

50

60

70

80

90

98

100

Суммарный показатель

71

76

79

85

90

92

96,5

99

102

108,5

111

117

Усредненной нормой для испытуемых считается показатель умственного развития примерно 60% и более процентов.
Тест позволяет диагностировать актуальный уровень умственного развития ребенка в трех областях: обучаемость, уровень развития мышления и уровень развития речи. Существуют некие компоненты умственного развития, необходимые для обучения в школе, которые в совокупности образуют интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе. Эти компоненты соотносятся с конкретными заданиями теста в таблице 2.
Данная таблица облегчает анализ ответов испытуемого, его наиболее или наименее развитые компоненты умственного развития.
Таблица 2

Компоненты умственного развития

Номера заданий

1. Обучаемость (как способность к обучению)

3, 8, 12

2. Уровень образования понятий

1, 4, 13

3. Уровень развития речи

1, 15

4. Общая осведомленность (знания об окружающем мире)

1, 4, 9, 13

5. Овладение отношениями множеств

5, 6, 7, 8

6. Знание форм, их различий

9, 11

7. Способность к дифференциации ощущений, уровень развития восприятия

2, 10, 11, 13, 14

8. Способность к работе с ручкой и карандашом, ориентировка в малом пространстве

14

9. Умение классифицировать предметы

7, 9

10. Память

3, 12

Регистрационный бланк к тесту
Таблица 3

Номера заданий

Ответы ребенка

Примечания

Оценки

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

13

 

 

 

14

 

 

 

15

 

 

 

Мотивационная готовность ребенка к школе по Т.Д. Марцинковской

Если по результатам тестов вы выявите, что у ребенка слабые и неточные представления о школе, нужно будет провести с ним работу по формированию мотивации.

  Тест №1: «Мотивационная готовность ребенка к школе».

Этот тест позволит вам понять внутреннюю позицию ребенка по отношению к школе. Время на ответы не ограниченно. Задавайте вопросы и фиксируйте все ответы ребенка на бумаге:

«Представь себе город, в котором всего две школы. Я буду тебе называть, чем отличаются эти школы, а ты должен выбрать, в какой из них ты хочешь учиться».

1. В одной школе проходят уроки математики, пения,  русского языка, труда, рисования и  физической культуры. В другой школе только уроки пения, рисования и физической культуры.

2. В одной школе есть уроки и перемены. Во второй школе уроков нет, есть только переменки.

3. В первой школе за хорошие ответы ставят оценки 5 и 4. А в другой дают конфеты, игрушки.

4. В одной школе можно заниматься всем чем хочешь и когда хочешь. В другой школе нельзя вставать из-за парты без разрешения учителя, а если хочешь что-нибудь спросить нужно, поднять вверх руку.

5. В одной школе учитель задает ребятишкам уроки на дом. А в другой домашних заданий нет.

6. В одной школе, учительницу, которая заболела, директор заменяет другой учительницей. В другой школе, вместо заболевшего учителя, учить детей начинает мама.

7. В одной школе можно договориться с учителем, и он будет учить тебя дома. Не нужно будет вставать по утрам, и ходить в школу. В другой, учитель не учит детей на дому, нужно обязательно ходить в школу.

8. А теперь представь себе, что мама сказала: «Ты у меня еще маленький, наверное, тебе будет тяжело делать уроки, и вставать рано утром. Останься в детском садике еще на 1 годик, а потом пойдешь в школу». Что бы ты ответил?

9. Если твой знакомый мальчик спросит: «Что тебе нравиться в школе больше всего?», как ты ему ответишь?

Анализ ответов: Правильный ответ-1 балл, неправильный – 0 баллов. Внутренняя мотивационная позиция отношения к школе у ребенка сформирована, если по результатам ответов он набрал 5 и более баллов.

Тест № 2: «Какой вид мотивации к школе преобладает у ребенка».

 

1) Вопрос: Ты хочешь идти учиться в школу?

а) Да хочу

б) Нет, не хочу

Анализ ответа: Здесь все просто, либо мотивация присутствует, либо нет. Если ребенок выбрал ответ «А» — продолжайте тест. Если выбран ответ «Б» нужно проанализировать причины отсутствия желания.

2) Вопрос: Почему ты хочешь идти в школу?

а) В эту категорию можно отнести все ответы, в которых присутствуют внешние атрибуты: «Хочу, потому что у меня будет такой же портфель как у Пети»; «Хочу ходить в красивой школьной форме, как взрослый» и т.д.

б) В эту категорию отнесите ответы, говорящие о желании получить знания, узнать новое, научиться, что-либо делать.

Анализ ответа: Ответ «А» — говорит о наличии у ребенка внешней мотивации. В первом классе дети учатся намного успешнее, имея именно внешнюю мотивацию. Это происходит потому, что желания ребенка реализуются, в тоже время нагрузка на интеллект еще совсем мала. Ответ «Б» — говорит о внутренней мотивации ребенка. Она будет способствовать успешному обучению, если интеллектуальная нагрузка окажется посильной для ребенка.

Тест№3: «Коммуникативная готовность ребенка к школе»

 

При сформированной коммуникативной готовности, ребенок наделен навыками общения, готовностью договариваться и кооперироваться. Он способен придерживаться социальных правил.

Тест: «Значимость общения и выявление симпатий к членам группы»

( Методика «Два дома»).

Этот тест позволит выявить отношение ребенка (3,5-6,5 лет) к отдельно взятым людям из его окружения (к членам семьи, учителям, братьям и сестрам, друзьям и т.д). Для более объективного результата желательно, чтобы тест проводился квалифицированным психологом, ну или хотя бы не родителями. Обязательным условием является то, что тест проводиться один на один (ребенок + психолог)

Вам понадобится лист белой бумаги, красный и черный фломастеры.

Психолог ненавязчиво расспрашивает ребенка о его доме: «А в каком доме ты живешь?»

Психолог говорит: «Замечательно, а давай построим для тебя другой, замечательный и очень красивый домик» и рисует на листе бумаги домик красным фломастером. В процессе рисования нужно постоянно подчеркивать привлекательность красного домика.

Психолог предлагает ребенку: «Ну, теперь нам нужно заселить этот прекрасный домик. Первым его жителем будешь, конечно, ты, ведь мы его для тебя построили». Психолог записывает рядом с домиком имя ребенка. «А кто еще будет жить в этом доме? Ты можешь вселить в него кого хочешь, и тех, кто сейчас живет с тобой и тех, кто живет в другом месте. Кого хочешь, вселяй».

Имя каждого «нового обитателя» домика психолог записывает под именем ребенка. Можно очень мягко поинтересоваться, а кто это.

Когда в домике появятся 2-3 новосела, психолог рисует рядом черный домик и говорит: « Кто-то, наверное, не будет жить с тобой в красном домике, им тоже нужно, где-то жить. Давай поселим их в домик, который будет стоять рядом» Важное уточнение – черный дом ни как не характеризуется перед ребенком и не описывается! Это просто соседний домик и он не хуже чем красный!

Если ребенок не заселяет черный домик, психолог его ненавязчиво к этому побуждает: «Ну что же, домик так и будет стоять пустой?»

Когда домики уже заселены, допускается спросить про какого-нибудь человека которого забыли (учитель, братик и т.д).

Затем психолог говорит: «Давай посмотрим, может быть, кто-то из соседнего домика хочет переехать в красный домик жить. Как ты думаешь кто это?». Стрелочками на листе бумаге помечается «переезд».

«А может быть из красного домика кто-то хочет переехать?» -говорит психолог и опять помечает стрелочками «переезд».

Расшифровка результатов теста не символична. Выводы делаются напрямую, в красном домике живут люди, которым ребенок симпатизирует, «жильцов черного домика» ребенок сторониться и психологически огораживается. При переселении «жильцов» из одного дома в другой нужно учитывать пояснение ребенка или формулировку вопроса (чье желание повлияло на переселение). Важнейшее значение имеет то, куда ребенок «поселил» родителей, братьев и сестер. В каком домике находиться учитель или воспитатель. А также присутствуют ли в красном домике сверстники ребенка.

Тест №4: «Коммуникативная готовность к школе»

1) Вопрос: Когда можно вставать во время урока?

А) Когда ты устал от уроков и хочешь поиграть.

Б)  Если учитель задал вопрос, ты поднял руку для ответа и учитель назвал твое имя.

2) Вопрос: С каким вопросом можно обращаться к учителю?

А) Можно я не буду выполнять домашнее задание?

Б)  Можно выйти в туалет?

Анализ ответов на вопросы №1 и 2: Ребенок должен понимать, что существуют определенные правила поведения на уроке и общения с учителем. Если такое понимание у ребенка еще не сформировалось, нужно проводить работу по социально-коммуникативной подготовке к школе.

 3) Вопрос: Если мальчик, учащийся с тобой в одном классе получил оценку лучше, чем ты, какие чувства у тебя возникнут?

А) В эту категорию можно отнести все ответы, в которых присутствует стремление стать лучше: «Все выучу и в следующий раз получу 5», «Зато я лучше его по физкультуре» и т.д.

Б) В эту категорию отнесите ответы, несущие агрессивные эмоции: «Ударю», «Разозлюсь», «Буду обзываться на него», «Буду смеяться над ним» и т.д. А также ответы со страдательными эмоциями: «Заплачу», «Надуюсь, «Обижусь» и т.д.

Анализ ответа № 3: Ответ «А» — наиболее адекватная реакция, свидетельствующая о слабом или отсутствующем переживании. Психологической устойчивости к ситуации. Уверенности в своих силах и способности к доминированию. Ребенок спокойно относиться к школьной конкуренции. Ответ «Б» — реакция ребенка или активно-агрессивная (гнев, раздражительность, враждебность). Или страдательно-пассивная, при которой у ребенка отсутствует стремления получить новые навыки в общении. Идет возврат к более знакомым формам поведения ( маленький ребенок плачет, обижается и жалуется).

 4) Вопрос: Ты забыл дома цветную бумагу. Она нужна тебе на уроке труда. Как ты поступишь?

Анализ ответа № 4. Наиболее правильным будет ответ: «Попрошу у одноклассников или учителя» и ему подобные. Ребенок должен уметь договариваться и кооперироваться со сверстниками.

Тест Керна - Йирасека. Проверка готовности ребенка к школе

1. Какое животное больше — лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.

2. Утром вы завтракаете, а днем ...Обедаем.

Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.

3. Днем светло, а ночью ...

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

4. Небо голубое, а трава ...

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это ...?

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.

6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т.д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.

7. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

8. Который час показывают часы (показать на часах)?

Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.

9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это ..., маленькая овечка — это ...?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = О баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.

10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.

11.  Почему во всех автомобилях тормоза?

Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов. Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.

12.  Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

13.  Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это ...?

Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла. Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла. 1 или 2 различия = 2 балла. Неправильный ответ (у него палка, он курит и т.д.) = 0 баллов.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т.д.) = 4 балла. Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.

19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

20. Почему на конверт нужно приклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3 группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для родителей на определение готовности ребенка к школе

Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучение может быт...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Тест поможет родителям определить, готов ли ребенок к школе,владеет ли необходимыми умениями и навыками для учебной деятельности....

Тест для родителей по определению готовности ребенка к школе

Тест для родителей на первом родительском собрании...

тест для определения готовности ребенка к школе

данный тест поможет оределить готовность ребенка к школе...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе.

С помощью данного теста родители смогут определить, хочет ли ребенок пойти в первый класс, готов ли он поцти в первй класс, поможет узнать, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем нужно потрен...

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе.

Определение готовности ребенка к школе....