Игры для занятий
учебно-методический материал на тему

Сазонова Александра Михайловна

Игры, которые можно использовать в работе педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_zanyatiy.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для занятий

Взаимное представление

Участники разбиваются на пары и поочередно рассказывают партнеру о себе. Лучше, если план рассказа предложит ведущий.

  1. Как бы я хотел, чтобы ко мне обращались на тренинге.
  2. Что я ожидаю от наших встреч.
  3. Мои любимые и нелюбимые качества в людях. Мои увлечения.
  4. Мои увлечения.
  5. Мои любимые способы проведения свободного времени.
  6. Моя мечта.

Время выполнения 6-10 мин. После этого все возвращаются в круг, где каждый кратко (1 мин.) представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа.

Поворот в прыжках

Участники расходятся так, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее ао условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360 градусов. Каждый сам решает как прыгать, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача: добиться того, чтобы все участники приземлились, повернувшись в одну сторону. Фиксируется кол-во попыток. (усложнение — сделать то же самое, только с закрытыми глазами).

Дракон ловит свой хвост

Дети встают в колонну: начало - «голова», конец колонны - «хвост». Голова пытается ухватить хвост. Руки не размыкаются. Желательно менять порядок построения участников в колонне.

Перетягивание каната

Необходима веревка не менее 10м. Упражнение выполняется 3-5 раз, при этом состав команд меняется.

Циферблат

Участники, сидящие в кругу, образуют «циферблат» - кажды участник соответствует определенной цифре на нем. Ведущий заказывает время, а «циферблат» его показывает — сначала подпрыгивает и хлопает в ладоши тот, на чью цифру пришлось показание часовой стрелки, затем — минутной.

Узелок.

Двум командам необходимо между собой завязать узел на веревке, которую держат все участники.

«Связывание» группы

«Рулет». Участники в стоят в колонну по одному и держат в левой руке канат. После этого дается задание плотно скрутиться по часовой стрелке в рулет, а ведущий связывает их. В таком состоянии группу просят перемещаться по определенной траектории, задаваемой ведущим, Можно усложнить задание — каждый участник в это время рассказывает какой-нибудь интересный факт о себе. А вонце игры участники вспоминают все эти факты.

«Паучки». Участники делятся на подгруппы (4-5 чел.) и встают спинами плотно друг к другу, ведущий обвязывает их на уровне пояса веревкой.Дальнейшие действия, как в первом варианте игры.

Совместный счет

Дети должны считать от 1 до 10 по очереди, не договариваясь. Если два человека одновременно называют одно число — счет начинается заново, пока не досчитают до десяти.

Рукопожатие

Одному участнику завязывают глаза. Другие по очереди тихо подходят к нему и пожимают руку. Тот, у кого завязаны глаза, говорит о впечатлении, которое производит рукопожатие.

Лишний стул (Пересядьте те, кто...)

Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает свой стул и объясняет правила игры: меняются местами все к кому относится высказанное предположение, тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие.. Пр: Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия.

Слепой и поводырь

Участники делятся на пары, одному завязывают глаза, а другой исполняет роль поводыря, который должен провести слепого по помещению так, чтобы он себя чувствовал спокойно и уверенно. Затем участники меняются ролями. В конце игры следует провести обсуждение — как участники себя чувствовали в той и другой роли.

Ассоциации

Участникам предлагается выбрать категорию, в которой они будут работать, например, машины, цветы, времена года, цвета, животные, растения и т. д. Далее каждый участник должен сравнить всех членов группы в соответствии со своей категорией. Например, Аня — заяц, Леша — волк и т. п. В итоге каждый участник игры получает перечень таких ассоциаций (необходимо еще раз напомнить подросткам о запрете на издевательские и унижающие сравнения, высмеивания).

Каждый может высказать свое мнение по предложенным вариантом, главное не допустить, чтобы кто-то обиделся на автора ассоциаций. Необходимо объяснить, что это мнение другого человека, которое можно принять или не принять, но необходимо подумать над информацией и сделать выводы.

Карета

«Для того, чтобы преодолеть все препятствия и достичь цели как можно быстрее, вам необходимо выбрать для себя средство передвижения»

Участники делятся на группы. Дети выбирают из предложенных карточек одну, на которой указано средство передвижения (это может быть мотоцикл (с коляской), легковой автомобиль, грузовик, карета, сани, самолет, вертолет и т. п.). Необходимо изобразить его: каждый член команды является какой-либо частью этого средства. Задание считается выполненным, если команда проделала определенный путь, «не рассыпавшись».

Пропасть

На расстоянии 30 см от свободной стены проводится черта. Участники становятся тесной шеренгой между стеной и чертой. Они «превращаются» в скалы и принимают причудливые формы. Крайний слева участник становится альпинистом. Нужно всем пройти, не «упав» в пропасть.

Улыбка по кругу

Необходимо передать свою улыбку по кругу. Можно сделать это разными способами, например, в ладонях.

«Пожалуйста...»

Ведущий дает команду, выполнять которую дети должны только при условии, если она сопровождается определенным обращением, например «Группа...», «Класс...», «Пожалуйста...» и т. д. Пример, если слово «Пожалуйста» не прозвучало, а некоторые ребята выполнили команду, они выбывают из игры. Команды могут быть разными, например: направо, налево, правую руку вверх и др.

«Да» — диалог, «Нет» - дилог

«Да» — диалог. Двое из группы высаживаются в центр круга и начинают диалог. Один из них произносит любую фразу: о погоде, о прочитанной книге и т. п., постепенно переходя к высказываниям о значимых для собеседниках события, людях, чертах их характера. Второй игрок сразу же отзывается, соглашаясь со всем, что говорит первый, - это непременное условие.

«Нет» - дилог. Данная игра аналогична первой, но задание противоположное — второй участник диалога не в коем случае не должен соглашаться с первым. В это время дети учатся вежливо, но настойчиво возражать и отказывать другим людям, обосновывая причину несогласия так, чтобы собеседник не обиделся.

Графический диктант

Один участник выходит из помещения. Ему дается задание (листок, на котором нарисованы какие-либо фигуры). Нужно продиктовать свой рисунок другим участникам так, чтобы у них получились именно такие картинки. «Чертить» фигуры в воздухе руками нельзя и называть фигуру тоже.

На спине (Вопросы)

На спину каждому участнику прикрепляется карточка с каким-нибудь словом как можно более отвлеченного содержания (в зависимости от возраста: свет, удовольствие, настроение, патриотизм, атом и т. п. Это также могут быть какие-то персонажи). Хозяин карточки не знает, что на ней написано, но должен догадаться об этом, опираясь на помощь группы, в которой каждый каждому показывает без слов, что написано у него на спине. В другом варианте игры тот, у кого карточка, должен задавать другим вопросы, но только с однозначным ответом «да» или «нет».

Фотографии

Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает фотографию незнакомого им человека и его краткую характеристику (возраст, род занятий, семейное положение, социальный статус, достигнутые успехи и т. д.) Необходимо внимательно вглядываясь в фотографию, описать характер этого человека. «Секрет» этого упражнения заключается в том, что все группы работают с одной и той же фотографией, к которой приложены разные описания (этот факт выясняется только на итоговом общегрупповом обсуждении).

Болото

Болото — это в игре большое поле размером 6*6 квадратов на полу. У ведущего на листе нарисован правильный маршрут, как перебраться через болото и не утонуть, по кочкам. Участники стоят «на берегу» и не знают об этом плане, идут на угад - если кто-то становится не на кочку, то ведущий скажет «Буль!» - участника засасывает болото и он возвращается на берег. Так продолжается до тех пор пока вся команда не пройдет болото, не потеряв ни одного своего участника.

Перестройка на стульях

Перед группой ставится задание: расположившись в шеренгу на стульях, с закрытыми глазами перестроиться по определенным признакам: на первую букву фамилии; по названиям станций метро, около которых живут ребята; по числу пуговиц на одежде и т. д.

Стулья

Группа получает следующее задание: «Распределите свои движения так, чтобы без суеты уложиться в назначенное время. Необходимо по сигналу молча бесшумно встать встать со своим стулом так, чтобы в итоге у группы получился треугольник (круг, девятка, буква А). Как только все займут свои места, необходимо одновременно поставить стулья и сесть. Не должно быть ни одного звука, ни одного скрипа, стулья не должны сталкиваться. Представьте, что вы переставляете декорации во время короткой паузы в спектакле. Зрители не должны слышать ни звука».

Общий брезент.

Вся группа должна разместиться (встать) на кусок брезента (или лист бумаги) размером 2*2м. После достижения группой поставленной цели брезент складывают пополам (несколько раз). Он уменьшается, но задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, все игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.

По завершении необходимо обсудить следующие вопросы: Какие чувства возникали по ходу игры? Что получилось, благодаря чему? Что можно было бы сделать по другому? Хотим ли попробовать?

Администратор гостиницы (для старших подростков)

Группа получает следующее задание: « Дело происходит в небольшом городке, в котором только одна гостиница. Обычно она пустует, но сейчас переполнена по случаю съезда лучших ветеринаров района. За стойкой администратор. Мест нет, но он остается на своем посту. К нему время от времени подходят люди и пытаются получить номер. Сейчас мы решим, кто из участников будет администратором, а кто приезжими. Посетители, договорившись со мной, будут использовать разные поведенческие стратегии («над», «под», «на равных»). Администратор поведет себя так, как считает нужным. В распоряжении туристов - 5 мин. По истечении этого времени администратор сообщит о своем решении (если ситуация логически не завершится)».

Выбираются 4 администратора, остальные участники организуют 4 подгруппы. Подгруппы за дверью делят предложенные ведущим коммуникативные позиции (четвертая группа свободна от обязательной позиции, она может менять позицию в ходе игры), придумывают легенды. Каждая группа вольна задействовать любое количество участников (например, двое играют, остальные наблюдают; можно взять тайм-аут или заменить игроков).

Администраторы получают такое задание: «Каждый работает с одной из групп туристов. Мест действительно нет, но остается личная каморка администратора, диван в холле, квартира администратора. Поступайте по своему усмотрению».

Давайте поздороваемся

Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом игроков.

Варианты сигналов ведущего:

  • хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам;
  • звонок колокольчика — погладить по спине партнера;
  • звук свистка — поздороваться «спинками».

Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.

Сто мячей

Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий играть молча. Все участники встают в круг. В руках у ведущего мяч. Он бросает его кому-либо из игроков, предварительно «договорившись» взглядом. Поймавший мяч передает его дальше другому и так далее. Следующий этап — это добавление еще одного мяча в круг и более, необходимо не уронить ни один мяч, иначе один мяч выходит из круга и так далее.

«Царская семья»

Разделившись на группы надо «изобразить семейный портрет» какой-либо категории людей:

- “Царская семья”

- “Семья кинозвезды”

- “Семья всемирно известного ученого”

- “Семья “Новых русских”

Остальные участники должны отгадать, какую семью показывает группа.

Бездомный заяц

Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние м/у кругами – 1-2м. Один из зайцев бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о “жилищном обмене” и перебежать из домика в домик. Задача водящего в этот момент – занять домик, оставшийся без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим.

Броуновское движение.

Дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать рукой или ногой. Если участники успешно выполняют задание можно увеличиватть количество мячиков. Смысл игры – установить рекорд командный рекорд по количеству мячей в круге.

Сороконожка

Несколько детей встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут ыть стулья, строительные блоки и т.п.) и выполняет другие задания. Главное – не разорвать единую “цепь”, сохранить Сороконожку в целости.

Драка

Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а может и не стоит драться? Выдохните и раслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Втряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Развитие чувства юмора 

Даны незаконченные ситуации. Попробуйте сделать следующее:

Вариант посложнее – попытайтесь самостоятельно продолжить рассказ так, чтобы он оказался неожиданным, смешным и, может быть не совсем стандартным; полегче – ниже приведены варианты ответов (продолжение ситуаций), которые перепутаны местами, и подберите нужный вариант из них.

  • Когда Стефенсон пускал свой первый паровоз, одна дама, писутствующая на данном зрелище, твердила:

- Не пойдет!!!

А когда паровоз пошел, она закричала

- …

  • Старший братишка говорит младшему о родителях:

- Сначала они сами учат нас ходить и говорить, а потом требуют, …

  • Измученный отец возвратился вечером домой и говорит жене:

- А все ты. Посылаешь меня на родительское собрание, а сама не говоришь,...

  • Взбешенный отец звонит в магазин:

- Я послал моего парня купить 2 кг слив, а он принес домой 1кг! У вас неисправные весы!

- Весы у нас в порядке. А...

  • - Мама, папа мне сказал, что все мы произошли от обезьян! Это правда?

* Подберите правильный вариант окончания предложения:

  • своего сына вы дома взвешивали?
  • твой отец всегда отказывался знакомить меня со своими родственниками!
  • в какой школе учится наш ребенок!
  • чтобы мы сидели спокойно и молчали!
  • Не остановится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра (Внеклассное занятие по краеведению, экологии, окружающему миру )

Материал по краеведению Коми ( Чёрныш), экологии, окружающему миру ) ...

Подвижные игры на занятиях внеурочной деятельности

Предлагаю вашему вниманию выступление на районном семинаре учителей начальных классов  "Воспитательный потенциал  внеурочной деятельности в начальных классах".Тема моего выступления "Подвижн...

Игры на занятиях по профориентации в начальной школе.

Выступление на РМО учителей начальных классов....

Использование метода игры на занятиях (уроках).

В статье рассказывается о том, как использовать игру для повторения изученного, работы с новым материалм, как способ закрепления пройденного....

«Детские пасхальные игры» - конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»

Конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура»  комплексной образовательной программы «Живая вода»...