«Детские пасхальные игры» - конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура» комплексной образовательной программы «Живая вода»
методическая разработка (1 класс) на тему

Коноплева Татьяна Михайловна

Конспект занятия по подпрограмме «Традиционная русская празднично- обрядовая культура»  комплексной образовательной программы «Живая вода» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konopleva_otkrytoe.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы Центрального района

«Детские пасхальные игры» -

конспект занятия по подпрограмме

«Традиционная русская празднично- обрядовая культура»

комплексной образовательной программы «Живая вода»

Подготовила:

Коноплева Татьяна Михайловна

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2016 г.

                                                                                           Не умирают обычаи,

которым определенно быть вечными.

Н.В. Гоголь

Введение

На занятиях в фольклорной студии «Жаворонок» главным образом  реализуется одна из основных задач  - воспитание духовно-нравственной личности  через изучение русских традиционных праздников народного календаря. В приведенном ниже конспекте занятия по программе «Живая вода», подпрограмме «Традиционная русская празднично-обрядовая культура» воспитанники студии узнают о самом главном празднике наших предков -Пасха, называемая в народе также Христов день, Велик день-это самый торжественный и христианский праздник. На занятии дети не только узнают, как отмечался   праздник, но и сами будут участвовать в подготовке к этому торжеству вместе с педагогом. Благодаря игровой деятельности   воспитанники более подробно запомнят информацию, данную на занятии. Игры   учат  воспитанников студии быть более быстрыми,  энергичными, уверенными в себе, и, вместе с тем учат проигрывать, что  тоже является большим умением и  помогает понять ребенку, что он не всегда может быть первым, но ему повезет в следующий раз.

    Знакомство  с музыкальным народным   искусством  и русскими традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, поддерживают интерес к истории и культуре, Родины и воспитывают гордость за свой народ. 

Тема: «Детские пасхальные игры»

По программе: «Живая вода», подпрограмма «Традиционная русская празднично-обрядовая культура»

Год обучения: второй,7-8 лет

Тема занятия – «Детские пасхальные игры»

Тип занятия – Занятие сообщения и усвоения новых знаний

Вид занятия - учебное

Продолжительность занятия - 45 минут

Цель: создание  благоприятных условий для возникновения интереса к изучению традиционного праздника Пасха, приобщение к использованию этих знаний в повседневной жизни.

  Задачи:

Обучающие задачи:

-познакомить с весенним календарным праздником «Пасха»;

- изучить некоторые обряды весеннего календарного праздника  «Пасха».

Развивающие задачи: 

-развивать внимание, память, речь, восприятие, мышление, воображение;

-развивать творческие способности;

- расширять общий кругозор, связанный календарным праздником «Пасха».

Воспитательные задачи:

- воспитывать эстетические чувства ребенка;

-воспитывать дружелюбие, вежливость;

-воспитывать коммуникативную культуру.

Форма проведения – беседа с элементами игры

Форма организации детей на занятии – групповая, коллективная.

Методическое обеспечение занятия:

технологии – игровая, икт, здоровьесберегающая

методы: 1. словесный – объяснение, описание;

                2. практический – исполнение музыкального материала, игры;

                3.наглядный-презентация, просмотр мультфильма

дидактический материал – карточки с текстом, опросник,

оборудование для педагога – музыкальный центр,   магнитофон, телевизор;

оборудование для учащихся – Большой, хорошо освещённый зал, стулья

Основные содержательные блоки занятия:

(Общее время занятия  45 минут).

I этап- вводный

-Приглашение детей в зал

-Подготовка детей к работе на занятии

- Проверка присутствующих детей на занятии

- Создание психологического настроя детей

II этап- подготовительный

-Объявление темы занятия.

-Мотивация детей на учебную деятельность.

III этап- основной

-Выполнение педагогом  основных поставленных задач  (см. раздел «Задачи»)

-Игровая программа, состоящая из русских пасхальных игр.

IV этап – заключительный

-Закрепление изученного материала.

-Проверка знаний изученного на занятии материала.

-Подведение итогов занятия, рефлексия

Ожидаемые результаты:

Воспитанники студии научатся:

Исполнять обрядовые действия, связанные с весенним календарным праздником «Пасха»;

использовать полученные знания, связанные с изучением календарного народного праздника, в обыденной жизни.

Содержание занятия.

 I этап- вводный

(Перед началом занятия  педагогом подготовлен музыкальный материал, который настраивает обучающихся  на положительные эмоции)

Приглашение детей в класс. Регистрация присутствующих  на занятии в журнале. Концентрация внимания обучающихся.

 II этап- подготовительный (введение в тему занятия)

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Для того, чтобы понять о чем сегодня мы свами будем разговаривать, вам нужно, обратить внимание на экран телевизора и посмотреть мультфильм.  (мультфильм «Курочка-ряба»). Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

Дети: (ответы воспитанников. )

Педагог: Сегодня мы   будем разговаривать о великом празднике Пасха. А также о некоторых обрядах и играх, которые присутствовали в жизни   наших предков.

 III этап- основной

Педагог: Пасха, называемая в народе также Христов день, Велик день- это самый торжественный и радостный христианский праздник. В этот день радостно стоит благовест колоколов. Для верующих это окончание Великого поста, а для всех вместе,-радость встречи с родными друзьями за особым, праздничным столом. Сын Божий пришёл в этот мир, чтобы спасти людей. Он проповедовал Любовь и Царство Небесное, создавал много чудес, исцелял и воскрешал людей.  Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские. Но на третий день после смерти он воскрес! А случилось это именно на Пасху. С тех пор мы каждый год празднуем Светлое Воскресенье! Кстати, седьмой день недели был назван «Воскресеньем» именно поэтому. 

Праздник не имеет постоянной даты и отмечается в промежуток между 4 апреля и 7 мая.
 А вы знаете, как готовятся к этому празднику?

Дети: (ответы воспитанников. )

К этому празднику начинали готовиться за неделю. Крестьянки стирали, прибирали двор, мыли избу. Мужчины заготавливали припасы и корм скоту. И сами мылись в бане. Отгоняли болезни и несчастья. Этот праздник всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Пасха- символизирует бессмертие. А как вы думаете, что является символом Пасхи?

Дети: Яйцо

Педагог: Крашенка, писанка- не просто крашенное -расписное яйцо. Крашенками обмениваются в знак приязни и забвения накопившихся обид. Одаривание крашеками друг друга воспринимается как пожелание чистоты, равной пасхальному яичку: дарение крашенок друг другу что все худое под стать скорлупе, в этот день от них отстанет ,а светлое доброе наружу проклюнется.  Из всех красок люди и сейчас предпочитают красный (кирпичный) цвет. Яйцо-символ жизни. А как вы думаете, почему яйцо символ жизни?

Дети:  (ответы воспитанников. )

Педагог: обычай красить яйца связывают с ученицей Иисуса Марией Магдалиной- которая узнав о воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом "Христос Воскрес!" Правитель Римской империи удивился и сказал, что как белое не может стать красным, так не может воскреснуть мертвый человек. И тут же на глазах Тиверия произошло чудо: яйцо стало красным, как бы свидетельствуя истинность Христова Воскресения.  А какую еще пищу готовят на Пасху?

Дети:  (ответы воспитанников. )

Педагог: На Пасху наряжаются в праздничную  одежду, и обед готовят тоже праздничный. Ведь после 7 недель Поста разрешается  все, что душа пожелает, веселить и развлекаться. Готовили обрядовый хлеб-кулич, а также блюдо из сладкого творога –Пасха. Трапезу начинает старший в семье, обычно отец.

А какие пасхальные блюда готовите вы дома с родителями?

Дети: (ответы воспитанников. )

Педагог: А что принято говорить друг другу в этот день?

Дети: (ответы воспитанников. )

Педагог: Да, правильно. Принято говорить «Христос Воскресе», а в ответ  «Воистину Воскресе». Этот обычай называется- «христосоваться»

Педагог: А сейчас я вам расскажу про обряд, который не сохранился до наших дней.

Волочебный обход - обрядовый обход домов в пасхальное воскресенье, на пасхальной неделе  с пением волочебных песен.

Изначально участниками обряда были женатые мужчины и парни 8-10 человек.  Возглавлял её "запевало"( починальник, начальник),который руководил ходом обряда, подбирал песни, принимал вознаграждение от хозяев. А остальные "помогальнички" подхватывали и хором исполняли песню или ее припев. Один из волочебников нёс мешок для угощений. Хозяева ждали волочебников, как желанных гостей. А вы помните , что мы с вами исполняли подобный обряд?

Дети: (ответы воспитанников. )

Педагог: Сейчас вы  будете в роли моих «помогальничков». Разучивание волочебной песни "Ай, шли прошли волочебнички" (См. приложение №1)

Педагог: На Пасху не только пели, но и играли, качались на качелях. Сейчас вы узнаете несколько пасхальных игр, в которые вы можете привлечь своих друзей и знакомых, когда будете отмечать Пасху. Далее педагог объясняет правила пасхальных  игр. (См. приложение №2) Ребята, мы с вами хорошо позанимались. Время нашего занятия подходит к концу. А что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего запомнилось?

Дети:   (ответы воспитанников. )

Педагог: «Ребята, наше занятие подошло к концу, пришло время прощаться». Жду вас на следующем занятии.

Приложение №1:

песни "Ай, шли прошли волочебнички"

По улице, по широкой
По траве – мураве, по зелёной
Там шли, прошли волочебнички.
Шатаются, волочаются,
Христу – Богу поклоняются.
Поклоны бьют по-учёному,
Они шли- подошли к тому двору.
Ко двору ко тому к тороватому

И дом с добром закрома со зерном
Ко хозяину тороватому.

Приложение №2

1.Дети соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде дети раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится тот и победитель, который забирает яйцо проигравшего.

2.Играющие становятся  у края стола  друг против  друга и катают крашенки. Крашенки должны  сталкнутся. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

3.Катание яиц- сооружается невысокая горка. Ставится желобок. Дети по очереди запускают свои пасхальные яйца. Чье яйцо укатится дальше всех, тот и выиграл. Победитель может забрать все проигравшие яйца себе.

Другой вариант игры. Подле с горки для катания кладут небольшие призы: игрушки, сладости или пасхальные яйца. Яйца запускают с  горки по очереди. Если яйцо катится с горки и задевает какой-то приз, то хозяин яйца  забирает этот приз себе. (конфеты)


Список литературы:

И.И. Шангина- «Русские традиционные праздники». Искусство СПб 1997г.

Традиционные народные праздники в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие/Е.И. Якубовская- СПб:СПбАППО,2005

Г.М. Науменко «Народные праздники»

Педагог дополнительного образования  ______________________________Т.М. Коноплева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"

Данный интегрированный  урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения  детей определять склонение у существительных в начал...

Конспект открытого занятия (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки»

План - конспект открытого занятия  (областной конкурс "Сердце отдаю детям") Тема: «Введение в образовательную программу «Волшебство музыки» + презентация.Цель: создание оптимальных условий для вк...

конспект занятия внеурочной деятельности "Оригами на праздничном столе" для 1 класса

Цель занятия:познакомить с историей появления салфеток, учить приемам складывания салфеток, простейшим навыкам сервировки чайного стола...

Образовательная программа "Живое слово"

Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности...

Конспект занятия в группе продленного дня Викторина по сказкам А.С. Пушкина "Сказки водят хоровод"

Конспект занятия в группе продленного дня Викторина по сказкам А.С. Пушкина"Сказки водят хоровод"...

Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры

Фольклорно-этнографическое наследие во всех его направлениях следует рассматривать в контексте современных културных процессов...

Приложение к дополнительной образовательной программе внеурочной деятельности Курс «В школу с игрой» (конспекты занятий)

Данная работа направлена на достижение результативности решения младшими школьниками учебных задач. Работа учащихся в группах является более продуктивной, чем индивидуальная; работа в режиме сотруднич...