Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды. Содержанием занятий является развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (произвольности, рефлексии), формирование психологических основ развития разных сторон личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_1_klass.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 1 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Целью данного направления является обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды.

        Содержание занятий психологического развития в начальной школе основывается на:

•        анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала;

•        необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;

•        необходимости коррекции психических процессов, стабилизации эмоционального состояния обучающихся с нарушениями интеллекта.

Исходя из этого, содержанием занятий является развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (произвольности, рефлексии), формирование психологических основ развития разных сторон личности.

Основные задачи данных занятий состоят в развитии сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного и понятийного мышления, коррекции эмоционально-психологического состояния, развитии произвольности и регуляции поведения и деятельности.

По своей структуре занятие делятся на вводную часть, основную и заключительную. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности путем стимулирующего воздействия физических упражнений. Задания основной части подбираются с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур или чувственных образов. Задачи заключительной части занятия состоят в подведении итогов, обсуждении настроения и впечатлений от занятия.

Важным условием планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся (усложняющихся) по мере вхождения обучающихся в учебный процесс.

1класс

Сфера воздействия

Частные задачи (тематика)

Содержание (варианты упражнений)

Кол-во часов

Развитие восприятия и воображения

1.Развитие пространственной ориентировки.

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объёма, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, вперёд, за и т.п.): «Графический диктант», наложенные рисунки, составление мозаики, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений, игры на перевоплощение.

2

2.Развитие творческого воображения и элементов конструкторского мышления.

2

3.Развитие восприятия «зашумлённых» объектов.

2

Развитие внимания

1.Развитие устойчивости внимания.

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания.

Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах, «Графический диктант» с выявлением закономерностей (по визуальному образцу), составление простых узоров по образцу, игры «Внимательный художник», «Точки», «Запутанные дорожки».

2

2.Развитие концентрации внимания.

2

3.Расширение объёма внимания.

1

4.Развитие умения произвольного и непроизвольного переключение внимания.

1

Развитие памяти

1.Развитие визуальной памяти.

Развитие визуальной и аудиальной памяти.

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов с учётом расположения). Игра «Снежный ком» для запоминания информации, представленной аудиально.

2

2.Развитие аудиальной памяти.

2

3.Развитие смысловой памяти.

1

4.Расширение объёма памяти.

1

Развитие аналитико-синтетической сферы

1.Развитие элементов логического мышления.

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям; различные виды задач на группировку - «Исключи лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность»; аналитические задачи первого типа с прямым утверждением.

2

2.Развитие невербального и вербального мышления.

2

3.Развитие гибкости мыслительных процессов.

2

Развитие эмоционально-волевой сферы

1. Развитие произвольного компонента эмоциональной сферы.

Содействовать обучающимся в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей.

Упражнения на узнавание эмоций в сказочной и житейской ситуации, словесное их обозначение.

Упражнения на повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния, обучение приемам расслабления, снятия психомышечного напряжения.

1

2. Снятие психоэмоционального напряжения.

2

3. Формирование представления о положительных и отрицательных эмоциях.

2

4.Формирование адекватной оценочной деятельности.

1

Развитие личностно-мотивационной сферы

1.Формирование учебной мотивации.

Развитие познавательных процессов, уверенности в своих силах и навыков совместной деятельности.

Упражнения-этюды на перевоплощение.

Упражнения, формирующие у ребёнка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

1

2.Развитие познавательной активности.

1

3.Развитие навыков совместной деятельности.

2

4.Формирование социального статуса ученика.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе.

Материал к педагогическому совету, который поможет провести изучение личности ребенка....

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 2 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Коррекционно-развивающий блок основан на сочетании занятий, ориентированных на изменение особенностей психологического развития обучающихся в рамках объективно данной им психолого-педагогической среды...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 3 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 4 класса в рамках психологического сопровождения согласно ФГОС в адаптивной школе (для детей с интеллектуальными нарушениями)

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сферах обучающихся с огра...

Внедрение технологий с доказанной эффективностью в работу службы сопровождения школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Опыт командного взаимодействия при внедрении технологий с доказанной эффективностью для детей с РАС и интеллектуальными нарушениями: обучение отдельными пробами, развитие коммуникации с помощью систем...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 2 -3 КЛАССОВ В РАМКАХ ПРОЕКТА «ДОБРОШКОЛА»

В рамках федерального проекта "Доброшкола" необходима новая адаптированная общеобразовательная программа для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ОВЗ (ИТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ) ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ

Данная рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся 1-4 классов с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) создана с учётом применения высокотехнологичного оборудо...