Методики изучения внимания младших школьников
материал на тему

Абдуллина Альбина Караматовна

Существует много разнообразных методик для исследования различных видов внимания, ниже представлены некоторые из них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика  

«УЗНАЙ ФИГУРЫ».

Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами пять картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребёнку предлагают решить эту задачу на картинках, изображённых в ряду под номером 0, затем – после того, как экспериментатор убедился в том, что ребёнок всё понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1-10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребёнок  не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 минуты даже в том случае, если ребёнок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов.

10 баллов – ребёнок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

8-9 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за время от 45-50 сек.

6-7 баллов - ребёнок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50-60 сек.

4-5 баллов - ребёнок справился со всеми задачами за время от 60-70 сек.

2-3 балла – ребёнок решил все задачи за время от 70-80 сек.

0-1 балл -  ребёнок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития.

10 баллов

Очень высокий

8-9 баллов

Высокий

4-7 баллов

Средний

2-3 балла

Низкий

0-1 балл

Очень низкий

Методика

«ОБЩАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И ЗАПАС БЫТОВЫХ ЗНАНИЙ».

Применяется для оценке общей ориентировки в окружающем мире детей с 1 по 5 классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следует далее.

Вопросы для 1 класса.

  1. Как твои фамилия, имя и отчество?
  2. Сколько лет твоей маме и твоему папе?
  3. Как зовут твою бабушку и твоего дедушку?
  4. Как называется столица твоего государства, в котором ты живёшь?
  5. Как называется улица, на которой живут твои родственники? (В ответе на этот вопрос необходимо правильно назвать хотя бы одну улицу и сказать, кто из родственников живёт на этой улице.)
  6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои родственники или знакомые?
  7. Как называются птицы, которых можно встретить в окрестностях твоего дома? (Здесь необходимо назвать хотя бы две разные птицы.)
  8. В каком месяце обычно появляется снег и когда он начинает таять?
  9. В котором часу ты обычно уходишь в школу и приходишь из школы? (Правильный ответ включает указание, как на часы, так и на минуты.)
  10. Назови инструменты, которые есть у вас в доме. (Правильный ответ на этот вопрос – тот, в котором перечислено не менее трёх разных инструментов.)

Вопросы для 2 класса.

  1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей – папы и мамы?
  2. Сколько лет твоему брату и/или сестре? (Если родных братьев или    сестёр у ребёнка нет, то он может назвать двоюродных и т.д.)
  3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих ближайших родственников? (Можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек и дедушек, родных братьев и сестёр.)
  4. Как называется главный город в той области, где ты живёшь?
  5. Как называются город и улица, где живут твои родственники или знакомые?
  6. Каковы номер дома и номер квартиры, где живут твои дядя или тётя? (Для правильного ответа достаточно назвать адрес хотя бы одного из них.)
  7. Как называются те животные (звери), которые живут в лесу? (Для правильного ответа необходимо назвать не менее 4 из них.)
  8. В каком месяце появляются почки на деревьях и в каком месяце здесь, у вас, начинают желтеть листья?
  9. В каком часу возвращаются обычно с работы твои мама и папа? (Для правильного ответа на этот вопрос достаточно назвать только час без указания минут.)
  10. Назови все приборы, которые есть у вас дома. (Правильный ответ предусматривает название не менее 3 разных приборов.)

Вопросы для 3 класса.

  1. Каковы фамилия, имя и отчество твоей бабушки и твоего дедушки?
  2. Сколько лет твоей бабушке и твоему дедушке? (Если их нет в живых, то, сколько лет им было в последний год жизни?)
  3. Каковы фамилия имя и отчество кого – нибудь из твоих далёких родственников? Назови сначала того, о ком ты собираешься говорить. (Правильный ответ на данный вопрос предусматривает название ребёнком хотя бы одного дальнего родственника.)
  4. Как называется тот район города, в котором ты живёшь? (Этот вопрос можно содержательно несколько изменить, включив в него формулировку названия населённого пункта или какой – либо его части.)
  5. Как называется город (местность и т.п.), где родились твои родители? (Правильный ответ предусматривает точное название места рождения хотя бы одного из родителей ребёнка.)
  6. Какой номер телефона в квартире ваших родственников? (Для правильного ответа достаточно назвать только один номер.)
  7. Как называются рыбы, которые живут в реке?
  8. В каких частях света, странах не бывает зимы или лета?
  9. В котором часу ты обычно завтракаешь и ужинаешь? (Правильный ответ предполагает название, как часа, так и минут.)
  10. Как называются различные виды транспорта? (Правильный ответ предполагает название не менее 3 разных видов транспорта.)

Обработка результатов.

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребёнок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребёнок по данной методике за правильные ответы на все вопросы составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребёнку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребёнок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребёнку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.    

 

Методика

«ЗАУЧИВАНИЯ ДЕСЯТИ СЛОВ».

Методика заучивания десяти слов была предложена А.Р. Лурия. Она позволяет использовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти, произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями, а также изучения динамики течения болезни и учёта эффективности лекарственной терапии.

Описание методики.  

Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры для набора слов.

  1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
  2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Испытуемому даётся инструкция:

«Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я закончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке».

Экспериментатор читает слова медленно и чётко. В протоколе он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.

Как правило, для больных требуется не менее 8-10 предъявлений для полного (или почти полного) воспроизведения (здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления).

В некоторых случаях для изучения сохранения запоминаемого материала испытуемого просят воспроизвести слова через час или на следующий день.

Методика

«СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ».

Методика применяется при исследовании операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Описание методики.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Утро-вечер.

Яблоко-вишня.

Корова-лошадь.

Лев-собака.

Лётчик-танкист.

Ворона-воробей.

Лыжи-коньки.

Молоко-вода.

Трамвай-автобус.

Золото-серебро.

Река-озеро.

Сани-телега.

Велосипед-мотоцикл.

Воробей-курица.

Собака-кошка.

Дуб-берёза.

Ворона-рыба.

Сказка-песня.

Лев-тигр.

Картина-портрет.

Поезд-самолёт.

Лошадь-всадник.

Обман-ошибка.

Кошка-яблоко.

Ботинок-карандаш.

Голод-жажда.

Испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом - различий.

Оценка результатов.

Учитывается то, на сколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему даётся легче – нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлечённую категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем сообщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно – логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий: например, «ворона – рыба», - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется ещё наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, «всадник – лошадь», слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.  

Развитие речи.

Исходная ситуация: ребёнок рассматривает картинку (использование наглядного материала).

Инструкция: «Теперь мы с тобой будем рассматривать красивые картинки. Ты мне должен рассказать, что делают дети на этой картинке, что там происходит».

Обработка результатов.

Используются следующие шкалы оценки:

Способ говорения.

Очень плавная речь – 8 баллов.

Плавная речь – 5 баллов.

Достаточно плавная речь – 3 балла.

Прерывистая речь – 2 балла.

Очень прерывистая речь – 0 баллов.

Строение предложений.

Хорошо структурированные предложения, используются соединительные слова – 8 баллов.

Простые распространённые предложения, стереотипно используется один и тот же соединительный союз – 6 баллов.

Одни простые нераспространённые предложения, которые могут быть соединены повторяющимися союзами – 4 балла.

Преимущественно неполные предложения – 1балл.

Полностью нарушенное строение предложений – 0 баллов.

Речевые навыки. Артикуляция. 

Очень чёткое произнесение звуков – 8 баллов.

Чёткое произнесение звуков – 6 баллов.

Умеренно чёткое произнесение звуков – 4 баллов.

Нечёткое произнесение звуков – 2 балла.

Неразборчивое произнесение звуков – 0 баллов.

Методика

«РИСУНОК СЕМЬИ».

Цель данной методики – представление ребёнка о семье и своём положении в ней.

Используемый материал: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (4 основных, коричневый и чёрный), резинка.

Инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (слово «семья» не объяснять). Повторить: «Нарисуй свою семью».

В ходе тестирования отмечаются последовательность рисования деталей, паузы более 15 секунд, стирание деталей, непроизвольные комментарии ребёнка, эмоциональные реакции и их связь с изображением.

После выполнения задания надо постараться получить большую информацию о ребёнке путём вопросов.

Вопросы к детям:

  1. Скажи, кто тут нарисован.
  2. Где они находятся.
  3. Что они делают (кто это придумал).
  4. Им весело или скучно (почему?).
  5. Кто из нарисованных людей самый счастливый (почему?).
  6. Кто из них самый несчастный (почему?).

Примечание: если ребёнок отвечает формально, то не настаивайте. Можно уточнить, если ребёнок рисует птичек – «почему ты их нарисовал?».

Кроме вопросов ребёнку предлагается решить 6 ситуаций.

  1. Представь, что вся твоя семья идёт в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
  2. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк, кого бы ты позвал идти собой?
  3. Ты строишь из конструктора дом или (если это девочка) вырезаешь из бумаги куклу. У тебя не получается. Кого ты позовёшь на помощь?
  4. У тебя несколько билетов на мультфильмы (называем цифру на 1 меньше, чем членов семьи). Кто останется дома?
  5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
  6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас на 1 человека больше, чем надо. Кто не будет играть?

Необходимо знать:

  1. возраст ребёнка;
  2. состав его семьи, возраст братьев и сестёр;
  3. если возможно, то иметь сведения о поведении ребёнка в детском саду и в семье.

Методика

«ЗАПОМНИ И РАССТАВЬ ТОЧКИ».

С помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого используется стимульный материал, изображённый ниже. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребёнок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 секунды, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд. Это время даётся ребёнку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

 

Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки».

Оценка результатов.

Объёмом внимания ребёнка считается максимальное число точек, которое смог правильно воспроизвести на любой карточке (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

10 баллов – ребёнок правильно за отведённое время воспроизвёл на карточке 6 и более точек.

8-9 баллов – ребёнок безошибочно воспроизвёл на карточке от 4 до 5 точек.

6-7 баллов – ребёнок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов – ребёнок правильно воспроизвёл от 2 до 3 точек.

0-3 балла – ребёнок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

Выводы об уровне развития.

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

2-3 балла – низкий;

0-1 балл – очень низкий.

Методика Мюнстерберга

Найдите слова среди букв

Вариант 1

М П Р П А В И С О Л Н Ц Е В Т А О Р Ш Л Ы А К Е Н Г К Е Н Г Ш К В М Я Ч Л О А А П Р ОУ Ш Г К А Р Т И Н А К Н Р Ч И Т Я Б Л О К О О Р А А П Р С М И Т М С Г Ш Щ Ш А Р Е О Ы Л Д О В Т Е Л Е Ф О Н Ф Ж Д Ы Л З О Н Т В Ш К Е Р О Ч С Т И Р В А П Р О М А И Г Р А П И О Л Д Ы О О М А Ш И Н А Р В Ы Л О А Р Н Е Г К У А И С Т О П Н П Р О Л Д С Н К В А Г О Н О Р П О В А И У Р О Л В Р

Зачеркните все самолетики

Найдите числа от 1 до 25 в каждой таблице

4

11

7

15

3

10

1

20

25

22

5

17

14

9

19

13

21

24

2

23

8

12

6

16

18

Нарисуйте в пустых фигурках соответствующие значки

D:\Z_SAKVOYAJe_Sbor\ChildrenAttention\ChildrenAttention Folder\Links\pic_01.tif


Оценка владения сенсорными эталонами

Оценка зрительного восприятия

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10-15 изображений);

                                

  • узнавание контурных изображений (5-10 изображений);

                                   

  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5-10 изображений);

          

                                                             

Сформированность образных представлений. 

  • Придумать историю или сказку о каком - либо живом существе. Изложить устно в течение 5 минут. На продумывание темы даётся 1 минута.

Различение формы 

  • Узнавание и называние основных геометрических форм;

                   

                   

  • Группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

      В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание:
увеличить количество предъявляемых форм (до 8) и раздаточного материала (до 30).

Тесты цветоразличения 

  • раскладывание в ряд 5-8 карточек одного цвета, но разных оттенков: от темного до самого светлого;

  • называние и показ цветов спектра, называние и показ оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.)

Оценка восприятия величины 

-  раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 картинок. В 1-2 классе - одинаковых по содержанию, а в 3-4 класса - разных;

- ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор;

Оценка слухового восприятия 

  • воспроизведение ритмических рисунков;
  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
  • умение слушать музыкальные произведения;
  • реагирование на словесную инструкцию, умение понимать её и выполнять действия в соответствии с указаниями;
  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

Оценка пространственного восприятия 

  • показ и называние предметов, которые на листе (на экране компьютера) изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
  • выполнение аналогичного задания в комнате,
  • определение расположения предметов в пространстве (над - под, на - за, перед - возле, сверху - снизу, выше - ниже и т. д.);

  • конструирование по образцу из 10 геометрических фигурок.

Оценка восприятия времени 

  • ориентировка в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года),
  • прошедшее и будущее (например: "Какое время года наступит после того, как закончится зима?" и т. д.).

Оценка восприятия эмоций человека 

"Используется методика "Пиктограмма". Из предложенных на картинке изображений необходимо узнать, какие изображены эмоции. Представляется проба из 9 изображений.

             


Оценка психомоторного развития

(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича) 

Оценка одновременности движений " одновременно, вытянув две руки перед грудью, сжимать одну и разжимать другую.

Оценка динамической координации верхних конечностей 

  • бросить мяч в цель с закрытыми глазами. Отклонение направления движения мяча не должно быть при этом более 50 см.

Оценка динамической координации нижних конечностей 

  • преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек.
    Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
  • совершить прыжок на 3600 с сомкнутыми ступнями и руками, расположенными на поясе, из исходного положения, без потери равновесия

Оценка статического равновесия (по Н. А. Бернштейну) 

  • сохранить равновесие в течение не менее 6-8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе "аист"
  • стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Бедро отведено кнаружи. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей

Оценка быстроты движений при ведущей проприоцептивной афферентации 

  • провести линии карандашом между линейками листа за 1 минуту;
  • " в спичечной коробке лежат по 12 белых и красных палочек. Их по команде выбрасывают на стол, затем 12 красных палочек раскладывают точно по чёрным линиям, начертанным на белом картоне;

Оценка мелкой моторики рук
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений:

  • вытянуть вперед второй и пятый пальцы ("коза"), второй и третий пальцы ("ножницы"), сделать "кольцо" из первого и каждого следующего пальца;
  • координация движений обеих рук "кулак - ладонь": руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая - с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую;

Кинестетический праксис 

  • Указательный палец вперёд, остальные пальцы сжаты в кулак;
  • Мизинец вперёд, остальные - в кулак;
  • Кольцо из пальцев рук: 1-2,1-3, 1-4,1-5;


Оральный праксис 

  • Улыбка (растянуть губы в улыбке) 
  • Трубочка (сложить губы в "трубочку")
  • Надувание щёк (глубоко вдохнуть воздух и задержать дыхание)

Тесты зрительно-моторной координации 

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
  • движение в заданном направление по схеме;
  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета;
  • используется методика "Вырежь фигуры" Р. С. Немова;

Оценка умения выполнять движения и владения частями тела 

  • по показу - ребёнок выполняет движения, следуя за показом педагога;
  • по сигналу - педагог показывает ряд движений, которые ребёнку необходимо повторить после окончания комплекса;
  • придумай движение - ребёнку предлагается самому придумать ряд движений и показать их;

Оценка артикуляции и интонирования 

  • прочитать выразительно наизусть стихотворение или по книге отрывок, небольшой рассказ;
  • повторить за педагогом небольшую чистоговорку;

Оценка тактильных ощущений 

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ:

      Оценку выполнения задания разработала сама. По 10-бальной шкале удобнее прослеживать динамику развития.
      Все данные заносятся в таблицу, которая строится сразу на период: учебный год.
      Обследование провожу дважды: в начале и в конце учебного года.
Выполнение любого задания оценивается 10 балльной шкале:

9-10 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого с первого раза. Выполняет задание самостоятельно и правильно, полностью следуя инструкции. Не допускает при этом ошибки, проявляет заинтересованность в работе, которая сохраняется на протяжении времени выполнения задания. Правильно и полно объясняет задание.

7-8 баллов- Ребенок понимает словесную инструкцию взрослого. Выполняет задание самостоятельно и правильно, следуя инструкции. Правильно, но кратко объясняя его, допуская иногда незначительные ошибки. Допускается единичное повторение инструкции педагогом.

5-6 баллов- Ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания. Если имеются умеренные трудности, требуется помощь разного объема, при выполнении основного задания и комментировании действий;

3-4 балла - Словесную инструкцию ребёнок понимает только после многократных повторений. Задание выполняется с трудом при оказании помощи или наглядном показе. Ребёнок испытывает затруднения в комментарии своих действий.

1-2 балла- Словесную инструкцию ребёнок понимает с большим трудом, легче усваивает после наглядного показа на аналогичном материале. Задание выполняется с большим количеством ошибок или учащийся совсем не справляется с заданием. Испытывает значительные затруднения или совсем не справляется в комментировании своих действий. Помощь взрослого используется редко или вообще не использует.

      Коррекционные занятия проводятся со всеми учениками. Группы формируются относительно баллов, полученных за выполнение заданий, с учётом возможностей, имеющихся у данной категории детей.



Предварительный просмотр:

Методика изучения уровня внимания (П.Я.Гальперин, С.Л.Кабылицкая)

Цель: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников.  Предназначена для обследования учеников 3-5 классов.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Обработка результатов теста

Подсчитывается количество пропущенных ошибок: • 0-2 – высший уровень внимания, • 3-4 – средний уровень внимания, • более 5 – низкий уровень внимания.  

Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом или др.  

Ключ  

Старые лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу под ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему головой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет прилетел сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне приехать на машине.  

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.  

www.metodi4ka.com      Коллекция психологических методик   

 

Текст  

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.



Предварительный просмотр:

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся(1-2 кл.) ______ класса                              201_- 201_ учебный год

Фамилия, имя

Любознательность:

-мне интересно учиться;

- я люблю мечтать;

- мне нравится выполнять домашние задания;

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

- я стремлюсь получать хорошие отметки

Отношение к труду:

- я старателен в учёбе

- я внимателен;

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

- мне нравится помогать родителям выполнять домашнюю работу;

- мне нравится дежурство в школе

Бережное отношение к природе:

к земле, к животным, к растениям

Отношение к школе:

- я выполняю правила для учащихся;

- я добр в отношениях с людьми;

- я участвую в делах класса и школы

Отношение к красоте:

- я аккуратен в делах;

- я опрятен в одежде;

- мне нравится всё красивое вокруг меня;

- я вежлив в отношениях с людьми

Отношение к себе:

- я управляю собой;

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила;

- у меня нет вредных привычек

Средний балл

Уровень воспитанности

Средний показатель

*

*

*

*

*

*

*

*

                                                                                                       В классе______________ учеников

          _______  имеют высокий уровень воспитанности (В)  

        _______    имеют хороший уровень воспитанности (Х)                                                    

         _______  имеют средний уровень воспитанности (С)                                                    

         _______  имеют низкий уровень воспитанности (Н)

Дата                                                                                               Классный руководитель

_______________________                                                           ___________________________________________

                                                   

Оценка результатов производится по 5-ти балльной системе:

5-всегда

4-часто

3- редко

2- никогда

  1. у меня другая позиция

По каждому качеству(критерию) выводится одна среднеарифметическая оценка( я оцениваю себя вместе с родителями + меня оценивает учитель /2=среднеарифм.). В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности.

Средний балл  5-4,5 – высокий уровень

                          4,4 – 4 – хороший уровень

                          3,9- 2,9 – средний уровень

                          2,8- 2 – низкий уровень

Кто оценивает

Фамилия

Любознательность:

-мне интересно учиться;

- я люблю мечтать;

- мне нравится выполнять домашние задания;

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

- я стремлюсь получать хорошие отметки

Отношение к труду:

- я старателен в учёбе

- я внимателен;

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

- мне нравится помогать родителям выполнять домашнюю работу;

- мне нравится дежурство в школе

Бережное отношение к природе:

к земле, к животным, к растениям

Отношение к школе:

- я выполняю правила для учащихся;

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

Отношение к красоте:

- я аккуратен в делах;

- я опрятен в одежде;

- мне нравится всё красивое вокруг меня;

- я вежлив в отношениях с людьми;

Отношение к себе:

- я управляю собой;

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила;

- у меня нет вредных привычек

Средний балл

Уровень воспитанности

Я и родители

учитель

итоговая

Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя

Кто оценивает

Фамилия

Любознательность:

-мне интересно учиться;

- я люблю мечтать;

- мне нравится выполнять домашние задания;

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы;

- я стремлюсь получать хорошие отметки

Отношение к труду:

- я старателен в учёбе

- я внимателен;

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью;

- мне нравится помогать родителям выполнять домашнюю работу;

- мне нравится дежурство в школе

Бережное отношение к природе:

к земле, к животным, к растениям

Отношение к школе:

- я выполняю правила для учащихся;

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

Отношение к красоте:

- я аккуратен в делах;

- я опрятен в одежде;

- мне нравится всё красивое вокруг меня;

- я вежлив в отношениях с людьми;

Отношение к себе:

- я управляю собой;

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила;

- у меня нет вредных привычек

Средний балл

Уровень воспитанности

Я и родители

учитель

итоговая

Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы хорошо учиться и вести себя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Влияние учебной деятельности на развитие внимания младшего школьника"

В работе показано, как учебная деятельность влияет на внимание младшего школьника. Статья будет интересна учителям начальных классов, школьным психологам и родителям....

Развитие внимания младших школьников с проблемами гиперактивности посредством уроков математики

Трудности в развитии внимания, его объема, точности распределения у учащихся с проблемами гиперактивности в аспекте дифференцированного обучения....

Банк игр на развитие внимания младших школьников

Систематизированный материал на развитие всех видов внимания у младших школьников собран из разных источников. ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Методики изучения личности младшего школьника

Методики изучения личности младшего школьника...

Статья "Особенности внимания младших школьников и пути развития их произвольного внимания"

В статье приводятся авторские разработки,  игр, показавших эффективность  в работе со младшими школьниками. Рассматриваемые игровые приёмы направлены на совершенствование свойств внима...