теоретические особенности развития коммуникативных навыков обучающихся с ТМНР
статья

Маштакова Анастасия Алексеевна

ТЕОРЕТИЧЕИСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью

      Тяжелые и множественные нарушения развития (ТМНР) – совокупность различных психических и физических отклонений в развитии, возникших вследствие нарушения органического характера в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

Тяжесть определяется значительной степенью выраженности интеллектуальных нарушений (умеренная, тяжелая или глубокая степень умственной отсталости), множественность определяется сложным характером нарушений:  сенсорная система, интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, эмоциональная сфера человека.

Основным в клинической картине тяжелого и множественного нарушения является умственная отсталость умеренной или тяжёлой степени. Кроме того, в различных сочетаниях присутствуют нарушения опорно-двигательного аппарата (ОДА); тяжелые речевые нарушения (несформированность вербальных средств коммуникации), сенсорные нарушения(зрения, слуха, тактильной чувствительности и др.),повышенная судорожная готовность; расстройства аутистического спектра (РАС)

Нарушения носят системный характер, образуют сложные взаимосвязи и влияют на развитие человека не по отдельности, а в своей совокупности.   [18]

Современные подходы к классификации детей с ТМНР

В зависимости от структуры нарушения дети с множественными нарушениями разделяются на три основные группы:

В первую входят дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: слепоглухие дети, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).

Во вторую — имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.

В третью группу входят дети, имеющие три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети. К множественным дефектам, в частности, можно отнести и сочетание у одного ребенка целого ряда небольших нарушений, которые имеют отрицательный кумулятивный эффект, например при сочетании небольших нарушений моторики, зрения и слуха у ребенка может иметь место выраженное недоразвитие речи. [8]

Рассмотрим, каким образом особенности психофизического развития обучающихся с ТМНР  влияют на их коммуникативное развитие.

Хочется отметить, что общее моторное недоразвитие детей с выраженной умственной отсталостью нарушает процесс их действенного знакомства с окружающим миром и тем самым тормозит накопление представлений и сведений о нем. Двигательные нарушения приводят к тому, что ребенок не может использовать речь для коммуникации, так как нет контроля над органами речи, чтобы нормально произносить речевые звуки. Для них характерны параличи и спазмы, не позволяющие им хорошо контролировать артикуляцию. Данные нарушения принципиально важны для выбора системы коммуникации. Для детей с диспраксией (трудностью выполнения намеренных действий) или с другими формами двигательных нарушений использование жестовой системы в коммуникации затруднено, очевидным выбором для данной категории являются графические коммуникативные системы [7].

При умеренной умственной отсталости мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. Коэффициент умственного развития находится в пределах 49-35. Значительные отклонения обнаруживаются у тяжело умственно отсталых детей в области сенсорики. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю сложную систему работы анализаторов. Определенный уровень развития сенсорных процессов ребенка в их тесной связи с речью является фундаментом для формирования его интеллектуальной деятельности. Характерная черта недоразвития сенсорных функций у подавляющего большинства детей данной категории – не органическое повреждение анализаторов, а неумение полноценно использовать их. Для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемое, не сравнивают с другим.

   Память у детей с тяжелой умственной отсталостью отличается малым объемом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. И логическая и механическая память находятся на одинаково низком уровне.[6]

Поскольку наибольшее влияние коммуникация оказывает на развитие познавательных возможностей ребёнка, становление личности, следовательно, связано с воспитанием, социализацией, взаимодействием с окружающими людьми. Коммуникативные навыки умственно отсталого ребенка, в том числе его личность и мотивационная сфера, формируется и совершенствуется в деятельности. Этот процесс у учащихся с недостатками умственного развития осуществляется на дефектной основе, в условиях органического поражения центральной нервной системы, возникшего в ранний, доречевой период их жизни. Нарушение важнейших мозговых структур оказывает отрицательное влияние на развитие детей, в частности снижает их потребности в новых впечатлениях. Это, в свою очередь, затормаживает их социальное и коммуникативное развитие.

При социализации  лиц с умеренной умственной отсталостью трудно разрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность инвалида с умеренной умственной отсталостью не предусматривает его широкого контакта с окружающей действительностью.

Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, формирует отрицательные черты характера и значительно усложняет процесс коммуникации. [26]

Нарушение вербального общения у умственно отсталых лиц встречается в 40-60% случаев. Они проявляются в отсутствии речи или ограничении речи несколькими словами, косноязычия вследствие деформации органов речи (расщепление неба), косноязычия при нарушенном слухе, косноязычия при позднем развитии речи, лишенной выразительности при недостатке высшей интегральной способности (А. Н.Леонтьев, 1984).

Процесс усвоения вербальной формы речи детьми с интеллектуальными нарушениями значительно затруднён. Это происходит ввиду ряда причин: нарушения в развитии функций головного мозга, центральной нервной системы, высших психических процессов. Мыслителительных операций, восприятия, а так же аналитических функций мозга. Однако и некоторые из них научаются говорить. В тех случаях, когда это оказывается невозможным, их учат невербальным (неречевым), альтернативным средствам общения.

Благодаря различным невербальным средствам коммуникации, понимание речи облегчается. Эти средства создают ситуативный контекст, способствуют передаче значения слов, речевых выражений. В качестве таких неречевых средств, поддерживающих речевую коммуникацию, выступают жесты, мимика, телодвижения, тактильные контакты, прикосновения, уменьшение пространственной дистанции.

Они могут ознакомиться с самыми элементарными школьными знаниями. В связи с этим их обучение сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде, развитию общения. Лица с умеренной степенью умственной отсталости могут минимально использовать речь как средство общения для выражения элементарных просьб, понимание речи ограничивается, в лучшем случае выполнением основных команд. Чаще вместо речи присутствуют отдельные нечленораздельные звуки или слова с непониманием их смысла. Зачастую речь полностью отсутствует.

Несмотря на серьезное речевое недоразвитие, могут выделять людей, которые хорошо к ним относятся, кроме того, у них имеются элементы социализации эмоций.

Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Дети позднее и менее активно вступают в эмоциональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные команды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи. Долгое время звучащая речь слабо интересует умственно отсталых дошкольников. Они недостаточно прислушиваются к ней и, как правило, начинают пытаться говорить с большим запаздыванием. Однако постепенно они в разные сроки, но все же овладевают элементарным речевым общением даже в тех случаях, когда семья не оказывает им никакой реальной помощи, и они не посещают специального дошкольного учреждения. Это связано с необходимостью, живя среди людей, взаимодействовать с окружающими.

Недоразвитие речи можно с большей или меньшей отчетливостью наблюдать на различных уровнях речевого высказывания детей и младших, и старших классов. Оно прежде всего обнаруживается в затруднениях учащихся младших классов при овладении ими произношением.

Направленность на речевое общение с окружающими у умственно отсталых школьников снижена. Если есть возможность, то они предпочтут воспользоваться не речью, но указательными жестами, мимикой, передавая ими свое желание получить какой-то предмет, выражая положительное или отрицательное отношение к происходящему криком или же другими голосовыми сигналами. Им плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что им говорят окружающие, и соответственно ведут себя не так, как следовало бы. Их общение проходит в условиях житейских, многократно повторяющихся ситуаций с помощью хорошо заученных, стандартных высказываний. Если оно выходит за такие рамки, то это обычно ставит ребенка в тупик и подчас побуждает его к нелепым ответам и нестандартным реакциям.

Исследование навыков вербального общения, предоставленное в книге  Шипициной  Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе» показало, что владение коммуникативными навыками на высоком уровне было доступно только 42% лиц с УУО. Частично сформированы вербальные навыки были у 42% обучающихся с умеренной умственной отсталостю, не владели навыками вербального общения 16% молодых людей по причине их полной несформированности либо в силу каких-либо нарушений сенсорных или моторных компонентов речи (например, алалия, дизартрия и др.).

Исследование развития навыков невербального общения показало, что достаточно хорошо сформированы навыки невербального общения лишь у трети (37%) детей с УУО, удовлетворительно владели ими 21%, при этом значительная часть обследованных вообще не владела невербальными навыками — 42%.

Таким образом, лишь часть из них успешно используют навыки вербальной и невербальной коммуникации.

Значительная часть обследованных молодых людей обладает низким уровнем развития коммуникативных навыков. Эти молодые люди не способны к адекватному восприятию вербальной и невербальной информации, их поведение часто агрессивно либо отличается безразличием к происходящему вокруг. Одна четверть (26%) в группе с УУО испытывают трудности в общении со сверстниками, что может выражаться в их агрессивности, неконтактности, безразличии к остальным участникам общения. Следует отметить меньшую несформированность навыков вербального и невербального общения у лиц с УУО (29%), что усугубляет их трудности в общении.

У малой части испытуемых с УУО (16%) отмечается низкий уровень развития навыков вербального общения. Это говорит о том, что среди них встречаются «безречевые» учащиеся.

Таким образом, исходя из результатов данного обследования, можно сказать, что обучающиеся с умеренной умственной  отсталостью имеют нарушения различных сторон коммуникативного развития разной степени тяжести, что может быть обусловлено биологическими факторами, прежде всего, нарушениями психики и сопутствующими заболеваниями, а так же некоторыми социальными факторами, такими как стиль семейного воспитания, условия проживания и др.

      Наблюдается такая закономерность: чем в большей мере выражено у ребенка недоразвитие речи, тем существеннее оказываются у него отклонения в различных видах познавательной деятельности. Так, не умея назвать увиденный предмет или его изображение, умственно отсталый ученик быстро забывает воспринятое.[13]

      В связи со сказанным становится ясно, что лица с умеренной степенью умственной отсталости и тяжёлыми множественными нарушениями в развитии не могут овладеть средствами коммуникации самостоятельно и безбарьерно, они требуют постоянной помощи, поддержки и организации альтернативных средств коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у обучающихся.

Упражнения для детей на развитие коммуникативных навыков....

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР

Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель:  использованиездоровье-сберегающих те...

Основные теоретические понятия развития речевых навыков у обучающихся инофонов

Основные теоретические понятия развития речевых  навыков у обучающихся инофонов...

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с целью профилактики и коррекции социального взаимодействия

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с целью профилактики и коррекции социального взаимодействия    В современной школе, когда нагрузки на детей растут, а воз...

Особенности развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются врожденным, их нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ....