Особенности развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ
методическая разработка

Наталья Валерьевна Тонких

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются врожденным, их нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitie_kommunikativnyh_navykov_u_detey_ovz.docx16.39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ

Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются врожденным, их нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ. Развитые коммуникативные качества - одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности. Проблема развития коммуникативных качеств детей с ограни¬ченными возможностями здоровья (ОВЗ) всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Проблема коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представляется недостаточно изученной. Педагоги, и конечно родители должны по¬мочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого знания и качества.

Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит с отставанием. Эти дети пусть и не в полном объеме, но пройдут все ступени коммуникативных умений. Очень важно помочь преодолеть трудности как можно быстрее, не теряя драгоценного время.

Особенности коммуникации детей с ОВЗ:

  • снижение потребности в общении, так как не знают, как. (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
  • речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
  • трудности понимания обращенной речи;
  • трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;
  • при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
  • некоторые дети неактивны, невербальны, другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.

Развитие выше перечисленных умений нужны для чтобы любой ребенок мог гармонично вписаться в любой коллектив и чувствовать себя полноправными членами общества, т.е. социализироваться. Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В работе по развитию коммуникативных навыков необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и, в первую очередь, развивать:

  • способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
  • умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
  • восприятие речи;
  • умение подражать;
  • умение соблюдать очередность в разговоре;
  • умение применять навыки общения в повседневной жизни.

Для более успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы следующие коммуникативные умения:

  • сотрудничать;
  • слушать и слышать, и вступать в диалог;
  • воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • говорить самому или использовать альтернативную коммуникацию.
  • развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, выдержки, умение выражать свои чувства).

Работа по формированию коммуникативных умений должна быть кропотливой и проводиться в системе, органично включаться во все виды деятельности: обучение, игру, труд. На самоподготовке, воспитательных занятиях, прогулках, различных мероприятиях, в режимных моментах, в процессе трудовой деятельности детей необходимо систематически развивать навыки общения. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т.е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.

Библиографический список

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 221 с.
  3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? М.:1993. -191 с.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Инфра – М, 1997. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие коммуникативных навыков у детей через театральную деятельность»

Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков. Помогает детям овладеть  средствами коммуникации, потому что большая часть времени на занятиях уделяется ф...

теоретические особенности развития коммуникативных навыков обучающихся с ТМНР

ТЕОРЕТИЧЕИСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКО ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТМНР...

"Использование здоровьесберегающих технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ТМНР"", 2 класс для детей с ТМНР

Интегрированный урок по предметам «Альтернативная коммуникация» и «Логоритмика» во 2 классе ТМНР. Тема: «Осень»Цель:  использованиездоровье-сберегающих те...

Особенности формирования коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Консультация для учителей, в классе которых обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи. Практические рекомендации....

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с целью профилактики и коррекции социального взаимодействия

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с целью профилактики и коррекции социального взаимодействия    В современной школе, когда нагрузки на детей растут, а воз...