Рабочая программа по психологии "Жизненные навыки" для обучающихся 2 класса.
рабочая программа (2 класс)

В программе изложены современные взгляды на проблему развития эмоционального интеллекта, которые ориентируют в решении не столько познавательных сколько личностных проблем учащихся. Занятия проходят в форме психологического тренинга. В рамках данного курса используются следующие методы: рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов; работа с текстами с элементами критического мышления; совместные проекты; экспрессивные методы. Преподавание программы предполагает поддержку интереса и активности учащихся, взрослый при этом как бы задает направление движения, ориентируя ребят, а также транслирует гуманистические ценности - уважение к другим, уважение к себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhiznennye_navyki_2kl._2017.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

учителей начальной школы

_______________ Хвостова Н.Н.

«____»____________ 2019 г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

______________ Матюшенко Е.Е.

«____»____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ________________

от «_____» ___________2019г.

Директор МАОУ «Гимназия им.Н.В.Пушкова»

______________ Тимошенко Н.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Рабочая программа

по психологии

для обучающихся 2 классов

2019/2020 учебный год

                                                                                                                               

 составитель: Максимова Е. А.

                                                                                                                                                                     педагог-психолог

                                                                                           

Рабочая программа курса по психологии «Жизненные навыки».

           Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе программы курса «Жизненные навыки. Уроки психологии во 2 классе» под редакцией С.В.Кривцовой.  Данный курс рассчитан на 34 часа.         

 Основная цель:

  • развитие эмоционального интеллекта учащихся и социальных компетенций.

          Основные задачи данного курса:

  • дать возможность детям пережить опыт безусловного принятия со стороны взрослого-ведущего и научить детей позитивно воспринимать сверстников и самих себя;
  • создать возможность получения детьми нетравматического опыта самопознания и познакомить их с некоторыми законами логики чувств и навыками, развивающими эмоциональный интеллект;
  • передать ценности уважительного и серьезного отношения к своим и чужим чувствам.

Общая характеристика курса

Программа «Жизненные навыки» направлена на развитие эмоционального интеллекта детей, темами уроков выбраны личные проблемы детей данного возраста, решение которых требует от ребенка навыков обращения с чувствами.

В программе изложены современные взгляды на проблему развития эмоционального интеллекта, которые ориентируют в решении не столько познавательных сколько личностных проблем учащихся. Занятия проходят в форме психологического тренинга. В рамках данного курса используются следующие методы: рассказывание и разыгрывание историй и сказочных сюжетов; работа с текстами с элементами критического мышления; совместные проекты; экспрессивные методы. Преподавание программы предполагает поддержку интереса и активности учащихся, взрослый при этом как бы задает направление движения, ориентируя ребят, а также транслирует гуманистические ценности - уважение к другим, уважение к себе. 

Описание места данного курса в учебном плане

Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Занятия проводятся в рамках внеурочного компонента. Каждая тема укладывается в один урок. Занятия сгруппированы в четыре самостоятельных блока (модуля) по принципу один модуль - одна четверть.   

Описание ценностных ориентиров

Основная идея курса: создание психологически безопасной среды для ребенка, где его чувства и потребности  имеют первостепенное значение; формирование чувства ответственности, совести и самоуважения, уважения к окружающим.

           Содержание программы  «Жизненные навыки». (34ч.)

 Тема 1. «Ответственность». 8 часов

Осознание того факта, что между «могу» и «делаю» располагается очень важная переменная – моё решение. Умение брать на себя ответственность, понимать, что она бывает разной. Размышления о том, что,  несмотря на то, что  ответственность бывает тяжела, но без неё жизнь становится невыносимой. Овладение навыком разбивать сложную задачу на простые, которые можно решать шаг за шагом. Понимание того, что у каждого решения есть последствия.

Тема 2. «Гнев – это нормально». 8 часов

Осознание того факта, что плохих чувств не бывает. Гнев – одно из наших чувств, которое может быть полезным и указывает на то, что тебе в данный момент не нравится, а значит с этим нужно и можно разобраться спокойно. Умение выражать свой гнев в отношении того, что не нравится. Обсуждение различий между чувством гнева и агрессивным поведением. Умение выбирать способы совладения с гневом в зависимости от степени собственной рассерженности. Рассуждения о том, как стать хозяином своего гнева, а не слугой, как реагировать достойно в ситуациях, когда тебя провоцируют, дразнят, обзывают, несправедливо критикуют. Открытие того факта, что тот, в ком много злости, сам многого боится.

Тема 3. «Страшно – не страшно». 9 часов

Понимание важности иметь своё безопасное место. Осознание факта, что все люди (и взрослые) чего-то боятся. Боятся все, но ведут себя при этом по-разному. Понимание того, чем может быть полезен страх. Он подсказывает, что что-то мне угрожает, предупреждает и охраняет, учит быть осторожным. Знакомство с разновидностями страхов. Овладение способами совладания со страхами.

Тема 4. «Что такое толерантность?». 9 часов

Проживание собственного уникального опыта осознания, ощущения и отстаивания собственных границ, а также опыта уважения границ другого. Знакомство с понятием «толерантность».  Поиск опор, на которых строится общность между людьми. Уважительное отношение к другим, их особенностям и ценностям.

Результаты освоения курса «Жизненные навыки» на конец учебного года

Личностные результаты освоения курса

Метапредметные результаты освоения курса

Учащиеся научатся:

  • начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
  • видеть связь между усилиями и достигнутыми результатами;

Учащиеся будут знать:

  • социально-приемлемые способы поведения;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • взаимодействовать с взрослыми и сверстниками;
  • адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам;
  • планировать свою деятельность.

Учащиеся могут научиться:

  • оценивать себя и окружающих;
  • определять соответствие выбранной задачи своим возможностям;
  • аргументировано излагать свою точку зрения.

Могут быть сформированы:

  • доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость.

                                                         Тематическое планирование

ТПО

1

1

Вводное. Для чего нужны правила?

с.3-5

2

2

Я - особенный.

с.6-7

3

3

«Могу» и делаю.

с.8-10

4

4

Зачем нужна ответственность?

с.11

5

5

Ответственность: шаг за шагом.

с.12

6

6

Ответственность в школе.

с.13

7

7

Я в ответе за свой выбор.

с.14-16

8

8

Как мы сами изменили жизнь вокруг.

с.17

9

9

Нравиться – не нравится.

10

10

Гнев – одно из наших чувств.

с.18-19

11

11

Мой гнев.

с.20

12

12

Сколько у меня гнева?

с.21

13

13

Когда дразнят.

с.22

14

14

Почему люди дразнятся?

с.23

15

15

Чтобы не обидеться.

с.24

16

16

Мы – укротители гнева.

с.25-27

17

17

Безопасное место.

с. 30-31

18

18

Путешествие в страшную сказку.

с.32-34

19

19

Будем бояться вместе.

с.35-37

20

20

Для чего нужен страх?

с.38

21

21

Страшно – смешно – не страшно.

с.39

22

22

Фантазии и реальность.

с.40

23

23

 Школьные страхи.

с.41-43

24

24

Готовимся к настоящему испытанию.

с.44-45

25

25

Путешествие в пугающее место.

с.46

26

26

Я и Другой не похожий на меня.

27

27

Другой – не значит плохой.

28

28

Страницы и границы.

с.47-49

29

29

Вражда или толерантность?

с. 50-51

30

30

Мы – часть чего-то.

с.52-53

31

31

 Наши национальные «изюминки».

с.54-55

32

32

Мы все любим поесть.

с.56

33

33

Толерантность это - …..

с.57-58

34

34

Завершающее.

         

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств МТО

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд

1. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. Методическое пособие – М.: Генезис 2002. – 208 с.

2. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе. Методическое пособие – М.: Генезис 2002. – 248 с

3. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе.    Рабочая тетрадь школьника – М.: Генезис, 2009. – 64 с., ил.

1 экземпляр

комплект

Технические средства обучения

1. Компьютер

1 экземпляр

2. Интерактивная доска

1 экземпляр для фронтальной работы

3. Мультимедиа проектор

1 экземпляр для фронтальной работы

4. Магнитофон

1 экземпляр

5. Принтер /сканер струйный

1 экземпляр

Экранно-звуковые пособия

1. Видеофильмы, соответствующие тематике программы

1 экземпляр для фронтальной работы

2.Мультимедийные образовательные ресурсы

1 экземпляр для фронтальной работы

Оборудование класса

1. Ученические столы с комплектом стульев

Класс-комплект

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пособий

 

                                                                                         

                                                                

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать  и развивать познавательную  деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...