Тьюторское сопровождение обучающихся 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

В рамках реализации программы "Школа познания и созидания своего Я" реализуется направление тьюторское сопровождение обучающихся.

Целью программы является сопровождение процесса социализации ребенка, включенного в образовательную среду на основе выявления, поддержки и развития познавательных интересов, помощь в освоении навыков коммуникации в новых для ребенка ролях, освоения навыков командного взаимодействия и эффективного сотрудничества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tyutorskogo_soprovozhdeniya.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2

к приказу от 30.08.2019 г. № 24-ВД

http://designcard.ru/cfoto.php?fname=content/clipart/230.jpg&mw=130&max

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА

693007, г. Южно-Сахалинск, ул. им. Антона Буюклы, 14,

Тел.: (4242) 22-54-75, (4242) 22-54-76, факс: (4242) 22-54-76   Email: school7@yuzhno-sakh.ru

Программа

тьюторского сопровождения курса

«Школа познания и созидания своего Я»

2019-2020 учебный год


  1. Пояснительная записка

Для обучающихся начальной школы основными образовательными результатами педагогической деятельности становятся формирование учебных навыков и принятие роли ученика, поэтому деятельность тьютора фокусируется на построении процессов коммуникации детей друг с другом, с педагогами, и иными участниками образовательного процесса; помощи в создании команды для решения учебных задач, организаций внутрикомандного взаимодействия, помощи в выработке критериев оценки результатов своих действий и их рефлексии. Деятельность тьютора позволяет более эффективно строить линию социализации и обеспечивать процесс постепенного вхождения человека в разные формы взаимодействия с другими людьми, социокультурные сообщества и получения необходимого опыта принятия условий общежития и совместной деятельности.

Целью программы является сопровождение процесса социализации ребенка, включенного в образовательную среду на основе выявления, поддержки и развития познавательных интересов, помощь в освоении навыков коммуникации в новых для ребенка ролях, освоения навыков командного взаимодействия и эффективного сотрудничества.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи: 

  1. Наблюдение за действиями и поведением ребенка в коммуникативных ситуациях, требующих усилий для достижения значимого результата (в учебном пространстве, при групповой работе, неформальном взаимодействии, играх)
  2. Помощь в выстраивании продуктивной коммуникации (взаимодействии) через обучение правилам и алгоритмам
  3. Организация взаимодействия с родительским сообществом для совместного проектирования событийных коммуникативных форм
  4. Привлечение специалистов для оценки ситуации включенности ребенка в сложноорганизованную образовательную среду, помощи в решении трудностей, возникающих в коммуникации с ровесниками и взрослыми, выборе форм и методов развития или коррекции.

Целью психологического сопровождения является создание психологически безопасной, бесконфликтной и комфортной атмосферы в группах младших школьников, развитие их креативности.

Психологическое сопровождение направлено на решение следующих задач:

  1. Выявление особенностей внутригруппового взаимодействия, уровня психологического комфорта в группе среди учащихся 1-4 классов;
  2. Создание и оптимизация социально-психологических условий для самопознания младших школьников и развития навыков сотрудничества в коллективе;
  3. Психологический анализ образовательной среды, коммуникативных затруднений учащихся 1-4 классов и причин их возникновения, а также нахождение путей их разрешения;
  4. Обеспечение администрации МАОУ НОШ № 7 психологической информацией с целью отслеживания эффективности инноваций и оценки качества образовательного процесса в начальной школе.  


  1. Общая характеристика тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»

Содержание программы тьюторского сопровождения определяются следующими принципами:

  • соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
  • системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
  • вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в психическом развитии.


  1. Описание места тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я» в учебном плане

Тьюторское сопровождение является частью программы «Школа познания и созидания своего Я». Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (34 часа в год).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»

Одним из результатов тьюторского сопровождения является осмысление и присвоение обучающимися системы ценностей:

  • Ценность добра – осознание себя как части мира.
  • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
  • Ценность семья. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважения к старшим, их нравственным идеалам.
  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.
  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.
  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


  1. Личностные и метапредметные результаты освоения тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»

В качестве результатов тьюторской деятельности мы выделяем следующие:

  1. Ребенок усваивает роль ученика, понимает правила, нормы, требования, понимает, как устроено образовательное пространство;
  2. Ребенок умеет работать в команде, понимает правила эффективного взаимодействия, свою роль в группе.
  3. Ребенок может сформулировать критерии оценки своих образовательных практик (с помощью тьютора), оценить свою деятельность, запланировать шаги для изменения.
  4. Ребенок воспринимает как норму диалоговое взаимодействие со взрослыми и ровесниками, может инициировать разговор для решения образовательных задач.

Результатом реализации психологического сопровождения программы «Школа познания и созидания своего Я» является:

  • благоприятный социально-психологический климат в учебных коллективах;
  • психологический комфорт каждого учащегося;
  • снижение уровня школьной тревожности;
  • использование младшими школьниками навыков сотрудничества в групповой деятельности.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся приобретает умение учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Личностные универсальные учебные действия.

У учеников формируется:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
  • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Учащийся учится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
  1. Содержание тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»

Основные направления деятельности

  • Сопровождение процесса социализации
  • Сопровождение формирования коммуникативных навыков в групповых формах образовательной деятельности
  • Сопровождение формирования исследовательских навыков и публичного выступления

В своей работе тьютор использует следующие инструменты:

  1. Письменная фиксация рабочих наблюдений в свободном виде (описание картинки и маркеров поведения)
  2. Создание планов развития и изменений, необходимых ребенку для эффективной адаптации и принятия роли ученика (с использованием схем, таблиц, рисунков, описаний на языке, понятном ребенку и родителям)
  3.  Обсуждение опыта действия (самостоятельного или в группе) для выделения трудностей и успехов; закрепление ситуации успешного взаимодействия через обратную связи и игровые формы поощрения;
  4. Игрофикация процесса мотивации при работе командами и малыми группами

Тьютор:

  1. Общается с детьми в малых группах для решения текущих ситуаций, связанных с включением ребенка в образовательную среду и командную работу;
  2. Делится наблюдениями и беседует с родителями по возникающим вопросам, связанным с социализацией ребенка, совместно с родителями договаривается о единых правилах и требованиях, пошагового изменения ситуации.
  3. Проводит «стол переговоров» с детьми по окончании какого-либо блока работ для формирования навыков рефлексии своих действий и поступков, привития культуры обсуждения и самооценивания своих результатов.

Виды осуществляемого психологического сопровождения:

1. Выявление эмоциональных и коммуникативных особенностей младших школьников, учитывая которые они могли бы более успешно социализироваться и взаимодействовать с одноклассниками. Диагностика осуществляется в групповой форме.

2. Повышение уровня психологической грамотности младших школьников в вопросах взаимодействия в коллективе. Осуществляется в виде обсуждения результатов проведенных тестов, тематических Часов психолога (по запросам учащихся и педагогов) в групповой форме.

        Возможные темы для обсуждения:

  • Я и мой класс
  • Границы моего личного пространства
  • Как справляться со своей агрессией
  • Как развить фантазию

3. Индивидуальная работа с родителями и учащимися. Основными темами для обсуждения являются результаты проведенных рисуночных тестов, затруднения в общении с одноклассниками и учителями, недеструктивное проявление эмоций, повышенная школьная тревожность.

Психологические тренинги в 1-4 классах направлены на усиление и развитие командности и навыков сотрудничества. В групповой форме младшие школьники отрабатывают умения, способствующие достижению результатов в совместной деятельности.

Развитие командности у младших школьников предполагает формирование следующих навыков:

  1. Активное слушание друг друга;
  2. Эмпатийное понимание;
  3. Нахождение компромиссной точки зрения;
  4. Решение конфликтных ситуаций;
  5. Регуляция эмоциональных проявлений.


  1. Тематическое планирование тьюторского сопровождения курса «Школа познания и созидания своего Я»

п/п

Темы

Количество часов

«Магия команды»

7

Я и мой класс.

6

Эмоции и чувства.

11

Границы моего личного пространства.

3

Карта интересов.

4

Как развить фантазию

3

Итого

34


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для проведения групповых занятий необходим учебный кабинет с достаточным для подвижных упражнений пространством. Индивидуальная консультационная работа предполагает наличие отдельного помещения для создания атмосферы конфиденциальности и доверительности.

Оборудование кабинета является безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель соответствует росту и возрасту детей младшего школьного возраста, игровой материал - обеспечивает максимальный развивающий эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа сопровождения обучающихся 4-х классов

Рабочая программа по сопровождению обучающихся и подготовка к переходу в 5-ый класс...

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»

Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

Описание системы специальных организационно-педагогических условий тьюторского сопровождения обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Адаптация ребёнка с ОВЗ в школе  в группе сверстников .Формирования комуникативных компетенций .Способствующих наиболее полному  включению в образоватеоьный процесс....

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования

На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...

Конспект открытого занятия по развитию речи, тьюторского сопровождения обучающегося 1класса РАС. «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Тьютор...

Специфика тьюторского сопровождения обучающегося с РАС

В статье освещаются особенности работы тьютора с обучающимися,имеющими расстройства аутистического спектра....

"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"

Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...