Психологические особенности патриотического воспитания в младшем школьном возрасте
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Васенева Ирина Ириковна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Психологические особенности патриотического воспитания в младшем школьном возрасте»

Значимость воспитания детей особенно критически выступает в современный период в связи с потерей людьми моральных ориентиров в собственной жизни. Недостаток нравственных ценностей и игнорирование моральных норм становится повсеместным явлением. По этой причине все острее встает вопрос о повышении уровня патриотической воспитанности. Следует воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность, толерантность. Начинать его нужно с дошкольного и младшего школьного возраста.

По мнению В.А.Сухомлинского, дети в этот период лучше всего поддаются воспитанию, поскольку в это время закладываются основы личности. Предоставляется направленность его умственного, нравственного и эстетического развития. Знания и умения, накопленные ребенком в этом возрасте, позже становятся основой для формирования устойчивых нравственных привычек и убеждений, высоких жизненных идеалов.

 Ученый И.П. Подласый отмечает, что податливость школьников, «их доверчивость, склонность к подражанию, большой авторитет, который у них имеет учитель, создают благоприятные условия для формирования высоконравственной личности» . Вообще в процессе воспитания очень важен учет возрастных особенностей. В школьной практике педагоги имеют дело с детьми, еще «не обремененными» жизненным опытом. У младших школьников не сформированы важнейшие понятия морально‐ этического и нравственно ‐ патриотического развития и воспитания, то есть базовые национальные ценности.

Чувство патриотизма у детей в этом возрасте формируется, когда они начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народной культуре . Эти дети не имеют постоянных интересов, собственную инициативу проявляют слабо, их внимание неустойчиво. Они нуждаются в постоянной помощи и советах учителя в организации своего досуга. На этапе младшего школьного возраста в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма выступает ознакомление с явлениями общественной жизни. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка. Мышление у детей этого возраста конкретно-образное, для них еще не свойственны обобщения и абстрагирования. Их захватывает все яркое, интересное, потому что они мыслят ощущениями, звуками, красками. Это все необходимо учитывать в воспитательной работе со школьниками. Патриотическое воспитание наиболее благоприятно в данном возрасте в связи с тем, что детьми легко усваивается опыт, формы поведения старших поколений, оценочные суждения; формируется определенное отношение к окружающему, к себе: развивается дружба, взаимопомощь, любовь к родителям, к улице, школе, родному городу, природе и т.д. На основе этого опыта ребенок начинает проявлять самостоятельность, сознание в отношении к окружающему миру и людям, к моральным нормам общества. В силу возрастных и психологических особенностей жизненный и нравственный опыт в отношении к обществу, к Родине, к своей стране ограничен. Поэтому, именно в этом возрасте необходимо закладывать основы патриотического воспитания, которые станут фундаментом общественного становления личности.

Психологи подчёркивают важность возникновения ростков патриотизма, которые составляют «прошлый опыт» человека, опыт чувств, отношений.

Если ребёнок в детстве испытал чувство жалости к окружающей действительности другому человеку, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, радость от хорошего поступка, восхищение подвигом, он тем самым приобрёл «эмоциональный опыт, который будет иметь громадное значение для его дальнейшего развития. Тем самым это будет являться основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного эмоционального развития человека. Также психологи утверждают, что патриотические чувства и их развитие зависят от средств и методов воспитания, от условий, в которых живёт ребёнок. При целенаправленном воспитании чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются они раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

В младшем школьном возрасте закладываются основы действенного в полном смысле этого слова отношения к Родине, проявляющиеся в умении заботиться о родных и близких людях, ответственно относиться к порученному делу, выполнять нужное для других, оберегать то, что создано трудом человека, бережно обращаться с природой.

Одной из существенных отличительных черт ребёнка младшего школьного возраста считается то, что в данном периоде у него возникает соподчинение мотивов и на этой основе формируются общественные аргументы трудовой деятельности, желание совершить что-то нужное, полезное для окружающих. Это обстоятельство имеет огромное значение для воспитания начал патриотизма у учащихся, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности, приводит к изменению содержания чувств маленького гражданина нашей Родины.

Младший школьный возраст – это период с 6-7 до 10 лет. Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников. Внимание в этот возрастной промежуток времени недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте,  необходима частая смена вида деятельности. Главным способом получения информации по-прежнему остается игра и наглядный материал – дети прекрасно запоминают то, что порождает у них чувства. Наглядность и яркие, положительные эмоции дают младшим школьникам возможность легко запоминать и усваивать материал.

 Младшие школьники весьма энергичны и предприимчивы. Однако не стоит упускать из виду, что в данном возрасте они свободно поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сопоставляют себя с другими, приступают к выстраиванию отношений с ровесниками и взрослыми. Психологическая отличительная черта младших школьников - податливость, доверчивость. Существенную значимость для детей в этом возрасте представляет авторитет. Именно классный руководитель играет огромную роль в воспитании младших школьников. Дети полностью верят ему, его слова воспринимаются как истинные и значимые. Корни подобного отношения к педагогу кроются в подражательности детей и недостатке жизненного опыта. Поведение, взгляды, отношения учителя считаются примером для подражания, детям не терпится завоевать его похвалу, одобрение. По этой причине преподавателю не трудно увлечь детей идеей любви к Отечеству, служения ему.  

Характерной чертой патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются лишь основы патриотизма. Известная чувствительность младших школьников устанавливает нам потребность облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, основываясь на эмоциях и чувствах детей. С раннего детства нужно заложить в детях первоначальное представление о месте и роли их страны в мире. Тот, кто работает с младшими школьниками, хорошо знает, насколько трудно сформировать у детей 7–10 лет хоть какое-то представление о малой и большой Родине. Но делать это, тем не менее, необходимо. Без любви к Отечеству и уважению к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Именно поэтому необходимо работать над развитием эмоционально-чувственного компонента патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа "Мой район-моя гордость" Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в системе образования: инновационные подходы и технологии.Видео классного часа можно посмотреть по ссылке http://video.yandex.ru/users/...

Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста

Статья о значении семьи в патриотическом воспитании детей младшего школьного возраста...

Обобщение опыта на тему "Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста"

В работе представлено обобщение опыта учителя начальных классов с презентацией, рассказывающее об основных аспектах гражданско-патриотического воспитания учащихся младших классов....

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста с использованием национально-регионального компонента.

Важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Перед общеобразовательной шк...

Взаимосвязь психологических особенностей и успеваемости детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте происходит интенсивное формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические новообразования: произвольность псих...