ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
статья

 Классные руководители в своей работе часто сталкиваются с одной очень неприятной проблемой: отверженные дети, которых не принимают в свой круг одноклассники.

Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из учащихся класса - это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: "Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_aspekty_problemy.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОТВЕРЖЕННОСТИ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ 

 Классные руководители в своей работе часто сталкиваются с одной очень неприятной проблемой: отверженные дети, которых не принимают в свой круг одноклассники.

      Гонимыми жестоко третируемыми становятся дети с повышенной чувствительностью к тому, как относятся к ним окружающие. Каким бы делом они не занимались, главное для них- не работа и не результаты, а то, как реагируют на них те, кто рядом. Отличительной особенностью таких ребят является неадекватность их эмоциональных и поведенческих реакций в той или иной ситуации.

Чаще всего подвергается нападкам и насмешкам ребенок:

- с необычной внешностью (заметные шрамы, хромота, косоглазие и т.д.)

- страдающий энурезом

- тихий и слабый, не умеющий за себя постоять;

- неопрятно одетый;

- часто пропускающий занятия;

- неуспешный в учебе,

- слишком опекаемый родителями;

- не умеющий общаться.

Истоки неприязни

Проблема любого детского коллектива состоит не только в активном неприятии или травле одного из учащихся класса - это явление заметное для окружающих, и, следовательно, его легче отследить и попытаться пресечь в самом начале. Но дело в том, что многим детям очень трудно войти в коллектив, почувствовать себя уютно и уверенно среди сверстников. Если ребенка не обижают, но и не принимают (например, последним выбирают в команду, не радуются его успехам), то ему не менее одиноко и плохо, чем жертве активной неприязни со стороны сверстников. Он думает: "Если однажды я вообще перестану ходить в школу, никто и не заметит".

Виды отвержения, которые делают школьную жизнь отвергаемого ребенка непереносимой.  

 -Травля (не дают проходу, обзывают, бьют, преследуя какую-то цель: месть, развлекаются и т.п.).

- Активное неприятие (возникает в ответ на инициативу, исходящую от жертвы, дают понять, что он никто, что его мнение ничего не значит, делают его козлом отпущения).
- Пассивное неприятие, возникающее только в определенных ситуациях (когда надо выбрать кого-то в команду, принять в игру, сесть за парту, дети отказываются: "С ним не буду!").
- Игнорирование (просто не обращают внимания, не общаются, не замечают, забывают, ничего против не имеют, но и не интересуются)

Во всех случаях отвержения проблемы кроются не только в коллективе, но и в особенностях личности и поведения самой жертвы.

Мотивы детей, которые третируют свои жертвы, - это отрицательная реакция на этих детей, часто имеющая объективные основания.

Но существует и другой мотив. Он связан скорее с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями самих гонителей. Дети  стараются самоутвердиться, занять прочную позицию среди сверстников, найти свой стиль взаимодействия с ними, выделиться.

Считается, что обижают и утверждаются за счет других дети, сами не уверенные в себе, "обиженные жизнью". Согласно Альфреду Адлеру, "часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства, который служит в качестве компенсации.

 Действующие лица. Психологическая характеристика.

В ситуации травли всегда есть зачинщики, их жертвы, преследователи, нейтральные наблюдатели и иногда защитники.

Зачинщики.Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли или активного неприятия одноклассника. Им по каким-либо причинам не понравился кто-то из одноклассников, и они начинают его дразнить, задирать, высмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.

инициаторами травли могут стать:

- активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

- агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;- дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;

- дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на "своих" и "чужих" (подобный шовинизм или снобизм является результатом соответствующего семейного воспитания);

- эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

- максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).

Зачинщиков отличает следующее - Высокая самооценка и высокий уровень притязания. - Стремление объединить вокруг себя одноклассников, чтобы почувствовать себя значимым, быть в центре внимания.

Жертвы. В жертве всегда есть что-то такое, что способно оттолкнуть окружающих, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные. Чаще всего становятся жертвами издевательств дети с явными проблемами.

Преследователи
Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями.

Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: "Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул". Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.

Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить расположение лидера класса.

В-третьих, некоторые принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).

В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.

И наконец, небольшой процент преследователей таким образом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то.

 Наблюдатели ничем не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя. Часто дети про себя осуждают поведение агрессивных одноклассников, но ничего не предпринимают, боясь стать следующей жертвой.

Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) - большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале. Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников

Итак, в результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были изучены теоретические основы проблемы детского коллектива младших школьников. В рамках этой проблемы ...

Создание психологического комфорта в детском коллективе.

Выступление на семинаре классных руководителей на тему "Доверительные отношения как средство педагогической поддержки ребёнка". В статье приводятся примеры тренингов, результатом которых является осоз...

Сплочение детского коллектива в инклюзивном образовании через психологическую игру .

Подборка психологических  игр  поможет  создать условия для психологического , интеллектуального комфорта, сплотить детский коллектив....

Рекомендации для родителей."Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива"

Даются рекомендации по психологической адаптации детей в условиях временного детского коллектива.Что делать и как делать. Очень актуально перед летним оздоровлением....

Психологическая адаптация детей в условиях временного детского коллектива.

Даются рекомендации для родителей "Как облегчить адаптацию ребёнка в условиях временного детского коллектива." Что делать и как делать. Актуально в предверии летнего оздоровления....

Психологические игры на сплочение детского коллектива

Гармония, взаимопонимание, уважение в детском коллективе обязательное условие для успешной и эффективной учебы, психологического комфорта каждого ученика. Эти игры нацелены помочь классному руководите...