Сплочение детского коллектива в инклюзивном образовании через психологическую игру .
статья (2 класс) по теме

Лысаковская Мария Викторовна

Подборка психологических  игр  поможет  создать условия для психологического , интеллектуального комфорта, сплотить детский коллектив.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сплочение детского коллектива в инклюзивном образовании через психологическую игру ».

Лысаковская М.В., учитель начальных классов МБОУ НОШ №1 п .Эльбан

   В этом учебном году я начала работу с детьми 2 специального коррекционного класса.   Состав класса весьма неоднороден: из 13 человек  - 6 ученикам рекомендовано обучение  по программе 7 вида, 3ученикам - динамическое наблюдение (дифференциация F-70/F-83), 3 ученикам-  обучение по программе 8 вида, 1 ученице - стационарное наблюдение с целью уточнения диагноза и дальнейшего образовательного маршрута.                                    

  Большой сложностью в работе являлось то, что  ученики собраны из разных классов. В первые дни  дети были агрессивно настроены по отношению друг к другу, на переменах постоянно вспыхивали ссоры и жестокие драки, дети бросали вещи, стулья, обзывались, на уроках устраивали перепалки, не слышали учителя и других детей, отказывались работать на уроке. Очень тяжело ребятам было принять Лизу. Т., вследствие её особенностей развития. У детей большие различия в знаниях, в социальном окружении.                                                                               Родители имеют низкий культурный  уровень и педагогически некомпетентны, предвзято и пренебрежительно относятся к другим детям в классе, при этом неадекватно оценивают  поступки, внешний вид и успеваемость собственных детей. Родители негативно высказывались в адрес чужих детей, тем самым мешая установлению дружеских отношений  между детьми.                                                                                                                                                   Поставила перед собой задачи:                                                                                                                             1. Создавать условия для психологического, интеллектуального комфорта.                                     2. Работать над сплочением детей в коллектив.                                              Сплочённость группы - важное условие её деятельности. Поэтому необходимо развитие сплочённости коллектива с её позитивным направлением.                                                                                                     Познакомить детей между собой, навести первые «мостики » взаимоотношений помогли игры на знакомство:

«Имена»

 Ведущий представляется участникам, и  просит представиться в ответ, но при этом участники должны продолжить фразу: Я хочу …, Я могу… , Я люблю… .        

«Снежный ком»

Участник называет своё имя, следующий называет своё имя и предыдущего игрока и т. д.

«Тайна имени»

На доске прикреплены карточки с именами играющих участников, на обратной стороне написано значение имени, участник находит своё имя, переворачивает карточку и читает значение своего имени.

«Микрофончик»

Участник говорит своё имя в «микрофончик» и передаёт соседу, последний игрок называет своё имя и пускает «микрофончик» в обратном порядке, только теперь каждый участник  в «микрофончик» называет умеьшительно-ласкательный вариант имени своего соседа.

Угадай, кого нет.

Все участники закрывают глаза. В это время ведущий дотрагивается до одного игрока, и тот бесшумно покидает комнату. По сигналу ведущего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назвал имя отсутствующего участника, становится ведущим.

«Изюминкой» моей работы  по сплочению коллектива является  адаптация психологических игр  к  теме  урока  таким образом, что  выполняя эти упражнения, дети не только учатся взаимодействовать друг с другом, но и закрепляют учебный материал.

Название игры

Описание

Учебный предмет, интерпретация

«Гусеница»

Участники выстраиваются в цепочку, берут друг друга за плечи (пояс), кроме первого  участника «головы» все закрывают глаза, начинают передвигаться вперёд, обходя препятствия, при этом 1 игрок - «голова» знаком (прикосновение к руке последующего игрока и т.п.) предупреждает об опасности. Правила: «Гусеница» не должна порваться, игра проходит в полном молчании.

На уроке математики дети выбирали  участника - «голову», «голова» «раздавала» порядковые номера участникам, далее «голова» начинала движение, собирая «туловище» в порядке следования номеров. Далее  игра походила по правилам.

На уроке русского языка вместо чисел предлагался отрезок букв из алфавита.

«Пройди в ворота»

Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах».

Математика «Состав чисел в пределах10,20».

«Имя»

К своему имени подобрать такой эпитет (имя прилагательное), каким ты бы хотел себя видеть. Называя себя новым именем, прибавляя эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определённых изменений в своей мотивации.

Применяли на уроках русского языка при изучении темы «Имя прилагательное», подбирали синонимы , антонимы.  При изучении темы «Глагол» подбирали глаголы.

Коллективный счет

 Участники стоят в кругу, опустив головы вниз, не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок, выполняя три условия:1. Никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или не вербально); 2. Нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; 3.Если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток.

Математика

Треугольник, квадрат...

Участники  встают в круг и берутся за руки, все закрывают глаза. Задача:  полной тишине, без слов, постройте прямоугольник...треугольник... квадрат...ромб  и т.д.

Математика, тема «Периметр прямоугольника»

Светофор поет песенки

Участвуют две команды. Если говорит зеленый цвет - участники поют песню, о которой заранее договаривались с ведущим. Желтый - песня должна звучать тихо. Красный - все продолжают петь песню про себя. На зеленый цвет  продолжают петь песню вслух.

На уроках чтения при  работе со слоговыми таблицами. Команды читают строчку (2-3 строчки) из таблицы.

Печатная машинка

По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга.

Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.

В связи с трудностями, испытываемыми детьми ( не умели читать, не знали букв, не могли следить за чтением товарища) на уроках русского языка и чтения эту игру проводили следующим образом:1 участник в начале предложения поднимал руку вверх, символизируя большую букву, читал первую букву с хлопком, далее участники по цепочке прочитывали  по букве,2 хлопка между словами,  хлопок по коленям в конце предложения.

Капкан

Участники, взявшись за руки, образуют круг - это капкан. Все остальные игроки: голуби, воробьи, бабочки, мухи, пчелы, стрекозы, утки, вороны, орлы, все, что летает. По сигналу ведущего, участники, изображающие капкан, поднимают руки вверх, образуя ворота. В это время, всем птицам и насекомым, разрешается влетать и вылетать из капкана. Ведущий подает другую команду, руки опускаются. Капкан захлопывается. Кто оказался пойманным, становится капканом и меняется ролями с игроками, изображавшими ловушку.

На уроках ознакомления с  окружающим  миром при изучении тем «Невидимые нити», «Группы животных»

Очень эффективны и интересны следующие игры: «Комплименты»,

«Красные, синие, зелёные», «Дотронься до», «Сиамские близнецы», «Медоеды», «Паутинка». Приложение 1.                                                                                                      

Игра «Паутинка» также является и тестом на сплочённость группы. Если в результате распутывания  получился круг, это значит, что группа достаточно сплочённая.

Все становятся в тесный круг. Правую руку выставляют вперед, левой берутся за правую руку соседа напротив. Нельзя браться за одну руку вдвоем, втроем, нельзя брать за руку рядом стоящего соседа. Затем общими усилиями необходимо распутаться.                                                                                        Дети моего класса в начале учебного года  не могли даже запутаться, они не хотели брать друг друга за руки, нарушали правила игры. На данный момент распутать  «Паутинку»  удавалось  несколько  раз.

      В работе с родителями  старалась донести  до взрослых следующие правила: 1.Не сравнивать детей между собой, а отмечать развитие ребёнка относительно самого себя.2. Видеть в других положительные качества и опираться на них.                                                                                                        Использовала различные  формы  работы с родителями.                                                                                                 Провела собрание, на котором был рассмотрен вопрос о детской агрессивности, родителям были предложены памятки с упражнения на снятие агрессии,                                                                                                            тренинг для родителей,                                                                                                                       совместное собрание с детьми на котором  провела упражнения: «Броуновское  движение», релаксация «Маяк», «Коллажирование на новогоднюю тему» (совместная работа родителей и детей).

Для проведения совместного собрания предлагаю игру «Веселые художники».

Описание игры: каждой семье дается небольшое стихотворение. Необходимо изобразить иллюстрацию к стихотворению. Рисунки выставляются. Можно героев стишка изобразить пантомимой.

Динозаврик – малышонок

Улыбается спросонок:

Мама рядом, папа рядом –

Что еще для счастья надо?

На опушке две букашки                                                                                                   Поиграть решили в шашки.

Крошечные шашечки                                                                                                                     Тащат две букашечки.

Сына папа-осьминог

Целый час догнать не мог.

Еле-еле осьминожка

Успокоился немножко.

Две совы сидят в беседке,

                                               И беседуют соседки

                                               О погоде, о нарядах,

О птенцах своих совятах.

На полянке есть пенек,

Он не низок, не высок.

Посмотрите-ка, ребятки,

Что растет на нем? Опятки!

      Присмотритесь-ка  получше.

Это кактус. Он колючий,

А когда дожди пойдут,

Все колючки расцветут.

По земле ползет змея.

За  змеей ползет семья.

Змей, змея и два змеенка

По земле ползут тихонько.

Медвежонок неуклюжий

Лапой шлепает по луже.

Медвежонок кружится,

Ловит лучик в лужице.

В результате проведённой работы родители «повернулись лицом» ко мне, стали тактичнее по отношению к своим детям и их одноклассникам. Стали совместно решать проблемы своих детей.

Таким образом, использование игр на сплочение  способствует формированию детского коллектива. На данный момент этап развития классного коллектива -  «Мягкая глина» ( по А.Н. Лутошкину).Приближаемся к этапу «Мерцающий маяк».

                           

Март 2014 г.

Этапы развития коллектива по А.Н. Лутошкину. Классный коллектив на этапе «Мягкая глина».

Проведён мониторинг уровня комфортности учеников (сентябрь, март), который показал , что многие дети стали чувствовать себя комфортнее в коллективе.

      Уровни  комфортности обучающихся по методике Щурковой Н.Е. «Круги»: начало года - высокий уровень комфортности -8человек,                                                                                                        средний уровень комфортности – 1человек ,                                                                                               ниже среднего уровень комфортности -2 человека ,                                                                      низкий уровень комфортности-3 человека .                                                                                

      Конец 3 четверти - высокий уровень комфортности -11 человек,                                                                                                      средний уровень комфортности  - 0 человек ,                                                                                              ниже среднего уровень комфортности  - 1 человек,                                                                      низкий уровень комфортности – 1 человек.                                                                                

   Дети стали менее агрессивны по отношению друг к другу, терпимо относятся к особенностям учеников, обучающихся по программе 8 вида, радуются успехам товарищей, по собственной инициативе оказывают друг другу помощь. Умение создавать комфортную ситуацию в игре  дети переносят на учебную деятельность. Повысился  процент качества с 22%               (1 четверть) до 33%  (3 четверть).

Игра «Дракон, самурай, принцесса»

Приложение 1. Игры на сплочение коллектива.

Цель:  сплочение коллектива, овладение индивидуальными приемами межличностного взаимодействия, формирование положительной Я –КОНЦЕПЦИИ

 Задачи:

•Эмоциональное объединение участников группы

•Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других

•Поддержка  и  повышение  представления  учеников  о  собственной значимости, ценности

•Умение безопасно и эффективно общаться

•Умение понимать и выражать свои чувства

«Красные, синие, зелёные».

Играющие образуют круг или встают в шеренгу. Ведущий  каждому на спину прикрепляет лист определённого цвета. По сигналу все участники должны выстроиться в колонны: красные – в одну колонну, синие – в другую и т.д. Цвета можно использовать другие. Можно усложнить задание: строиться в полной тишине.

«Дотронься до»…

По команде ведущего необходимо дотронуться до какого-либо цвета, материала (дерево, железо, кожа и др.) или до чего-то ещё (может быть до кого-то в отряде). Касаться нужно непременно на ком-то или чем-то, на себе дотрагиваться нельзя.                                                                                                  

 «Имена»

Краткое содержание упражнения:  Ведущий представляется участникам, и  просит представиться в ответ, но при этом участники должны продолжить фразу: Я хочу …Я могу… Я люблю…        

 «Карточки»

Краткое содержание упражнения: Ведущий предлагает продолжить знакомство, устроив блиц - турнир. На выбор предлагаются карточки с вопросами.

 «Путаница»

Краткое содержание упражнения: участникам предлагается встать в круг, протянуть в круг правую руку, и найти себе пару. После этого левой рукой также нужно соединиться с кем-то еще. Далее нужно распутаться. Упражнение выполнено, если участники получили круг.

«Белки, зайцы, мышки».

 Участники делятся на группы по несколько игроков. Ведущий дает группам названия: белки, зайцы, мышки. Выбирается водящий. На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это "домики" зверушек. Ведущий дает команду, допустим, "Белки-мышки!". Названные группы должны поменяться "домиками". Игрок, пойманный водящим, становится водящим, водящий присоединяется к той команде, из которой был пойманный. Ведущий может подать и такой сигнал: "Мышки, белки, зайцы!". Тогда все три команды должны покинуть свой домик и занять любой другой.

  «Алфавит»

Краткое содержание упражнения: участники должны построиться в алфавитном порядке (первые буквы имени, первая буква названия месяца рождения), при этом, не пользуясь словами. Если кто-то заговорил, упражнение начинается сначала.

 «Плот»

Краткое содержание упражнения: Ведущий произносит вступление, что все участники оказались на одиноком острове, на котором произошло извержение вулкана, и оставшиеся на этом острове должны спастись. Участники предлагают различные варианты. Ведущий продолжает историю, что на всем острове остался только клочок суши, стоя на котором можно переждать и спастись, (раскладывается коврик размером 1 * 1) и всем участникам предлагается простоять на этом коврике в течение 1 минуты, при этом ноги не должны выступать за пределы коврика. Затем коврик уменьшается вдвое.

«Мост»

Краткое содержание упражнения: Участники садятся по кругу друг за другом. Затем кладут голову на колени соседу. Ведущий постепенно убирает из-под каждого стул, на котором тот сидит. Задача участников удержаться самому и не уронить соседа.

«Мигалки»

Дети встают в два круга — внутренний и внешний, лицом в центр круга. Так образуются пары: один — из внутреннего круга — стоит спиной к напарнику и смотрит на водящего; другой — из внешнего круга — стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной. Водящий находится в центре внутреннего круга (без пары), он подмигивает кому- либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а игрок, упустивший напарника, становится водящим.

«Себе — соседу»

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую — вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» — правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: «Себе — соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Ведущий (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

«Печатная машинка»

Игра учит сосредоточенности, собранности, развивает умение действовать группой. По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга.

Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.

«Темп»

Как и предыдущая, эта игра способствует сосредоточению внимания, развивает умение действовать группой, но проходит более динамично и энергично. Все игроки садятся в круг, рассчитываются по порядку и запоминают свои номера. Ведущий задает темп: два хлопка по коленкам, два щелчка пальцами. Все повторяют. Как только удается установить единый ритм, вводятся слова. Ударяя два раза по коленкам, ведущий произносит два раза свой номер: «Один, один» и делает два щелчка пальцами; затем, хлопнув по коленкам первый раз, произносит свой номер, после второго — произносит номер игрока, которому передает слово, например: «Один, три». Теперь игрок под номером 3, не выходя из общего темпа, ведет игру. Целесообразно в начале игры просто по очереди передавать слово, чтобы игроки запомнили темп и правила игры, а потом делать это вразнобой, постепенно убыстряя темп.

«Голоса животных»

Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения. Гасится свет. Задача игроков - найти партнера по голосу выбранного животного.

«Импульс»

Игра на время. Стоя в кругу и держась за руки, игроки (10-50 человек) пытаются как можно быстрее передать «импульс», сжимая руку соседу справа. Попробуйте провести игру вначале с открытыми глазами, а затем — с закрытыми. Сравните время. А теперь попросите одного из участников послать «импульс» в двух направлениях. Посмотрите, могут ли «импульсы» пересечься и продолжить свой ход дальше. Аналогично импульсу можно передавать все что угодно, например, звук или какое-нибудь слово.

«Гражданская оборона»

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)” После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.).” Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

«Пройди в ворота»

Детям раздаются карточки с разным числом кружков. Чтобы пройти в «ворота», каждому необходимо найти пару, т.е. ребенка, число кружков на карточке которого в сумме с кружками собственной карточки даст число, показываемое на «воротах».

«Вершки и корешки»

1. Одна группа детей получает «корешки» (лук, репа, морковь, картофель), а другая - «вершки» (ботву). По сигналу ведущего все дети находят свою пару (требуется составить целое из частей).

2. Проходят через «волшебные ворота» (проверяется правильность выполнения задания), после чего меняются «вершками и корешками» Варианты игры. Игра проходит с парными карточками.

Театрализованная игра "Инопланетяне"

В игре участвует не менее 7 детей. Взрослый рассказывает сказочную историю: "К нам прилетели инопланетяне. Они хотят забрать нас на свою планету. У инопланетян есть огромный магнит, который притягивает к себе детей. Чтобы спастись, нам необходимо выбрать группу спасателей - 2 или 3 человека. Теперь представьте себе, что эта стена -огромный магнит инопланетян. Магнитом вас притягивает к стене. Только спасатели остались на свободе". Все дети выстаиваются у одной стены. Спасатели становятся напротив них. Спасатели по условию игры не могут двинуться с места и не могут говорить, но обладают фантастической силой и могут "силой мысли" освободить своих друзей от действия магнита. Спасатели стараются изо всех сил, чтобы спасти своих товарищей, изображая это мимикой и жестами. Остальные дети, как только почувствуют, что их "отрывают" от стены-магнита, присоединяются к своему спасателю и помогают ему спасать других детей. Любая роль в этой игре "работает" на формирование уверенности в себе. Однако, необходимо, чтобы стеснительные дети обязательно могли играть и роль спасателя. Практический совет: старайтесь не допускать, чтобы в роли спасателя одновременно выступали уверенный и неуверенный ребенок. В этом случае большинство спасенных детей может оказаться у "уверенного" спасателя, что расстроит "неуверенного".

«Рука к руке»

В игре принимают нечетное количество участников.   Водящий произносит: "Все меняются местами. Рука к руке". Все участники игры, включая ведущего, ищут себе пару и берутся рука к руке. Тот, кто не успел найти себе пару, становится ведущим и продолжает игру: "Нос к носу... "Плечо к плечу"... "Ухо к уху"... и т.д.

 «Переправа через реку» (в основном проводится на старших отрядах).

Па полу отмечается участок 3-5 м (в зависимости от возраста детей) — это река. Весь отряд должен переправиться с одного берега на другой. При этом у них есть возможность сделать всего пять касаний «реки» (пять на весь отряд). Одновременное касание двумя ногами или руками (например, в прыжке) считается за одно касание. Чем сообразительнее, организованнее и подвижнее отряд, тем быстрее они все сделают (может уйти от 30 мин. и до 1 — 1,5 часа). На самом деде, перейти можно всего в три (или даже в два) касания.

«Покажи»

Необходимо изобразить, используя всех участников команды: • оркестр, электричку, сороконожку, зоопарк, телевизор, телефон; • болельщиков, команда которых проигрывает, зрителей, смотрящих крутой боевик, людей в очереди колбасой, пациентов из палаты перед операцией; • крутых зайцев, диких поросят, одиноких волков, сумасшедших куриц; • Пизанскую башню. Китайскую стену. Кремль, мост над Темзой; • букву «А», «К», «Ш», «Р», «Ю»; • картину «Медведи в сосновом бору», «Бурлаки на Волге» и т.п.

 «Бревно»

Оборудование: любое бревно (дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п). Команда выстраивается на бревне. Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.  Лучше расположить команду, чередуя мальчиков и девочек.

«Тролли»

Оборудование: тролли - небольшая дощечка, брусок или другой вспомогательный предмет. Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше трех, метров друг от друга. Задача команды - переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя тролли.

«Электрическая изгородь»

Оборудование: веревка, шест (доска, палка и т.д.). Задача состоит в том, чтобы переправиться всей командой через воображаемую электрическую стену, не касаясь ни единой видимой или воображаемой ее части. Если кто-либо коснется стены, вся команда возвращается обратно и начинает упражнение снова.

 Шест может использовать как вся команда, так и последний участник.

«Траст – фол»

Постройте команду в две линии так, чтобы обе группы стояли лицом друг к другу. Попросите снять часы, кольца, браслеты, вытянуть руки вперед, согнуть их в локтях (угол 90 градусов). Руки чередуются между собой, образуя "колыбель" для падающего. Ладони обращены вверх и ни в коем случае не сцеплены ни между собой, ни с руками соседа сбоку или напротив. Колени страхующих слегка согнуты. Ведущий становится в линию на то место, куда придется наибольший вес падающего и, чтобы ни случилось, не убирать рук во время падения участника. Поставьте радом с собой сильных ребят. По мере продвижения очереди вы можете изменять порядок линии, чтобы каждый участник испытал момент поимки, но держите сильных в середине. Если у вас большая сильная команда, вы можете быть руководителем падения (вне линии), но если вы чувствуете, что для безопасности падения вы необходимы команде, попросите ребят самим выбрать руководителя (Маэстро). Подготовьте Маэстро, чтобы он смог проверить падающего. • Торс и ноги должны быть абсолютно прямыми, как струнка; • Руки - скрещены на груди и сцеплены в замок; • Голова немного откинута назад; • Попросите снять очки и вынуть предметы из карманов. Слова, которые обязательно должны быть сказаны перед падением: 1) ПАДАЮЩИЙ: "Готовы страхующие? " 2) СТРАХУЮЩИЕ: "Страхующиеготовы" 3) МАЭСТРО: "Падай". После приземления покачайте товарища на руках - проявите ласку. Заключение: это упражнение на доверие и снятие комплексов (освобождение внутреннего "Я". Попросите каждого поделиться опытом и чувствами, т.к. ощущение каждого индивидуальны. Начните обсуждение, сказав, что вам хотелось бы узнать об ощущениях каждого: • Что вы чувствовали перед самым началом падения, во время падения и после? • Что можно сделать, чтобы создать доверительную атмосферу в коллективе? Обосновывайте ваше обсуждение на приобретенном опыте.                          

 «Эстафета» .                                                                                                                             Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается петляя их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

«Суета сует»

Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открываете» простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды... Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена.

 «Фиксация».

Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Вожатый объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в группе, определить уровень сплоченности в группе. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.

«Я змея, змея, змея»

 Начинает ведущий, подходя к кому-нибудь со словами: « Я змея, змея, змея, хочешь быть моим хвостом?». Если ответ положительный, то спрашиваемый проползает под ногами ведущего и встаёт позади ведущего, руки на талию. В случае отрицательного ответа звучит фраза: « А придётся!». Таким образом, с каждым разом змея всё больше и больше увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не присоединятся друг к другу.

 «Контакт».

Один из игроков загадывает слово и говорит на какую букву оно начинается. Все остальные должны разгадать слово. Например, ведущий говорит, что слово начинается с буквы "л". Для того, чтобы ведущий открыл вторую букву, необходимо подобрать слово на букву "л" и дать ему небольшую характеристику. Например, кто-то из игроков говорит: "Это есть ночью на небе". Кто догадался, говорит "контакт" и вместе с игроком, который давал характеристику, считают до 10 и называют слово. Если слова оказались разными, тогда игроки продолжают подбирать слова на букву "л". Если слова совпали, тогда ведущий называет следующую букву, например буква "а" и тогда образуется слог «ла». Теперь начинают подбирать слова на этот слог, давать характеристику им, считать до 10 и т. д. Ведущий тоже может отгадывать слова, которые участники характеризуют. Если он отгадает, тогда придётся подбирать новые слова. В этой игре ведущему важно, чтобы его слово как можно дольше не смогли разгадать.

«Сломанный телефон».                                                                                                                          Эту игру, наверно, знают все. Все садятся друг за другом. Водящий называет шепотом на ухо слово первому игроку. Первый передает второму и так далее. Когда слово передано, его называют по порядку все игроки. Кто первым передал слово ведущего не правильно, садится в конец цепочки и игра продолжается.

«Арам шим-шим».

Ребята, держась за руки, образуют круг, в центре – ведущий с закрытыми глазами и вытянутой перед собой рукой. Ребята идут по кругу в одну сторону, водящий крутится в другую, и говорят слова: «Арам шим-шим, арам шим-шим, арамия гусия, гусия, гусия, покажи-ка на меня, на меня, на меня и раз, и два, и три!» Все останавливаются. Тот, на кого указал водящий, становиться к нему спиной, затылок к затылку. Все говорят: «И раз, и два, и три!» На последних словах участники в центре круга должны повернуть головы в стороны. Если оба повернули в одну сторону – участники обнимаются, если в разные – пожимают друг другу руки.

 «Комплименты»

Игроки сидят по кругу. Выбирается первый клиент. Затем каждый говорит, что ему нравиться в клиенте, называя его имя. Когда очередь доходит до самого клиента, он говорит, что ему в себе больше всего нравиться. И так о каждом.

 «Я садовником родился»

Водящий становится садовником, остальные выбирают название цветка по вкусу и только на него откликаются. Водящий дает старт словами: "Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели кроме ... (называется временное имя любого из игроков, например "роза"), "Роза должна тут же отреагировать: "Ой" Садовник: "Что с тобой?" Роза: "Влюблена" Садовник: "В кого?" Роза: "В тюльпана" Тюльпан: "Ой" ... И далее диалог продолжается между ним и розой и т.д., среди выбранных полноправно может оказаться садовник, замечу, что на него ложится основная нагрузка, так как имена цветов забываются быстро, а садовника помнят и называют чаще всего. Тот кто ошибся: откликнулся на чужое имя, не откликнулся на свое, или сделал большую паузу - забыл "имена" цветов выбывает и снова садовником дается старт, и т.д., пока не останется два игрока. Как вариант - игроки не выбывают, а отдают "фанты", которые впоследствии разыгрываются (какую-либо личную вещь). Фанты разыгрываются следующим образом: один достает фант, другой (отвернувшись) назначает задание хозяину фанта, которое тот должен выполнить, чтобы получить вещь обратно (спеть, рассказать стишок, покукарекать, попрыгать на одной ножке и т.д., зависит от фантазии)

«Светофор  поет  песенки»

Условие игры: участвуют две команды Если говорят зеленый цвет - значит, песне путь открыт, т.е. ребята поют песню, о которой заранее договаривались с вожатым. Желтый внимание! Путь закрыт. Песня должна звучать тихо-тихо. Красный - все продолжают петь песню про себя. На зеленый цвет ребята продолжают петь песню вслух.

«Где нос, где ухо»

Играющие становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-либо из ребят. Он должен дотронуться до какой-либо части тела и называть при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно показать на свой нос и сказать: «Это мое ухо». Если он ответит неправильно, сменяет ведущего.

 «Оркестр»

Это очень забавная игра, в нее интересно играть, когда много народу. Каждый из участников выбирает для себя музыкальный инструмент, на котором он впоследствии буде «играть». Лучше всего, если выберут разные инструменты. Выбирается ведущий — «дирижер». Он становится лицом к «оркестру», и по сигналу «оркестр» начинает играть! Дирижер делает движения, будто он играет на своем инструменте (например, изображает барабанный бой, надувает щеки, будто играет к флейте и т. д.). Остальные участники оркестра делают такие движения, будто играют каждый на своем инструменте, но при этом не сводят глаз с дирижера. Вдруг дирижер «переходит» на другой инструмент -начинает изображать игру на музыкальном инструменте, выбранном другим участником. Игрок, на чьем инструменте начал играть дирижер, тут же должен прекратить все движения и зажать уши руками. Все остальные участники игры теперь переключаются на тот инструмент, который выбрал дирижер. Через некоторое время дирижер возвращается к своему первоначальному инструменту, и гости тоже возвращаются к своим. Итак, дирижер «играет» то на своем, то на чужом музыкальном инструменте, а игроки стараются уловить все движения и не ошибиться.

 «Семейка Адамс»

Из комнаты удаляются участники, которые не знают эту игру. Заходит первый. Ведущий  говорит: «Здравствуй, мы семейка Адамс. Хочешь к нам в семью? Тогда сделай так, чтобы мы тебе похлопали». После этого ведущий замолкает и наблюдают за игроком. Задача семейки повторять всё, что делает и говорит игрок. Вошедший должен догадаться об этом и просто самому похлопать в ладоши.

«Луноходики»

Все встают в круг, а ведущий посредине. Он садится на корточки и говорит: «Пи-пи, я луноходик один!» Его задача рассмешить кого-нибудь, повторяя многократно эти слова и смешно корчить рожицы, но дотрагиваться до остальных нельзя. Если кто-то засмеялся, он становится луноходиком два. И так далее, пока не рассмешат всех остальных.

«Прогулка слепых»

"Пусть каждый участник закроет глаза повязкой. Сейчас мы с вами собираемся в путешествие по неприкосновенной земле, которой не может коснуться ваш взор. Пожалуйста, положите правую руку на плечо впереди стоящего для связи. Мы будем преодолевать с вами опасные участки. Вы должны договориться о системе знаков которые будут предупреждать позади стоящего об опасности (Медленно начните путешествие по выбранному маршруту, включающего залезания на возвышенности, пролезания под низко нависшими "деревьями и ветками", протискивания между деревьями и т.д. Финишируйте на каком-нибудь тесном, но безопасном месте (вершина холмика, большого камня, лестницы и т.д.), чтобы ребята скучились вместе и попросите ребят снять повязки. Постарайтесь, чтобы это место выглядело иначе, чем-то откуда вы стартовали - это придает моменту снятия повязок элемент сюрприза.

«Ковер» 

Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается с начала.

«Слепой – поводырь»

Это упражнение развивает доверие членов группы друг к другу, будит фантазию и творческую энергию.

1. Поделите всех участников на небольшие группы по шесть-восемь 1 человек. Скажите примерно следующее: «Сейчас вы отправитесь в не большое путешествие. Вы должны будете закрыть глаза. Один из вашей группы будет гидом. Только он может оставить глаза открытыми».

2. Затем группа встает в ряд друг за другом, первым стоит Гид. Игроки закрывают глаза, и каждый кладет руки на плечи впереди стояще (можно класть руки не на плечи, а на бедра).

3. Путешествие должно длиться 15 минут. Оно может проходить как в комнате для занятий, так и в зале. Группа ходит вниз-вверх по лестницам и может выходить на улицу. Задача Гида - сделать путешествии как можно более интересным. Он вслух описывает группе воображаемые места, через которые пролегает их маршрут, указывает на воображаемые опасности, делится своими впечатлениями... Гид должен давать группе инструкции, как надо вести себя в данной местности идти на цыпочках, двигаться бесшумно, ползти на животе и т. д. Если Гид ведет группу по пустыне, он может сказать примерно следующее. «Вы с трудом переставляете ноги в горячем осыпающемся песке...

Сейчас начнется песчаная буря, повернитесь при ходьбе налево, чтобы ветер не дул вам в лицо... Песчаная буря усиливается... Встаньте и плотно прижмитесь друг к другу, чтобы вы могли прикрыть друг друга... Держите руки перед лицом, чтобы не вдыхать песок...»

4. Остальные должны внимательно слушать советы Гида и выполнять все, что он требует, представляя себе все события как можно реалистичнее. Перед «путешествием» группа самостоятельно может решить, нужно ли заранее обговаривать маршрут.

5. Гид отвечает за безопасность членов группы и заботится о том, чтобы никто не пострадал. Он должен сделать все, чтобы путешествие стало незабываемым для всех участников.

6. Через 15 минут, когда путешествие закончится, все вместе обсуждают свои впечатления. . Какое было настроение во время путешествия?

. Насколько уверенно чувствовал себя каждый?

. Было ли путешествие интересным?

. Какие эпизоды наиболее понравились?

. Были ли в путешествии критические моменты?

. Каким был контакт членов группы?

. Чувствовали ли члены группы общую поддержку, атмосферу взаимопомощи?

. Как себя чувствовал Гид?

. Может быть, ему больше бы понравилось в роли простого путешественника?

.'А кто бы сам предпочел роль Гида?

. Если бы упражнение решили повторить, что следовало бы изменить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические игры на сплочение детского коллектива

Гармония, взаимопонимание, уважение в детском коллективе обязательное условие для успешной и эффективной учебы, психологического комфорта каждого ученика. Эти игры нацелены помочь классному руководите...

Психологическая игра на сплочение детского коллектива " Морское путешествие"

Цель игры: создать условия для организации и сплочения детского коллектива, для развития коммуникативных навыков и способов ощения....

Игра - как средство сплочения детского коллектива.

Статья о том, какую роль отводится игре в сплочении детского коллектива....

«Игры на сплочение детского коллектива»

Использование физической культуры в начальной школе с учетом специфических возрастных особенностей, позволяет создать благоприятные условия для разностороннего их физического развития. Физические упра...

Игры на сплочение детского коллектива

Игры на сплочение детского коллектива...