Творческая мастерская "Азбука общения"
рабочая программа (3 класс)

Сабирова Анжелика Бахритдиновна
Актуальность курса заключена в важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более в младшем школьном возрасте. Новизна программы заключается в том, что на уроках не ставятся отметки, но самооценивание осуществляется обязательно. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности. Цель курса: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, найти свое место в школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sabirova_a.b._azbuka_obshcheniya_3_klass.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

 _____________ Е.Б. Сунцова

«_____» ___________2019

Заместитель директора

___________ Н.И. Фролова

«____» ____________2019

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы начального общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября   2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в ред. от 31 декабря 2015 года N 1576)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                             Направление:  социальное

                             Название: «Азбука  общения»

                             Классы: 3

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка.

К началу третьего класса у ребёнка уже чётко сформирован отчётливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребёнка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребёнком».

В этот период у детей отмечается  важная особенность – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место  пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребёнке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.

Важной темой остаётся и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Самооценка ребёнка теперь в большей степени строится на  отношениях с друзьями. Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.

К окончанию третьего учебного года дети способны быть внимательным к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий. Взрослый ведущий старается провести через лидерские роли как можно больше детей группы, чтобы каждый ощутил психологическую разницу между положениями лидера и исполнителя на самом себе.

Предлагаемый курс внеурочной деятельности поможет ребёнку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Актуальность курса заключена в важности коммуникативных навыков в жизни любого человека, тем более в младшем школьном возрасте.

Новизна программы заключается в том, что на уроках   не ставятся отметки, но самооценивание осуществляется обязательно. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим занятиям как к средству развития своей личности.

Цель курса: помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, найти свое место в школьной жизни.

Задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Формирование психологического здоровья.

3. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для установления межличностных отношений друг с другом.

5. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.

6. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

7. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

8.Формировать терпимость к мнению собеседника.

Общая характеристика курса

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Программа курса представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга,  сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.  Структура каждого занятия включает в себя:

  1. Вступление (введение в тему).
  2. ритуал приветствия
  3. разминка
  4. основная часть (развёртывание темы)
  5. заключительная часть (завершение темы)
  6. ритуал прощания.

При организации процесса обучения в рамках данной  программы предполагается применение следующих  принципов  работы, с помощью которых ведущий сумеет включить детей в работу, развить коммуникативные навыки.

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом. Такой подход не только помогает создать условия психологической безопасности для детей, но и способствует развитию открытости и способности к самостоятельному принятию решений.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему, а также принимать ее. Необходимо просить детей прокомментировать задание, которое они должны будут выполнить, а также инструкцию к нему. Это начальное обсуждение является подготовкой участников к эффективному выполнению упражнения. Чрезвычайно важно убедиться, что все дети правильно поняли задание. Если возникают вопросы, следует повторить задание еще раз.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности. В процессе выполнения многих упражнений ребенок имеет возможности увидеть себя в разных ситуациях, когда от него требуется принятие определенного решения.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях. В случае доминирования одного участника или нескольких членов группы эффективное выполнение задания становится невозможным. В программе занятий предусмотрены так называемые структурированные упражнения, предназначенные для установления взаимосвязей в группе, в ходе их выполнения каждый ребенок получает возможность высказаться. В такой ситуации членам группы, обладающим авторитарным складом характера, приходится вырабатывать самоконтроль, чтобы позволить другим детям выступить, а застенчивые дети получают возможность попробовать себя в новой поведенческой роли, в результате чего возрастает их вовлеченность в групповую работу.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей. Важно не допускать использования в занятиях провокационных упражнений, в процессе выполнения которых дети могли бы получить негативную оценку со стороны одноклассников или оказаться в изоляции (если никто не захочет выбрать их в пару или микрогруппу). Поэтому необходимо, чтобы ведущий самостоятельно осуществлял деление детей на микрогруппы с помощью различных игровых приемов. Особенно это касается начала работы по программе.

Место внеурочного курса в учебном плане.

Данный курс рассчитан на 17 часов в течение учебного года.

Занятия проводятся 1 раз в месяц, 5 занятий  по 3академических часа, 1 занятие 2 часа.

Категория участников: учащиеся 3-х классов.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные УУД:

  • извлекать необходимую информацию  из текста
  • определять и формулировать цель в совместной работе
  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях
  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
  • адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
  • учиться контролировать свою речь и поступки
  • учиться толерантному отношению к другому мнению
  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении
  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
  • формулировать своё собственное мнение и позицию
  • учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Формы занятий: 

Основной формой работы является психологический тренинг. В групповой работе используются:

 Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды

 Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.

Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические и образно-тематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, а также изображающие эмоциональные состояния и чувства.

Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, в программе подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.

 Работы в парах.

Беседа.

Планируемый результат:  

Учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

Система оценки результата обучения - безотметочная. Вывод об усвоении программы внеурочного курса делается на основе результатов успешного выполнения заданий, выявляющих коммуникативные способности детей.

Содержание курса

Раздел « Я и мои друзья» (9 часов)

Цели: помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить.

 «Настоящий друг!»

Осознание ценности умения фантазировать. Развитие умения  работать в паре и группе. Развитие  сопереживания к другим людям.

 Знакомство. Обсуждение правил. Разминка «Кто сказал спасибо?», «Я сделал дело хорошо». Упражнения: «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга». «Салют»

«Умею ли я дружить?»                                                                                                     

Учатся исследовать свои качества и свои особенности; Учатся выполнять разные роли; Проявляют заботу о человеке при групповом взаимодействии.                                                      

 Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал “прости”?» Упражнение: «Нужно ли уметь дружить?» «Одинаковые скульптуры». «Салют».

«Трудности в отношениях с друзьями»

Учатся находить положительные качества у себя и у других людей; Осознают особенности позиции ученика и учатся вести себя в соответствии с этой позицией

Развивают умение налаживать контакты с окружающими.

Разминка «Чувства и ассоциации», «Одинаковые скульптуры», «Кто сказал “мяу”?» Упражнение: «Об Алеше». Работа со сказкой «О Спиногрызике». Обсуждение и творческая работа по сказке, «Салют».

Раздел «Что такое сотрудничество»  (6 часов)

Цели: дать детям представление о понятии «сотрудничество».

«Я умею понимать другого»

Определяют и формулируют  цель в совместной работе. Расширяют своё представление о понятии «сотрудничество. Развивают умение работать в группе, договариваться и приходить к общему решению

Разминка «Передай чувство», «Извини меня…». Упражнение: «Что значит понимать другого?», «Кто лишний?», Упражнение: «Конструктор», «Салют».

«Мы умеем действовать сообща»

Развивают умение  вести себя в разных ситуациях. Учатся находить положительные качества у себя и у других людей.Учатся осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. Развивают умение проявлять заботу о человеке при групповом взаимодействии.

Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?» Упражнения: «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе». Арт-терапевтическая работа  «Моя  группа»

Подведение итогов работы творческой мастерской. Оформление выставки (2 часа)

Тематическое планирование

3  класс

Тема раздела

Тема занятия

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Форма организации деятель-ности

1,2,3

« Я и мои друзья»

«Настоящий друг!»

3ч.

Знакомятся  с ключевым принципом командной работы, делятся своими представлениями о себе и своих интересах, которые делают их особенными, не похожими на других.

Строят речевое высказывание в устной форме

Работают в паре и группе

Групповое занятие с элементами тренинга

4,5,6

«Умею ли я дружить?»

3ч.

Высказывают  свои ассоциации на тему чувств. Работают в парах: с помощью словесных инструкций строят «скульптуру». Дискуссируют. Слушают сказку и обсуждают ее.

Групповое занятие с элементами тренинга

7,8,9

«Трудности в отношениях с друзьями»

3ч.

Проговаривают ассоциации-сравнения для названных чувств. Составляют представление о позе, в которой находится один из участников, и принимают такое же положение - строят «скульптуру». Обсуждают что для кого важнее – учебные дела или взаимоотношения со сверстниками? Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку

Групповое занятие с элементами тренинга

10,11,12

«Что такое сотруд-ничества?»

«Я умею понимать другого?»

3ч.

Каждый участник загадывает определенное чувство и с помощью мимики показывает его соседу. Обсуждают. Завершают начатое предложение. Работа со сказкой.

Групповое занятие с элементами тренинга

13,14,15

«Мы умеем действовать сообща»

3ч.

Мимически передают какое-либо чувство. Работа в группах:  пластически изображают  неодушевленные предметы и затем исключают лишнее. Работа с карточками. С закрытыми глазами выполняют команды ведущего.

Групповое занятие с элементами тренинга

16,17

"Подведение итогов. Оформление выставки"

2 ч.

Ралаксация под музыку. Проигрывают ситуации. Работают в парах, тем самым развивая умение                                        действовать скоординировано. С помощью цветных кружочков, определяют степень удовлетворённости от занятий. На листах бумаги записывают, что общего у него с каждым членом группы. Выполнение совместного коллажа.

Групповое занятие с элементами тренинга

Наименования объектов и средств

учебно-методического и материально-технического обеспечения

Основная школа

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования».

Д

2.информационно-коммуникционные средства

1

О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

Д

2

  Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

Д

3

Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2006.

Д

4

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М. Р. Битяновой.- СПб.: Питер, 2003.

Д

5

Фопель К.Как научить детей сотрудничать? Психологические игры  и упражнения. – Ч.3.- М., 2001.

Д

6

Пономаренко Л.П. Комплекс игр и упражнений для развития мышления и творческих способностей школьников // Наша школа.-1995.-№ 6.

Д

7

Жизненные навыки / Под. ред. С.В. Кривцовой. М., 2002. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

Д

8

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

Д

9

Мухина В.С. Детская психология. М., 1997.

Д

10

Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под. ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

Д

11

Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. М.,1998.

Д

3.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1

http:// bg-prestige.narod.ru

Д

2

http://schools.keldysh.ru

Д

3

http://www.zavuch.info

Д

4

http://festival.1september

Д

5

http://pedsovet.org

Д

6

http://metodist.ru

7

http:// ns.portal.ru

4.Технические средства обучения (ТСО)

1

Аудиторная доска с магнитной поверхностью

Д

2

Средства телекоммуникации: электронная почта, локальные школьные сети,  выход в Интернет.

Д

5.УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1

Жалюзи

Д

2

Компьютерный стол

Д

3

Шкафы (с остекленной секцией) для хранения литературы и выставок.

Д

4

Стол учителя

Д

5

Комплект парт ученических

К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления детей в общении со взрослыми.

Условием развития творческого мышления является общение ребенка со взрослыми. И от того, как будет складываться их общение, и будет развиваться мышление....

Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...

Статья "ОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ С УЧЕНИКАМИ – ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"

Общение учителя с учениками таит в себе всегда много неожиданного. Постоянный духовный рост, формирование характера при относительно спокойном развитии в младшем школьном возрасте до резких скачков и ...

Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи:   практическое знакомство с целями и ср...

программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"

По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...

«Развитие культуры общения у воспитанников с нарушением зрения через творческие игры и игровые ситуации в условиях школы-интерната».

Использование игровых технологий в воспитательном процессе в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья....