Статья «Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Жукова Алина Олеговна

 

 «Если вы удачно выберите труд и вложите в него

всю свою душу, то счастье само отыщет вас»

К. Д. Ушинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Особенности обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

        

 «Если вы удачно выберите труд и вложите в него

всю свою душу, то счастье само отыщет вас» 

К. Д. Ушинский.

В современном мире значительную группу детей составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). К таким детям относятся: дети с речевыми нарушениями, с задержкой психического развития, с расстройствами аутического спектра, дети с детским церебральным параличом и многое другое. У таких детей  внутренняя и внешняя активность существенно ограничена и поэтому им приходится испытывать определенные затруднения в осуществлении жизненно важных функций, определяющих их способность к общению и познанию. [5, с. 343]

В настоящее время общество приходит к пониманию того, что нарушения в психофизической сфере не должны лишать ребенка возможности социализировать свою индивидуальность. В наше время уже и не встретишь детских садов, где бы не было ребенка с особыми образовательными потребностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильного подхода к процессу воспитания и обучения. [2, с. 306]  Способности эмоционально относятся к окружающему миру, когда ребёнок проявляет свою индивидуальность.

          Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная система в процессе деятельности, которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка в процессе обучения.

Быть воспитателем – это ответственность. Это значит видеть неповторимость каждого ребенка, осознавать, что в ваших руках его жизнь и его душа, беречь их и стараться делать все, чтобы его детство было содержательным и радостным, потому что от того, как пройдет детство человека, зависит вся его дальнейшая взрослая жизнь. [4, с. 427]

Быть воспитателем – это радость. Это значит видеть, как растет малыш, как с каждым годом он все больше может понять и сделать, ощущать его привязанность и доверие, и отдавать ему бескорыстно свою любовь.

Любить ребенка легко, но еще необходимо увидеть в нем личность, помочь развить эту личность может только настоящий профессионал.

Будущие воспитатели должны хорошо представлять себе возможности психокоррекционных методов, знать области их применения, уметь грамотно использовать коррекционные приемы и способы в практике воспитания и обучения детей. [6, с. 36]

Оказание помощи детям с особенностями в развитии наиболее успешно осуществляется в парадигме сопровождения. Необходимость организации психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении подчеркивается в документах, определяющих государственную политику в области образования. Прежде всего, это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральные государственные образовательные стандарты, указывающие на необходимость комплексного подхода к обеспечению условий, необходимых для развития ребенка, а также преодоление проблем в обучении и воспитании.

Основными принципами обеспечения социально-педагогического сопровождения могут быть следующие:

- согласие ребенка на помощь;

- опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности;

- ориентация на способности детей самостоятельно преодолевать трудности;

- совместность, сотрудничество, содействие;

- конфиденциальность (анонимность);

- доброжелательность и безоценочность;

- безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

- реализация принципа "не навреди";

- рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

Огромное внимание при сопровождении ребенка с особенностями в развитии специалистами уделяется консультативно-просветительская деятельность, по вопросу повышения психолого-педагогических компетенций воспитателя и родителей. В ходе групповых и индивидуальных консультаций родители обучаются позитивному общению с детьми, обогащая свой воспитательский опыт. Приобщение родителей и детей к проведению совместных занятий, праздников, тематических мероприятий оптимизирует детско-родительские отношения, активизирует ресурсы ребенка, что благотворно влияет на процесс сопровождения в целом. [1, с. 604]

Наличие эмоционального напряжения, стресса можно установить по следующим признакам:

  • если ребенок легко расстраивается, много переживает, плачет, ноет или ворчит, не может успокоиться;
  • если капризничает, раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть;
  • часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний;
  • если ребенок крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно;
  • если много печалится и грустит без видимой на то причины;
  • сосет палец, все вертит в руках;
  • долго засыпает, спит беспокойно, часто просыпается;
  • если становится повышенно возбудим или заторможен;
  • появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях;
  • если малыш быстро устает, отвлекается, не может концентрировать внимание на продолжительное время;
  • жалуется на головные боли или боли в области живота; нередко бледнеет, краснеет, потеет;
  • если снижается аппетит.  

Для воспитателя регулярно проводятся беседы, семинары – практикумы с изображением игровых приемов и эффективных средств взаимодействия с детьми, имеющие проблемы в формировании эмоционально-волевой, речевой сферы, недостаточность развития мелкой моторики, проблемы в общении, замедленность процессов психических функций и прочее.

У многих ребят с ограниченными возможностями здоровья заложены творческие способности, поэтому воспитатели стараются привлечь ребят ко многих конкурсным программам. Безусловно под чутким контролем воспитателя, ребята с большим желанием рисуют красивые рисунки на листах бумаги, делают поделки из цветной бумаги и картона, многие даже не плохо вышивают бисером, делая целые картины. Данный вид работы помогает многим ребятам развить усидчивость, мелкую моторику, воображение, активизирует мыслительные процессы, служит стимулом для эстетического развития. [3, с. 669]

Главная задача это то, что ребёнок испытывает удовлетворение от результатов своего труда, испытывает гордость, когда видит свою работу среди множества других работ, а когда получает награждение за проделанную работу, вы бы видели как светятся лица ребят.

Я убеждена, что деятельность по адаптации и социализации необходима не только  детям с ОВЗ, но и окружающим их ребятам, чтобы они больше знали о трудностях, которые испытывают дети с ограниченными возможностями здоровья, были более терпимы, отзывчивы и милосердны.

Практика свидетельствует, что главное в деле обеспечения эмоционального благополучия ребенка - искренняя заинтересованность в успехе, а также единство взглядов значимых взрослых - родителей, воспитателей, специалистов детского сада. [2, с. 306]

На основании выше сказанного , при использовании правильного подхода имеются положительные результаты: дети с ОВЗ эффективно осваивают способы коммуникации, вовлекаясь в общение со сверстниками, учатся проявлять инициативу, повышают уверенность в себе и своих силах, самореализовываются, поднимаясь тем самым вверх по ступеням социальной адаптации.  

Закончить свою статью я хочу словами:

«… Изменить свою и чужую сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая книжная тайна и великая задача воспитания».

Жорж Санд .

Список используемой литературы:

1. CD-ROM. Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации. ФГОС. - Москва: Гостехиздат, 2015. - 604 c.
         2. Александра, Юрьевна Юсупова Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Александра Юрьевна Юсупова. - М.: Владос, 2015. - 306 c.
          3. Алиев, М.Д. Медицинская, психологическая и социальная адаптация детей, излеченных от онкологических заболеваний / М.Д. Алиев. - М.: Практическая медицина, 2015. - 669 c.
        4. Возняк, И.В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс / И.В. Возняк. - М.: Учитель, 2015. - 427 c.
         5. Гончарова, В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. Монография / В.Г. Гончарова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 343 c.

6. Бондаренко И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной образовательной программы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомендации, 2012.- 36 с.

7. Афонькина Ю.А, Усанова И. И, Филатова О.В. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования, 2010. - 67 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья начальных классов в условиях МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обуче...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Для успешного освоения знаний необходимо, чтобы все органы чувств функционировали нормально. Практика показывает, ...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети  с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ– это дети, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии.  Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние...

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья  в классах, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу в условиях ФГОС НОО....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Выступление на районном методическом объединении учителей логопедов и педагогов-психологов Инсарского района...

Особенности применения технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно-оздоровительной работы в Центре психолого-педагогической реабилитации детей «Орион»

Дана краткая характеристика и особенности применения технологий психолого-педагогичекого сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физкультурно оздоровительной работы в Цен...