Презентация "Родительский всеобуч" методическая разработка по теме "Понятие - универсальные учебные действия". (младший школьный возраст)
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Носкова Галина Александровна

В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Понятие - универсальные учебные действия» Младший школьный возраст педагог –психолог Носкова Г.А. МБОУСОШ №29 р.п. Чунский

Слайд 2

Для успешного формирования УУД у учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

Слайд 3

Цель: определить уровень сформированности УУД учащихся 1 класса на начало года Задачи: Осуществить количественный и качественный анализ сформированности личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД Выявить уровень готовности к учебной деятельности Разработать рекомендации учителю и родителям по формированию УУД для каждого ученика данного класса

Слайд 4

Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Слайд 5

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося , обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 6

Виды универсальных учебных действий: Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Слайд 7

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника; адекватная мотивация учебной деятельности; ориентация на моральные нормы и их выполнение

Слайд 8

Познавательные УУД: использование знаково-символических средств; действие моделирования; широкий спектр логических действий и операций; общие приёмы решения задач

Слайд 9

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать её реализацию; контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение

Слайд 10

Коммуникативные УУД: учитывать позицию собеседника(партнёра); организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

Слайд 11

Диагностика познавательных УУД Цели: Выявление умений выделять согласный звук в начале слова. Оценить индивидуальные стартовые познавательные возможности. Методики : «Первая буква». «Математика (стартовая работа)»

Слайд 12

Диагностика коммуникативных УУД Цели: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Выявление уровня развития, направленного на учёт позиции собеседника Методики: «Рукавички» (в парах) Цукерман Г.А. Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по осуществлению сотрудничества (кооперация) 2) «Левая и правая сторона» Пиаже, 1997

Слайд 13

«Рукавички» Метод оценивания : наблюдение за взаимодействием и анализ результата. Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. Инструкция : «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию». Материал : Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Слайд 14

Критерии оценивания : продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться , приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Слайд 15

Показатели уровня выполнения задания : 1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем; 2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Слайд 16

Диагностика регулятивных УУД Цели: Выявление умения развивать предметную и речевую деятельность Выявление умения находить различия в изображении Методики: «Проба на определение количества слов в предложении» Карпова Н.С . Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов в предметный план «Проба на внимание» Оцениваемые УУД: умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях

Слайд 17

Диагностика личностных УУД Цели: Выявление уровня самооценки Выявление уровня школьной мотивации Выявление нравственных представлений Методики: 1) «Лесенка» 2) «Анкета для изучения школьной мотивации» Лусканова Н.Г. 3) «Что такое хорошо, что такое плохо»

Слайд 18

«Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев. Метод оценивания : индивидуальная беседа.

Слайд 19

Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось. Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.

Слайд 20

Вопрос №1: Кто из детей больше виноват ? Уровни оценивания: Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя. Вопрос №2: Кто заслуживает наказания? Почему ? Уровни оценивания: Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка следует наказать обоих: оба виноваты. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он разбил много чашек. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания. Ориентация на намерение героя.

Слайд 21

Диагностика учебной деятельности Цель: Определение уровня сформированности навыков учебной деятельности Методика: 1) « Рисование бус» Аргинская И.И. Назначение задания: выявить количество условий, которое может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю

Слайд 22

Результаты мониторинга сформированности УУД (1 класс, начало года) № п/ п Имя Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Учебная деятельность Коммуникативные УУД Само - определение Смысло - образование Нравственно-этические ценности Математика Тест « Первая буква » Общение со сверстникам « лесенка » беседа о школе (уро вень ) проба на познавательную инициативу что такое хорошо, что такое плохо проба на внима ние определение слов в предложении max- 9 баллов max - 5 баллов « Бусы » « Руковички ки » Левая и правая сторона 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 М адекватная 3 высокий низкая высокий высокий 3,8 5 средний высокий средний 2 Д завышенная 2 средний высокий высокий низкая 1 1 средний высокий средний 3 Ж завышенная 1 средний средний высокий средний 3,5 1 средний низкая средний

Слайд 23

Уровень школьной мотивации Имя ученика Уровень мотивации м Положительное отношение к школе д Положительное отношение к школе к Хорошая мотивация к Высокая ж Низкая с Положительное отношение к школе с Положительное отношение к школе в Хорошая мотивация к Положительное отношение к школе г Положительное отношение к школе

Слайд 24

Рекомендации для учителя : Организуя учебную деятельность необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности ученика, создавать ситуацию успеха и поощрять за положительный результат. Для развития познавательных УУД привлекать к работе с различными источниками информации, развивать основные мыслительные операции и умения устанавливать логические связи. Продолжить формирование навыков пространственного отношения предметов, умения сравнивать длины и величины. Для развития регулятивных УУД включать в проектно-исследовательскую деятельность. Для развития коммуникативных УУД формировать навыки работы в группе, в парах, умения вести беседы и дискуссии, умения проявлять себя в различных социальных ролях. Рекомендации для родителей: Поддерживать ребенка в стремлении быть школьником, обсуждать с ребенком правила и нормы, которые установлены в данной школе. Составить вместе с ребенком распорядок дня, подготовить рабочее место, приучать ежедневно собирать портфель. Поддерживать первоклассника в его желании добиться успеха. Не перегружать. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, помогите ему. Обнимайте ребенка 8 раз в день. Если вас, что - то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться к школьному психологу.

Слайд 25

сроки Личностные УУД Познавательные УУД Коммуни кативные УУД Регулятивные УУД Учебная деятельность Школьная мотивация стартовая диагностика Конец 1 класса Конец 2 класса Конец 3 класса Конец 4 класса (выпускник начальной школы) Таблица. Диагностика сформированности УУД ученика 1 класса М


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...

Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...

Брошюра "Методическая разработка по формированию универсальных учебных действий у младших школьников"

Методическая разработка по формированию универсальных учебных действий у младших школьников содержит примеры заданий, составленных в результате педагогического опыта  Неверовой Ю.А. по теме «Форм...

Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.

Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников....