Презентация "Родительский всеобуч" методическая разработка по теме "Понятие - универсальные учебные действия". (младший школьный возраст)
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для успешного формирования УУД у учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.
Цель: определить уровень сформированности УУД учащихся 1 класса на начало года Задачи: Осуществить количественный и качественный анализ сформированности личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД Выявить уровень готовности к учебной деятельности Разработать рекомендации учителю и родителям по формированию УУД для каждого ученика данного класса
Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося , обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий: Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника; адекватная мотивация учебной деятельности; ориентация на моральные нормы и их выполнение
Познавательные УУД: использование знаково-символических средств; действие моделирования; широкий спектр логических действий и операций; общие приёмы решения задач
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать её реализацию; контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение
Коммуникативные УУД: учитывать позицию собеседника(партнёра); организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; адекватно передавать информацию; отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Диагностика познавательных УУД Цели: Выявление умений выделять согласный звук в начале слова. Оценить индивидуальные стартовые познавательные возможности. Методики : «Первая буква». «Математика (стартовая работа)»
Диагностика коммуникативных УУД Цели: Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Выявление уровня развития, направленного на учёт позиции собеседника Методики: «Рукавички» (в парах) Цукерман Г.А. Оцениваемые УУД : коммуникативные действия по осуществлению сотрудничества (кооперация) 2) «Левая и правая сторона» Пиаже, 1997
«Рукавички» Метод оценивания : наблюдение за взаимодействием и анализ результата. Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. Инструкция : «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию». Материал : Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания : продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; умение детей договариваться , приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; взаимопомощь по ходу рисования, эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания : 1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем; 2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Диагностика регулятивных УУД Цели: Выявление умения развивать предметную и речевую деятельность Выявление умения находить различия в изображении Методики: «Проба на определение количества слов в предложении» Карпова Н.С . Оцениваемые УУД: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов в предметный план «Проба на внимание» Оцениваемые УУД: умственное действие контроля, направленное на выявление различий в двух подобных изображениях
Диагностика личностных УУД Цели: Выявление уровня самооценки Выявление уровня школьной мотивации Выявление нравственных представлений Методики: 1) «Лесенка» 2) «Анкета для изучения школьной мотивации» Лусканова Н.Г. 3) «Что такое хорошо, что такое плохо»
«Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении моральной дилеммы (уровня моральной децентрации). Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания, учет мотивов и намерений героев. Метод оценивания : индивидуальная беседа.
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось. Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и разбилась.
Вопрос №1: Кто из детей больше виноват ? Уровни оценивания: Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка — ответа нет, оба виноваты. Ориентация на объективные следствия поступка — виноват больше Сережа, потому что разбил 5 чашек, а Петя только одну. Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя. Вопрос №2: Кто заслуживает наказания? Почему ? Уровни оценивания: Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка следует наказать обоих: оба виноваты. Ориентация на объективные последствия поступка — следует наказать Сережу: он разбил много чашек. Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя – удовлетворить свои желания. Ориентация на намерение героя.
Диагностика учебной деятельности Цель: Определение уровня сформированности навыков учебной деятельности Методика: 1) « Рисование бус» Аргинская И.И. Назначение задания: выявить количество условий, которое может удержать ребёнок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю
Результаты мониторинга сформированности УУД (1 класс, начало года) № п/ п Имя Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Учебная деятельность Коммуникативные УУД Само - определение Смысло - образование Нравственно-этические ценности Математика Тест « Первая буква » Общение со сверстникам « лесенка » беседа о школе (уро вень ) проба на познавательную инициативу что такое хорошо, что такое плохо проба на внима ние определение слов в предложении max- 9 баллов max - 5 баллов « Бусы » « Руковички ки » Левая и правая сторона 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 М адекватная 3 высокий низкая высокий высокий 3,8 5 средний высокий средний 2 Д завышенная 2 средний высокий высокий низкая 1 1 средний высокий средний 3 Ж завышенная 1 средний средний высокий средний 3,5 1 средний низкая средний
Уровень школьной мотивации Имя ученика Уровень мотивации м Положительное отношение к школе д Положительное отношение к школе к Хорошая мотивация к Высокая ж Низкая с Положительное отношение к школе с Положительное отношение к школе в Хорошая мотивация к Положительное отношение к школе г Положительное отношение к школе
Рекомендации для учителя : Организуя учебную деятельность необходимо учитывать индивидуально- психологические особенности ученика, создавать ситуацию успеха и поощрять за положительный результат. Для развития познавательных УУД привлекать к работе с различными источниками информации, развивать основные мыслительные операции и умения устанавливать логические связи. Продолжить формирование навыков пространственного отношения предметов, умения сравнивать длины и величины. Для развития регулятивных УУД включать в проектно-исследовательскую деятельность. Для развития коммуникативных УУД формировать навыки работы в группе, в парах, умения вести беседы и дискуссии, умения проявлять себя в различных социальных ролях. Рекомендации для родителей: Поддерживать ребенка в стремлении быть школьником, обсуждать с ребенком правила и нормы, которые установлены в данной школе. Составить вместе с ребенком распорядок дня, подготовить рабочее место, приучать ежедневно собирать портфель. Поддерживать первоклассника в его желании добиться успеха. Не перегружать. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, помогите ему. Обнимайте ребенка 8 раз в день. Если вас, что - то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться к школьному психологу.
сроки Личностные УУД Познавательные УУД Коммуни кативные УУД Регулятивные УУД Учебная деятельность Школьная мотивация стартовая диагностика Конец 1 класса Конец 2 класса Конец 3 класса Конец 4 класса (выпускник начальной школы) Таблица. Диагностика сформированности УУД ученика 1 класса М
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/07/picture-30802.jpg)
доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/31/picture-73238.jpg)
презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"
В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-263458-1370534282.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
формирование специальной программы по развитию коммуникативных УУД в учебной и внеучебной деятельности младших школьников, направленной на использование групповых технологий, форм и методов орга...
Опыт работы МО начальных классов по теме РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Как сформировать УУД? Может лекцию ребенку прочитать или домой задать, или может, пусть этим родители занимаются? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологи...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/08/picture-371751-1680934605.jpg)
Брошюра "Методическая разработка по формированию универсальных учебных действий у младших школьников"
Методическая разработка по формированию универсальных учебных действий у младших школьников содержит примеры заданий, составленных в результате педагогического опыта Неверовой Ю.А. по теме «Форм...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/03/picture-1086809-1543818116.jpg)
Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Формы работы школьного методического объединения как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников....