Методические рекомендации первичной беседы с ребенком (от 3 до 16 лет), пострадавшего от жестокого обращения, насилия.
методическая разработка

Ольга Брониславовна Максимишина

Проблемы насилия и жестокого обращения в нашей стране возникают практически везде: дома, в детском саду, в школе, на улице… Понятно, что где бы ни столкнулся ребенок с подобной ситуацией, она оставит в его душе неизгладимое впечатление, последствия которой иногда  непоправимы. Существует большое количество ведомств, занимающихся проблемами насилия, где предпринимаются попытки решить ее, при этом всем понятно, что ни одна из организаций никогда не решит эту проблему в одиночку. Междисциплинарный подход предусматривает совместную работу различных специалистов с целью формирования целостного подхода к каждому отдельному случаю и позволяет решать проблему более эффективно.Данный материал будет полезен практикующим психологам, педагогам, социальным педагогам образовательных учреждений и специалистам, работающим с детьми, жертвами насилия. Методические рекомендации дадут возможность ознакомиться с различным опытом работы по защите детей от насилия, расширить профессиональные возможности за счет использования новых технологий работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_-_kopiya.docx27.28 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации первичной беседы с ребенком (от 3 до 16 лет), пострадавшего от жестокого обращения, насилия.

«Дети всех возрастов могут рассказать нам все,

 что они знают, если правильно

задавать им правильные вопросы»

(Уокер,1994)

Цель: Сбор первичной информации о случившемся с ребенком и ее анализ для принятия дальнейшего решения, и работы с ребенком.
Задачи:
1) Собрать информацию о ребенке и его окружении;
2) Установить контакт, который является основой работы специалиста с ребенком и родителями;
3) Получить представление о семейных отношениях и характере функционирования семьи;
4) Установить все формы жестокого обращения.
Пояснительная записка:

Проблемы насилия и жестокого обращения в нашей стране возникают практически везде: дома, в детском саду, в школе, на улице…

Понятно, что где бы ни столкнулся ребенок с подобной ситуацией, она оставит в его душе неизгладимое впечатление, последствия которой иногда  непоправимы.

Существует большое количество ведомств, занимающихся проблемами насилия, где предпринимаются попытки решить ее, при этом всем понятно, что ни одна из организаций никогда не решит эту проблему в одиночку. Междисциплинарный подход предусматривает совместную работу различных специалистов с целью формирования целостного подхода к каждому отдельному случаю и позволяет решать проблему более эффективно.

Данный материал будет полезен практикующим психологам, педагогам, социальным педагогам образовательных учреждений и специалистам, работающим с детьми, жертвами насилия. Методические рекомендации дадут возможность ознакомиться с различным опытом работы по защите детей от насилия, расширить профессиональные возможности за счет использования новых технологий работы по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми.

Перед собеседованием необходимо учесть:

а) Место и время собеседования,

б) Способности ребенка,

в) Роль многодисциплинарной профессиональной команды (наблюдатели, манера общения, оцените безопасность и внедрение известной информации, тип заявления).

Необходимо помнить:

1) Ребенок общается с помощью языка, поведения и эмоций,

2) Ребенок - всегда наш наивысший приоритет, его нужды, а не нужды исследователей.

Беседа проводится в комфортных условиях для ребенка в отдельном помещении, желательно без свидетелей. Используем в работе доску, маркеры и ватман.
Типы вопросов:
1. Задавайте простые открытые вопросы: «Расскажи мне о…»
1) Формируйте следующий вопрос, учитывая информацию, которую вам только что рассказал ребенок
2) Поясняйте местоимения
3) Примите во внимание возраст и способности ребенка
4) Избегайте вопросов, начинающихся со слов: «Скажи мне, пожалуйста…», «Помнишь ли ты…», «Почему…»
5) Не выдавайте информацию ребенку сами
2. Предметный вопрос (используя информацию, которую ребенок уже выдал): «Расскажи мне обо всем, что случилось в машине?», « Кто тебя трогал?», « Где ты был (была)?», « Кто еще там был?»
3. Вопрос с несколькими вариантами ответов: «Ты был (была) на кухне, в гостиной или где-то еще?»
4. «Да» или «нет» всегда сопровождайте открытыми вопросами
5. Наводящий вопрос – ловушка, т.к. ответ заключается в вопросе, но еще не был выдан ребенком, иногда содержит подтверждающий вопрос: « Дядя… трогал твое влагалище, не так ли?»

Процесс раскрытия информации (Необходимо изучить, как произошло признание):
1) Большинство детей не рассказывают
2) Случайное или целенаправленное высказывание
3) Могут изначально отрицать или отказаться от слов впоследствии

Фазы собеседования:
1. Налаживание контакта (Инструкции, Правда/ложь, Практика повествования).
2. Открытое приглашение/вопрос - Что ты знаешь о том, зачем ты сегодня здесь? Тебе кто-нибудь объяснил, как получилось, что тебе понадобилось поговорить со мной?
3. Анатомические рисунки/ разговор о прикосновениях
4. Переход к предмету беспокойства
5. Выяснение подробностей – объяснений для отчетных документов
6. Установление отношений – другие формы жестокого обращения
7. Завершение

Налаживание контакта. Учтите:

1) Информацию о семье - ребенок может не упоминать людей,
2) С кем живет ребенок,

3) Домашних животных
• Представление себя и обстановки: «Меня зовут Ольга, я разговариваю с детьми и слушаю их, сегодня я хочу поговорить с тобой. Я хочу, чтобы ты знал, что здесь есть камера, которая все снимает, чтобы мне не пришлось все записывать и я смогла запомнить наш разговор. У тебя есть вопросы по этому поводу? Я напишу свое имя на доске. Хочешь написать твое имя? (как пишется твое имя?). Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения?
• Рисование лица: «Когда я разговариваю с детьми, то прошу нарисовать их лица и сейчас мы нарисуем твое, с чего начнем?.. Что еще нарисовать чтобы было похоже на тебя?»
• «Расскажи мне все о себе, так как мы встретились впервые…Ты ходишь в школу? Расскажи мне о школе…Что ты любишь делать, когда ты не в школе?»

Инструкции:
1) Если я задаю тебе вопрос, а ты не знаешь ответ (не помнишь), скажи мне: «не знаю или не помню», я не хочу чтобы ты гадал или придумывал когда мы разговариваем
2) Следующее что нужно обсудить это правда или неправда.
• Некоторые требуют, чтобы вы определили, может ли ребенок различать правду и ложь.
• Некоторые берут обещание с ребенка говорить правду.
• Некоторые намеренно не обсуждают этот вопрос.
«Сейчас нарисую картинку в качестве примера, а ты задавай мне вопросы. Вот дом, у дома есть окна и дверь. Снаружи играют несколько детей, они кидают друг другу мяч. Вот этот мальчик кидает мяч и случайно попадает в окно и разбивает его. Из дома выходит женщина и она хочет знать, что случилось с ее окном. Она спрашивает у этого мальчика, что случилось с моим окном? И он отвечает «не знаю», потом она спрашивает у следующего и он отвечает: «Я бросил мяч и случайно разбил ваше окно. Кто из них говорит правду, а кто неправду? Поправляй меня, если я что-то скажи или напишу не правильно, скажи мне что я не права…»
3) Скажи мне, если не понимаешь вопрос
Цель инструкции:
1. Уменьшить вероятность давления;
2. Снизить внушаемость;
3. Инструкции по ожидаемому поведению;
4. Уменьшить авторитет обследователя;
5. Поощрять ребенка.
Практика повествования:
1) Помогает наладить (установить) контакт;
2) Дает информацию о способностях ребенка;
3) Практикуйте модели для детей, как описывать подробности о событии.
«Ты сказал, что любишь ходить в парк, расскажи мне, что ты делал, когда последний раз ходил в парк»
4)Заставляйте их рассказывать о конкретном эпизоде « Кто был с тобой? Что ты слышал? Что ты чувствовал? Ты чувствовал какие-нибудь запахи?
5)Избегайте общих фраз: «Обычно мы качаемся на качелях или катаемся с горки»
Открытое приглашение/ вопрос (для всех возрастов)
• Что ты знаешь о том, зачем ты здесь сегодня?
• Тебе кто- то сказал прийти и поговорить?
• Иногда дети приходят поговорить со мной, потому что с ними случилось что то, с то бой что-нибудь случилось?
• Можно спросить о взаимоотношениях в семье: как ты ладишь с мамой, с папой, с братом? Что вы делаете с мамой, папой…?

Анатомические рисунки:
1) Дифференциация полов (вначале используйте рисунок того же пола что и ребенок), понимает ли ребенок что изображено на рисунке;
2) Общепринятые названия частей тела (нарисуйте линию или обведите кружком часть тела, будьте последовательны);
3) Спросите у ребенка « Как ты это называешь?» Повторите то, что сказал ребенок;
4) Дайте знать ребенку, что неправильных ответов нет, вы просто хотите знать, как он называет разные части тела;
5)Используйте в беседе слова - названия ребенка, даже если нет названия у частей тела - это нормально;
6)Разговаривайте не о преступнике;
7)Разговор о прикосновениях начните с положительных прикосновений:
«Бывают прикосновения, к которым ты нормально относишься? Или которые тебе нравятся? Тебя целуют?»
Определите, кто касался ребенка, к какой части тела и было ли это нормально для него. Избегайте упоминания хорошие и плохие прикосновения.
8)Всегда используйте рисунки женского и мужского пола
9)Могут использоваться во всех случаях физического жестокого обращения и сексуального насилия.
Выяснение подробностей. Необходимо создать нейтральный, направленный на выявление фактов диалог:
• Используйте повествование, чтобы узнать подробности жестокого обращения
• Учтите различные формы жестокого обращения
• Изучите другие объяснения.
1) Когда произошло признание, необходимо спросить, случилось ли это однажды или более одного раза
2) Затем можно сконцентрироваться на эпизоде:
• Расскажи мне когда (твой дядя…) последний раз трогал твою (писю)?
• Что произошло сначала, что произошло потом?
• Поощряйте ребенка продолжать рассказ
• Если вам нужно задать конкретный вопрос, продолжите его более открытым вопросом
• Элементы преступления: Кто, что, когда, где, как - физические доказательства
• Что ты чувствовал (а)? Что говорилось? Где были другие люди? Позиция? Что было с одеждой?
• Ты мог бы кому-нибудь сказать? Кому ты сказал?
• Он (она) сказала можно или нет об этом говорить? Были угрозы?
• Спросите про первый раз, другой раз, другое место, про тот раз, когда было хуже всего.
• Расскажи мне все, что случилось с того времени, как он пришел домой, до того как ушел из твоей комнаты
• Попросите нарисовать комнату (помещение), в которой все это было (стимулирует память, расширяет подробности) - может быть доказательством
• Кто-нибудь говорил тебе, что говорить, а что нет?, какие слова он использовал?
• Кто-нибудь еще трогал тебя также?

Безопасный поиск всех форм жестокого обращения:
1. Сексуальное насилие
2. Физическое насилие
3. Психологическое насилие (эмоциональное)
4. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка / риск травм / доступ к алкоголю / злоупотребление запрещающими веществами

Заключение:
• Есть что–то еще, о чем я должна спросить тебя / о чем мы еще должны поговорить
• Есть еще что-нибудь, что ты считаешь, я должна знать?
• У тебя есть вопросы ко мне, по поводу того что мы сегодня обсудили?
• Хочешь взять с собой рисунок, где мы рисовали тебя (твое лицо)?

Таким образом, можно подвести итог, что профилактика и раннее выявление факторов жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительского долга, а так же всесторонняя помощь детям, жертвам насилия – обязанность нашего общества. 

Список используемой  литературы:

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком Причины. Последствия. Помощь. М., Генезис, 2005.
  2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям // Под редакцией Сафоновой Т.Я., Цымбала Е.И. М., 2001.
  3. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003.
  4. Рабочая книга «Защита детей от насилия и жестокого обращения» Под редакцией Волковой Е.Н.,Балашовой Т.Н. Нижний Новгород, 2004 год
  5. Соонетс Р., и др. Недостойное обращение с детьми. Тарту, АО Атлекс, 2000.
  6. Методический материал Эми Баум, координатор группы по защите детей, Штат Оклахома, США.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Как развить интерес ребенка к чтению"

Данная работа актуальна для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, студентов средних и высших профильных учебных заведений. Содержит в себе некоторые аспекты развития техники ...

Программа по защите детей от жестокого обращения "Против насилия - за безопасность и уважение!"

Актуальные проблемы сегодняшнего дня – жестокость и агрессивность несовершеннолетних, безнадзорность и зависимое поведение подростков – являются следствиями проблемы нас...

Методические рекомендации к беседе «Семь наших “Я”. Научись смотреть на себя “со стороны”»

Методические рекомендации для проведения беседы для воспитателей ГПД...

Беседа: " Жестокое обращение с детьми"

Жестокое обращение с детьми: что это такое?...

Памятка для родителей: "Как уберечь ребенка от насилия и жестокого обращения"

Как помочь детям, чтобы они почувствовали себя защищенными, сильными и свободными? Сегодня большинство родителей очень часто и по-разному поводу испытывают страх за своих детей. Чтобы помочь детям изб...

Предупреждение насилия в семье, жестокого обращения с ребенком

Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспри...