Долгосрочный проект «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ)
проект

Мирошниченко Ирина Валерьевна

       «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант

       «Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский

        В настоящее время в условиях обновления образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей рисованию, подготовки руки к письму. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в группе.                                                                                             На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!

        Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

       Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ

Долгосрочный проект

«Ловкие пальчики»

(развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ)

1. Название проекта

«Развитие мелкой моторики у дошкольников, имеющих ОВЗ»

Долгосрочный проект, октябрь- май.

2. Руководитель проекта

Мирошниченко Ирина Валерьевна

3. Консультант(ы) проекта

Кошелева Наталья Владимировна

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

Физическое развитие

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественное творчество, предметно – развивающая среда.

6. Возраст воспитанников, на который рассчитан проект.

Воспитанники (5-6 лет)

7. Состав проектной группы (Фамилия, Имя воспитанников, группа)

Дети, воспитатели, родители.

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

Практико-ориентированный, долгосрочный, открытый,

9. Заказчик проекта

Дети

10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

Развитие и совершенствование мелкой моторики рук в коррекционной работе с детьми, используя традиционные и нетрадиционные методы.

11. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

1. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

2. Развить речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

3. Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;

4. Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами;

12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

Почему необходимо развивать мелкую моторику дошкольников?

Как способствовать повышению уровня развития мелкой моторики рук у детей? Как привлечь родителей к решению проблемы?

13. Необходимое оборудование

  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);
  •  шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, кинетическим песком для самомассажа кистей;
  • су-джок - мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие,
  • мелкие мозайки, разноцветные камешки, мелкие пуговицы для выкладывания узора;
  • шнуровки, разнообразные замочки, липучки, различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц;
  • конструкторы разной формы, размеров, фактуры;

14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание)

       «Рука – это вышедший наружу мозг человека» Н. Кант

       «Источники способностей и дарований - детей на кончиках их пальцев». В. А. Сухомлинский

В настоящее время в условиях обновления образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе непосредственной образовательной деятельности у детей развиваются внимание, память, восприятие, мышление, но прослеживается дефицит упражнений для развития мелкой моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятии. Главным образом, нарушение моторики сказывается при обучении детей рисованию, подготовки руки к письму. Недоразвитие детской руки приводит к ряду трудностей, возникающих уже на первой неделе обучения ребенка в группе.                                                                                             На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна!

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка с ОВЗ. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Развитие мелкой моторики рук положительно влияет на речь ребенка. Если движение пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие в пределах возрастной группы.

15. Предполагаемые продукт(ы) проекта

Средства достижения поставленных задач: -применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;                                                             -использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д.;                                             -информационные листы для родителей;                       -разучивание стихов, потешек ;                                      -консультации для родителей по теме проекта.                                                            Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

1 этап. Подготовительный.        

• изучение научно-методической литературы по теме исследования;

• изучение понятий касающихся темы проекта;

• разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

• создание предметно – развивающей среды;

• создание картотеки пальчиковых игр и упражнений;

• изучение полученных результатов, теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми. Литературы, устного народного творчества, фольклора;

2 этап. Основной.  Выполнение проекта.

ОКТЯБРЬ

Игры с песком «Найди шарик»

Дидактическая игра «Угости кукол»

Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш)

Пальчиковая игра «Сорока-сорока»

Лепка «Покормим курочку зёрнами»

Подвижная игра «Куры и кошка»

Упражнения пальчиковой гимнастики «Пчелка»

Дидактическая игра «На что похоже» (использование тактильных дощечек)

Игры с прищепками «Елочка», «Ежик»

Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика» Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

НОЯБРЬ

Игры с песком «Печенье»

Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)

Дидактическая игра «Волшебные шнурки»

Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются»

Дидактическая игра «Сортируем бусины»

Лепка «Блинчики»

Подвижная игра «Блин и оладушки»

Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко»

Раскрась картинку

Консультация для родителей «Игры с мамой на кухне».

ДЕКАБРЬ

Игры с песком «Найди игрушку»

Дорисуй дождик

Массаж рук с помощью подручных предметов (пробки)

Д/и «Волшебный мешочек»

Упражнения пальчиковой гимнастики «Спрячь в ладошке»

Сюжетно - отобразительная  игра «Семья» - готовим блинчики

Дидактическая игра «Бусы»

Лепка «Божья коровка»

Пальчиковая гимнастика «Яблочко», «Кораблик»

Игры с прищепками «Елочка», «Ежик»

ЯНВАРЬ

Игры с песком «Рисование на песке»

Дидактическая игра «Попробуй расстегни»

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».

Дорисуй ежику колючки

Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу», «Котёнок»

Сюжетно-ролевая игра «Семья» - готовим пирожки

Дидактическая игра «Крутится?» (запускание маленького волчка)

Игры с прищепками

ФЕВРАЛЬ

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с шишками»

Игры с песком «Необыкновенные следы»

Дидактическая игра «Угости зайчат морковкой»

Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш, палочка)

Пальчиковая игра с прищепками «Гусь крикливый»

Лепка «Покормим курочку и цыплят»

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Упражнения пальчиковой гимнастики «Мой мизинчик»

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Игры с прищепками «Елочка и тучка»

Папка - передвижка для родителей «Пальчиковые игры для малышей в стихах»

МАРТ

Игры с песком «Заборчики»

Массаж рук с помощью подручных предметов (грецкий орех)

Дидактическая игра «Волшебные шнурочки»

Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу»

Дидактическая игра «Бусы для куклы Маши»

Лепка «Ладушки, ладушки испечём оладушки»

П/игра «Зайка серенький сидит»

Игры с прищепками «Цветок», «Солнышко»

Раскрась картинку

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка».

АПРЕЛЬ

Игры с песком «Цветные заборчики»

Игровое упражнение «Дорисуй дождик»

Массаж рук с помощью подручных предметов (мячик)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Упражнения пальчиковой гимнастики «Наши пальчики как ножки»

Сюжетно- отобразительная игра «Семья» - печём блинчики

Дидактическая игра «Шнурочки»

Лепка «Цветы на полянке» (из пластилиновых жгутиков)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Игры с прищепками «Птичка», «Тучка»

МАЙ

Игры с песком «Узоры на песке»

Дидактическая игра «Пристёжки»

Пальчиковая игра с салфеткой «Стирка»

Дорисуй «Травка для утят»

Упражнения пальчиковой гимнастики «Птичий двор»

Сюжетно - отобразительная игра  «Семья» - печём баранки и куличи

Дидактическая игра «Крутится?» (запускание маленького волчка)

Игра с водой «Собери большие и маленькие камешки»3. Заключительный (результаты)          

3 этап. Заключительный. Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта.

17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в условиях детского дома"

Развитие мелкой моторики на занятиях изобразительной деятельностью способствует улучшению освоения школьных программ....

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Многообразие приемов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(к)ОУ VIII вида (презентация)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактил...

Обучение технике письма и развитие мелкой моторики у детей со сложным дефектом развития (ДЦП).

Анализ процесса обучения письму детей со сложным дефектом развития (ДЦП) показал, что успешное формирование техники письма у них возможно при специально направленном внимании на это учителя, воспитате...

Конспект открытого занятия по психомоторике Для учащихся 1-2 класса Тема: «Домики для пальчиков» (развитие мелкой моторики, тактильного и зрительно-пространственного восприятия).

Урок по предмету «Психомоторика»  проводился в соответствии с Рабочей программой и срокам календарного планирования, относится к разделу  " Развитие крупной и мелкой моторик...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на уроках русского языка, 1 класс

          Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений...