Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста «В поисках сильного духа»
план-конспект занятия (1 класс)

Чуянова Ирина Юрьевна

Конспект занятия

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста

«В поисках сильного духа»

Педагога-психолога Чуяновой Ирины Юрьевны

 

 

Цель – нейрокоррекция высших психических функций.

Задачи - развитие

  • всех компонентов внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия,
  • межполушарного взаимодействия,
  • эмоционально-волевой сферы,
  • работоспособность,
  • саморегуляцию и контроль собственной деятельности,
  • развиваем речевое дыхание, речь,
  • скорость реакции.
  • Воспитание чувства добра, готовности делиться, помогать, взаимодействовать с другими.

 

Мотивационный момент

Игра знакомство: огонек добра. Дети подносят руки к «огню добра» и «берут» его тепло в ладони, имитируя горстку, называя, по примеру психолога, который предварительно представляется по имени отчеству, чье это добро: «Иринино добро, Сашино добро, Сережино добро» и т.п.

В некотором царстве, в некотором государстве, толи в школе, то ли нет жил-был Сильный дух. Был он хранителем Чаши добра. Но случилось так, что Лень и Скука решили спрятать Чашу добра от детей. Но они часто ошибались и недоделывали свои проказы, следы свои они не заметали.

Нам предстоит с вами сегодня отправиться в путь за Чашей. Для нас сохранились Путевые листы и предстоит нам пройти испытания, стать сильнее и умнее.

Ход занятия

Первое испытание – проверка вашей памяти.

Упражнение «Память».

На оной половине поля работает взрослый, на другой - ребенок. Взрослый показывает комбинацию цветов, например: синий, фиолетовый, коричневый. Ребенок должен повторить последовательность цветов. Начинайте с 2-3 и постепенно увеличивайте количество цветов в комбинации. Можно использовать поле как горизонтально, так и вертикально

Следующий этап: Дыхательная гимнастика.

«Надуваем цветные шарики». По очереди выбираем цвет шарика. Надуваем шарик через нос на счет про себя до 4, задерживаем дыхание и «разглядываем, представляем шарик» на счет до 4. Сдувается шарик через рот, вытянув губы вперёд, как будто топим морозный узор на стекле на счет до 4 про себя. Перед вдохом через нос делаем задержку на счет до 4.

Пальчиковая нейрогимнастика.

Повторите позы как на картинке двумя руками одновременно. Начинать движение можно с любой позы (от центра, с края и т.д.)

Артикуляционная нейрогимнастика.

Назови цифру и выполни движение: Посмотри на цифру и произнеси звук: 1- А 2- И 3- У с артикуляционной нагрузкой на речевой аппарат.

Назови, выполни действие. Скорость реакции.

Назови фигуру и выполни движение: Квадрат – назови фигуру и хлопни в ладоши Треугольник- назови фигуру и стукни правым кулаком по столу Круг-назови фигуру и стукни левым кулаком по столу.

Упражнение «Муха».

 Развитие концентрации внимания, зрительно моторной координации, ориентации в пространстве на плоскости.

Теперь нам предстоит спасти муху хлопком в ладоши, чтобы она не попала в лапы к пауку. Я называю вам путь по клеткам.

Дети зрительно следят за движением мухи, без помощи пальца. Число шагов и скорость, с которой психолог дает инструкцию увеличивается.

Когнитивное упражнение «Чаша добра».

Под релаксирующую спокойную музыку дети закрывают глаза, представляют перед собой золотую чашу, наполняют ее добром. Психолог спрашивает: «Вы до краев дополнили чашу?». Дети отвечают. Психолог говорит: «Рядом с вашей чашей появилась пустая чаша, поделитесь своим добром, добавьте в пустую чашу из своей добра. А рядом еще пустые чаши. Делитесь с остальными. Посмотрите, ваша чаша полная?» Дети отвечают. Делаем вывод: Добра никогда не бывает мало.

Ритуал прощания.

Мы добрались с вами до горшочка, в котором храниться Сила духа. В нем вы найдет сюрпризы, это моя благодарность за участие в нашем путешествии.

Рефлексия.

Если вы нашли свою Силу Духа на нашем занятии, то положите в горшочек сердечко, если нет, то уголек.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_poiskah_silnogo_duha.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Конспект коррекционно-развивающего занятия по психологии, направленного на нейрокоррекцию высших психических функций у детей младшего школьного возраста

«В поисках сильного духа»

Педагога-психолога Чуяновой Ирины Юрьевны

Цель – нейрокоррекция высших психических функций.

Задачи - развитие

  • всех компонентов внимания, мышления, памяти, воображения, восприятия,
  • межполушарного взаимодействия,
  • эмоционально-волевой сферы,
  • работоспособность,
  • саморегуляцию и контроль собственной деятельности,
  • развиваем речевое дыхание, речь,
  • скорость реакции.
  • Воспитание чувства добра, готовности делиться, помогать, взаимодействовать с другими.

Мотивационный момент

Игра знакомство: огонек добра. Дети подносят руки к «огню добра» и «берут» его тепло в ладони, имитируя горстку, называя, по примеру психолога, который предварительно представляется по имени отчеству, чье это добро: «Иринино добро, Сашино добро, Сережино добро» и т.п.

В некотором царстве, в некотором государстве, толи в школе, то ли нет жил-был Сильный дух. Был он хранителем Чаши добра. Но случилось так, что Лень и Скука решили спрятать Чашу добра от детей. Но они часто ошибались и недоделывали свои проказы, следы свои они не заметали.

Нам предстоит с вами сегодня отправиться в путь за Чашей. Для нас сохранились Путевые листы и предстоит нам пройти испытания, стать сильнее и умнее.

Ход занятия

Первое испытание – проверка вашей памяти.

Упражнение «Память».

На оной половине поля работает взрослый, на другой - ребенок. Взрослый показывает комбинацию цветов, например: синий, фиолетовый, коричневый. Ребенок должен повторить последовательность цветов. Начинайте с 2-3 и постепенно увеличивайте количество цветов в комбинации. Можно использовать поле как горизонтально, так и вертикально

Следующий этап: Дыхательная гимнастика.

«Надуваем цветные шарики». По очереди выбираем цвет шарика. Надуваем шарик через нос на счет про себя до 4, задерживаем дыхание и «разглядываем, представляем шарик» на счет до 4. Сдувается шарик через рот, вытянув губы вперёд, как будто топим морозный узор на стекле на счет до 4 про себя. Перед вдохом через нос делаем задержку на счет до 4.

Пальчиковая нейрогимнастика.

Повторите позы как на картинке двумя руками одновременно. Начинать движение можно с любой позы (от центра, с края и т.д.)

Артикуляционная нейрогимнастика.

Назови цифру и выполни движение: Посмотри на цифру и произнеси звук: 1- А 2- И 3- У с артикуляционной нагрузкой на речевой аппарат.

Назови, выполни действие. Скорость реакции.

Назови фигуру и выполни движение: Квадрат – назови фигуру и хлопни в ладоши Треугольник- назови фигуру и стукни правым кулаком по столу Круг-назови фигуру и стукни левым кулаком по столу.

Упражнение «Муха».

 Развитие концентрации внимания, зрительно моторной координации, ориентации в пространстве на плоскости.

Теперь нам предстоит спасти муху хлопком в ладоши, чтобы она не попала в лапы к пауку. Я называю вам путь по клеткам.

Дети зрительно следят за движением мухи, без помощи пальца. Число шагов и скорость, с которой психолог дает инструкцию увеличивается.

Когнитивное упражнение «Чаша добра».

Под релаксирующую спокойную музыку дети закрывают глаза, представляют перед собой золотую чашу, наполняют ее добром. Психолог спрашивает: «Вы до краев дополнили чашу?». Дети отвечают. Психолог говорит: «Рядом с вашей чашей появилась пустая чаша, поделитесь своим добром, добавьте в пустую чашу из своей добра. А рядом еще пустые чаши. Делитесь с остальными. Посмотрите, ваша чаша полная?» Дети отвечают. Делаем вывод: Добра никогда не бывает мало.

Ритуал прощания.

Мы добрались с вами до горшочка, в котором храниться Сила духа. В нем вы найдет сюрпризы, это моя благодарность за участие в нашем путешествии.

Рефлексия.

Если вы нашли свою Силу Духа на нашем занятии, то положите в горшочек сердечко, если нет, то уголек.


Самоанализ

Мозг – это сложная слаженная система, в которой задействовано множество процессов. Психические функции координируются работой определенных зон мозга. Так, например, кора больших полушарий обрабатывает информацию, связывает активность различных зон мозга. Лобные доли отвечают за самоконтроль, теменная доля- соматосенсорика, затылочная доля- зрение, височная доля- слух. Таламус обрабатывает сигналы от органов чувств, лимбическая система связана с памятью и эмоциями, гипоталамус регулирует базовые навыки и поведение, гиппокамп играет важную роль в процессах запоминания новой информации, мозжечок отвечает за координацию и т.д. но важно понимать, что головной мозг делится на два полушария: правое и левое. Правое полушарие – образное, левое- логическое. Правое полушарие отвечает за обработку невербальной информации. Левое полушарие специализируется на решении задач, обработку вербальной информации, контролирует речь. Для качественной работы мозга необходимо хорошее межполушарное взаимодействие, то есть слаженная работа правого и левого полушарий мозга. Межполушарное взаимодействие- основа интеллектуального развития ребенка. Все психические процессы взаимосвязаны, работают в комплексе. Именно поэтому нейропсихологические упражнения данного занятия, и другие, которые входят в программу коррекционно-развивающих занятий, по которой я работаю индивидуально с детьми ОВЗ и в малых группах, нацеленные на развитие высших психических функций, имеют комплексную структуру и активизируют целостную работу головного мозга.

Это малая доля упражнений, которая иллюстрирует как работает нейропсихологическая коррекция и развитие мозга младших школьников. Эффективность занятий зависит от наличия тех или иных расстройств и дефектов в развитии детей и взрослых, длительности их освоения. Многократное повторение способствует развитию новых нейронных связей между полушариями и решается проблема развития и коррекции работы мозга.

Считаю, что поставленные задачи и цель занятия на данном этапе достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

РАЗВИТИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

      Класс,  в котором я работаю, отличается низкой познавательной активностью, которая в сочетании с недостаточно развитыми психофизическими функциями, создает трудности в...

Изучение психической депривации у детей младшего школьного возраста.

В нашей стране, в последнее время, наблюдается тенденция к воспитанию все большего количества детей в неполных и асоциальных семьях. ...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

Развитие локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры.

Практический материал по развитию локомоторной функции у детей младшего школьного возраста с церебральным параличом средствами адаптивной физической культуры....

Сценарий развлечения в виде игры - путешествия для детей младшего школьного возраста "В поисках сокровищ"

Попадая во временный детский коллектив, ребенок оказывается в совершенно иной среде, в другой системе коммуникативных связей и отношений. Здесь он меняет привычные формы досуга на новые. В данны...

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста

Игры, направленные на развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста...