Доклад по результатам стартовой психологической диагностики первоклассников 2023
методическая разработка

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Доклад

по результатам стартовой психологической диагностики первоклассников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_startovaya_1_kl_2023.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

        

МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова» Черемисиновского района Курской области

Доклад

по результатам стартовой психологической диагностики первоклассников

Дата проведения: с ________________по _________________

Цель проведения диагностики: получение информации об уровне сформированности у первоклассников предпосылок к овладению учебной деятельностью (в том числе познавательных и регулятивных универсальных учебных действий, лежащих в основе умения учиться, стартовой функциональной грамотности). Первичная оценка уровня адаптации первоклассников к школе.

Используемые методики:

Методика

Что диагностируется

«нелепицы»

Определение уровня развития критичности познавательной деятельности

«Последовательные картинки»

Диагностика умения устанавливать причинно-следственные отношения.

Диагностика развития монологической речи

«Визуальные аналогии» по л.а. ясюковой

Диагностика уровня сформированности основ понятийного мышления

Занятие «Входная диагностика»

диагностика психоэмоционального состояния учащихся начального звена.

психодиагностический беседы

выявление общего эмоционального состояния и тревожности ребенка

Количество первых классов – 1

Количество учащихся в первых классах – 3 человек

Количество обследованных – 3 человек

По результатам обследования:

Параметры

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Количество

человек

%

Количество

человек

%

Количество

человек

%

Состояние пространственного восприятия

1

34

2

66

Уровень зрительного восприятия

2

66

1

34

Умение ориентироваться на плоскости листа

3

100

Готовность к обучению счету, сложению и вычитанию

3

100

Умения сравнивать множества по числу элементов

2

66

1

34

Выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация

2

66

1

34

Развитие фонематического слуха и восприятия

3

100

Развитие предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом

3

100

Умение концентрировать и удерживать внимание

3

100

Умение слышать и выполнять словесную инструкцию

2

66

1

34

Состояния моторики и зрительно-моторных координаций

3

100

Уровень развития произвольности и качества познавательной деятельности

2

66

1

34

Умение устанавливать причинно-следственные отношения

3

100

Уровень сформированности основ понятийного мышления

3

100

Объем и скорость слухоречевого запоминания

1

34

2

66

Уровень развития произвольности внимания

3

100

Уровень сформированности общих представлений

1

34

2

66

Мотивация

3

100

Тревожность

3

100

Вывод:

При анализе результатов стартовой диагностики учащихся 1 класса, выяснилось, что сформированы произвольность внимания, умения выполнять звукобуквенный анализ слов, владеют счетными навыками, анализируют соотносят цифру и количество, отмечено удержание алгоритма деятельности. Средний уровень общего развития. 

Общего эмоциональное состояния и тревожности ребенка в норме.

По результатам исследования можно сделать выводы, что большее количество первоклассников готовы к школьному обучению, у них достаточный уровень психосоциальной зрелости, есть предрасположенность к овладению навыками письма, достаточный уровень развития мелкой моторики, координации движений руки и пространственной ориентации. Они умеют слушать и выполнять задания по образцу, обладают достаточно развитым мышлением и произвольностью психической деятельности.

Есть учащиеся, которые имеют незначительные трудности по некоторым параметрам (умение слышать инструкцию).

По результатам стартовой диагностики первоклассников составлена программа психолого-педагогического сопровождения и коррекции, в которую включены следующие мероприятия:

-консультации для педагогов, обучающих первоклассников, по темам: «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»;

-индивидуальные беседы с родителями первоклассников по темам: «Особенности развития ребенка до поступления в школу», «Ребенок идет в первый класс» (психологическая готовность к этому родителей);

- проведение цикла занятий индивидуальной коррекционной работы с детьми с низкими показателями диагностики.        

Рекомендации

Учителям начальных классов:

1. Донесите информацию до родителей учащихся.        

2. Обратите внимание родителей на необходимость соблюдения режима дня ребенка.

3. Способствуйте повышению самооценки первоклассников путем создания ситуаций успеха.

4. Способствуйте развитию у детей умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

5. Способствуйте снижению уровня тревожности у учащихся.

6. Учитывайте личностные особенности детей и реализуйте индивидуальный подход в предъявлении требований.

7. Чаще используйте упражнения на релаксацию, телесный контакт.

8. Обратить внимание на процесс принятия учебной задачи обучающимися задействовать все способы восприятия информации (зрительно, на слух, на основе телесных ощущений), делать акцент на моменте объяснения задания так, чтобы каждый понял, что нужно делать.

9. Осуществить индивидуальный подход к детям, определить особенности вашего общения с каждым. (Например, если у ребенка пока не сформирована позиция школьника, не стоит с первых дней предъявлять к нему требования соблюдения школьных правил, строить свое общение в рамках строго формального подхода.

Не ждите, что после произнесенной вами фразы: «Дети, откройте тетради», – этот ребенок выполнит требование – он, скорее всего, не воспримет его по отношению к себе. Поэтому  целесообразно добавить: «Все открывают тетради – и Коля, и Марина...»

10. Оказывать  эмоциональную поддержку детям  (поддерживать, вселять в них уверенность в своих силах, постепенно приучая их к самостоятельности).

11. На физкультминутках играть в игры, задействовав пространственную ориентировку (право-лево, верх-низ).

12. Проводить беседы о школьных правилах, о необходимости учебы (можно в форме игр, сказок).

13. Для активизации внимания и снятия утомления, преодоления двигательной расторможенности:

- Сделать основной упор на чередование слухового и зрительного восприятия (четкие, краткие инструкции, яркие зрительные опоры на доске, эмоциональный тон речи педагога. Использование сказочных персонажей, которым необходима помощь в решении задач, преодоление трудностей).

- Изменение на короткое время темпа работы.

- Новые формы предъявления заданий (карточки-схемы, ребусы).

- Неожиданные приемы активизации внимания (Хлопнуть в ладоши один раз, те кто меня слышит; переход на шепот).

- Использование ассоциаций и образного мышления при подаче ученого материала (двойка похожа на лебедя и т.д.

- Чередование видов деятельности (от пассивного созерцания материала на доске к совместному проговариванию и к активной манипулятивной деятельности на рабочем месте каждым ребенком).

- Для детей с признаками двигательной расторможенности наиболее благоприятным местом в классе является центральный ряд -напротив доски.

Родителям:

1. Помогите детям организовать дела с помощью картинок – напоминалок, записок или схем.        

2. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет – помогайте ему, но не выполняйте задание за него! Оказывайте поддержку, а при достижении даже малейших успехов помните о похвале.

3. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.

4. Чаще общайтесь с ребенком, играйте в развивающие игры, занимайтесь любимой деятельностью.        

5. Обсудить с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объяснить их необходимость и целесообразность.

6. Выделить ребенку место для занятий дома.

7. Поддерживать в ребенке его стремление стать школьником.

8. Избегать чрезмерных требований к ребенку.

9. Составить вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следить за его соблюдением.

10. Приучать ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности. 

11. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относиться к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помнить: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

12. Не пропускать первых трудностей в обучении. Обращать внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

13. Не перенагружать ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

03.11.2023 г.        

Психолог  __________  Цыганкова Е.В.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты стартовой и итоговых диагностик за три года

Результаты  стартовой и итоговых диагностик...

Использование результатов стартовой и итоговой диагностики при построении индивидуальной работы с учащимися начальной школы

Использование результатов стартовой и итоговой диагностики при построении индивидуальной работы с учащимися начальной школы...

Карта по анализу и использованию результатов стартовой диагностики в 1 А классе

Данный материал в помощь учтелю работающему в 1 классе. Он поможет составить анализ стартовой диагностик и наметить пути решения в дальнейшей работе с классом....

Доклад по результатам стартовой психологической диагностики первоклассников 2023 г

Доклад по результатам стартовой психологической диагностики первоклассников ...