Гендерный подход к обучению, воспитанию и развитию младших школьников как условие сохранения их здоровья.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Калинина Татьяна Ивановна

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надёжные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernyy_podhod.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерный подход к обучению, воспитанию и развитию младших школьников как условие сохранения их здоровья.

Калинина Татьяна Ивановна –

                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                   МБОУ «Лицей  «Эврика»

                                                                          п. Черёмушки

На рубеже XX - XXI столетий появилось новое направление в российской педагогической науке - гендерология. Разработки в области гендерных исследований пока не представлены в виде целостной научной концепции, не имеют в достаточной степени разработанных теоретико-методологических оснований. Вместе с тем, в российской педагогической науке начался процесс научного оформления теоретико-методологических основ гендерного измерения педагогического процесса и конструирование гендерной педагогики как новой отрасли педагогических знаний.

Термин "гендер" был заимствован российскими исследователями у зарубежных коллег, которые начали заниматься вопросами гендерных различий еще в 60-х годах. Он впервые был введен в научную литературу американским педагогом Дж. Скоттом с тем, чтобы показать различия социально-ролевых отношений женщин и мужчин. "Гендер" - английское слово, означающее род, пол в контексте социального взаимодействия мужчины и женщины.

Доктор биологических наук В.А.Геодакян предложил стройную теорию, которую назвал теорией асинхронной эволюции полов,  согласно которой для определенного этапа эволюции необходимо существование двух подсистем: одной консервативной, которая опирается на уже апробированные признаки организма, обеспечивающие максимальную выживаемость и приспособляемость к окружающей среде (адаптивность), и прогрессивной, основой которой является появление новых признаков, мутации, изменения, часть из которых окажется вредной, а часть будет двигать эволюцию дальше. В одном организме обе подсистемы существовать не могут, и в эволюции появились два типа организмов: женские и мужские.

Итак, девочки и женщины биологически запрограммированы на большую устойчивость к разным жизненным ситуациям, адаптируемость к тем условиям, которые им созданы дома, в детском саду, школе, на работе, большую выносливость, меньшую подверженность вредным влияниям, большую однотипность. Поэтому средняя девочка лучше учится в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям, более послушна, воспитуема и обучаема.

На мальчиках и мужчинах природа пробует эволюционные новинки. Они более уязвимы физически и психически, значительно менее одинаковы (больше гениев, больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее воспитуемы и на первых этапах обычно хуже учатся. У них более прогрессивный и требующий более долгого развития мозг: больше функциональные различия между полушариями, меньше дублируемость функций, - длительнее все стадии развития, а значит они младше по биологическому возрасту, чем девочки.

Всем учителям, работающим с младшими школьниками, помимо психологических, физиологических, личностных особенностей детей необходимо учитывать их гендерные особенности, что обеспечит большую продуктивность и результативность процессов обучения, воспитания и развития.

Вот что говорят педагоги, работающие в классах раздельного  обучения девочек и мальчиков.

  • Урок в классах девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
  • они легче выполняют типовые задания. Любой шаг  в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
  • им легче дается фонетический разбор, разбор предложений;
  • они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
  • им труднее даются геометрия, география, история — то,  где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают
    цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
  • получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» — и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
  • если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
  • на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы этого не проходили»;
  • не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они  работают хорошо;
  • им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время на оформление работы;
  • в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности

 своего ответа и только тогда готовы ответить сами;

  • звонок на урок для девочек — сигнал к началу работы. Звонок с урока — сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
  • они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему.
  • В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
  • девочки любят играть в школу, при этом учитель видит себя как в зеркале;
  • у девочек быстро происходит выбор лидера;
  • если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки, не
    нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
  • девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал.  Они следят за отметками друг друга.

Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил.

        Мальчики в раздельном классе занимают активную позицию.

- Исчезают комплексы: никто не стесняется  активно выражать свои мысли и чувства;

—        требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;

—        им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;

—        ни один урок в классе мальчиков не проходит так, как задумано, они сами активно влияют на ход урока;

  • для мальчиков очень важен конечный результат их работы;
  • у них менее развито произвольное внимание;
    — они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;

 — легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;

  • к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами,  через собственную работу мысли, через свои ответы;
  • они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;

—        готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;

  • по лицам мальчиков не видна работа мысли.
    Они не смотрят па учителя, не ждут его одобрения,  как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они матери
    ал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
  • им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
  • чистота и аккуратность — не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
  • мальчики дольше, чем девочки, входят в работу;
  • любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
  • лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
  • в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
  • мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
  • звонок на урок — это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них — сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков — святое дело;
  • главное — собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению;
  • дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть,  задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при любом столкновении должны дать сдачи — это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
  • не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
  • не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
  • обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
  • в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
  • мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надёжные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которые природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек.

 

 Литература:

  1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования/ А.Г. Асмолов.- М.: МГУ, 1984. – 104 с.
  2. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.
  3. Геодакян  В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека / В.А. Геодакян // Человек в системе наук. – М.:, 1989. – с.189
  4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Учебная литература. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Духовно-интеллектуальное воспитание и развитие" младших школьников на основе лингводидактического подхода

В  этой работе  рассматриваются  подходы к решению духовно-интеллектуального воспитания и развития младших школьников с помощью лингводидактики....

Личностно-ориентированный подход к обучению предмету" Окружающий мир" младших школьников.

Обобщение темы по самобразованию "Личностно-ориентированный подход к обучению предмету "Окружающий мир"...

Обобщение опыта на тему "Особенности личностного и интеллектуального развития младших школьников в условиях развивающего обучения"

Начало XIX в. ознаменовалось настойчивыми попытками модернизировать систему образования, привести в соответствие с требованиями времени. В этом процессе все более значимую роль играет система развиваю...

«Воспитание эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях ОУ».

В данной работе обобщается опыт работы по воспитанию омоциональной отзывчивости у младших школьников, приводятся отличительные признаки занятий, краткая характеристика направления работы....

Воспитательный проект "Воспитание толерантности у младших школьников в условиях межнационального общения"

В материалах размещен проект реализация которого способствует развитию толерантности у детей младшего школьного возраста...

Психолого- педагогическое сопровождение обучения, воспитания и развития младших школьников.

Проблемы в обучении и развитии не возникают на пустом месте. Эти проблемы являются следствием отклонений от нормального хода развития ребенка. Уловить, где начинается отклонение от нормы, непросто. Но...

Педагогический проект «Воспитание толерантности у младших школьников в условиях современного образования»

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:эт...