Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Мухарева Людмила Петровна

 

В статье обобщен опыт использования информационных технологий  на уроках и в начальной школе. Раскрываются возможности компьютера для создания и использования дидактических материалов, сопровождение урока в технике «мультимедиа».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования.

                       Энтони Маллан

Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного процесса. Трудно представить современную школу без компьютерного класса и  трудно представить  современный урок без использования компьютерных технологий, которые могут быть органично включены в любой этап урока – при введении новых знаний, их обобщении и закреплении, во время индивидуальной или групповой работы.

Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Поэтому каждый современный  учитель просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, так как активное использование компьютерных технологий в процессе обучения   влияет на рост профессиональной компетентности учителя и позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.

Пройдя курсы и получив удостоверение «Пользователь персонального компьютера» в апреле 2004 года, в своей работе стала применять информационно-коммуникативные технологии. В своей педагогической деятельности компьютер использую на различных этапах уроков  математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и, конечно же, ни один урок музыки не обходится без его использования.

Информационные технологии  использую в следующих вариантах:

 - мультимедийные презентации;

 - тесты и тренажеры;

 - проектная деятельность учащихся.

Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности и максимально сосредоточить внимание преподавателя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты писателей, музыкантов, исторических деятелей, видеофрагменты.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, которые нахожу в Интернете или же  делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.).  Также в практике  использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки.      

Использование тестов и тренажёров позволяет, том числе и психологически,  подготовить детей к тестированию в 4 классе. Тесты могут простые в виде текстов или вопросов, предусматривающие несколько вариантов ответов, из которых нужно выбрать один правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок или изображений. Тренажеры также содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке.

Часто на своих уроках я использую кроссворды или ребусы, которые готовлю  сама либо использую готовые формы. Удобна работа с кроссвордами  на интерактивной доске. Такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности.

Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность.

Проекты начинаем готовить по темам уже с 1 класса, начиная с недолговременных однопредметных проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и общеклассным.

Темы проектов:

  1. «Такая разная азбука»

 («Мохнатая азбука», «Фруктово-ягодная азбука», «Азбука в загадках»);

  1. «Словарные слова в картинках»;
  2. «Слова помощники»;
  3. «Имя Ломоносова на карте»;
  4. «Природные зоны» и другие.

Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока.

Нетрадиционные формы проведения уроков занимают важное место в начальной школе. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Нетрадиционные уроки с применением ИТ заключают в себе большие возможности для всестороннего развития личности младшего школьника.

Периодически использую на уроках электронные музыкальные физ.минутки, которые очень нравятся детям и способствуют не только сохранению и укреплению физического здоровья, но и  снимают нервное напряжение.

Компьютер органично вписывается в образовательный процесс школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Овладение основами компьютерных знаний благотворно влияет на формирование личности учащегося и придает ему более высокий социальный статус. Младшие школьники  активно обсуждают новые компьютерные программы и игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. При этом обогащается их словарь, они легко и с удовольствием овладеют новыми терминами. Это способствует развитию речи. Но самое главное - существенно возрастает самооценка ребенка. Успехи в овладении компьютером позволяют учащимся повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры.

Также применение ИКТ в начальном образовании позволяет  дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом  их индивидуальных особенностей, активизирует познавательную деятельность, дает возможность самореализации  личности младших школьников.

Использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Преимущества:

- эффективность обучения;

- индивидуализация обучения;

- повышенная мотивация обучения

- активизация познавательной деятельности учащихся

- эффект обратной связи;

- развитие у обучающихся продуктивных функций и психических процессов;

- повышение интереса к изучаемому предмету.

Недостатки:

 - нарушение зрения;

 - проблемы осанки и опорно-двигательного аппарата;

 - компьютерная радиация;

 - компьютерная зависимость.

Поэтому необходимо использовать ИКТ согласно нормам СанПин.

В современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого определённый запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Библиографический список

1.  Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии обучения [текст]/О.Я.Воробьёва.-2. Волгоград:Учитель,2008.

2.  Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде «за» и  «против». М.: Аркти, 2006.-

3.  Мультимедиа в образовании // Информатика и образование. – 1994.   №4. .

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет- технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Статья - I выездная конференция ЦДО "Снейл" "Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС"...

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Данный материал предназначен учителям начальных классов...

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе это пробуждение живой мысли ребенка, интереса и желания познавать, умение получать и анализировать информацию...

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование технологии развития критического мышления на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....