Пояснительная записка по риторике (4 класс, "Школа 2100")
методическая разработка (4 класс) по теме

Мхитарян Анна Карленовна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posnitelnaya_zapiska_ritorika_4_kl..docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по риторике составлена на основе программы курса «Детская риторика» в рамках Образовательной системы «Школа 2100» (для четырехлетней начальной школы), автор: Т.А. Ладыженская. –М.: «Баласс»,2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Учебник  «Детская риторика»  для 4 класса разработан авторским коллективом под руководством Т.А.Ладыженской,  Москва, изд. «Баласс-Ювента», 2009.

Уровень программы - базовый стандарт.

 Программа составлена для обучающихся разного уровня.

УМК учителя: учебник «Детская риторика»  для 4 класса разработан авторским коллективом под руководством Т.А.Ладыженской,  Москва, изд. «Баласс-Ювента», 2009. Методические рекомендации для учителя (авт. коллектив доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента,2009. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента,2009.

УМК обучающегося: учебник «Детская риторика»  для 4 класса (авт. коллектив доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс; Ювента,2009.

Характеристика особенностей рабочей программы: составлена на основе авторской

Цели и задачи курса 

Цели и задачи курса соответствуют следующим задачам гимназии:

1.Завершить реализацию программы развития гимназии до 2010 года. Разработать и принять Программу развития на 2010-2014 год.

2. Совершенствовать программу формирования общеучебных умений учащихся в рамках реализации компетентностного подхода к образованию. Внедрить программу во все направления деятельности учебно-воспитательного процесса и методической теме гимназии: «Выстраивание системы формирования общеучебных умений с учётом возрастных особенностей и предметной специфики, соблюдая принципы преемственности, через использование инновационных технологий»

 Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Достижение этих целей предполагает решение  следующих задач:

1.Формирование умелой, искусной, эффективной речи.

2. Ознакомление с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире;

3. Осознание важности владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ключевые ЗУНы, которые приобретут обучающиеся за учебный
период
: 
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
•особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие успешно решать основную речевую задачу;
• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.

-оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций

-высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения

-читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:

*вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

*отделять новое от известного;

*выделять главное;

*составлять план.

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

-учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договориться

- отбирать источники информации среди предложенных учителем

-находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях и др.

-сравнивать и группировать факты и явления

- делать выводы на основе обобщения знаний

-обнаруживать и формулировать учебную проблему вместе с учителем

-составлять план решения проблемы( задачи) вместе с учителем

- в диалоге с учителем оценивать выполнение своей работы и работы всех.

УУД, которые приобретут обучающиеся за учебный период 

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

отличать истинную вежливость от показной;

адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

различать описания разных стилей – делового и художественного;

продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

анализировать словарные статьи;

реализовывать словарные статьи к новым словам;

осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

различать общение для контакта и для получения информации;

учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

называть основные признаки текста, приводить их примеры;

называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

анализировать типичную структуру рассказа;

рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

продуцировать простые информационные жанры в соответствии с задачами коммуникации;

объяснять значение фотографии в газетном тексте;

реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.

Практическая   деятельность: комментированное чтение и диалог с  автором через текст; анализ текста; составление плана; краткий и подробный пересказ текста; написание сочинений; речевые разминки; составление схем и таблиц; выпуск стенгазет.

Диагностические мероприятия: тематический и итоговый контроль ведётся на основе устных ответов и практической деятельности учащихся на уроках.

Критерии оценивания различных видов работ: в соответствии с рекомендациями авторов программы по риторике: Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской и др.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты

 Применяемые технологии: формирование типа правильной читательской деятельности, технология проблемно-диалогического  обучения, проектная технология, оценочная и  здоровьесберегающая технология.  Ведущая технология: формирование типа правильной читательской деятельности.  Цель: формирование личностного отношения к прочитанному, создание читательской интерпретации.  Задачи:   научить видеть в тексте автора;  включить творческое воображение учащихся;  научить учащихся вести диалог с автором по ходу  чтения; научить  вдумчивому  ( «медленному») чтению. Ожидаемые результаты  - сформированные  УУД.

Основные методы работы на уроке.  На уроках риторики имеют место такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако особое место занимают специфические методы и приемы работы, а именно: риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации; риторические задачи; риторические игры.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая и парная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка "Русский язык". 3 класс. "Школа России"

Данная программа составлена к учебнику Зелениной "Русский язык" ....

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"....

пояснительная записка МАТЕМАТИКА 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по математике, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Моро М.И. Соответствует Федеральным государственным образовательн...

пояснительная записка ИЗО 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по изобразительному искусству, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Неменский Б.М. Соответствует Федеральным государс...

пояснительная записка ТЕХНОЛОГИИ 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по технологии, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Роговцева Н.И. Соответствует Федеральным государственным образова...