Образовательная программа "Этическая грамматика"
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

Дубинчик Светлана Анатольевна

Образовательная программа для учащихся начальной школы. Цель программы заключается в формировании у учащихся нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения посредством познания этикета в ходе освоения материала данной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_eticheskaya_grammatika.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №603

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Отделение дополнительного образования детей

   Рассмотрено                                                                                   УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                          

    Методическим Советом школы №603                                                      Директор школы №603

   Программа принята                                                                      ___________  Н.И. Ковалёва                                                                          

    Протокол №______  от _________                                       __________ 2010 г.

    Председатель МС школы №603

   ______________И.А. Моргуненко

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

 «ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА»

для детей 7-11 лет

срок реализации 4 года

                                                                                                             

Составитель:

педагог дополнительного образования

Дубинчик Светлана Анатольевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая характеристика предмета

Слово «этикет» родилось во Франции в период правления короля Людовика XIV. На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения. Именно тогда их, правила поведения, общения и учтивости, стали называть этикетом.

Этикет – явление исторически изменчивое, и, конечно, этикет сегодняшнего дня значительно отличается от правил «хорошего тона» и приличных манер не только времен Людовика XIV, но и эпохи российского императора Петра I: по сравнению с ними современный этикет стал менее церемонным, более простым и демократичным. Он рассчитан на сближение людей, это, прежде всего искусство общения и поведения в обществе. По словам академика Д.С. Лихачева, «в основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо».

Знание правил этикета остается необходимым атрибутом воспитанного, культурного, достойного человека.

Направленность, актуальность, педагогическая целесообразность, новизна, отличительная особенность программы

Программа «Этическая грамматика» относится к программам социально-педагогической направленности и является общекультурной по уровню своего освоения.

Актуальность программы в том, что знания детьми этикета, правил, принятых в цивилизованном обществе, являются для них жизненной необходимостью. Правила хорошего тона упорядочивают человеческие отношения, облегчают общение и взаимопонимание. Они учат с честью выходить из неожиданных ситуаций. Правила хорошего тона представляют собой буфер, смягчающий удары и трения, неизбежно возникающие при человеческих контактах.

Поскольку без определенных правил, которые должны стараться соблюдать все, жить было бы непросто, дети должны хорошо знать правила поведения в общественных местах, на улице, в театре, транспорте, в гостях, за столом; иметь представления о нормах и стиле одежды, о манерах и культуре речи – обо всем том, что называют этикетом.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она помогает педагогу решать важнейшую проблему – пробудить в детях желание стать культурными, воспитанными людьми, научиться основным правилам поведения в типичных ситуациях. У детей вырабатывается осознанное отношение к нормам поведения и общения, к пониманию того, почему следует  вести себя в той или иной ситуации именно так, а не как-то иначе. Осмысленный подход позволит ребенку понять, что окружающим, обществу не всё равно, как человек ест, ходит, садится, разговаривает и, самое главное, как он поступает; ребенок поймёт, что его поведение – не его личное дело, и, как мудро высказался Джонатан Свифт, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Данная программа поможет ребенку выработать у себя такие качества, как воспитанность, обязательность, вежливость, доброжелательность и толерантность по отношению к окружающим.

Отличительной особенностью данной программы является широкое привлечение для рассмотрения на занятиях с детьми разнообразных жизненных ситуаций. Это позволяет учить детей правильно оценивать те или иные поступки с тем, чтобы в дальнейшем использовать этот опыт для применения в аналогичных жизненных ситуациях, в которых может оказаться он сам.

Другой отличительной особенностью программы является ее направленность на детей, возраст которых (7-11 лет) наиболее восприимчив к усвоению правил и норм поведения, которые они искренне принимают из уст педагога, являющегося для них авторитетом.

Программа составлена с учетом дидактических принципов: принципа индивидуального подхода, принципа наглядности и доступности, сознательной и творческой активности, принципа прочности знаний, умений и навыков. Ребенок продвигается по образовательному маршруту постепенно, осваивая всё более сложные темы. Каждая последующая тема не является чем-то оторванным, существующим «сама по себе», а базируется на полученных ранее знаниях, умениях, навыках.

Наряду с групповыми программами предусматривается широкое использование методов индивидуальной работы с ребенком.

Программа предполагает применение здоровьесберегающих приемов и методов.

Цель и задачи образовательной программы

Цель программы заключается в формировании нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения обучающихся посредством познания этикета в ходе освоения материала данной образовательной программы.

Задачи:

  1. Обучающие:
  1. познакомить детей с историей возникновения этикета;
  2. формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в общении с окружающими;
  3. прививать устойчивые нормы поведения;
  4. научить практическим умениям поведения: знакомиться, приглашать в гости, сервировать стол; познакомить с основами столового этикета, поведения в театре, в транспорте;
  5. ознакомить с атрибутикой, имеющей отношение к этикету.

  1. Развивающие:
  1. развивать умение вести монологические и диалогические формы речи в общении со знакомыми и незнакомыми, взрослыми и сверстниками, в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами русского языка;
  2. развивать умение управлять своим поведением в общении с окружающими.

  1. Воспитательные:
  1. воспитывать вежливость, предупредительность, уважительное отношение к окружающим;
  2. формировать способность интегрироваться в группу сверстников по возникающим вопросам  и строить продуктивные взаимоотношения;
  3. воспитывать качества, предполагающие социальную компетентность и учет позиций партнеров по общению;
  4. формировать и развивать в детях мужское и женское начало с учетом гендерных особенностей девочек и мальчиков.

Условия реализации программы

Условия набора:

В группы 1 года принимаются все желающие дети без предварительного отбора (на основании заявлений родителей). Основной формой работы с детьми является занятие. Занятия четвертого года обучения с мальчиками и девочками проводятся раздельно.

Режим работы:

Занятия с детьми 1, 2, 3, 4 года обучения проводятся дважды в неделю по одному академическому часу (72 часа).

Наполняемость группы:

I год обучения – не менее 15 человек;

II год обучения – не менее 12 человек;

III, IV год обучения – не менее 10 человек.

Ожидаемые результаты

К концу I года обучения ребенок:

  1. познакомится с историей возникновения этикета;
  2. узнает правила поведения в транспорте, театре, в гостях;
  3. научиться вежливому обращению к старшим;
  4. узнает, как правильно вести беседы по телефону.

К концу II года обучения:

Расширит свои знания и умения, касающимся:

  1. знакомства;
  2. встречи и правильного приема гостей;
  3. поведения в транспорте.

Узнает, как поздравлять и что можно пожелать друзьям.

К концу III года обучения дети:

  1. научатся более широко использовать полученные знания в общении;
  2. узнают, как важно уметь слушать и слышать других, как постараться не ссориться и не обижать друг друга, как поддержать беседу;
  3. будут уметь сервировать стол  для встречи гостей;
  4. познакомятся с правилами выбора подарков, научаться умению сделать приятный сюрприз своим родным и близким;
  5. приобретут опыт уважительного отношения к окружающим.

К концу IV года обучающиеся:

  1. будут иметь представление о культуре оформления стенной печати, школьной рекламы и т.д.;
  2. познакомятся с принципами  написания личных дневников, писем, устных репортажей, составления подписей к фотографиям, шаржам, зарисовкам и др.;
  3. расширят свой словарный запас и культуру общения с друзьями, родственниками, знакомыми и незнакомыми людьми.

Способы проверки уровня знаний, умений, навыков

и формы подведения итогов

  1. Наблюдение за ребенком на занятиях;
  2. текущий контроль знаний в процессе индивидуальной или групповой работы;
  3. индивидуальная и групповая беседа с детьми;
  4. опрос;
  5. анкетирование;
  6. викторина;
  7. участие в школьных районных конкурсах «Магистр вежливых наук»;
  8. демонстрация знаний и умений на открытых занятиях для педагогов и родителей.

Методическое обеспечение программы

  1. Методы обучения

  1. Словесные: беседа, рассказ, объяснение, инструктаж, работа с книгой.

Рассказом, например, начинается разговор о происхождении слова «этикет» и трансформации его содержания с течением веков; объяснение является необходимым при толковании новых для детей понятий, предусмотренных данной программой.

             С учетом возраста детей, для которых неприемлемы лекционные способы изложения материала, на занятиях по этике и культуре поведения наиболее эффективны беседы с детьми – это касается большинства занятий и, в первую очередь, тех, где рассматриваются темы, связанные с культурой поведения, культурой общения и т.д.

  1. Наглядные: показ иллюстраций, видеофильмов, способов выполнения тех или иных действий, наборов сюжетных картинок по темам: «Поведение в транспорте», «Поведение за столом» и т. д., которые помогают детям лучше усвоить материал программы.

С помощью наглядных средств происходит усвоение детьми норм поведения, которые прививаются воспитанникам через проигрывание ситуации: как пройти на своё место в театре, как правильно сидеть за столом, как правильно ответить на телефонный звонок и т.д.

  1. Практические: анализ различных ситуаций через упражнения, игры, конкурсы, охватывающие различные виды деятельности детей: сервировка стола, прием гостей способствуют, например, отработке навыков поведения.

 Через практику дети учатся делать комплименты, учатся составлять тексты поздравлений и т. д.

  1. Формы проведения занятий:

занятие, занятие-игра, сказка, репетиция, викторина, турнир.

С учетом возраста детей, которым адресован материал программы – игра используется очень часто и эффективно, при этом дети любят выполнять различные роли: пассажира, зрителя, гостя, гостеприимного хозяина и т.д.

Постоянным является и обращение к сказкам: разыгрываются различные сюжеты, анализируются нормы поведения. Блеснуть полученными знаниями детям помогают и различные по тематике «Рыцарские турниры».

По охвату детьми используется фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы, а также работа в парах.

 

  1. Обеспечение методическими видами продукции
  1. Специальная, справочная и методическая литература;
  2. набор наглядных пособий по темам программы;
  3. методические разработки и памятки по правилам поведения и общения – конспекты открытых занятий по отдельным темам, подборки текстов и их инсценировок для рассмотрения, анализа и разыгрывания ситуаций, связанных с поведением и общением дома и в школе, а также в гостях, театре и музее, в транспорте, на улице и т.д. Детские работы по отдельным темам программы: сочинения-миниатюры, рисунки, отзывы о прочитанном.

Материально-техническое обеспечение

  1. Учебный кабинет с классной доской и необходимой мебелью:
  1. партами;
  2. стульями;
  3. книжными шкафами.

  1. Технические средства обучения:
  1. телевизор;
  2. видеомагнитофон;
  3. музыкальный центр.

  1. Каждый ребёнок должен иметь для занятий:
  1. рабочую тетрадь;
  2. канцелярские принадлежности;
  3. книжку «Уроки этикета» С.А. Насонкиной.

Список использованной литературы

Для педагога:

  1. Агафонова И.Н. «Уроки общения», СПб. Ривьера, 2003;
  2. Богуславская Н.Е. «Веселый  этикет». – Екатеринбург: АРГО 1997;
  3. Гангнус Л.В.  – Азбука вежливости, Москва, Педагогика, 2001;
  4. Дами Э. «Хорошие манеры»;
  5. Иванова В.В. «Девчоночьи секреты», Москва. Лабиринт, 1998;
  6. Крижон Э.А. «Как вести себя» - Братислава: Обзор, 1999;
  7. Ладыженская Т.А. «Речевые уроки», Москва. Просвещение, 1995;
  8. Лихачева Л.С. «Школа этикета»;
  9. Рукавчук Л. «Энциклопедия этикета», СПб: Экспресс,1996;
  10. Пегеева Л.А. «Этикет» - Чебоксары: Клио, 2002;
  11. Стрелкова Л.Н. «Уроки сказок» - Москва: Педагогика, 1989.

Для детей:

  1. Насонкина С.А. «Уроки этикета», СПб: АКЦИДЕНТ – 1997;
  2. Снегирева А.Л. «Этикет для юных леди» - Москва: РИПОЛ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по внеучебной деятельности "Этическая грамматика"

Образовательная программа по внеучебной деятельности для начальной школы 1-2 классы "Этическая грамматика"...

Образовательная программа "Занимательная грамматика" 4 класс

Данный курс предназначен для учащихся I этапа обучения и рассчитан на 1 годЦелью курса является комплексное решение коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, стоящих ...

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.

Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....

Дополнительная образовательная программа "Занимательная грамматика"

Программа составлена в соответствии с требованиями фгос, срок реализации 4 года, возраст детей 6-11 лет...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” (2 класс)

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование повнеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” для 2 класса...

Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Весёлая грамматика"

Программа платных образовательных курсов по русскому языку "Весёлая грамматика"...

Дополнительная образовательная программа "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...