Развитие речевой компетенции младших школьников посредством театрализованной деятельности
материал по теме


Предварительный просмотр:

Развитие речевой компетенции младших школьников посредством театрализованной деятельности

(из опыта работы учителя начальных классов Герасимовой Т.Б., село Александровское, МОУСОШ №16, Ставропольский край)

                 Развитие коммуникативной компетенции в условиях театрализации – важное звено в социальной адаптации ребенка, поскольку, совершенствуя свои коммуникативные умения, школьник  преодолевает свой страх перед выступлением, перед работой с залом, а в дальнейшем будет более успешен в установлении контактов с окружающими людьми, легче пройдет процесс социализации.

Наш кружок функционирует на базе МОУСОШ №16 села Александровского  10 лет.

Работа кружка «Малышок» осуществляется по  пяти направлениям:

1. «Введение ребёнка в мир театрального искусства»:

 овладение детьми элементарными представлениями и понятиями о театральном искусстве, о театре, его истории, театральных профессиях, видах театра, декорациях, театральных костюмах, правилах поведения в театре, элементами театральной терминологии.

 2. «Речь, как основное средство театрализованного искусства»:

 объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, творческие игры со словом.

 3. «Сценическое искусство»: развитие игрового поведения, эстетических чувств,

 способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со

 сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

 4. «Самостоятельная театрализованная деятельность»: театрализованные игры,

 игры-драматизации, постановка спектаклей.

 5. «Творческая мастерская»: изготовление костюмов, использование пластических этюдов, развитие сценических навыков для передачи образов сказочных персонажей средствами мимики, жестов, движений.

Речь юного артиста должна быть естественной и яркой, захватывающей и удерживающей внимание зала, включающей элементы импровизации. Следовательно, возникает потребность в систематической работе над своей речью выступающих со сцены детей.

 

На занятиях с детьми использовала чтение художественной литературы, беседы, разыгрывание сюжетов сказок, ролевые диалоги с опорой на иллюстрации, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.), игры. Интересной находкой считаю «А у нас репортаж!». В 4 классе этот вид импровизации имел успех среди моих учеников. Дети делились на группы (по интересам) и готовили своеобразные выпуски новостей. Текст для диктора писали самостоятельно. Освещались события по ходу подготовки спектакля, анализ премьеры, освещались призеры в конкурсе «Веселые сочинялки» и т.д.

Музыкально – игровая деятельность в процессе театральной деятельности учит детей вырабатывать четко координированные движения во взаимосвязи с речью.

Виды музыкально-игровой деятельности:

•        Пластические игры и упражнения: «Ритмическая разминка», «Лабиринт».

•        Игра: "Зимние забавы”

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат смену музыкального фрагмента меняют движения.

•        Игры с подражательными движениями

 «Животные, их детеныши» (тема "Домашние животные”).

Игры на общение (коммуникативные, хороводные)

Коммуникативная игра «Бинго» (тема "Домашние животные”).

Дети учатся передавать в движениях под музыку разнообразные игровые образы: волк - сердитый и злой, лисичка - хитрая и кокетливая, медведь - неуклюжий, но добрый, белочка - маленькая и быстрая, а зайчишка - подвижный, но трусливый. Дети с удовольствием перевоплощаются в зверюшек, этому способствуют различные "превращалки”, которые настраивают на передачу образа, мобилизуют внимание, вызывают желание играть. Такие игры позволяют детям чувствовать себя более раскрепощенно, раскрыться в образе и почувствовать свою индивидуальность.

Именно игровые техники развития речи наиболее органично вписываются в занятия театра «Малышок», поскольку в младшем школьном возрасте игра, наряду с учебой, остается ведущей деятельностью. В игре дети наиболее открыты для общения.

Применяемые   речевые игры, упражнения и тренинги позволяют повысить уровень и качество речи, научить детей общаться, позволяют формировать и корректировать коммуникативные навыки.

В процессе театральных занятий мои дети:

        • смастерили книги — самоделки «Репка», «Колобок»;

        • инсценировали сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» в качестве пробы своих сил и возможностей без приглашения зрителей;

        • представили зрителям «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», «12 месяцев»;

        показали театрализованное представление «Кошкин дом» для учащихся начальных  классов. Приглашались подготовительные группы МДОУ №31, №7. Приятно было прочесть теплые слова об этом событии в местной газете.

 

Театрализованное представление «Кошкин дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"

В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)

Данный материал можно использовать   во внеурочной деятельности. Цель: формирование творческой личности ребенка  средствами театральной педагогики....

«Развитие речевой культуры младших школьников во внеурочной деятельности»

Развитие речи обучающихся происходит на материале УНТ курского края, который даёт возможность не только расшить кругозор, обогатить словарь, а прикоснуться к историческому прошлому народа, воспитывать...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...

"Развитие критического мышления младшего школьника посредством исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности"

В пособии рассматриваются показатели развития критического мышления, рассматриваются варианты интеграции приёмов критического мышления с этапами проектной деятельности....