Внеклассное занятие "Какая у меня память"
методическая разработка (3 класс) по теме

 

- в доступной форме дать детям понятие о памяти, ее видах и свойствах; познакомить с приемами эффективного запоминания.

- способствовать развитию памяти через игры и упражнения, дать учащимся возможность изучить особенности собственной памяти: осознать ее сильные и слабые стороны;

- воспитывать интерес самопознанию , дисциплину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_e.n.dzyatkovskaya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

 Цели урока:

- в доступной форме дать детям понятие о памяти, ее видах и свойствах; познакомить с приемами эффективного запоминания.

- способствовать развитию памяти через игры и упражнения, дать учащимся возможность изучить особенности собственной памяти: осознать ее сильные и слабые стороны;

- воспитывать интерес самопознанию , дисциплину.

                                     

                                         ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

                                      - Долгожданный дан звонок

                                       - Начинается …. (урок)

- Пожелаем гостям интересного урока, а вам ребята успехов в усвоении новых знаний!

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Предлагаю поиграть в игру «Вспомни и назови»

- Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Слушайте внимательно.

1. Какую часть речи изучаем на уроках русского языка?

2. Сколько кашпо с цветами висит на стенах рекреации  возле нашего класса?

3. Какое блюдо было вчера в школьной столовой на обед?

4. В какой день недели у нас по расписанию урок риторики?

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

- А что вам нужно было сделать, чтобы правильно ответить на мои вопросы?  (вспомнить).

- Что же помогает человеку запоминать события, явления, информацию? (память)

- Правильно - память. А кто может  сказать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?  Какую цель перед собой поставим? ( узнать побольше о памяти)

-Итак, тема нашего урока: «Какая у меня память?»(СЛАЙД №1) . Мы поговорим о памяти, зачем она нужна человеку, какой бывает память и как нужно и можно ее развивать и понаблюдаем над своей памятью.

4.ОТКРЫТИЕ «НОВОГО »ЗНАНИЯ

- Когда нами в жизни используется память? Приведите примеры, (учим правило, стихотворение, таблицу умножения и т.д.)

- Память – важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные явления, события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, т.к. без памяти человек не смог бы выжить.

- Как вы думаете, на что похожа наша память? С каким предметом ее можно сравнить? (ответы детей)

- Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком, шкатулочкой, пленкой в магнитофонной кассете, диском. (демонстрирую все предметы)

- Когда мы хотим что-то запомнить, то сначала фиксируем это, т. е как бы кладем в сундучок (показываю), потом память сохраняет самое важное и нужное, т.е. накрепко закрывает сундучок на замок. (показываю). А при необходимости мы извлекаем из памяти то, что запомнили, т.е. открываем наш волшебный сундучок.

- Итак, наша память это:

                   - запоминание

                   - сохранение

                  - воспроизведение (СЛАЙД №2)

Роль и механизм запоминания

- Скажите, как лучше запоминать материал: когда мы его понимаем или когда зубрим, т.е. запоминаем не осмысливая? (когда понимаем)

- Правильно. Зубрить - вредно. т.к. этот вид запоминания не очень полезен и мы быстро забываем, что учили. Гораздо лучше учить и запоминать осмысленно, стремясь понять, что учишь. Тогда знания сохранятся надолго и будут крепкими.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Дорога. Рядом дом.

Где-то близко ходит слон.

Солнце встало на восток

Озарило небосвод

На дорогу вышел слон

Солнце рад увидеть он.

(сопровождается движениями)

Знакомство с видами памяти через игры и упражнения

- Вспомните, на прошлом уроке мы выполняли несколько упражнений из нашего учебника «Учусь учиться» на проверку памяти. Поднимите руки те, кому было легче запомнить, когда слушали и запоминали?  Смотрели и запоминали? Выполняли движения и запоминали?

- Значит память у всех людей разная.  Кто может запомнить больше, а кто-то меньше, один человек запомнит быстрее, а другому нужно больше времени на запоминание.

- Сейчас мы с вами немного поиграем и определим виды памяти и заодно потренируем свою память. Согласны?

- Итак, вперед!

Упражнение 1.

- У вас на столе лежит листочек. После того, как я назову вам 10 слов,вы должны в течение 1 минуты записать то, что запомнили.

Солнце, чашка, мяч, обруч, колесо, лист, цветок, гриб, дерево, трава.

- Сколько слов запомнили? (спрашиваю нескольких учеников).

- Какую хитрость можно было использовать, чтобы легче запомнить слова?

(если затрудняются, читаю еще раз)

- Правильно. Разделить все слова на группы по общему признаку или классифицировать.

- Как вы предлагаете это сделать? (слова обозначающие форму предмета и слова, относящиеся к природе) .

-  Для  запоминания мы использовали логику, разбивали слова на группы по общему признаку -  это прием успешного запоминания.

- Что вы делали, прежде чем  запомнить? (слушали)

- Какая это память ребята? (слуховая)

- А где мы используем этот вид памяти? (слушаем учителя в школе, дома маму, смотрим телевизор).

- Но память бывает не только слуховой.

Упражнение 2

- На партах листочки с пустыми клетками.  В течение 20 секунд я покажу вам рисунки. Вы должны внимательно посмотреть на рисунок и написать у себя так же и в такой же последовательности. (рисунок на слайде)

- Сколько нарисовали?

- Как  можно было легче запомнить? (смотрим на рисунки на слайде и объясняем. Делим на две группы: буквы и двузначные числа)

  А

15

Д

12

Р

43

27

С

38

В

-Что делали, прежде чем запомнить? (смотрели)

- Как назовем этот вид памяти? (зрительная)

-  Откройте тетради «Учусь учиться» на с.30 и найдите задание 2.

- Как мы запоминали слова в этом упражнении? (проговаривали шепотом и прописывали каждое слово в воздухе).

- Что бы легче запомнить мы выполняли движения. Такой вид памяти называется – двигательная.(слайд )

- Давайте проверим, хорошо ли развита у вас двигательная память.

Игра « Запомни движение»

- Юра покажет вам движения, вы должны повторить их в том же порядке.

(присесть- встать- поднять руки – опустить руки).

- А теперь попробуем повторить все вместе, (дети встают и повторяют движения).

Упражнение 3

- А сейчас предлагаю выучить небольшое стихотворение-загадку с помощью движений.

- К каждой строчке надо подобрать движение, подходящее по смыслу к написанным словам.

Он весь как будто на ладони

Пчелиный сладкий дружный домик

Что беспощаден он к врагу

Об этом вспомнишь на бегу! (улей).(слайд)

- Что же это?

- Давайте  попробуем это стихотворение показать и рассказать. (текст перед глазами детей)

- Теперь  расскажем и покажем по памяти. Показываем движения и рассказываем. (спрашиваю желающих)

- А теперь только движения. А может рассказать без движений?

- Что нам помогало запоминать? (движения). Легко было запоминать? (Да)

Обобщение

- О каких видах памяти мы узнали?

-  Как вы думаете, какая память у вас развита хорошо, а какую нужно развивать?

- Какие приемы мы сегодня использовали для того чтобы хорошо и быстро запомнить?

- Чтобы память хорошо развивалась надо быть  внимательным. Но иногда в нашей жизни бывают такие ситуации, когда мы волнуемся.

-  Вы волнуетесь, когда находитесь в школе? Когда это происходит с вами?

- Нужно уметь побеждать свое волнение. Как это сделать?

- Я предлагаю вам такие способы:

- глубоко подышать;

- сказать себе успокаивающие слова.

- Давайте  вспомним упражнение « Кулак-ребро-ладонь » и потренируем наше внимание.(выполнение упражнения)

5.ИТОГ УРОКА. РЕЛАКСАЦИЯ.

- На что похожа наша память?

- Какие виды памяти узнали?

- Какие приемы для лучшего запоминания использовали на уроке?(делили на группы по общему признаку, выполняли движения, познакомились как побеждать свое волнение )

- На парте у вас лежат синий, зеленый, красный  кружок. Если вам, было интересно на уроке поднимите красный, что-то непонятно, требовалась помощь – синий, неинтересно, скучно- зеленый.

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали на уроке. И я приготовила вам небольшие подарки: памятки «Как лучше запоминать».

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Найти и запомнить 2 пословицы о памяти.

Дополнительно: ИГРА «Снежный ком». Подсказка : чтобы запомнить слова надо связать их один рассказ или рисовать в воображении картину, используя названные слова; Игра « Мой друг привез мне…»

               

  1. Будь уверен, что всё запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я запомню! Я молодец!»
  2.  Не учи слишком много за один раз. Разбей текст, стихотворение на части. Если устал - отдохни.
  3.  Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, яркие образы.
  4.  Повтори несколько раз текст, стихотворение перед сном, утром, когда проснёшься и перед уроком.

Будь уверен в себе!

У тебя всё получится!

           

             

1. Будь уверен, что всё запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я запомню! Я молодец!»

2. Не учи слишком много за один раз. Разбей текст, стихотворение на части. Если устал - отдохни.

3. Представляй то, что надо запомнить: рисуй картинки, яркие образы.

4. Повтори несколько раз текст, стихотворение перед сном, утром, когда проснёшься и перед уроком.

Будь уверен в себе!

                            У тебя всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для родителей "Пойми меня"

Внеклассное мероприятие с участием родителей.Игра состоит из трех раундов:1-раунд называется «Угадай слово», где нужно угадать слово, не называя однокоренные слова, использовать язык жестов и повторят...

Внеклассное занятие "Без друзей меня чуть-чуть..."

Цель занятия: способствовать созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества в процессе совместной деятельности учащихся....

Разработка внеклассного мероприятия на тему «Без друзей меня чуть-чуть"... Для учащихся 2 класса

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в н...

Презентация к разработке внеклассного мероприятия " Без друзей меня чуть-чуть"...2 класс

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в н...

Конспект игрового внеклассного занятия на тему: «Меня пригласили в гости»

Конспект игрового внеклассного занятия на тему: «Меня пригласили в гости»Цель: формирование моральных и этических норм поведения в гостях.Задачи:углублять знания детей о культуре поведения...

Методическая разработка внеклассного мероприятия с учащимися 3 класса группы продленного дня «Почему небо на закате меняет цвет?»

Занятие из раздела "Школа почемучки" "Почему небо на закате меняет цвет?" Целью данного занятия является расширить познавательную и языковую сферу развития, а так же познакомить де...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся «У меня растут года...» В.В. Маяковский

Методическая разработка внеклассного мероприятия, направленного на гражданско-правовое воспитание обучающихся «У меня растут года...» (В.В. Маяковский)Организационная структура (сценарий) ...