Доклад на тему "Развитие творческих способностей у уч-ся начальных классов"
материал по теме

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_z5l.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей у учащихся на уроках в начальной школе.

В детстве каждый ребенок поэт... Дать ребенку радость поэтического вдохно вения... такое же важное дело, как на учить читать и писать, решать задачи... Поэтическое творчество доступно каж дому. Оно не является привилегией одарённых.

                                                                                                              В.А. Сухомлинский

        Творчество – сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности. Творчество свойственно лишь человеку. Этот процесс, включает в себя изучение исходных фактов, их обобщение и выдвижение новых идей. Для успешного участия в процессе творчества у человека должны быть развиты специфические способности (Богатое воображение, нешаблонность мышления, умение обобщать, критиковать, выдвигать новые решения и идеи.)

          Творчество проявляется в поисках новых активных форм обучения, в умении учителя или ученика связать изучаемый  материал с жизнью. У учителей этот процесс характеризуется оригинальным и высокоэффективным решением педагогических, учебно-воспитательных задач, нешаблонностью мышления, умением грамотно излагать свои мысли, убеждать детей, находить слова, идущие от сердца.

        Перед  учителями  стоит задача строить учебный процесс так, чтобы побуждать детей мыслить творчески. Надо больше развивать у учеников способность к самостоятельным суждениям, умение вести спор. Диалог, а не монолог – вот необходимый  элемент действительно творческого процесса образования и воспитания.

         В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы  в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан.

            Развитие творческих возможностей  учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться  в дальнейшем.

               Творчество школьника выражается в открытии нового. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к созданию чего–либо нового без опоры на образец развивается в деятельности, требующей проявления творчества.

Период начального обучения в школе заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. Следователь но, задача школы - создать такую обстановку, в которой возможно максимальное развитие этих качеств у ребенка.

 На своих уроках я стараюсь пробуждать заложенное творческое на чало, учить трудиться, помогаю ребенку понять и найти себя для радостной, счастливой и наполнен ной жизни, сделать первые шаги в творчестве.

.И передо мной как учителем стоит задача - вырастить своих  учеников инициативными, думающими, творче скими людьми.

             Важную роль в развитии творческого потенциала  младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Творчество предполагает  осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, обосновывать, сравнивать.

    Для развития творческого потенциала  учащихся учитель должен более широко использовать задания, которые требуют от ученика самостоятельной постановки вопросов, самостоятельное составление заданий, выбор заданий.

      Творчество живет в большей или мень шей степени в каждом ребенке. Увидеть любое творческое проявление ученика, создать условия для развития творческих спо собностей на уроках и во внеклассной рабо те — эти задачи, на наш взгляд, должен ста вить перед собой каждый учитель началь ных классов. Начинать работу по развитию творческих способностей учащихся можно уже в период обучения грамоте, при знаком стве с чистоговорками и скороговорками, Вот скороговорки первоклассников.

Ра-ра-ра — лето — классная пора.

Ре-ре-ре — мы играли во дворе.

Ру-ру-ру — мы придумали игру.

(Марат Засеев)

* * *

Ра-ра-ра — вот у дерева кора.

Ре-ре-ре — хорек живет в норе.

Ру-ру-ру — котенка я беру.

Ро-ро-ро — вот утиное перо.

Ри-ри-ри — ты стихи читать бери.

(Дарья Прасолова)

* * *

Ра-ра-ра — вот глубокая нора.

Ре-ре-ре — живут звери в той норе.

 Ру-ру-ру — оказалась кенгуру.

(Гончаренко Егор)

Ребенок сочиняет. Он впервые делится своими впечатлениями, чувствами - пока еще неумело, но уже достаточно ответственно. Робкие и несмелые первые работы первоклассников - на близкие темы: «Моя игрушка», «Любимая сказка», «Моя мама» и др. Постепенно - шаг за шагом, год за годом - растет мастерство моих учеников. На уро ках они радуют меня и радуются сами, удивляют взрослых и удивляются себе в этом мире.

+ Ценность детского сочинительства опреде ляется по тому, насколько в нем нашли отражения чувства, мысли ребенка.

Моя любимая игрушка

Моя любимая игрушка — это львенок. Его зо вут Кузя.

У него очень пушистая рыжая грива, черный нос и белая кисточка на кончике хвоста. Огром ные белые лапы обнимают меня во время сна. С ним я не боюсь спать одна в темной комнате.

Он всегда со мной. Даже когда мы с родите лями уезжаем в деревню, я беру его с собой.

Мама говорит, что мой Кузя чем-то похож на меня.

Львенок — не просто моя самая любимая игрушка, это мой настоящий друг!

Елена Анисимова

Другим средством создания положительной эмоциональной окраски учения являются сказки. Сочинение сказок - еще один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки, и очень удачно можно воспользоваться этим.

     

 Приключения воздушного шарика

Жил-был воздушный шарик. Ему надоело висеть в магазине, он отвязался и полетел. Воз душный шарик увидел много интересного. Ока зывается, в мире так много цветов, деревьев, людей, машин!

И вдруг кто-то схватил его за ниточку. Это была ворона. Она понесла шарик в свое гнездо. Птенцы очень обрадовались. Они стали играть с ним. Один птенец задел клювом шарик. Боль шой воздушный шар лопнул, и остался от него лишь маленький клочок резины.

Александр Бугаёв

 Дети очень любят переделывать сказки, придумывать продолжение известным сказкам, смешивать их между собой, придумывать сказки по заданному началу или концу.

Колобок

Жил-был Колобок. Надоело ему лежать на окошке, и покатился он в лес. Катится по тро пинке Колобок и видит домик. А в домике том жили Кот и Петух. Кот ушел на охоту, а Петух ос тался дома. Колобок закатился к нему в гости. Сидят они, чай пьют.

Вдруг откуда ни возьмись, Лиса. Петух и Коло бок закрыли все окна. А Лиса подошла к домику, стала петь песенку и звать Петуха на улицу.

Колобок сказал:

— Уходи, Лиса! Знаем мы твои песенки!

Покрутилась Лиса и ушла ни с чем.

Когда Кот пришел с охоты, рассказали ему

      друзья о Лисе. Кот похвалил Колобка. Колобок

       погостил еще немного и покатился дальше.

Екатерина Тамергазина

Дети любят придумывать занимательные рассказы, все слова которых начинаются с одной буквы.

Бедный барашек брел по болоту. Белые ба бочки бесились. Белки на березе боролись с бу кашками. Бурундук беседовал с бобром.

Анна Романькова

Крохотный котенок купил курицу. Курица ку дахтала. Котенок кормил курицу котлетой. Кури ца не кушала — котлета кислая. Котенок купил колосок. Курица кинулась клевать колосок.

Анастасия Жимонова

+ Часто я обращаюсь к буриме (франц. bouts rimes - «рифмованные концы»). Создание четве ростиший на заданные рифмы также стимулирует развитие творческих способностей:

лужок, ежок, бережок, снежок, ножки, сапожки

1. Вышел ежик на лужок

И увидел бережок.

Не промокнут ножки:

У ежа - сапожки!

2. Падал беленький снежок.

 По дорожке шел ежок.

Заморозил ножки -

Не купил сапожки.

(Даниил Мерянов)

Следующим шагом на уроках чтения уже во II классе стало придумывание зага док-описаний.

* * *

Летом ест в лесу малину,

А зимою сладко спит.

(Даниил Мерянов о медведе)

* * *

Четыре ноги, один рог, Получился...

(Дима Касьян о носороге)

* * *

Кто крадется под землей

Летом, осенью, весной?

(Даша Деревягина о кроте)

* * *

Гладишь — ласкается,

 Дразнишь — кусается.

(Сергей Долгих о собаке)

Ушки кверху,

Хвост трубой.

Он пушистый

И смешной.

Любит ленточку ловить,

Молоко из блюдца пить.

(Елена Анисимова о котенке)

Стихотворчество — одно из веселых и интересных занятий, а постоянные упраж нения, тренирующие память, внимание, во ображение, чистоту речи, рождают творче скую смелость, веру в свои силы. Постепен но дети начинают чувствовать ритм стиха — основу стихотворения, учатся подбирать рифму к словам. Для этого можно прово дить следующие игры.

Игра буриме. На заданную рифму надо придумать двустишие:

ералаш — репортаж

Показал нам «Ералаш»

Свой веселый репортаж.

(Илья Ланцов)

Записали репортаж,

Получился ералаш.

(Анна Романькова)

Игра «Слоговой аукцион».

 Читая на уроке слоги слияния, дети дополняют их до полного слова или, наоборот, подбирают к слогу слово, оканчивающееся на него: ра  рама.

Игра  «Продолжение известных строк».

Весна, весна на улице,

 Весенние деньки.

Звенят капели звонкие:

 Динь-ли, динь-ли, динь-ли.

Бегут ручьи веселые,

Журчат, бурлят, шумят.

Весна, весна на улице,

И этому я рад.

(Дима Касьян)

Весна, весна на улице,

 Весенние деньки.

Бегут ребята с мячиком,

 Веселые они.

(Зайцев Александр)

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

 Везде видны проталинки.

 Кругом журчат ручьи.

 Наступят дни весенние,

И станет веселей.

 И прилетят к нам жаворонки,

 Засвищет соловей.

(Александра Бибилашвили)

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

И зацвели подснежники из белой бахромы.

 (Анастасия Жимонова)

Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

И солнышком любуются

Трухлявые пеньки.

И вспоминают, старые,

Они про ту весну,

Когда дубами бравыми

Стояли на посту.

Когда листвой зеленою,

Играя на ветру,

С березками и кленами

Болтали поутру.

(Александр Бугаёв)

Как-то раз, в конце недели,

В наши сельские края

Птицы с юга прилетели,

Это лично видел я.

Гуси, лебеди и утки,

Веселились на пруду.

Я кормить их хлебом буду.

Завтра я туда пойду.

(Даниил Мерянов)

Как-то раз, в конце недели,

В наши сельские края

 Привезен был зоопарк.

 Много там людей собралось

Посмотреть на всех зверей.

Были там и львы, и тигры,

И медведи, и слоны.

Больше всех мы полюбили

Обезьянок озорных.

(Екатерина Тамергазина)

Как-то раз, в конце недели,

В наши сельские края

Птицы с юга прилетели,

За собой весну маня.

Прилетели и скворцы –

Долгожданные гонцы.

А за ними грачи, чижи,

Утки, гуси и стрижи.

Все — предвестники весны,

Все — весенние гонцы.

(Елена Анисимова)

Для развития творческих способностей школьников полезно включать ежеднев ные минутки поэзии в уроки литературно го чтения. Для них дети учат стихи люби мых поэтов по своему желанию, учатся ана лизировать стихотворения, что способ ствует совершенствованию их особенного поэтического творчества.

Нравится учащимся и такой вид работы, как коллективное (или индивидуальное) создание своего варианта развития сю жета известных произведений.

 Вот ка ким получился рассказ-предложение о Мальке: «Наступил вечер. Малька лежала на крыльце, когда приехал тракторист. Не закрыв дверцу, он пошел к Лидии. Малька тем временем забралась в трактор и при таилась. Когда тракторист вернулся, он не заметил ее и поехал домой. По дороге домой он услышал шум и увидел Мальку, но возвра щаться не стал. Тракторист привез ее к се бе домой. Выпрыгнув из трактора, Малька увидела своего щенка. Она стала облизы вать и обнюхивать его. Они долго играли друг с другом. Утром тракторист отвез Мальку домой» (Елена Анисимова).

Пробуют дети подражать и стилю поэта.

Жил на свете крокодил,

Он подарки разносил.

Детям-малышкам

И маленьким зайчишкам.

Детям — пирожное,

Малышкам — мороженое,

Зайчишкам — вкусную вафлю.

(Даниил Мерянов)

Дети — большие выдумщики и фантазеры, они верят в свои фантазии, стараются все обычное сделать необычным и удиви тельным.

* * *

На что похожи облака? На море с кораблями, На белогривых лошадей, Что в поле мы видали. На тот любимый наш пломбир, Что горочкой в стакане, А может быть, на те мечты, Что в детских снах видали?

(Екатерина Тамергазина)

* * *

На что похожи облака,

Плывущие по небу?

Вон то похоже на быка,

А это на ракету.

На волка, ждущего в кустах,

На зайчика с морковкой.

 На волны пенные у скал,

 На паруса над лодкой.

(Сергей Казутин)

* * *

На что похожи облака?

На сладкое варенье,

 На вкусное печенье,

На курагу, банан, изюм,

На очень сладкий рахат-лукум.

 На грушу, киви и гранат,

На кока-колу, лимонад,

На сливу, яблоко, зефир,

 На молоко, творог, кефир.

На все, что любит вся семья,

На все, что очень люблю и я.

(Александра Бибилашвили)

Детское творчество неисчерпаемо, оно самостоятельно, ново, необычно. Но его нужно стимулировать и направлять

 Процесс творчества развивается при выполнении заданий вида: сформулировать вопросы к содержанию текста, картины; задать дополнительный вопрос отвечающему ученику; поставить различные вопросы к условию задачи. Проявлению творческих возможностей детей способствует игровой мотив. Так, например, на уроке можно поиграть с детьми в  «вопросы и ответы». Или же на уроке чтения уместно организовать игру «Школа», которая может выглядеть примерно так: «Представь, что ты учитель и ведёшь урок чтения, на котором идёт работа  над данным рассказом. Подумай, какие вопросы по содержанию этого текста ты задашь своим ученикам. Составь как можно больше вопросов». Это задание позволяет школьнику расширить поле своей деятельности, ученик не  ограничен количеством вопросов, что позволяет ему показать свои возможности в их формулировке.

              Необходимость развития у детей творческого потенциала ставит перед учителем задачу более широкого использования в учебном процессе заданий, непосредственно направленных на развитие у учащихся  умения осуществлять анализ,  сравнение, обобщение. В этом отношении большие возможности на уроках математики. Например, мы можем  взять задачу с недостающими данными, а также лишними данными. При решении таких задач ученики должны проявить  смекалку, догадаться, что задача вообще не решается.  К заданиям творческого характера относится и решение задач – шуток.

           На уроках русского языка и чтения также есть возможности использовать задания, направленные на развитие творчества учащихся: продолжить рассказ, составить памятку, составить рассказ по вопросам, по картинкам, на основе собственных наблюдений. Нарисовать словесную картинку к рассказу, озаглавить рассказ, стихотворение и т. д.                

              Включение в структуру уроков подобных заданий создаёт возможность вовлечения учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств. Задания этого вида в наибольшей степени побуждают учащихся к самостоятельности.

             Как сделать процесс обучения доступным и увлекательным, эффективным и творческим? Каждый учитель ищет ответы на эти вопросы. Мучают они и меня. Я считаю, что выход из этого положения есть. Он заключается в поисках и использовании новых форм и методов обучения. Следовательно, и всю методическую систему своей работы я строю с учётом особенностей выбранного мною подхода. На уроках я использую опорные сигналы, схемы, обобщающие таблицы, много наглядности, карточки и т. д.

        Необходимо сказать, что успех выполнения подобных заданий обеспечивается систематической работой, высоким уровнем владения  теоретическим материалом. Младших школьников очень привлекает и радует такая работа, ибо она пробуждает  их творческую мысль, рождает буйство фантазии и вдохновения, а главное является эффективным средством,  побуждающим к высказыванию.

            Ещё на своих уроках я использую рубрику «Я начну, а ты продолжи…»

Вот один из примеров.

Учитель.     Шла лесной тропинкой

                     Бабушка с корзинкой…

Дети.            А за ней котята шли,

                     Вкусненькое ей несли.

Подобная работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а также служит хорошим средством развития чувства юмора.

  И всё же особо важное место занимает сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка, требующая от него высокого напряжения. Тематика творческих работ определяется целевой установкой  учиться: побудить к рассуждению, выражению позиции ребёнка, его точки зрения. Примеры тематики сочинений: «Летний отдых. Как я  его провёл?», «Что такое доброта?».

            Важнейшим условием обновления содержания, сориентированного на раскрытии творческого потенциала учащихся, является развитие воображения и фантазии детей как непременных составляющих творческого мышления человека. Развитие творчества ребёнка опирается на два крыла познания: рационально – логическое и эмоционально – образное. В системе обучения  преобладают рациональные формы познания мира и  недооцениваются  эмоционально образные, т. е. обучение практически развивает одно полушарие головного мозга ребёнка. Отсутствие в учебных предметах опоры на образную сторону познания затрудняет процесс обучения, делает его тусклым и малопривлекательным. Процесс обучения по любому предмету должен быть рассчитан на гармоническое развитие двух полушарий  головного мозга, что даёт возможность формировать у школьников  рационально-образную картину мира, развивать у них творчество.

    Поэтому от каждого учителя требуется прежде всего личная ответственность за свою деятельность, отказ от шаблонных форм и методов работы, умение свободно, творчески строить учебно-воспитательный процесс. Для этого учителю необходимо самому обогащать свои знания, использовать в своей работе опыт учителей – новаторов, формировать собственный опыт, знакомиться с разными новыми методиками. Целью учителей должен быть поиск нового, интересного и творческого материала.

  В своей работе я использую дифференциацию. Это важнейший путь стимулирования учащихся. Класс у меня поделён на две группы. К первой группе относятся учащиеся, обладающие глубокими знаниями, способностями, готовностью к самостоятельной работе, высоким темпам работы. Тем не менее при выполнении работ  учащиеся  этой группы испытывают затруднения  из-за невнимательности.

             Учащиеся второй группы отличаются  старательностью и добросовестностью. Они знают  программный материал, проявляют интерес к предмету. Но, в отличие от первой группы, эти ребята не обнаруживают творческого подхода при выполнении заданий.

          При организации своей работы с этими группами я не только учитываю индивидуально-типические особенности учащихся, но и стремлюсь развивать положительные стороны их деятельности, преодолевать характерные для них затруднения. Так для учащихся первой группы важно предусмотреть использование заданий повышенной трудности, приёмов самопроверки. Для второй группы необходимо наряду с заданиями  репродуктивного типа разрабатывать и творческие задания.  Но главное внимание обращать на подбор таких творческих  заданий, которые были бы  посильными для выполнения. Это укрепляет уверенность учащихся этой группы  в своих силах. Иногда на уроках дети  сами выбирают себе задание в соответствии со своими возможностями. Я даю им задания трёх уровней сложности: «А», «В», «С». Вариант «А» требует  исследовательской, творческой деятельности, решения проблем, выдвижения определённых гипотез и их защиты. Вариант «С» предлагает  просто воспроизвести изученный материал. Это задание самое лёгкое. Уровень «В» - нечто среднее между «А» и «С». Под моим руководством дети уже начинают приобретать вкус к творческому поиску. Свободный выбор заданий развивает и желание добиться большего. Важно вселить уверенность в собственные силы каждому ребёнку.

         Особое внимание должен уделять учитель подготовке к урокам. А подготовиться к урокам по-настоящему – это значит заблаговременно решить, как обеспечить усвоение программы всеми учащимися. Урок не может быть без раздаточного материала, без технических средств обучения, без занимательности  и игровых ситуаций, без индивидуальной работы – если учитель работает творчески.

               Ответственное отношение к своим  обязанностям, неустанный творческий  поиск, умение моделировать урок и учитывать всё до мелочей, используя при этом опыт передовых учителей и собственное творчество, поможет каждому педагогу в совершенстве овладеть методикой преподавания всех учебных предметов и в полной мере развивать творчество своих учеников.

             

     

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.

Внеурочная деятельность.

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Чем же для нас привлекательна эта форма работы:

Во–первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видах деятельности, нежели урок.

Во–вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.

В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутри школьные, перед родителями, перед жителями поселка.

Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Эти слова Л.Н.Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность- это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери, которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа - это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в колледже, институте, то, чему научила меня жизнь.

Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках русского языка.  

Бесталантных  детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме самообразования « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»

Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельност...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ПРОГРАММА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА ПОД РЕДАКЦИЕЙ Н.Ф. ВИНОГРАДОВОЙ»

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии...

Пед.совет Доклад Тема "Развитие творческих способностей у учащихся на уроках в начальной школе".

Частное учреждение «Средняя школа в честьпрп. Сергия Радонежского»Матерова Ю.В.ДокладРазвитие творческих способностей у учащихсяна уроках в начальной школе.В концепции модернизации казахстанского обра...

Мастер - класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Требования современных Федеральных государственных образовательных стандартов ориентированы не только на индивидуальные достижения школьников в  рамках учебных предметов, но и на результаты освое...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей у учащихся в начальных классах...

Мастер-класс «Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе».

Мастер-класс«Синквейн как средство формирования критического мышления и развития творческих способностей на уроках в начальной школе»....