Урок кубановедения в 3 классе «Нет в мире краше- Родины нашей»
план-конспект урока (3 класс) по теме

Гречанова Ольга Николаевна

 

Цель: воспитывать   любовь  и уважительное отношение к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_o_krae.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок кубановедения в 3 «Б» классе

«Нет в мире краше- Родины нашей»

Учитель начальных классов МБОУ гимназия № 20

ГРЕЧАНОВА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Цель: воспитывать   любовь  и уважительное отношение к родному краю.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель:  Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке кубановедения мы проверим свои знания по этому предмету.

Слайд 1.

Учитель:  А пополнять свои знания мы начали в этом году с 1 сентября, когда вся детвора нашего края собралась на свой первый урок, он особенный,  он посвящён Дню рождения Краснодарского края. 13 сентября исполнилось 74 года нашему Краснодарскому краю, это наш общий праздник, общий день рождения. 

Просмотр фильма «Кубань. Краснодарский край» из цикла «Гора самоцветов».

Учитель: Страна Россия, а наша малая родина Кубань. Посмотрите какие необычные предметы у меня сегодня на столе.  Здесь письма, телеграммы и посылка. С чего начнём? Конечно с телеграмм и писем.

2. Информационный калейдоскоп о богатствах края.

Учитель: Давайте прочитаем.  (Дети берут письма и по очереди зачитывают информацию, каждое письмо содержит эмблему, которая является частью эмблемы края.)

  1. Письмо 1(зачитывает ученик)

Ученик: Шлёт свои поздравления казачья станица - музей под открытым небом. А вот названия нет.

Слайд 2

Учитель:  Но зато есть кроссворд, решаем. Кто быстрее?

 ( открытие по щелчку) Разгадывание кроссворда.

1.Самое тёплое и мелкое море в России? (Азовское)

2.Как называется у казаков деревня? (станица)

3.Столица Краснодарского края. (Краснодар)

4.Второе название нашего края? (Кубань)

Учитель:  Добавьте букву, какое слово получилось?

Учитель: На карте нет этой станицы, потому что это уникальный музей и находится он рядом со станицей Тамань. Если нам посчастливится в день рождения края быть в Атамани, через какие крупные города пройдёт наш маршрут? (Дети работают на индивидуальных картах)

  1. Работа с картой Краснодарского края.

Слайд 3. (по щелчку прокладывается дорога)

Слайд 4-8.

Учитель:  Станица  Атамань раскинулась на 20 гектаров, а в ее строительстве принимал участие каждый из районов Краснодарского края. Экспонаты для подворий собирались по всей Кубани, а подворий немало: есть подворья ткача, пожарного, винодела, пекаря, сапожника, цирюльника, гончара, хаты простых сельчан и пример всем - подворье атамана.

Идея создания  станицы  Атамань принадлежит губернатору нашего края Александру Николаевичу Ткачёву. Это шаг к возрождению казачьих традиций, укреплению православия на Кубани.  В  каждой кубанской школе есть казачьи классы, идёт преподавание основ православной культуры. А в будущем году из краевого бюджета выделят средства на строительство 100 православных храмов.

Слайд 9 .

Визитная карточка нашего Краснодарского края – это наш Кубанский казачий хор, которому в этом году исполняется 200 лет.

 Слайд 10.

  1. Работа с книгой «Кубанская азбука», буква Х, чтение статьи.

Учитель: Давайте прочитаем статью в «Кубанской азбуке», которая посвящена Кубанскому казачьему хору.

      4) Хоровое исполнение песни

Учитель: Мы посылаем привет Атамани казачьей песней « На горе станица, под горой Кубань».

Учитель: Итак, краснодарский край – это казачий край (учитель прикрепляет заготовку к  эмблеме края)

     5) Письмо 2.

Ученик: А это письмо с Малой земли. Шлют свои поздравления ветераны. Они приглашают нас в город-герой Новороссийск, города воинской славы Анапу и Туапсе.

Слайд 11-14

Учитель: Давайте посмотрим на карту и проложим путь в эти города. ( работа с картой)

Учитель: В лихие годы войны каждый кубанец встал на защиту Родины. Фашистам очень хотелось завладеть плодородными кубанскими землями. Отсюда открывался путь к морю, на Кавказ. Родина высоко оценила подвиг защитников города Новороссийска, который был удостоен звания «Города воинской славы».  Жесточайшие бои шли на Голубой линии, Черноморском побережье нашего края.  В отдельные дни в небе Кубани происходило до 50 боестолкновений с участием нескольких десятков самолётов с каждой стороны. Часто воздушные бои длились непрерывно в течение нескольких часов. Огромную помощь взрослым оказывали школьники. Они вместе с учителями участвовали в уборке урожая, а так же в сборе лекарственных трав. Во время войны ими было заготовлено 112 тонн этого ценного сырья. В каждом городе, станице, хуторе есть памятники и обелиски, памятники давно ушедшей войны. Наша Родина помнит кубанских героев, многие из которых были вашими прадедами.

Слайд 15

Возложение цветов к памятнику Вити Новицкого

Итак,  краснодарский край – это край славы и подвигов (учитель прикрепляет заготовку к  эмблеме края)

7) Письмо 3

Ученик: Шлёт свои поздравления солнечная Анапа.

Слайд 16  

8)Беседа.

Учитель: Ребята, расскажите, что вы знаете об Анапе.

Дети высказываются

Учитель:

Анапа – есть город такой на планете.

И самые главные в городе – дети!

И всё для детей

9) Учитель: Каждый кубанский школьник имел возможность отдохнуть, поправить своё здоровье в местном или иногороднем лагере. Абсолютно все ребята нашего класса побывали в этом году на курортах и лагерях нашего края.

Учитель: Какие курорты Краснодарского края вы знаете? Какие целебные возможности имеют эти города?  Дети высказываются.

Слайд  17 ( по щелчку)

10) Работа со схемой.

Учитель: Перед вами курортные города, соедините город и его целебные возможности.

Слайд  18-19

Учитель: Краснодарский край, можно назвать краем счастливого детства. Только в Краснодарском крае действует «Детский закон», который создан для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений. За время действия "детского" закона преступность в крае среди несовершеннолетних снизилась на 43%. По инициативе  губернатора  Краснодарского края А.Н. Ткачёва на территории Кубани реализуется   благотворительная программа "Вместе поможем детям".
Символом благотворительной акции является «цветик – семицветик».

 11) Коллективное дело «Цветик - добродел»

Учитель: Перед вами лежат лепестки, подумайте и напишите, какое доброе дело можете совершить. (Дети высказываются, работа вчетвером) А теперь давайте прикрепим ваши лепестки к доске. Получился цветик - добродел, спасибо вам ребята.

 Итак, краснодарский край – это край счастливого детства (учитель прикрепляет заготовку к  эмблеме края)

Слайд 20

12) Телеграмма .

Учитель: Ребята, среди писем есть и  телеграмма. Она из города Сочи.

«Поздравляем и приглашаем  в олимпийскую столицу, Сочи 2014».

Большими темпами идёт строительство спортивных объектов Сочи. А ещё в Краснодарском крае построится новый стадион к чемпионату мира по футболу в 2018 году. А ещё в Сочи построят трассу «Формула 1». У вас есть ребята время подготовиться к этим знаменательным событиям. Готовы ли вы к олимпийским состязаниям ?

Слайд 21

Учитель: Итак, краснодарский край – это Сочи 2014 (учитель прикрепляет заготовку к  эмблеме края)

13) Посылка.

 Учитель: У нас осталась нераскрыта только посылка. А она с секретом.

Слайд 22

Игра «Доскажи словечко»

Мы в кабине самолёта,

А внизу кипит работа;

Краснодарский хлебный край

Собирает урожай.

В поле трудится станица,

Будет добрая пшеница –

Золотистое зерно,

Зрело в колосе оно,

Станет пышным караваем.

С ним гостей мы принимаем!

Учитель: Как вы думаете, ребята, что находится в этой посылке? Наш кубанский хлеб, пышный вкусный ароматный  каравай.

Слайд  23

 Кубань давно стали называть «житницей России». Называют вполне заслуженно: бескрайние кубанские поля, колосящаяся золотая пшеница, каравай тёплого душистого хлеба и, конечно же, упорный, не знающий перерывов труд земледельца – вот что включает в себя понятие «житница». Такой Кубань остаётся и сегодня. Каждая страда – своего рода экзамен на зрелость для земледельцев Кубани. И эту тяжелейшую битву за хлеб наш насущный они вновь, несмотря на капризы природы, выдержали с честью: урожай нынешнего года оказался рекордным. В закромах – почти 9 миллионов тонн зерна. Это почти на 600 тысяч тонн превышает прошлогодний урожай. Одни считают это удачей, другие – тактическим ходом. Специалисты же объясняют тем, что в нашем регионе всегда эффективно использовали передовые технологии, потенциал науки и кадры.
Среди районов лидерами по урожайности стали Калининский, Каневской, Выселковский, Тимашевский, Кавказский и другие, получившие более 60 центнеров зерна в расчете на гектар. Мы с гордостью можем сказать, что Краснодарский край – один из наиболее успешно развивающихся регионов России.

Краснодарский край – это  «Край хлеба». (Учитель прикрепляет заготовку к  эмблеме края)

Слайд 24-25

Учитель: Богат наш край

Моря и горы на Кубани есть

Но самый главный капитал Кубани
Простой и скромный труженик – народ.

Не зря на Кубани существует традиция встречать гостей добрым пышным караваем. В кубанский урожай  вложен труд людей разных национальностей. Ведь Кубань наша многонациональная и все мы живём в мире и дружбе. Отчего зависит благополучие, будущее нашего края?  Наверно от того какими будете вы? Итак, я, каким буду я, мои качества нужные и полезные людям, моей малой Родине. На столе у вас лежат колоски, подумайте и напишите. (Затем дети прикрепляют колоски к доске) 

Краснодарский край – это  «Край дружбы народов». (Учитель прикрепляет заготовку к  эмблеме края)

Слайд 26

Учитель обращает внимание на эмблему, которая получилась со словами:

Посмотрите вокруг: зачарует краса,

Нету края прекраснее нашего.

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата – красавицы!

Кубань – это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится!

Вот так выглядит эмблема современного, развивающегося Краснодарского края.

Слайд 27

14) Исполнение песни «Краснодарский мой край!» автор Н.Тананко.

3. Рефлексия.

Ребята по цепочке продолжают фразы:

сегодня я узнал…

было интересно…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

4. Итог.

Учитель: Давайте, поздравим наш край с днём рождения. Не забывайте о том в каком удивительном месте вы живёте, если есть на земле рай, то это Краснодарский край. ( все вместе)

Каждому ученику  вручается эмблема «Я  люблю Краснодарский край»

Литература

  1. Кубановедение. Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. Краснодар 2006.
  2. Куликов А.Н. Скажи мне, почему? М. Багира, 1995.
  3. Хамцова О. Кубанская азбука для детей и их родителей. ОИПЦ Перспективы образования. Краснодар 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Нет в мире краше родины нашей"

Данный урок знакомит учащихся с красотой Краснодарского края...

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Конспект урока "Нет в мире краше Родины нашей"

Урок проходит в форме путешествия по Краснодарскому краю. Способствует развитию кругозора учащихся. Итогом урока является выполнение  творческой работы учащимися - коллажа "Нет в мире краше Родин...

Тема: «Нет в мире краше Родины нашей».

наша Родина так велика и прекрасна....

Открытый урок по кубановедению 3 класс "Нет в мире краше Родины нашей"

Урок содержит материал о многонациональности Кубани, столице края, гимне, гербе....