Методические принципы обучения школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида языку
материал по теме

Ковалёва Светлана Викторовна

 

Речь служит основным средством общения людей. Владея речью, человек может сообщить свои мысли, чувства и желания окружающим, поделиться с ними своим опытом, согласовать действия. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы – анализ, синтез, сравнения, обобщения – развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью.

Речь играет большую роль в социальной адаптации. Социальная адаптация – активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия цели, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Полноценная речь ребенка-это средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._principy_obuch-ya_shk-kov_skk_7-8_vida_yazyku.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические принципы обучения школьников

специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида языку.

Развитие речи школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида процесс сложный и должен подчиняться следующим методическим принципам:

  1.  Коммуникативная направленность обучения;
  2. Единство в реализации двух направлений работы: Развития речи и мышления;
  3. Обязательная мотивация языковой и речевой деятельности учащихся;
  4. Формирование чувства языка и опора на него в учебной деятельности детей;
  5. Взаимосвязь устной и письменной  форм речи в процессе их развития.

Выделяя специальные методические принципы, принимаем во внимание высказывание М.Р.Львова, что их число должно быть ограниченным, иначе может наступить девальвация принципов и они перестанут выполнять регулирующую функцию в процессе обучения.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы или классов является принцип коммуникативной направленности.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у таких детей затруднения в общении с окружающими людьми.

Целенаправленное воздействие на их речь приводит к её совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания.

Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате их отработки школьники получают возможность осознавать некоторую лингвистическую информацию, усваивать и применять орфографические  правила и, что особенно важно, более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях.

Реализация принципа коммуникативной направленности предполагает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями. К ним относятся:  ответы на вопросы; чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; ролевые игры и другое. Полученный речевой материал используется для решения лингвистических задач на уроках развития речи (окружающий мир) и чтения.

Принцип единства развития речи и мышления опирается  на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления.

Нарушение интеллектуальной деятельности школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида приводит к неполноценности их речевой практики. В свою очередь, недоразвитие речи задерживает формирование логического мышления, затрудняет устранение недостатков  наглядно-образной и наглядно-действенной его форм.

Формируя речь, мы работаем над обогащением, точностью, выразительностью на любом уровне - будь то слово, предложение или текст. Развитие названных качеств речи положительно влияет на коррекцию недостатков и совершенствование мыслительной деятельности учащихся.

Принцип единства развития речи и мышления  реализуется и с помощью методов и приёмов обучения, активно влияющих на речевую и мыслительную деятельность детей. Прежде всего, это те методы и приёмы, которые составляют суть мыслительных операций. К таковым относятся анализ и синтез, конкретизация и обобщение, сравнение и классификация.

Активное использование методов сравнения, анализа и синтеза положительно влияет на формирование речи и мышления детей.

Принцип повышения языковой и речевой мотивации является не менее значимым.

Реализация данного принципа в учебном процессе обеспечивается содержанием урока русского языка, его структурой, подбором методов, приёмов обучения видов упражнений и поведением учителя.

Поведение педагога на уроке имеет большое значение. Учитель вызывает и направляет интерес учеников, поддерживает его путём поощрения, с помощью отметки, посредством установления в классе доброжелательных отношений. Играя активную роль в организации урока, педагог не ограничивает при этом речевую активность детей.

 Принцип формирования чувства языка и опоры на него тесно связан с предыдущими принципами.

   Воспитание языкового чутья осуществляется  на всех уроках русского языка в младших классах. Специально организуется речевая практика в процессе которой внимание детей сосредотачивается на семантике слова, предложения, на их формально-логических признаках, которые помогают объединять  слова  в  определенные  лексико - грамматические  категории

(названия предмета, действия, признака), на фонетических явлениях ( дом, но дома), на соотнесении грамматической формы слова с реальными логическими отношениями, которые обозначаются этой формой (идет, пойдет, пошел).

   На уроках развития речи учащиеся, рассматривая предмет, называют его форму, цвет, вкусовые качества: яблоко желтое, круглое, сладкое и т.д. Одновременно с уточнением реальных признаков предмета школьники учатся правильно согласовывать названия признаков с названием предмета, отличать сам признак от его названия.  

    На уроках   обучения грамоте (1-й класс), практических упражнений по грамматике (2-4-й классы) задачи выделения языковых единиц, наблюдений за их изменением в различных условиях, правильного употребления их в речи становится ведущим. Выполнение практических грамматических упражнений в младших классах создает речевую базу, на которой начинают зарождаться познавательный интерес к языку и языковое чутьё. В старших классах наличие первоначальных языковых обобщений дает возможность отвлекаться от предметного содержания слов, объективировать  речь, усваивать теоретические законы грамматики. Анализ языкового состава слов, словоформ, предложений в той или иной  степени помогает осознавать способы организации и употребления в речи единиц различных языковых уровней.

Основные направления развития речи.

Развитие устной речи обучающихся процесс сложный и многогранный.

Развитие речи проходит по следующим направлениям:

  1. фразовая речь (формирование и развитие словаря);
  2. словосочетания;
  1. разговорная речь. Диалог;
  1. монологическая речь;
  1. средства выразительного оформления фразы.

Приступая к работе по развитию связной речи, педагог должен четко представлять те трудности, которые характерны для детей с нарушениями речевого развития. Это, прежде всего задержка в формировании фразовой и связной  речи.

А появившаяся фраза, как правило, отличается аграмматичностью, малой распространенностью, стереотипностью конструкций.

У таких детей обычно отсутствует умение вести диалог в силу сложности данной формы речевой деятельности, а также потому, что у этих детей часто нарушено общение. Нарушение общения объясняется разными причинами: либо психической пассивностью (инертность нервных процессов), либо осознанием своего дефекта.

А связная речь не может  быть воспитана сама по себе, без систематических и целенаправленных занятий в школе.

Вывод.

Нарушение речи у школьников специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида распространено. Имеет стойкий характер, оказывает отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка, на эффективность его обучения.

В речевом высказывании отражается представление ребенка о структуре ситуации, понимание смысла ситуации. Для такого ребенка характерна фрагментарность, структурная неоформленность предложений, пропуск главных членов предложения. При поступлении в школу, ребенок пользуется предложениями из двух компонентов (Дождь идет.). По мере обучения, развитие речи учащихся, появляются предложения с 4 – 5 компонентами (На улице идет сильный дождь). Наиболее сложно для них построение сложных предложений и их употребление. В речи дети опускают предлоги или заменяют одни другими. Отмечается нарушение в построении словосочетаний. Наиболее сложной формой речевой деятельности является связная речь. Она формируется на основе диалогической речи, входе ситуативного общения. Пересказ более доступен, чем рассказ, но пропускают важные части рассказа; содержание передают упрощенно. Особенно труден – творческий пересказ. Составление рассказа по серии сюжетных картин легче, чем по одной. Дети почти не пользуются средствами выразительного оформления фразы.

Все вышеперечисленные недостатки в речи должны быть устранены.

Своевременное  и целенаправленное развитие устной речи обучающихся специальных (коррекционных) классов VII-VIII вида способствуют развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"

В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...

Доклад «Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

В коррекционной работе основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся....

Рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса школ VIII вида

В данном материале предоставлена рабочая программа по трудовому обучению для 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида...

Выбор учебно-методического комплекса по предмету "Окружающий мир" в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

В помощь педагогам корреционных учреждений образования предлагается авторский учебно-методический комплекс по предмету "Окружающий мир" в 4 классе....

Конспект урока по трудовому обучению для 3 класса школы VIII вида

Данный конспект будет полезен для педагогов, рааботающих в коррекционных школах....