Типология уроков ФГОС
статья (1 класс) по теме

Типология уроков ФГОС  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_tipologiya_uroka_1_klass_.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Типология уроков в начальной школе (ФГОС)

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

  1. Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  2. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.
  3. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.
  4. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
  6. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

1тип урока - открытия нового знания (ОНЗ).

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания:

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.

7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.

8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.

9. Определить приемы организации и проведения первичного закрепления.

10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.

11. Провести анализ урока по конспекту.

12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта.

Структура урока открытия нового знания.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: мотивировать (организовать самоопределение) учащихся к УД

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

3. Выявление места и причины.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести к выявлению места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

5. Реализация построенного проекта

Цель: реализовать построенный проект

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.

8. Включение в систему знаний повторение.

Цель:

- выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний.

-повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

9. Рефлексия УД на уроке

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.

2тип урока – урок отработки умений и рефлексии.

Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

Эталон может быть представлен в разных видах. Главное,  чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.

Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном.

При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия» нового знания.

Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.

Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению,

Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок.

 Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.

Структура урока может быть такой:

1.Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.

Основной целью является выработка внутренней готовности к коррекционной деятельности.

Для этого требуется:

• создать условия для возникновения потребности включения в деятельность («хочу»);

• актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

 установить тематические рамки и создать основу коррекционных действий («могу»).

2. Этап актуализации и пробного учебного действия.

Основной целью является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

3. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Основной целью является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий

4. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений.

5. Этап реализации построенного проекта.

Основная цель — осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы деятельности.

6. Этап обобщения затруднений во внешней речи.

Основная цель — закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Основная цель — индивидуальная рефлексия и создание (по возможности) ситуации успеха.

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

9. Этап рефлексии деятельности на уроке.

Основной целью является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной деятельности.

Такой видится эффективная структура уроков рефлексии. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач — они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени.

3тип урока – урок – исследования (урок творчества)

Структура урока-исследования может быть следующей:

I. Актуализация знаний.

1.1. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

1.2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

II. Операционно-исполнительский этап.

2.1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации;

б) постановка проблемы исследования;

2.2. Определите темы исследования.

2.3. Формулирование цели исследования.

2.4. Выдвижение гипотезы.

2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.

2.6. Составление плана исследования.

2.7. «Открытие» детьми нового знания. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, лабораторной работы, чтение литературы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Использование материальных или материализованных моделей. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

3.1. Интерпретация полученных данных.

3.2. Вывод по результатам исследовательской работы.

3.3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.

3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

Из данной структуры видно, что исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.

6. Методы контроля и самоконтроля:

  1. устный индивидуальный опрос
  2. фронтальный опрос
  3. письменный контроль, контрольный зачет, программированный контроль;
  4. практические работы;
  5. самоконтроль;
  6. тесты.
  7. постановка задач урока;
  8. просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе;
  9. изложение содержания контрольной или проверочной работы. Задания по объему должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
  10. подведение итогов урока;
  11. работа над ошибками, анализ проводится на следующем уроке;
  12. определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствование знаний и умений.

Опора на личный опыт учащихся:

а) познавательный опыт (знания, умения, навыки);

б)        эмоционально-нравственный опыт, т.е. опыт пережитых чувств.

  1. Развитие у учащихся учебных приемов. Для этого необходимо:        
  1. обращать внимание учащихся на приемы и способы работы;
  2. рассматривать если способы и приемы работы

дать образец выполнения того приема или умения, которым нужно вооружить учащихся;

  1. упражнять учащихся в применении формулируемого приема или способа;
  2. требовать от них отчета о выполнении того или иного приема.

  1. Осуществление контроля за учебной деятельностью – это все виды проверки (предварительная, текущая, итоговая), ее функции (контролирующая, воспитывающая, обучающая, развивающая и актуализирующая имеющиеся знания, умения, навыки); соблюдать дидактические требования (всесторонность систематичность, дифферецированность).

Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе:

- наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

- использование проблемных творческих заданий;

- применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

- отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

- при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

В системно – деятельностном  обучении ребенку отводиться роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

  1. целеполагание
  2. планирование
  3. организация
  4. реализация целей
  5. анализ результатов деятельности.

В деятельности целеполагания воспитывается:

  1. свобода
  2. целеустремленность
  3. достоинство
  4. честь
  5. гордость
  6. самостоятельность

При планировании воспитывается:

  1. самостоятельность
  2. воля
  3. творчество
  4. созидание
  5. инициатива
  6. организованность

На этапе реализации целей:

  1. трудолюбие
  2. воля
  3. мастерство
  4. исполнительность
  5. дисциплинированность
  6. активность

На этапе анализа, формируются:

  1. отношения
  2. честность
  3. критерии оценки
  4. совесть
  5. ответственность, долг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типология уроков по ФГОС НОО

В связи с началом работы в рамках ФГОС НОО возникла необходимость чёткой типологии уроков в рамках системно-деятельностного обучения. В материале представлена данная типология уроков, в которых главна...

Доклад на тему "Типология уроков по ФГОС"

Доклад на тему "Типология уроков по ФГОС"...

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....

Типология уроков по ФГОС

Типология уроков по ФГОС...

Типология уроков в начальной школе (ФГОС)

Типология уроков в начальной школе (ФГОС)Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников....

Типология уроков (ФГОС)

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников....