Методический доклад: Масленица
материал (1 класс) по теме

Сливкова Галина Борисовна

На уроках "Слушание музыки" мы беседум с детьми о празднике, поём масленичные песни в хороводе или с движениями, с шумовыми детскими инструментами. Во втором и третьем классе ребята ещё и записывают названия каждого дня праздника и могут по своему объяснить  смысл прощённого воскресения. Я бережно храню детские рисунки по разным праздникам и всегда показываю их на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_doklad_maslenica.docx15.27 КБ

Предварительный просмотр:

«МАСЛЕНИЦА»

ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК

Цели:

  1. Раскрытие христианского понимания смысла масленичной недели в годовом укладе жизни, как подготовки к вступлению в Великий пост.

  1. Приобщение к поэтике русской, музыкальной, календарной традиции, раскрытие её воспитательных возможностей, начальное освоение пения и танцевальной пластики.

  1. Содействие организации совместной  деятельности детей и родителей, развитие способности продуктивного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.

Вот – вот солнце завершит свой круг и начнёт разгораться в весеннем равноденствии, а зима не хочет сдаваться, мороз ещё кусает, холод – стужу напускает, снег на землю трясёт, да всёж «как не мети метелица – всё весной повеет».

На Масленицу, по народной примете, зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка, со своего хотенья только потеет.

Встречают Масленицу в феврале или начале марта, а уж февраль солнце на лето поворотит, рассечёт зиму пополам, сам слывёт бокогреем, да таким, что медведю в берлоге бок греет.

И всё же как зима ни даёт отчаянный бой выезжающей на солнечных лучах молодой весне, после этих дней старая зима наутёк торопится, избегая весны. Вот и день подрастает всё заметнее, стоят оттепели, с крыш льёт капель. Всё ликует на земле, чувствуя приближение весны.

Поэтому с незапамятных пор слывёт Масленица самым весёлым, разгульным, предвесенним праздником. Ожидая добрый урожай, труженик – земледелец начинал готовиться к предстоящим полевым работам.

Празднуя Масленицу, он как бы способствовал весеннему и летнему плодородию земли, приближал весну и отодвигал в прошлое зиму, устраивал ей проводы.

На Масленицу было принято особенно широко веселиться и пировать, вот и прозвали её: «широкая, весёлая, честная, затейливая, сырная».

На Масленицу – необычайные пиршества, изобилие всяческих яств, всевозможные весёлые развлечения, всё это символизировало благополучие, которое мог принести с собой будущий богатый урожай. К традиционным обычаям относилось приготовление и поедание блинов, форма которых была как бы символическим «знаком» солнца, а так же традиционное катание на лошадях – вокруг деревень.

Масленица продолжалась целую неделю. Встреча её проходила в понедельник. С первой зарёй строили снежные горы, забирались на них, пели масленичные песни и кричали:

              «Душа ль ты наша Масленица, перепелиные косточки, бумажное тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости на широкий двор, на горох кататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться, умом повеселиться, речью насладиться! Приезжай к нам на семидесяти семи санях козырных, на лошадках вороных – к нам не пир пировать, а блины поедать! Слава тебе, барыня Масленица! Слава тебе!»

Вторник - второй день Масленицы, звался «заигрышным». В этот день начинали собираться игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катание с ледяных гор, воздвигались снежные городки.

Среда – «лакомка», в этот день лакомились масленичными яствами. А детвора обходила дворы, и за исполнение масленичных песен получали от хозяев блины.

Четверг  - слыл разгульным и назывался «широкий четверг», или «разгуляй – четвертог», на него жгли масленичные костры.

Пятница и Суббота были «гостевыми днями» и посвящались хождению по родне.

Воскресение – последний день Масленицы – проходил как обычай «Проводы зимы» - сжигалось соломенное чучело, а главное прощёное воскресение – «Прощение друг, у друга испросив, в Великий пост вступим».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники

Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...

Методический доклад: Масленица

На уроках "Слушание музыки" мы беседум с детьми о празднике, поём масленичные песни в хороводе или с движениями, с шумовыми детскими инструментами. Во втором и третьем классе ребята ещё и записывают н...

Методическая разработка "Масленица".

Разработка поможет структурировать и провести подобное мероприятие с 1-го по 4-ый класс начальной школы....

Методический доклад по предмету "Слушание музыки"

На уроках по предмету "Слушание музыки" для 1 класса можно рассказать музыкальную сказку. В этой сказке в стихах рассказывается о нотах, длительностях, жанрах музыки, о музыкальных знаках, о музыкальн...

Методический доклад на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - возраст спокойного и равномерного физического развития...

Методическая разработка «МАСЛЕНИЦА».

Методическая разработка «МАСЛЕНИЦА»....