Методический доклад по предмету "Слушание музыки"
статья по музыке (1 класс) на тему

Сливкова Галина Борисовна

На уроках по предмету "Слушание музыки" для 1 класса можно рассказать музыкальную сказку. В этой сказке в стихах рассказывается о нотах, длительностях, жанрах музыки, о музыкальных знаках, о музыкальных инструментах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._doklad_muz_korolevstvo.docx40.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Методический доклад по сборнику М.Ф. Червоная

«Музыкальное королевство»

Есть на сказочной планете

Королевство дивное!

Музыкальное оно,

Сказочно красивое!

     Этими словами начинается книга «Музыкальное королевство», которое послужит прекрасным дополнением к занятиям по сольфеджио и слушание музыки. На первой странице, которой в стихах рассказывается о музыкальной грамоте, темы, которые проходят на уроках сольфеджио уже с первого класса. Книга написана в жанре сказки, действующие лица которой – музыкальные знаки и инструменты. Автор стремится раскрыть тайны удивительного мира музыки и делает это легко, непринуждённо, изобретательно. Рассказывая в стихотворной форме о том, кто сочиняет музыку, и кто её исполняет, представляя все инструменты симфонического оркестра и основные жанры музыки – песню, танец, марш. Книга проиллюстрирована рисунками для раскрашивания, нотным материалом.

      Автор книги открывает всем желающим путь к познанию Музыки. И делает это талантливо, мастерски, вдохновенно. Перед нами настоящее чудо творчества, где автор прекрасно знает,  ЧТО и КАК сказать детям. Нас покоряют открытые, радостные эмоции. Что сродни детскому темпераменту, знания ребяческой фантазии и причудливого детского мышления. Мы слышим не просто голос рассказчика, но голос друга. С удивительной тонкостью сочетается в этой книги «Умная беседа» и фантазия. Автора вдохновляли три феи: музыка, воображение и интуиция. Музыканту и педагогу пригодилось умение говорить образно и кратко, а ещё – способность «Очеловечивать» любимые звуки и даже инструменты. Герои книги спорят, шутят, ворчат. Они прихорашиваются и наряжаются, «вопят в унисон» и посмеиваются.

   Персонажи хвастаются друг перед дружкой, стараясь выяснить, кто из них важнее и нужнее, кто способен сочинить «Музыку чудесную». И тут оказалось, что обитатели королевства очень важны для музыки. И воцарился мир:

Только если мы все вместе,

Можно музыку писать.

      Вместе с чудесной книгой радость ожидания чуда пришла и к нам. Только, собираясь на концерт, вспомните секрет, который открыл нам Маленький принц из сказки Экзюпери. «… он очень прост: зорко одно лишь

сердце. Самого главного глазами не увидишь». Давайте же и мы подготовим свои сердца для встречи с прекрасной Музыкой. Праздник продолжается.

КТО  ЖИВЁТ  В  МУЗЫКАЛЬНОМ  КОРОЛЕВСТВЕ

Есть на сказочной планете

Королевство дивное!

Музыкальное оно,

Сказочно-красивое!

Много жителей там разных

Чересчур забавных

И талантливых на редкость,

Очень музыкальных:

Нотный стан (линеек ряд)

И добавочных отряд;

Нотки (славные трещотки),

Штиль и хвостик возле нотки;

Три регистра - три министра,

Темп (то медленно, то быстро...);

Два ключа - дуэт отличный:

Ключ басовый, ключ скрипичный;

Три значка совсем особых,

Друг на дружку непохожих:

знак диез (звук повышает),

знак бемоль (звук понижает)

И бекар (всё отменяет

И на место возвращает);

Лига (всё соединяет)

И реприза (повторяет);

Точка (нотку удлиняет),

Пауз ряд (молчать заставит);

Бесконечная фермата

И черта в начале такта;

Лад мажорный (звонкий, шустрый),

Лад минорный (тихий, грустный);

При ключе размер живёт

(Всем известный счетовод).

А рассказчик - это я!

Так начнём читать, друзья!

Читая дальше стихи из книги на уроке слушание музыки в первом классе, я останавливаюсь в нужном месте и задаю вопросы учащимся, например:

В этом славном королевстве                  Сочинить они решили

Уж который год подряд                             Музыку чудесную,

Праздник музыки устроить                    Чтобы жизнь свою украсить,

Все хотят: и стар, и млад.                       Сделать интересную.

Вопрос: Кто сочиняет музыку? (Я показываю ноты)

Ответ:    Композитор.

Вопрос: А что ему для сочинения музыки необходимо?

Продолжаю читать стихи:

Сразу НОТКИ оживились                           «Вот мы, нотки, нотки, нотки

И давай себя хвалить                                 Звонкие,  весёлые?

И друг дружкой восхищаться                 Точки, точки мы, кружочки

Про талант свой говорить                     Белые и чёрные!

     На уроке мы пропеваем попевку (Андрей-Воробей, Скок-поскок). Ребята сразу замечают, что звуки бывают длинными и короткими. Так мы подходим к теме «Длительности».  Далее прочитываются стихи:

Мы восьмушки, четвертушки                  И назвали нас красиво:

Половинки, целые …                                     ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ

Мы подружки хохотушки,                         Чтоб названия запомнить.

Умные и смелые                                             Нужно вслух произнести.

     Когда выучили на слуг попевки, по теме «Музыкальные шаги», можно знакомиться с написанием их на нотном стане. Простые попевки мы поём уже по нотам. Стихи продолжаются:

Тут же хвостики и штили                       Вот я, ШТИЛЬ, стою при нотке -

В унисон давай вопить:                             Палочка прямая

Нотки, вы про нас забыли                        Обойдётся ль без меня

А без нас вам не прожить.                        Длительность какая

Только целая, пожалуй,

Может обходиться

Остальным же ноткам я

Должен пригодиться.

ХВОСТИК тоже встрепенулся               « А я хвостик-шалунишка!

И напомнить всем решил,                       Без меня восьмушек нет

Как он важен, как он нужен,                   И шестнадцатых не встретишь …

Как изысканно красив:                              Есть во мне один секрет:

Справа я всегда от штиля

«Загибуленкой» пишусь.

Озорной я, симпатичный

И всегда собой горжусь!»

     Вот в такой интересной игре мы подошли к понятию Ритм. С этим  понятием учащиеся будут постоянно встречаться на всех уроках в музыкальной школе. Следующая тема «Знаки альтерации».

 Похвалится захотелось                         «Я – ДИЕЗ! Хочу - повышу

Знакам альтерации                                  Звук любой на полутон

Всех  ДИЕЗ опередил                                   Изменю ему звучание.

И давай-ка хвастаться:                           В повышенье я силён!

И БЕМОЛЬ со мною в паре.

Он понизить может звук.

Мы для нот необходимы!»

Тут БЕКАР воскликнул вдруг:

«Возмущён я! Как вы, знаки,                    Если будете и дальше

Про меня могли забыть?                         Также хвастаться друзья

Я – БЕКАР! И мне нетрудно                     Все диезы и бемоли

Хвастунишек проучить!                           Отменю мгновенно я!»

    По слушанию музыки в первом классе мы проходим тему «Музыкальные интонации». Слушаем, например «Болезнь куклы» П.И. Чайковского. И определяем в мелодии интонации вздохов – это М.2, (полутон).  И в нотной записи учащиеся знакомятся со знаками альтерации. Следующая тема – «Регистры»:

ТРИ РЕГИСТРА – три министра.

Стали важно говорить

«Надо срочно в королевстве

Нам порядок наводить

Нотки музыку решили

Непременно сочинить

Но сначала по регистрам

Нужно их распределить.

Ну-ка, ноты, разберитесь,

Для кого регистр какой!

Есть высокий, средний, низкий,

Но для каждой ноты – свой.

К своему регистру быстро

По порядку … становись!»

Нотки тут же подчинились

И вприпрыжку понеслись.

     На уроках слушания музыки мы определяем регистры как одно из важных музыкально-выразительных средств. И слушаем в первом классе сначала простые примеры: медведь ходит – низкий регистр, мы поём в среднем регистре, птичка поёт – высокий регистр. А затем, прослушав «Марш Черномора», дети определяют сразу два регистра: низкий и высокий.

    Далее в стихах упоминаются «Три сестрицы – Лига, Точка и Фермата – знаки музыкальные», которые изучают на уроках сольфеджио и по специальности. Следующая тема – «Размер»:

Тут размер сказал в сердцах:

«Как вы любите себя!

Дела нету никакого,

Всё одна лишь болтовня!

Вы пример с меня берите –

Я известный счетовод!

Одному лишь мне известно,

Сколько в каждом такте нот.

Кто стоит в начале пьесы

В виде дроби? Это я!

Ни одно произведенье

Не начнётся без меня!

Кто помощник дирижёра?                        Так что, ноты мой совет вам:

Без кого он как без рук?                              Обо мне не забывать!

Без меня, друзья, представьте!             А иначе откажусь я

Я его ближайший друг.                              В каждом такте вас считать!»

По слушанию музыки уже в первой четверти даётся понятие размера в связи с прослушиванием танцев: «Полька веселая» 2/4, вальс плавный 3/4, чёткий марш 2/4 или 4/4. И тут же я читаю стихи и превращая их в загадки:

Наконец настало время

Композитора встречать.

(Ждал Маэстро вдохновенья,

Чтобы музыку писать.)

В музыкальном королевстве

Очень рады мы ему.

Он окинул взглядом знаки:

«А ладов нет почему?

Мы должны мажор с минором

Непременно пригласить.

Без ладов таких прекрасных

Нам, друзья, не обойтись.

А пока мажор с минором

Будем вместе ожидать,

О ладах бы мне хотелось

Вам немножко рассказать.

Лад мажорный – светлый, звонкий,

А минор – печаль, тоска.

Рядом в музыке повсюду

Симпатичных два дружка».

  На уроках слушание музыки с первого класса мы определяем лад в музыке, характер, жанр.

А теперь друзья давайте                        В детстве каждому ребёнку

Мы решим, что сочинять:                      «Баю-баюшки» поют.

Песню, марш. А может танец!              Эту ласковую песню

Что хотите услыхать?                            Колыбельною зовут.

    На уроках мы много говорим о русской народной песни, и о колыбельной тоже, как о виде русской народной песни, и как о спокойном характере музыки.   Мы слушаем колыбельную, поём со словами и сольфеджио на терцовый мотив. И сочиняем мелодию на заданные слова. Учащимся уже пригодятся знания о написании нот, размера, длительностей, тактах, тактовых чертах, а в дальнейшем музыкальных фразах и куплетах. Читая дальше стихи, я молчу на словах «Колыбельная» и жду, что ребята сами догадаются и произнесут это слово. Получается такая занимательная игра.

«Колыбельную запишем, –

Композитор так решил. –

Песня ласковая очень.

Как красив её мотив!

 Вот когда помочь должны мне

Нотки, хвостики, ключи,

Штили, чёрточки, репризы

И регистры-силачи.

Лиги, точки и ферматы,

Темп, размер и пауз ряд,

И диезы, и бемоли,

И линейки все подряд!»

Напевая тихо песню,

Композитор записал

Ноты, темп, размер, нюансы

И торжественно сказал:

«Что ж, мелодия готова,

А стихов красивых нет.

Надо чтоб для колыбельной (дети говорят хором)

Написал слова поэт».

И поэта попросили

Чтоб стихи он сочинил,

Чтоб они красивы были

И ложились на мотив.

А пока для колыбельной (хором)

Сочинял стихи поэт,

Композитор наш придумал

К песне аккомпанемент.

Вот и песня получилась!

Как слова в ней хороши!

Знаменитую певицу

Пригласить теперь должны.

    Затем мы на уроках слушания музыки поём и слушаем колыбельную (по выбору педагога) и показываем плавными движениями рук характер музыки. Так же и проходит знакомство и с полькой.

Вы представьте светлый праздник

Веселятся все вокруг,

Песни звонко распевают

И для танца встали в круг.

Как легко танцуют пары,

Каблучками в такт стучат.

Это – полька, славный танец

Для девчонок и ребят!

А теперь решил и польку

Композитор записать.

"Знаки, я на вас надеюсь,

Вы должны мне помогать!

Здесь коротким ноткам место,

В польке очень много их.

До мажор – тональность польки,

Нет в ней знаков ключевых".

Тут диезы и бемоли,

Услыхав про До мажор,

Возмутились, разозлились

И вступили в разговор:

"Нам не очень-то приятно  

В стороне от всех стоять.

Мы участие хотели б

В польке тоже принимать".

Их Маэстро успокоил:

«Не волнуйтесь вы, друзья!

И для вас найдётся дело –

Обойтись без вас нельзя.

Вам случайными придётся

Возле ноток постоять,

И в том такте, где вас встретим,

Обещаем исполнять".

И диезы и бемоли

Улыбнулись от души:

"Как прекрасно быть всем вместе!

Как же встречи хороши!"

   Так  же и проходит знакомство и с вальсом. Я читаю следующие строки:

Вспоминается мне часто

Зал роскошный, светский бал

Вальс, изящный, лёгкий, плавный

При свечах оркестр играл

Изумительные вальсы

Миру Штраус подарил

А Шопен, Чайковский, Шуберт

Имена их знает мир

      Учащиеся слушают различные вальсы и узнают, что есть просто жанр вальса, а есть жанр вальс – песня. А также в музыке могут проявляются черты танцевальности. На уроках учащиеся узнают, что вальсы звучат в опере и балете. Мы слушаем Вальс из оперы «Евгений Онегин», «Вальс цветов» и «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»  П.И. Чайковского.

    На следующем уроке я прочитываю стихи в виде загадки:

«А сейчас мы вальс запишем.

Он особенный такой:

Ностальгический и грустный,

Будоражащий покой.

Композитор сел к роялю.

Все послушать собрались

Как задумчиво и нежно

Звуки  вальса полились.

Следующая тема – Марш. На уроках мы слушаем марши , определяем размер , характер, узнаём виды маршей – где и какие марши звучат.

… я хотел бы рассказать

Вам о марше, под который

Так легко всегда шагать.

Вот под марш идут солдаты

Вот спортсменов целый ряд

Это марш им помогает,

Что бы все шагали в такт»

На следующем уроке мы играем в игру, я прочитываю следующие строки:

Вот теперь приступим к маршу

В нём особенность одна:

Ритм пунктирный, очень чёткий –

Нота с точкой мне нужна

Темп не быстрый, чтобы в ногу

Вместе все могли шагать

           Марш торжественный и бодрый

Запишу его в тетрадь.

    На уроке я играю и пою со словами, пьесу  «Марш», который находится в этом сборнике. Следующая тема – «Композитор, Музыкант, Поэт».

Время быстро пролетело

Композитор сочинил

Марш весёлый, вальс и песню

Польку тоже не забыл.

Что ж, мелодия готова,

А стихов красивых нет.

Надо, чтоб для колыбельной

Написал слова поэт.

КТО  БУДЕТ  ИСПОЛНЯТЬ  МУЗЫКУ НА  ПРАЗДНИКЕ.

      Читая следующие строки, мы вслушиваемся, какие гимны песни и поэмы звучат в честь героев симфонического  оркестра! Мы словно слышим и пение скрипки, и мягкий сочный голос виолончели, и мощные аккорды рояля, и утончённое звучание красавицы-арфы. С предельной точностью автор «Обрисовывает» внешний вид каждого инструмента и повествует о его исполнительских возможностях. Трудно представить, как такая обширная информация умещается на нескольких страницах поэтического текста. Сколько, например, приводится названия инструментов, родственных гобою и известных в разных странах! Как прелестны истории флейты и кларнета? А какие эмоционально яркие описания тембров каждого инструмента, сколько примеров использования их разными музыкантами! Автор словно приподнимает занавес и раскрывает тайны музыки времён «Давно минувших» и наших дней. Вместе с героями мы то танцуем на балу, то шагаем вместе с военным оркестром, то в концертном зале восхищаемся малым барабаном – главным исполнителем «Болеро» Равеля.

Инструменты получили

Приглашенье на концерт.

Тут же выяснить решили,

Все поедут или нет.

И возник меж ними спор,

Кто же музыкальнее,

Кто талантливей, достойней

И оригинальнее.

В спор вступили духовые.

Голос ФЛЕЙТЫ зазвучал:

«Я волшебная такая,

Сам Бог Пан меня создал!

Как любил играть на флейте

Покровитель пастухов

И охотников отважных,

 Бог лесов, полей, лугов!

     На уроке учащиеся слушают легенду «Состязание Аполлона и Пана».

    Богом природы, лесов и пастбищ был Пан. По преданию, он родился с козлиными ножками, и мать, взглянув на младенца, в ужасе обратилась в бегство. Но отец обрадовался рождению сына и отнёс его на светлый Олимп. Боги-олимпийцы громко смеялись, глядя на Пана. Пан не захотел оставаться на Олимпе и ушёл в тенистые зелёные леса. Там он пас стада и играл на свирели. Как гласит легенда, именно он изобрёл свирель, выреза её из тростника.

Изображение Пана в скульптуре и живописи сохраняют нам облик козлоногого бога со свирелью в руке (её называют флейтой Пана). Старец некрасив, но он добродушно улыбается. Пан и страшен, и смешон. (Люди, видевшие Пана, спасались от него бегством. Отсюда и родилось слово «паника», то есть безумный страх.)

… Пан так гордился своей игрой на свирели, что вызвал на состязание самого Аполлона. В пурпурном плаще, с золотой кифарой, увенчанный лавровым венком, явился златокудрый Аполлон.

Начал состязание Пан. Раздался весёлый и простой пастушный наигрыш, такой же простодушный, как и сам Пан. Затем Аполлон ударил по струнам своей золотой кифары, и полились величавые звуки гимна. Затихло всё, смолкли птицы, замерли люди, слушая дивную мелодию. Отзвучал величавый гимн, но никто не смел нарушить священную тишину…

  Все признали победу Аполлона в этом состязании.

         Далее в сборнике рассказывается обо всех инструментах симфонического оркестра. И заканчивается эта удивительная сказка очень празднично:

Всем на праздник музыкальный

Очень хочется попасть,

Чтобы музыку услышать,

Насладиться ею всласть.

Сколько славных музыкантов

Можно будет услыхать!

Восхищаясь исполненьем,

Станет зал рукоплескать!

Дирижёр в концертном фраке

Ловко палочкой взмахнёт

И весёлым, бодрым маршем

Праздник музыки начнёт!

И звучаньем восторгаясь,

Затаит дыханье зал…

Каждый житель королевства

О таком всю жизнь мечтал!

Будет вечером гулянье

В старом парке над рекой.

Будут танцы, песни, шутки,

Фейерверк, салют цветной!

Всё для праздника готово.

Зажигать пора огни!..

Королевство предвкушает

Эти праздничные дни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад: Школьные праздники - фольклорные праздники

Наша задача, чтобы дети постепенно входили в богатый мир народной культуры, осваивали певческое искусство, учились красиво водить хороводы и разыгрывать содержание песен. Дети любят играть в народные ...

Методический доклад: Масленица

На уроках "Слушание музыки" мы беседум с детьми о празднике, поём масленичные песни в хороводе или с движениями, с шумовыми детскими инструментами. Во втором и третьем классе ребята ещё и записывают н...

Методический доклад: Масленица

На уроках "Слушание музыки" мы беседум с детьми о празднике, поём масленичные песни в хороводе или с движениями, с шумовыми детскими инструментами. Во втором и третьем классе ребята ещё и записывают н...

Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"

Методический материал к уроку музыки во 2 классе "Картинки с выставки"...

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи"

Методический материал к уроку музыки в 3 классе "Образ матери в музыке, поэзии и живописи". Урок по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой в теме: "О России петь-что стремиться в храм"...

Методический доклад на тему: «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - возраст спокойного и равномерного физического развития...

Методическая разработка к уроку музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"

Данная презентация предназначена для использования в ходе урока музыки на тему "Образ матери в музыке, литературе и изобразительном искусстве"...