конспект "Изготовление моделей судов"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Улемнова Ирина Владимировна

Изготовление моделей судов из картона (модель парохода и буксира)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с чертежами. Приёмы изготовления моделей судов из картона. Приёмы получения разверток.

Тип занятия: комбинированный.

Изделия: модель буксира, модель парохода.

Цели:

Приобщать детей к занятиям начально-техническим  моделированием.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно изготавливать модели судов по чертежам.

2. Расширять знания о чертежах и условных линиях чертежа.

3. Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей) и приёмы владения инструментами (ножницы, линейка).

4. Развивать умение анализировать образцы игрушек; подбирать необходимый материал для их изготовления.

5. Развивать глазомер, мелкую моторику рук и точность.

6. Воспитывать у детей аккуратность, внимательность, организованность, эстетический вкус.

Форма обучения: учебное занятие.

Методы обучения:

Словесные: беседа, объяснение, художественное слово.

Наглядные: демонстрация готовых образцов, демонстрация чертежей.

Практические: показ способов изготовления деталей моделей судов: буксира, парохода.

Возраст детей: 10-12 лет.

Материалы и инструменты:

- цветной картон, цветная бумага;

- клей ПВА, кисть для клея;

- ножницы, линейки.

Дидактические материалы:

- чертежи;

- образцы моделей судов: буксира, парохода;

- плакат (ТБ при работе с ножницами);

- магнитофон и кассеты.

Хронометраж учебного занятия:

Организационный момент                                                                          - 2 минуты

Теория (постановка целей и задач)                                                            - 5 минут

Практическая работа (описание действий, объяснение)                         - 30 минут

Выставка работ                                                                                            - 5 минут

Итог работы                                                                                                 - 3 минуты

План-конспект занятия.

План занятия:

1. Вводная часть: Организационный момент, приветствие, тема занятия.

2. Основная часть: Изготовление моделей судов: буксира, парохода. Оформление изделий.

3. Заключительная часть: Подведение итогов занятия.


Конспект занятия:

1. Вводная часть.

Педагог: Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас здесь, в Центре детского технического творчества на «Слёте юных техников».

Педагог: Вы находитесь в секции «Конструирование». Для начала давайте с вами познакомимся. Меня зовут Ирина Владимировна. Ребята, у вас на столах стоят фигурки матросов. Напишите на них свои имена. Так я узнаю, как вас зовут. Ну вот и познакомились?

Педагог: Ребята, я думаю, что вы все посетили выставку, которая расположена в актовом зале. На этой выставке широко представлены различные модели машин, самолётов, судов, космических спутников и другие экспонаты. Наверное многие из вас являются участниками конкурсов. Есть такие среди вас?

Дети: … отвечают.

Педагог: Хорошо. Одна из тем выставки: «Судомоделирование». Это близкая для нас тема. Мы живем в городе Выкса. А на территории Выксунского района протекает один из крупных притоков Волги. Какой это приток?

Дети: Ока.

Педагог: Правильно. А через какие деревни и села протекает Ока?

Дети: Рабочий посёлок «Шиморское», «Досчатое».

Педагог: Хорошо. Ребята, а в каком рабочем посёлке  есть завод, в котором строят и ремонтируют суда?

Дети: «Шиморское».

Педагог: Молодцы! Ребята, а сейчас я познакомлю вас с историей возникновения судов.

Педагог: Ещё в глубокой древности люди искали средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Вначале это было обычное бревно, затем несколько стволов связали вместе, так получился плот. На плотах можно было совершать дальние путешествия. Используются они и в наши дни.

Самыми первыми судами были лодки, выдолбленные из отдельного ствола дерева. Для передвижения использовали шест.

Постепенно эти плавающие средства совершенствовались, лодки увеличивались в размерах, появились надстройки, шест заменили вёслами.

Позднее стали строить различные типы судов: каравеллы, фрегаты, шлюпки.

Первый пароход был построен в 1803 году. Решающий вклад в создание военно-морского флота внес Петр I, лично принимавший участие в проектировании и строительстве кораблей.

Педагог: Ребята, есть суда пассажирские, грузовые, научные, промысловые и другие. Среди пассажирских судов выделяются: теплоходы, пароходы, катера. Среди грузовых – сухогрузные (баржи) и наливные (танкеры)

Есть суда технического назначения: буксиры, ледоколы, пожарные. Есть большая группа спортивный судов: байдарки, яхты, катамараны.

Корабли военно-морского флота предназначены для ведения боя с кораблями противника. Среди военных кораблей есть и авианосцы, крейсеры-броневики, линкоры и другие. Есть также подводные корабли-лодки, способные плавать под водой до 90 суток.

Педагог: Ребята, а вы хотели бы сегодня на занятии изготовить модели судов?

Дети: … отвечают.

Педагог: Я предлагаю сейчас открыть судостроительный завод. Я директор, приглашаю вас в рабочие. Сегодня на нашем заводе вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модели следующих судов: пароход и буксир.

А я – директор завода обещаю: всем кто сконструирует любое из этих судов, выдать значок «Мастер» или «Лучший мастер».

(Педагог показывает значки)

Педагог: Итак, рабочий день на нашем заводе начинается.

2. Основная часть.

Анализ изделия:

Педагог: Ребята, перед вами образцы моделей судов: буксир и пароход.

(Педагог называет и показывает детям каждую модель)

Педагог: А теперь давайте расскажем об этих судах. Из каких основных частей состоит пароход?

Дети: Корпус, палуба, рубка, трубы, иллюминаторы, двери.

Педагог: Правильно. А из каких основных частей состоит буксир?

Дети: Корпус, палуба, рубка, мачта, иллюминаторы, двери, труба.

Педагог: Молодцы. Ребята, что общего у этих судов?

Дети: И у парохода, и у буксира есть корпус, рубка, трубы, иллюминаторы, двери.

Педагог: Хорошо. А чем эти суда отличаются друг от друга?

Дети: У них разная форма корпуса: у парохода – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) – прямая; у буксира – передняя часть (нос) – острая, а задняя часть (корма) - закруглённая.

У парохода и буксира разные по форме рубки. У буксира есть мачта с флагом и буксирный гак.

Педагог: Правильно. Ребята, обратите внимание, из какого материала сделаны модели судов?

Дети: Из картона и бумаги.

Педагог:  Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?

Дети: Цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, линейка.

Педагог: Молодцы. Теперь давайте вспомним основные правила работы с инструментами. Кто из вас напомнит правила обращения с ножницами?

Дети:

1. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.

2. Передавать ножницы нужно кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

3. Не размахивать ножницами – чтобы не поранить соседа.

Педагог: Правильно.

План работы:

Педагог: Ребята, изготовить модели судов нам помогут вот такие чертежи.

Педагог: Обратите внимание на чертеж модели парохода.

(Педагог показывает на доску, на которой прикреплены чертёж модели парохода, нарисованный на ватмане в крупном плане)

Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса парохода, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для труб – большой и маленькой.

Педагог: А сейчас обратите внимание на чертёж модели буксира.

(Педагог показывает на доску, на которой прикреплен чертёж модели буксира, нарисованный на ватмане в крупном плане)

Педагог: Посмотрите, это развертка для изготовления корпуса буксира, это развертка для палубы, это развертка для рубки, а это для мачты и трубы.

Педагог: Ребята, давайте разберемся в чертежах.

Педагог: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать.

Есть длинные сплошные линии   _____________

(Педагог показывает)

Педагог: Что по ним нужно делать?

Дети: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать.

Педагог: Правильно. А вот такие линии  _  _  _  _  _  _  _  _  как называются?

(Педагог показывает)

Дети: Пунктирными.

Педагог: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать?

Дети: По ним нужно сгибать.

Педагог: Молодцы! Ребята, но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления моделей судов нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить?

Дети: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка».

Педагог: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно.

Педагог: Ребята, кто сможет рассказать и показать, как выполнить рицовку.

Дети: Для этого прикладываем линейку к пунктирным линиям и несильно проводим вдоль по линейке кончиками остриёв ножниц для того, чтобы по этой линии было удобнее сгибать картон.

(Ребёнок показывает на доске способ выполнения рицовки)

Педагог: Хорошо. Однако эта операция требует много внимания. Стоит хотя бы немного поторопиться, как очень глубокая царапина прорежет картон насквозь.

Педагог: Ребята, давайте вместе определим ход работы. С чего начнем изготовление любой из этих моделей?

Дети: Сначала по пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках.

Педагог: Правильно. А что потом?

Дети: Вырежем все развертки.

Педагог: Хорошо. А что будем делать далее?

Дети: Склеим развертки корпуса.

(Педагог показывает детям: корпус парохода и буксира в сборе)

Педагог: Правильно. Обратите внимание, клапаны приклеиваем вовнутрь. На чертежах клапаны обозначены штриховкой.

(Педагог показывает)

Педагог: Ребята, а что будем делать теперь?

Дети: Займемся изготовлением палубы. Нужно приклеить её на корпус.

Педагог: Хорошо. Только приклеиваем палубы на корпус начинается с носа: клапанами, отогнутыми вниз. Затем приклеивается к клапанам сначала на одном борту, потом на другом, и в последнюю очередь приклеивается к корме.

Педагог: Ребята, а что будем делать далее?

Дети: Следующей изготавливается рубка моделей судов. Затем приклеим рубку к корпусу сверху.

Педагог: Ну вот, модели почти готовы. Что ещё осталось сделать?

Дети: На готовую рубку наклеиваем: для парохода – 2 трубы: большую и маленькую, а для буксира – мачту с флагом, трубу, буксирный гак.

Педагог: Ребята, не забудьте наклеить на рубку иллюминаторы, двери, якорь. Как их изготовить?

Дети: Эти детали надо вырезать из бумаги по шаблону и приклеить на рубку.

Педагог: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам сконструировать любую из этих моделей: или буксир, или пароход.

Педагог: Нашем заводе есть два цеха. В этот цех я приглашаю рабочих, которые хотели бы изготовить модель парохода, а в этот цех, рабочих которые хотели бы изготовить модель буксира.

Педагог: Это интересная работа, но одновременно требующая от вас терпения, внимательности, точности.

Практическая работа.

Педагог: Ребята, а сейчас приступаем к работе. (Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).

(Включить магнитофон с детскими песенками, через 20 минут от начала  занятия физкультминутка):

Физкультминутка:

От огромного причала

Оттолкнулся теплоход (встают из-за столов)

Он назад шагнул сначала,(делают шаг назад)

А потом шагнул вперед.(делают шаг вперед)

И поплыл, поплыл по речке (волнообразные движения руками)

Набирая полный ход (ходьба на месте).

Педагог: Продолжаем самостоятельную работу.

3. Заключительная часть.

Педагог: Ребята, рабочий день на нашем заводе подошёл к концу. Спускаем свои модели судов на воду.

(Дети ставят модели судов на стол, покрытый голубой тканью)

Педагог: Я рада, что всё у вас получилось. Молодцы!

Педагог: Ребята, что вы сегодня выполняли на занятии?

Дети: Модели судов: буксир, пароход.

Педагог: А чему вы научились на  занятии?

Дети: Научились по чертежу делать различные суда.

Педагог: Да, сегодня мы познакомились с чертежами моделей судов: буксира и парохода. Как мы их прочитали?

Дети: Пользуясь условными обозначениями.

Педагог: Что это за жирная линия?

(Педагог показывает на чертеже сплошную линию)

Дети: Сплошная линия.

Педагог: Что мы по ней делаем?

Дети: Вырезаем.

Педагог: А эта линия – тире, тире?

Дети: Линия сгиба. По ней складываем.

Педагог: Молодцы ребята! Разобрались с условными обозначениями. Все справились с работой.

Педагог: Вам самим понравились ваши модели?

Дети: … отвечают.

Педагог: Вам понравилось заниматься техническим творчеством?

Дети: … отвечают.

Педагог: А сейчас пора подводить итоги.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам выступить в качестве жюри. Каждый будет оценивать свою работу. Будьте внимательными и честными. Попробуйте объективно оценить свою работу.

(Педагог обращает внимание детей на фишки, лежащие в коробочке).

Педагог: Возьмите фишки из коробочки:

1. Если вы сделали все развертки точно и ровно – 2 фишки.

2. Если есть недостатки в этой работе – 1 фишку.

3. Если вы вырезали точно по контуру ровно и аккуратно все детали – 2 фишки.

4. Если в этой работе есть недостатки – 1 фишку.

5. Если вы считаете, что ваша работа выполнена аккуратно, в ней нет пятен клея, все детали наклеены ровно и на своих местах – 3 фишки.

6. Если вы считаете, что в вашей работе есть недочёты – 2 фишки.

Педагог: А теперь пришло время сосчитать фишки. Ребята, посчитайте, пожалуйста, каждый свои фишки.

(Дети считают фишки)

Педагог: Внимание! Внимание! А сейчас награждение.

Педагог: Я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 4 фишки и 5 фишек.

(Дети выходят к директору завода)

Педагог: Итак, вам вручается медаль и присваивается звание «Мастер».

(Директор вручает детям медали)

Педагог: А сейчас я прошу выйти сюда ко мне тех рабочих, у которых 6 и 7 фишек.

(Дети выходят к директору завода)

Педагог: А вам вручается медаль и присваивается звание «Лучший мастер».

(Директор вручает детям медали)

Педагог: Поздравляю всех с наградами!

Педагог: Ребята, наше занятие подошло у концу. Вы хорошо потрудились и сконструировали замечательные суда, с которыми вы сможете играть с друзьями или кому-то подарить. Я думаю, что всем понравится такой подарок.

Педагог: Ребята, если вам было интересно на занятии, и вы хотели продолжить заниматься техническим творчеством, то поставьте своего матроса на самую верхнюю ступеньку, ведущую к нашему заводу. Если не очень то пониже. Если совсем было не интересно, то на самую нижнюю.

Педагог: Молодцы ребята! Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок. Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Судим соревнование друзей" по математике к теме "Числовой отрезок", 1 класс, ОС "Школа 2100"

Урок - проект разработан в рамках реализации ФГОС, призван решать задачи, которые ставят стандарты второго поколения. Ребята самостоятельно создают модель числового отрезка, что невозможно без примене...

Классный час "Наркоманию мы будем судить".

Данный классный час предназначен для проведения во внеурочное время с целью пропаганды здорового образа жизни....

Классный час на тему: "Совесть – внутренний судья человека"

Данная разработка поможет при проведении классного часа по нравственному воспитанию....

Тема :« Сравнительный анализ сказок «Два жадных медвежонка» и « Как барсук и куница судились».

В работе есть план урока, карточки для работы в паре, в группах, для самостоятельной работе аудиозапись к песне....

Православие о Божием суде

Цифровой образовательный ресурс для уроков ОРКСЭ....

"Һөнәр утта янмый, суда батмый торган хәзинә!"

Башлангыч сыйныфлар өчен тәрбия сәгате"...

Сценарий кукольного спектакля "Как лиса волка судила"

Предлагаю Вашему вниманию сценарий спектакля в стихах "Как лиса волка судила", который можно поставить с помощью домашнего кукольного театра (кукла на руку)....