Народная кукла
материал по теме

Ирина Викторовна Логинова

 

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе заметное место занимает развитие народных традиций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Народная кукла  как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре  народа на региональном материале»

И.В. Логинова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида «Детский сад №1 «Колокольчик», г.Новоалтайск

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе заметное место занимает развитие народных традиций.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения. Недостаточная разработанность методического обеспечения по ознакомлению детей с традиционной народной куклой на региональном материале, а так же фрагментарное использование педагогами в практике работы с детьми народных праздников земледельческого календаря, элементов регионального народного творчества (Урало-сибирская роспись, Троицкая игрушка и др.) не позволяют сформировать у детей целостное восприятие окружающей действительности, более глубоко и целенаправленно знакомить детей с родной культурой, воспитать чувство гордости за свою малую Родину.  Вследствие чего, приобретенные умения и   навыки не оставляют целостного следа в памяти ребенка и угасают при дальнейшем обучении детей в школе.

Таким образом, мы разработали педагогические условия приобщения дошкольников к традиционной культуре Алтайского края на региональном материале посредством ознакомления с народной куклой. 

Разработанный нами перспективный план работы по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционных народных кукол построен на народном календаре, годичном цикле жизни русского народа, на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному,  по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

В работе с детьми использовались различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, целый ряд занятий построен в форме инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создали мини-музеи атрибутов праздничного действа. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд. На протяжении курса обучения, дети знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых и игровых моделей кукол; с народным костюмом; с обычаями и традициями народа; а так же делают куклу по собственным замыслам. К каждому сезонному празднику изготавливали обрядовые куклы. Например, на масленицу дети делают из ниток куклу – «масленку», играют в народные игры, ну а после угощаются блинами.

Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.

Немало важным условием в приобщении детей к народной культуре посредством создания народной куклы – сопровождение деятельности художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием  частушек, песен. Так как вся работа велась в соответствии с народным календарем, дети в процессе изготовления кукол знакомились с особенностями каждого месяца, приметами, пословицами, поговорками, загадками; календарными праздниками и с традициями русского народа. 

Известно, что окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность. Поэтому очень важно, чтобы знания и навыки, приобретенные в процессе познавательной и совместной деятельности, дети могли использовать в свободной деятельности.

С этой целью созданы необходимые условия для самостоятельного изготовления кукол. В уголке творческой деятельности представлены различные  материалы для создания кукол: небольшие  лучинки, береста, разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки.   Здесь дети могут не только  сами создавать кукол, но и играть с ними.

 Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать  и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук.

Общение детей с народными куклами реализуется в свободной игре с ними. Тем самым, у детей пробуждается интерес к народной кукле, знакомству с историей возникновения и развития народной куклы, с их назначением в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, создаются условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей в специально создаваемых игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных кукол.

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями; знакомству родителей с культурой и традициями русского народа, ознакомлению их с традиционными народными куклами. С этой целью использовались как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях («Игры наших детей»), консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми»), анкетирование, организация совместных календарных праздников («Масленица», «Рождественские посиделки», «Светлая пасха»), просмотр открытых занятий («Изготовление куклы День и ночь»), так и нетрадиционные: привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, мастер-классы («Куклы наших бабушек», «Народная кукла своими руками»),  «заочные путешествия» и «заочные экскурсии» в музеи народных мастеров с использованием Интернет-ресурсов, работа семейного клуба «Домашний очаг», конкурсы поделок народных кукол, создание мини-музея, участие в ярмарках, выставках, народных праздниках и др.

Одним из результативных направлений работы мы считаем совместное выполнение родителями и детьми проектов. Так, например: был разработан проект «Куклы из бабушкиного сундука».

Куклы, собранные в этом проекте, были изготовлены из различных материалов: деревянных чурбачков, соломы, сена, тряпичные куклы, куклы из соленого теста, из ниток, природного материала. По назначению куклы делились на три группы: игровые, куклы – обереги и обрядовые. Например: куклы для игр детей: куклы-пеленашки, куклы-болванчики, стригушки; обрядовые куклы: «Параскева-Льняница», «Купава», «Десятиручка», «Кубышка – Травница».

Все воспитанники нашего детского сада, родители и педагоги посетили выставку народных кукол.  Дети-экскурсоводы с гордостью и воодушевлением рассказывали из чего сделана та или иная кукла, что означает каждая из них, почему ее так называют и когда в нее играют.

Для того, чтобы больше заинтересовать детей народной игрушкой и побудить использовать их в своей игре, родители проводили мастер- классы, с целью привлечения дошкольников к их изготовлению, превращению кусочков ткани в какой-то объект, который дети могли сами сотворить и потом играть в него.

Таким образом, организация взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса позволила создать оптимальные условия для старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народной куклы. Сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению педагогов, родителей и детей, формированию положительного отношения друг к другу.

        Таким образом, сконструированный комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволил добиться положительных результатов в воспитании и развитии детей, помог обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес  к русской национальной культуре.

Список литературы и интернет-ресурсы:

  1. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: “Паритет”, 2006. – 240 с.
  2. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  3. Шайдурова Н.В. методические основы работы по ознакомлению с традиционной тряпичной куклой –Барнаул: АлтГПА, 2010
  4. Традиционная народная кукла [электронный ресурс] – режим доступа: http://tn-kukla.livejournal.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русская народная кукла

Слайд 2

Виды традиционных тряпичных кукол по назначению ИГРОВЫЕ ОБЕРЕГОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ Столбушки Куватка Неразлучники Малышок-голышок Ангелочек Масленица Простоволосая Лихоманки Коляда Кукла с косой День и ночь Кострома Девка-Баба Вепсская Кукушечка Кукла нарядная Бабушкина кукла Покосница Узелковая Колокольчик Купатка Зайчик Бессонница Козьма и Демьян Бабочка Утешительница Капуста Берегиня Пеленашка Десятиручка Крупеничка Веснянка Свадебная Желанница Пасхальная голубка Владимирская столбушка

Слайд 3

Виды тряпичных кукол по способу изготовления Основа куклы – 2 прямоугольника Куватка, Пасха, Неразлучники, Козьма и Демьян, Десятиручка, Веснянка, Колокольчик, узелковая, свадебная Кукла, в которых голова представляет шарик, положенный в центр квадрата или прямоугольника, а руки сделаны из этого же квадрата по диагонали. Иногда на эту основу крепится грудь. День и ночь, ангел, колокольчик, закрутка, Бессонница Куклы-столбушки, основа которых скатка из ткани Владимирская столбушка, Берегиня, Лихоманка Куклы в основе которых мешочек Зольная, Зернушка, Крупеничка

Слайд 4

Почему у народной куклы нет лица? Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Слайд 5

Куклы-обереги В глубокой древности у кукол было другое предназначение, она была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — "рванки").

Слайд 6

Пеленашка — древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка (При крещении младенец приобретал статус человека). Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленутая кукла могла быть использована детьми в играх.

Слайд 7

Широкое распространение на Севере России имела кукла — берестушка , кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли " бабушкина кукла " ).

Слайд 8

Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка» , иногда такую куклу называли «Неразлучники» . У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.

Слайд 9

Зернушка — кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рода оберегом семьи. Иногда ее называли «зерновка» или «крупеничка» . Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.

Слайд 10

В южных губерниях России существовала кукла — оберег жилища, называемая "День и Ночь" (она относится к двуликим или парным куклам). Как правило, её делали под Новый год. Она была изготовлена из тканей темных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а темная ткань—ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день), а вечером- темной (на ночь). Говорили: «День прошел, и слава Богу, пусть так же пройдет и ночь».

Слайд 11

Кукла — веник помогала хозяйке "вымести сор из избы". Конечно, это был не материальный мусор, а сор, из-за которого происходили ссоры, разлад в доме. Изготавливалась она, как правило, из трав, соломы, лыка. Одежда куклы состояла из сарафанчика и платочка. По наряду куклы можно было определить место ее «рождения». Данная кукла бытовала в центральных и южных губерниях.

Слайд 12

Куклы- лихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы, скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел. Лихорадки спасали от болезней.

Слайд 13

Обрядовые куклы У народов России куклы использовались в различных обрядах и праздниках народного календаря. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Слайд 14

Кукла-Стригушка была связана с богатым урожаем. Стригушки делали из соломы, лыка, отходов льнопроизводства. Иногда ее одевали, но иногда ее украшали цветными шерстяными нитками. Соломенные куклы, сделанные из первого «именного» снопа, считались священными.

Слайд 15

С рождественскими обрядами была связана необычная кукла "Коза" . Выполнялась данная кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. "Коза" была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, колечки и мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования .

Слайд 16

В Крещенские дни делали куклу Крестец , ставили её у ведра с водой, обязательно освящённой. Считалось, что в эти дни вода была святой. Кукла была выполнена на крестообразной основе, её украшали тесёмочками и ленточками.

Слайд 17

Очень необычными были красноликие пасхальные куклы, которых делали к Вербному воскресению, обязательно из красного лоскута. Их дарили на счастье, радость, она могла присутствовать на пасхальном столе вместе с пасхальными дарами, а затем эти куклы отдавали паломникам (на следующий год таких кукол делали новых).

Слайд 18

Домашняя Масленица В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины. Чаще всего таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.

Слайд 19

На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку , наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды. Кукла "Купавка".

Слайд 20

Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.

Слайд 21

Игровые куклы Игру в куклы крестьяне не считали пустой забавой. Они верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами плохо обращаться – неприятностей не миновать. Играли не только девочки и подростки, но и девушки на выданье. Девушки приносили своих кукол на посиделки, в гости, в поле.

Слайд 22

Зайчик Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.

Слайд 23

Бабочка Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

Слайд 24

Узелковая кукла Узелковая кукла — самая подходящая первая кукла для младенца, однако при всей своей простоте годится практически для любого возраста.

Слайд 25

Задачи работы с детьми по ознакомлению с традиционными тряпичными куклами Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной игрушки Знакомить с народными традициями Формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умению создавать и выполнять самостоятельно художественные изделия в традициях народного искусства Развивать у детей творческие способности, стремление к самостоятельному творчеству Учить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол Воспитывать любовь к обычаям предков, трудолюбие, художественный вкус

Слайд 26

АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ Вводная часть Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями) Определение последовательности работы Изготовление основы куклы Создание костюма куклы Оформление куклы Итог занятия



Предварительный просмотр:

НАРОДНАЯ ИГРУШКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА

И.В. Логинова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида «Детский сад №1 «Колокольчик», г.Новоалтайск

        Готовясь к публикации, я невольно вспомнила случай, когда однажды я сделала куклу-крупеничку для своей дочери. Вернее я сделала её для своих воспитанников, но моей дочери она так понравилась, что пришлось подарить куклу ей, а для занятия изготовить новую. Дочка с куклой не расставалась ни на минуту. Она спала с ней, гуляла, ела, пела ей песни, шептала сказки. Просила меня сделать кукле подружек.

В чем же эта особая притягательность народной игрушки, почему она всегда вызывает в душе очень теплый прилив?

        В настоящее время растет поколение, воспитанное на игрушках, которые не имеют ничего общего с нашей действительностью. Игрушки иностранных производителей занимают лучшие полки в магазинах. Игрушки-монстры (Человек-паук, черепашки Ниндзя, трансформеры-роботы) – эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям. А какие навыки и какую установку сформируют преуспевающие красавицы Мокси, Винкс, Барби, куклы, игры с которыми запрограммированы на путешествия, балы, сказочно-роскошные наряды и безудержное потребление. Все эти игрушки вводят ребенка в культуру другого народа, «перепрограммируют» детскую душу на свой лад.

        Получит ли ребенок столь необходимую информацию о красоте, радости и гармонии окружающего его мира от вышеперечисленных монстров и уродцев. Не придётся ли нам за такие игрушки расплачиваться психическим и нравственным здоровьем наших детей.

        А ведь многим известно, что игрушка – не просто развлечение, средство физического развития и обучения, что игрушка – это культурный объект. По игрушкам можно судить о состоянии культуры общества. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации, происходит включение в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, представлениями о правде, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустройство.

        Сегодня почти невозможно увидеть ребенка, играющего народной игрушкой. Народная игрушка ассоциируется в сознании детей и их родителей или с музейным экспонатом, или с сувенирной продукцией. Хотя еще не так давно народной игрушкой в России играли и наследники престола, и крестьянские дети.

        Но я наблюдаю за детьми (в первую очередь за своими) и вижу, что если в их поле зрения попадает народная игрушка, деревянная или тряпичная, то ручки сами невольно тянутся к ней. Хорошо известно, что игрушка обладает большим эмоциональным воздействием на ребенка. Но что именно делает ее эмоционально привлекательной, желанной? Что вызывает у ребенка удовольствие от общения с ней?

        Прежде всего, важно отметить, что народная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имеет материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру. Народу не были доступны дорогие материалы. Он использовал только то, что давала природа (дерево, глину, лен, шерсть). Игрушки изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Все эти материалы вызывают приятные, положительные чувства, все они обладают особой природной теплотой.

        Также в игрушке выражалась потребность в общении. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.

        Сегодня традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Но почему народная кукла оказалась жизненно стойкой, несмотря на конкуренцию с современными, продуманными до мелочей куклами? Рукотворная  лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту. Ценность народной куклы – содержание в ней родовой информации. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Ведь в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

        Чем же еще привлекает к себе народная игрушка современных детей?

        Вы, возможно, замечали, что большие игрушки, натурально воспроизводящие человека или животного, пугают ребенка. Одна из главных привлекательных черт народной игрушки как раз и состоит в ее соразмерности ребенку. Именно поэтому она выполняет главную свою функцию – приближает к ребенку окружающий мир, позволяет говорить с этим миром на «ты», помогает самоутверждению.

        Народная игрушка привлекает внимание своей простотой, но вместе с тем своим изяществом. В ней нет ничего лишнего. Она всегда была проста и незамысловата, и приемы ее изготовления были легко усваиваемы детьми, порою игрушки были невыразительны. Большинство из них были самодельные. Ребенок сам силой своего воображения и фантазии наполнял игрушку тем или иным духовным содержанием.

        Думаю, что есть  в любой народной игрушке нечто мистическое, то, что видимо, и вызывает в душе современного человека теплый эмоциональный отклик. Многие знают, что у кукол никогда не вырисовывали лиц, опасаясь, что игрушка, имеющая лицо, начнет оживать, чем может нарушить зыбкое мировое равновесие.

        Народная игрушка неподвластна моде. Как любое произведение искусства, она – часть культуры народа, носитель сакральных ценностей, родовой информации. Она служила своеобразным эталоном, отражая формировавшиеся веками представления о красоте и эстетическом совершенстве. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Игрушка – одна из древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Поэтому народная игрушка – всегда рассказ об истории народа, о его ценностях и идеалах.

        Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье. Именно поэтому, когда в моих руках оказывается народная игрушка, у меня возникает особое, непередаваемое ощущение реальности присутствия в мире светлого, солнечного начала, высшей красоты и гармонии.

        А как эту красоту донести нашим детям?

        В настоящее время ключевая роль детского сада – создание оптимальных условий для целостного всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на этнокультурных ценностях родного народа.

        Анализ анкетирования родителей в нашей группе показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной игрушке. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Поэтому одной из главных задач воспитания мы поставили – воспитание любви к народной культуре, знакомство дошкольников с образом народной игрушки. В своей работе мы расширяем знания дошкольников об истории возникновения народных игрушек, их разнообразии и назначении, учим детей изготавливать игрушки своими руками, воспитываем интерес к народной игрушке и бережное отношение к культуре своего народа.

        Изначально у нас встал вопрос как же организовать специальную среду в группе, попадая в которую, ребенок может почувствовать себя частью культуры своего народа? Как раскрепостить ребенка, стимулировать его познавательное, эмоциональное развитие?

        Поэтому мы решили, что начиная работу с детьми по выбранному направлению, необходимо:

  • Создать в группе «мир», в котором будут предметы, вызывающие интерес, помогающие воспитывать любознательность ребенка; эти предметы должны отражать быт русского народа и их необходимо постоянно обновлять, пополнять.
  • Предлагать детям использовать предметы быта в самостоятельных видах детской деятельности.
  • Научить детей лепить из глины, расписывать изделия, изготавливать народных кукол из разных материалов.

          Первая ступень знакомства детей началась с бесед по пониманию и осмыслению культуры своего народа. Дети узнали об одежде, жилище, народных игрушках.

        Для создания атмосферы заинтересованности и включенности детей был создан центр в группе в виде «избы», где мы поместили предметы, наиболее часто упоминающихся в русских народных сказках: кувшины, самовар, самотканые половики, лавки, чугунки, деревянная и берестяная посуда. Здесь нам помогли родители. Они подарили вещи русского быта, которые хранили у себя дома. На полки, украшенные кружевными салфетками, выставили образцы хохломской росписи, вышивки. Поистине, с миру по нитке, а детям доставили радость увидеть русскую избу не на картине, а в действительности. Все предметы доступны для активного взаимодействия. Вы не представляете, какую радость вызывает у детей игра с предметами в избе. Дети забывают про все современные игрушки.

        Очень интересным стал итог проектной работы с детьми при знакомстве с народной игрушкой «колокольчик». Совместно со взрослыми дети узнавали о роли колокольчика в жизни предков: извещать о празднике, пожаре, приближении неприятеля, о прибытии высокого гостя. Проводились беседы: «Для чего нужны колокола?», «Откуда колокол пришел?», «Какие бывают колокольчики?». И в результате совместной работы в группе появился мини-музей «Наш веселый колокольчик». Поистине настоящие шедевры здесь представлены.

        Освоение детьми результатов совокупной творческой деятельности многих поколений людей происходит не механическим путем, а творчески. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к культурному наследию.

        Мы вместе с детьми изготавливаем различные народные куклы: кувадка, крупеничка, мартинчики, кукла-колокол и др. В эти куклы играют девочки и мальчики в «дочки-матери», «хозяюшку». Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывать о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно работать пальчиками, развивается моторика рук.

        Изготавливая куклы, дети не только осваивают приемы их изготовления, но и знакомятся с историей их возникновения, символами какого обряда является кукла и почему так называется. В уголке самостоятельной деятельности дети могут сами создавать кукол и играть с ними. В уголке представлены различные материалы для создания кукол: небольшие лучинки, разноцветные лоскутки и нитки. Знакомство дошкольников с историей куклы мы воплотили в проекте «Куклы из бабушкиного сундучка». Мы собрали замечательный мини-музей народной куклы «Куклы моих бабушек».

        В группе выделен уголок для постоянно меняющейся экспозиции игрушек: матрешки, свистульки, деревянные и глиняные игрушки. Композиции меняются в соответствии с изменениями тематики по ознакомлению с народно-прикладным искусством.

        В центре творчества мы устраиваем выставки детских работ по народно-прикладному искусству. Здесь ребята демонстрируют свое мастерство в расписывание народных игрушек.

        Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между детьми и родителями. Поэтому нами разработана серия совместных занятий родителей вместе с детьми по изготовлению народных кукол.

     Во все времена для становления человека решающую роль играет процесс социализации. Бесспорно, ребенку трудно самостоятельно пройти весь процесс социализации. Предметный мир ребенка помогает ему сориентироваться в окружающем мире, вызывает желание познавать его. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.

  1. Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006.
  2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981
  3. Князева О. Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – юб 1999.
  4. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – М., 2006.



Предварительный просмотр:

Кукла Санница (обрядовая)

До Екатерины Санницы на санях не катались, только с 7 декабря начинали зимние гуляния на санях и спускали с горок кукол на санках. Маленьким детям, именинникам, посылали в подарок козырные санки с куклами.

Кукла Санница - обрядовая. Их катали с горки и считалось чем дальше уедет кукла не падая, тем длиннее будет лен,лучше будет кудель, а значит и нить и холсты льна будут хорошими.

В этот день устраивались гонки на санях. Всей деревней стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

Вечер под Екатерину - время ворожбы. Святая Екатерина у русского народа почитается покровительницей брака и невест. Девушки перед сном кладут под подушку кусок хлеба и загадывают: какой будет суженый.

Говорили: «Молодая зима с гор на санках катается», «Катеринин день пришел – катанье привел», «Катерина на санях катит к Зимнему Егорию в гости (Егорьев гость 9 декабря).

Кукла Коляда (обрядовая)

 укла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла  представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме. 


         В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. 

Крупеничка (обереговая)

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.


       Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду 
Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.



Зайчик на пальчик (игровая)

зайчик на пальчик   куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх.  Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме.  Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

 


Кукла Пеленашка (обрядовая)

Для новорожденных матерью делалась кукла «пеленашка». Кукла шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда и т.п. - все это хранило родовую и генетическую память. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони.

Пеленашка была и неизменной куклой для ребенка в играх.

Чтобы сбить злых духов с толку, спеленутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие не защищенному крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждался статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребенка.

Кукла Ангел (обереговая)

Кукла «Рождественский ангел» дарилась на Пасху или в Рождество. Они отличались тем, что на Пасху делали красных, белых и зеленых ангелов, а на Рождество – белых и голубых. Она использовалась как елочное украшение, а также вешалась над детской кроваткой, охраняя сон ребенка. Можно прикрепить у входа в дом, тогда этот приветливый и нарядный ангелочек будет встречать ваших гостей

Традиционно эта кукла делалась из тонкой белой натуральной ткани. Можно использовать органзу, тюль, ситец. Ткань нужно брать обязательно светлых оттенков.

Вепсская кукла (обереговая)

Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «вепсскую куклу», чтобы жизнь ребенка была «не резаная и не колотая». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. 
          Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

Веснянка (обереговая)

Сороки – День весеннего равноденствия. Это ещё один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая – Вырия прилетает стайка первых птиц – сорок жаворонков. Птица – символ этого праздника. Поющие птицы – свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну – Красну. Здесь наблюдается модель связи образов. В звуках поющих обрядовых птиц, глиняных и берестяных свистулек – магические звуковые заклинания, молитва, обращенная к богам. Важным атрибутом праздника является обрядовое печенье в виде фигурок птиц и печенье в виде маленьких лестниц, ведущих к небу, к верховному божеству. Куклы – веснянки, в виде двух антропоморфных фигурок, перевязанных ленточкой, дополняют символику этого праздника.

Кукла День-Ночь (обереговая)

День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Десятиручка (обереговая)

Кукла Десятиручка помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

Десятиручка - это  многорукая кукла. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. На низ сарафана вкруговую привязывается обязательно 9 красных ниточек-бантов. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д.

Можно повесить куколку на видное место в комнате, где женщина проводит время в работе.

Зольная кукла (обрядовая)

Зольная кукла дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как-бы дух предков, обращённый к потомкам.

Ее дарила мать своей дочери (невесте), передавая вместе с куклой силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода. А так же ее делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага. Делала женщина ее как оберег своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь по делам или военные походы. Она силой родного огня оберегала его в пути.

Кукла Колокольчик (обереговая)

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.

У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Крестец (обрядовая)

Чтобы при священном омовении 19 января злые силы ненароком не вселились в кого-нибудь, изготавливали куклу-заместителя (Крестец) и втыкали в снег на краю проруби. По верованием, вода в этот день становилась святой или священной. Люди верили, что при купании в освещенном источнике нечистая сила покидает тело человека. Чтобы злобные и коварные бесовские силы снова не овладели человеком, люди делали куклу Крестец. Она была "заместителем" человека. Крестец ставили в сугробы возле проруби. Для того что бы привлечь внимание злых сил крест украшали яркими пёстрыми ленточками и тряпочками. Так как в зимних купаниях в основном участвовали молодые здоровые парни, кукла Крестец стала символизировать мужчину.

В некоторых губерниях куколку Крестец окунали в прорубь. Девушки при изготовлении куклы Крестец загадывали желания и повязывали ленточки или ниточки на березовые ветки.

На первый взгляд крестец совершенно не похож на куклу, но каких то 100 лет назад кукла Крестец использовалась в играх вместо кукол мужчин. Игры назывались как и сейчас «Дочки-матери». 

Кувадки (обрядовая)

Мужчине, отцу ребенка, при родах отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются "кувада".

В предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозленные духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевленные образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спеленутую куклу.

Чтобы понадежнее обмануть злых духов, в некоторых деревнях сразу после родов женщины переодевались в мужнину одежду и начинали вести домашнее хозяйство, а мужчины чуть ли не целую неделю, до крещения младенца в церкви, пролеживали в постели с тряпичной куклой. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу XIX века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, все так же оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца

Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.

Мартинички (обрядовая)

Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.

Кукла Масленица (обрядовая)

Масленица – первая закличка Весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встрече весеннего солнца. Кукла «Масленица» – обязательный атрибут этого праздника, так как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев, соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй, один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо. Целую неделю буйствует Масленица со своими блинами.

Каждый день праздника имеет свое название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул – перелом, золовкины вечерки, тещины посиделки, и последний, седьмой день – Прощеное Воскресенье. Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени года в другое. Обрядовая пища – блины, которые являются символом солнца.

Мощным оберегом жилища считалась «Домашняя масленица» - небольшая соломенная или лыковая кукла с белым тряпичным лицом. Ей встречали молодоженов и бережно хранили дома, как символ достатка и здорового потомства.

Неразлучники (обрядовая)

Кукла Неразлучники − это свадебная кукла, которая служила подарком на свадьбу для молодоженов.
Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде.

В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников.

В те далекие времена славяне искренне верили в то, что на судьбу человека можно влиять, создав его образ в виде человеческой фигурки. Причем, влиять, как в плохом, так и в хорошем смысле…

 Две эти тряпичные куклы изготавливались подругами невесты, и олицетворяли мужское и женское начало. Отличительной особенностью неразлучников являлась общая рука, основой для которой служила длинная деревянная лучина. Общая рука, как и само название оберега, говорило о том, что супруги неразлучно должны идти по жизни "рука об руку".

Отдарок-на-подарок (обрядовая)

Предположительно кукла Отдарок-на-подарок была одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на Руси. По силам ее сделать ребенку самостоятельно. Для куклы нужно - лоскуток-прямоугольник и немного ниток. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежу (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»

Изготовление куклы

Для куколки нужно приготовить небольшой прямоугольный кусочек ткани, да еще кусочек-узенький и длиной в полтора пальца, чтобы из него скатать голову. Просто скатать из этого узкого кусочка ткани плотную скаточку, сложить больший кусочек ткани пополам, вложить внутрь эту скаточку.

Такая Кукла говорит о том, что на Руси умели воспитать через куклу что-то очень важное... когда-то вручение подарка и ответное «отдаривание» было одним из самых важных жизненных обычаев. Подарок считался обладающим силой, поэтому считалось, что предмет, подаренный от чистого сердца, приносит удачу, а подаренный с «темным умыслом» - может даже навредить...

Кукла-стригушка (обрядовая)

Игровые и обрядовые куклы Стригушки делались в честь богатого урожая. Они изготавливались из лыка, соломы, травы, льна. Их одевали или украшали цветными шерстяными нитками.

Соломенные куклы, сделанные из первого снопа, считались священными. После сбора урожая украшенный сноп носили по деревне. Из него пекли первый хлеб. Самой работящей и проворной девушке предоставлялось право изготовления первых стригушек, остававшихся в красном углу избы до следующего года. Обряд их изготовления сопровождался песнями.

Стригушки могли быть и игровыми куклами, их же ставили между окон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по технологии. Знакомство с русской народной куклой. Изготовление куклы - скрутки.

Наша школа является городской экспериментальной площадкой по вопросам толерантности. Этот урок разработан в рамках этой программы. На уроке используется и презентация....

Русская народная кукла. (доклад)

Ах ты, куколка моя!Ах ты, умница моя!Прародительница,Берегинюшка моя.  С лоскутков, сучков И лыка соберу.Сшить наряд иглой тебеЯ никому не разрешу. Чтоб была бы Очень счастлива се...

Русская народная кукла.

Издавна человек был соединён с куклой куда более прочно, чем мы можем себе представить. Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Это подтверждается раскопками под Новгородом. В те далекие в...

Тема проекта: «Кукла-колокольчик» Номинация: «Традиционная народная кукла»

Изготовление тряпичной народной куклы по традиционной технологии.Ознакомиление  с культурными традициями предков,Повышение интереса у детей к русской тряпичной кукле как к виду народно...

Методическое пособие "Кукла-столбушка" (традиционная народная кукла")

Столбушка или закрутка -одна из самых древних кукол и самая простая в изготовлении. Для изготовления куклы можно использовать разные материалы: бересту, солому и ткань. В методическом пособии описывае...

Народные куклы. Изготовление куклы «столбушки» 2 класс

Тема: Народные куклы. Изготовление куклы  «столбушки».Цель: ознакомление и приобщение детей школьного возраста к народной культуре с помощью изготовления куклы «столбушки»...

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Народная кукла» Кукла «Кувадка» (для учащихся начальной школы)

Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой....