Урок по ОРКСЭ 4 класс
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №4

Тема. Возникновение религий. Древнейшие верования.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом.

Задачи:

  1. Формировать целостное представление о единобожии, как о главном этапе в развитии религиозных представлений; познакомить учащихся с терминами: многобожие, пантеон, Земля Обетованная, скрижали, Завет, заповеди.
  2. Способствовать развитию критического мышления через чтение.
  3. Воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие, подготовка учащихся к работе на уроке, сообщение темы и задач.

2. Проверка домашнего задания:

  1. Что такое культура?
  2. На какие части делится культура?  (духовная и материальная)
  1. Игра «Найди ошибку».

Учащиеся  получают одинаковые по содержанию карточки, на которых написаны термины с ошибками. Их задача найти и исправить ошибки.

Термины: рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам.

  1. Усвоение новых знаний. Ознакомление с понятием «религия», возникновением религиозных верований.

Религиозная вера, или вера в сверхъестественные силы, возникла ещё в первобытном обществе и была связана с жизнью и деятельностью первобытных людей. Наши далёкие предки испытывали страх перед такими явлениями природы, как гром, молния, ураган или зной, засуха, сильный холод и т.д. Древние люди считали, что существуют Всевышние силы, которые управляют ими, что самые счастливые и самые тяжёлые моменты в их жизни зависят от неведомых божеств. Божества могли быть и добрыми, и злыми, поэтому их принято было задабривать, приносить им дары: зерно, квас, другую пищу, животных. Такая вера получила название «язычество». Люди создавали деревянные или каменные изображения богов – идолов – жгли вокруг них костры и поклонялись им.

На Руси наиболее почитаемыми были бог солнца Ярило и бог молнии и грома Перун.

В старину на Руси почитали также хранителей леса – леших, воды – водяных, русалок.

 У древней мордвы тоже были свои божества, например, Ведява и Верява, хранительницы воды и леса.

Так, благодаря таким понятиям и возникла религия.

- Объясните, как вы понимаете слово «религия»?

- Закончите фразу: «Религия в понимании древних – это …» (…вера человека в сверхъестественные силы добра и зла).

5.Физминутка.

6.Знакомство с возникновением основных мировых религий.

Таким образом, древние люди обожествляли природу и верили во многих богов. У каждого племени были свои боги, главные и неглавные, различные обряды, свои представления об окружающем мире.

Но постепенно племена объединялись, становились крупнее и сильнее, стали появляться города и государства. Вместо веры в разных богов появилась вера в единого Бога, который создал мир, природу и самих людей, предписал им определённые правила и законы, по которым надо жить. Чтобы учить людей добру, праведной жизни, Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Аллаха и Будду, которые создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм. Все они возникли в Азии, затем распространились по всему миру.

Религиозные чувства возникли у человека на раннем этапе его истории. Они верили в загробное существование и заботились о чувствах людей, так как считали, что души умерших продолжают участвовать в жизни семьи и своего племени, древние люди верили в загробное существование, считали, что мир населен духами, добрыми и злыми, они окружали людей везде.

Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, огне и ветре. Люди также почитали священных животных, например, медведей или оленей.

  1. Как вы думаете, почему древние люди почитали священных животных?      

   

Со временем,  на смену вере в духов пришла вера в богов. В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имел свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам и искусству, другие считались владыками морей и океанов, подземного царства. Все вместе эти боги составляли пантеон. Религия, в которой почитается много богов, называется многобожием.

7.Словарная работа:

  1. Пантеон – многообразие богов.
  2. Многобожие – религия, в которой почитается много богов.
  3. Единобожие – религия, в которой почитается один Бог.
  4. Завет – договор иудеев с Богом.

8.Обобщение.

- Мы живём на планете, население которой более 6,5 млрд. человек. Все мы относимся к разным расам, народам, национальностям, проживаем в разных государствах и странах, исповедуем разные религии. Но ни одна из мировых религий не учит делать зло, не призывает к войнам и насилию над другими людьми. Наоборот, все религии должны объединять людей, их сердца и души. А верить в Бога или не верить – решаете только вы сами.

9.Домашнее задание:

  1. Почему древние люди заботились о душах своих предков?
  2. Объясните, что такое пантеон?
  3. У какого народа возникла вера в единого Бога первым?
  4. Что такое Заповеди? Скрижали? Завет?

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возникновение религий. Древнейшие верования. Гаврилова Г.Ф.- учитель начальных классов МБОУ «ООШ ст.Миннибаево»

Слайд 2

Цель урока: подвести учащихся к пониманию причин возникновения религиозных верований, знакомство с первой монотеистической религией – иудаизмом. Задачи: Формировать целостное представление о единобожии, как о главном этапе в развитии религиозных представлений; познакомить учащихся с терминами: многобожие, пантеон, Земля Обетованная, скрижали, Завет, заповеди. Способствовать развитию критического мышления через чтение. Воспитывать толерантность через внутреннее принятие религиозного и культурного многообразия народов, воспитание коллективизма, нравственности, умения выслушивать друг друга

Слайд 3

Что такое культура? На какие части делится культура?

Слайд 4

Игра «Найди ошибку».

Слайд 5

рилигия, ретуал, индуисм, иудоизм, будизм, хрестеанство, эслам

Слайд 6

религия, ритуал, индуизм, иудаизм, буддизм, христианство, ислам

Слайд 7

Первобытные люди

Слайд 8

Боги-идолы

Слайд 9

Бог солнца Ярило

Слайд 10

Бог молнии и грома Перун

Слайд 11

Хранитель леса-леший

Слайд 12

Хранители воды

Слайд 13

Религия в понимании древних – это …

Слайд 14

Религия в понимании древних – это вера человека в сверхъестественные силы добра и зла.

Слайд 15

ФИЗМИНУТКА

Слайд 16

Бог направил на землю своих посланников: Иисуса, Аллаха и Будду , которые создали 3 религии – христианство, ислам и буддизм .

Слайд 17

Словарная работа.

Слайд 18

Пантеон – многообразие богов. Многобожие – религия, в которой почитается много богов. Единобожие – религия, в которой почитается один Бог. Завет – договор иудеев с Богом.

Слайд 19

Домашнее задание

Слайд 20

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс тема урока "Хранители предания в религиях мира."

Хранители предания в религиях мира. (Урок по курсу «Основы  религиозных культур и светской этики»; модуль Основы мировых религиозных культур»)....

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Разработка урока по ОРКСЭ. 4-й класс. Тема урока: "Честность и искренность".

Цели урока:– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;– учиться сравнивать и сопоставлять, критически...

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...