Рабочие программы
рабочая программа (1 класс) по теме

Лешкевич Татьяна Павловна

Рабочие программы 1 класс. Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_1_klass.rar246.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе рабочей программы   «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М.Неменского, утверждённой МО РФ (М.: Просвещение, 2011)

     Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - формирование  художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений выработанных поколениями.

      В основу программы положены идеи и положения ФГОС начального общего образования и Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Общая характеристика учебного предмета

    Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно- образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. 
Задачи курса

  1. овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами, совершенствование эстетического вкуса;
  2. освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  3.  развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности, интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания;
  4. воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания;
  5. воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Место учебного предмета в учебном плане

   На  изучение  данного  предмета  в  1  классе  отводится  33  ч. В год (1 час  в  неделю) Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения учебного предмета

   В результате изучения курса «Изобразительное искусство» должны быть достигнуты: личностные результаты

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  5. сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  7. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  8. умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  9. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

метапредметные результаты:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  3. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  6. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  7. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  8. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  9. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;
  10. осознанное стремление к освоению более высоких и оригинальных творческих результатов;

предметные результаты:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  5. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  6. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  7. понимание образной природы искусства;
  8. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  9. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  10. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  11. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  12. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  13. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  14. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  15. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу;
  16. умение компоновать на плоскости листа и в объёме задуманный художественный образ;
  17. освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  18. овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  19. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  20. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  21. изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  22. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;
  23. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Для реализации программы используется учебно–методический комплект:

Л.А.Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь.

1 класс – М.: Просвещение, 2011г;

? Рабочая тетрадь Л. А. Неменской «Твоя мастерская»  для учащихся 1 класса. /Под ред. Б. М. Неменского.

Список литературы для педагога.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
2. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996.
3. Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
4. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.-М., 1981.
5. рете М.К., Капальдо А. Творчество и выражение №1,2 /Курс художественного воспитания. – М.: Советский художник. 1998.
6. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. /Сост. Н.Н. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989.
7. Костерин Н.П.Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1980.
8. Этюды об изобразительном искусстве: 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
9. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: - М.: Просвещение, 1991.
10. Вольфганг Брун, Макс Тильке. История костюма от древности до нового времени. – М.: ЭКСМО, 1995.
11. И. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
12. Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность.- М.: Росмэн, 2002.
13. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат.- М.: Плакат,1977.
14. Ростовцев И.Н. Академический рисунок. – М.: Просвещение, 1984.
15. Логвинская Э.Я. Интерьер в русской живописи XIX века. – М.: Искусство, 1971.
16. Аксенова М., Храмов Г. Современная энциклопедия «Мода и стиль».- М.: Аванта+, 2002.
17. Фаворский В.А. «Об искусстве, о книге, о гравюре».- М.: Книга, 1986.
18. Гутнов А., Глазылев В. Мир архитектуры. – М.: Молодая гвардия, 1990.
19. Алпатов М.В., Ростовцев Н.И. Искусство. – М.: Просвещение, 1987.
20. Зингер Л.С. Очерки теории и истории портрета. – М.: Изобразительное искусство, 1986.
21. История русского искусства. Академия наук СССР.- М.: Изобразительное искусство, 1979.
22. Чубова А.П., Конькова Г.И., Давыдова Л.И.Античные мастера. – М.: Искусство, 1986.
23. Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1981.
24. Зименко В.М. Гуманизм искусства. – Л, 1971.
25. Искусство стран Востока. – М.: Просвещение, 1986.
26. Шорохов Е.В. Основы композиции.- М.: Просвещение, 1979.
27. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись.- М.: Академия, 2000.
28. Ростовцев И.Н. История методов обучения рисованию.- М.: Просвещение, 1981.
29. Ковтун Е. Как смотреть картину.- М.: Просвещение, 1960.
30. Непомнящий В.М., Смирнов Г.Б. Практическое применение перспективы в станковой картине.-М.: Просвещение, 1978.
31. Концепция художественного образования в Российской федерации. – М.: 2001.
Список литературы для обучающихся.
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.- Обнинск: Титул, 1996.
2. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М.: Просвещение, 1980.
3. Неменский Б.М. Учебные тетради по изобразительному искусству.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения искусства у обучающихся:

  1. будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  2. начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  3. сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  4. появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  5. установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  6. будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  1. овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  2. получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  3. научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  4. будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Содержание курса

1 класс

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объёме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

Художники и зрители (обобщение темы)

Ты украшаешь

Мир полон украшений.

Цветы.

Красоту нужно уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Всё имеет своё строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живём (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Формы и средства контроля

  1. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
  2. Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Содержание курса

                                                                                            

п/п    

  Раздел      

Кол-во часов

Планируемые результаты

Опыт художественно-творческой деятельности

 1.

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения.

11

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета,  композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов:  аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки,  карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...