Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"
методическая разработка (4 класс) на тему

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы деятельности: групповая. индивидуальная, фронтальная. Виды деятельности: самостоятельная работа с источником информации, беседа; приёмы работы: "Знаю. Хочу узнать. Узнал", подводящий диалог, театрализация, синквейн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме : «Дружба» урок № 14 (модуль ОСЭ)

Аверьянова Инна Алексеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№10  г. Ковров

Цель:  раскрытие сущности понятия «дружба», формирование представления о качествах, которыми должен   обладать настоящий друг.

Задачи:

  1. Развивать  этические чувства доброжелательности и отзывчивости;
  2. Готовить учащихся к умению слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  3. Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
  4. Развивать понимание у детей их значение в выстраивании дружеских отношений в семье и обществе.

Оборудование.  

  1. Презентация к уроку «Дружба».
  2. Учебник «Основы светской этики».
  3. Печатный раздаточный материал.

Ход урока:

І. Организационный момент.  

Повернитесь к своему соседу и подарите  улыбку.

II. Мотивация. Введение в тему урока. Послушайте притчу и подумайте:

В чём заключается её смысл?

                                                       Снег

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

  1. В чём заключается смысл притчи?
  2. Чему учит эта притча?

Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Наш урок сегодня посвящен важной теме, мы будем вести разговор о дружбе.

III.  Актуализация знаний. Приём «Знаем – не знаем».

Что вы уже знаете о дружбе?  Что хотите узнать? (запись на доске)

Обратимся к рубрике учебника «Вы узнаете»  с. 32

Сегодня попробуем разобраться:

 Что такое дружба?

Какие отношения существуют между людьми?

Чем дружеские отношения отличаются от других отношений?

IV.  Открытие нового знания. Работа в группах.

Обратимся к учебнику и поработаем в группах.

1 группа – находит объяснение слову «дружба» на  с. 32 , 1 и 2 абзацы.

       2 группа – составит цветок дружбы. На лепестках напишет  отличительные черты дружбы

 (в середине цветка написано слово «дружба»)

С. 32, 33; 3 – 5 абзацы.  

3 группа – подумает, кого  можно выбрать в друзья? Можете воспользоваться с. 33 , 6 абзац.

Проверка.

После выступления 1 группы записываем в словарик определение дружбы по В.И.Далю. Слайд.

2 группа выходит с цветком.

3 группа доказывает своё мнение.

V. Физминутка.

VI.  Первичное закрепление.

      А сейчас давайте посмотрим сценку «Одинаковые». (Дети инсценируют рассказ)

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

  1. Почему мама осудила Соню?
  2.  Какой совет вы дали бы Соне?

      Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.

VII. Самостоятельная работа. Работа в группах. Слайд.  

Подумайте, какой можно дать совет, чтобы помирить

1 гр. – мальчика с девочкой;

2 гр. – друзей;

3 гр. – маму с сыном.

Молодцы! Можете в различных ситуациях найти выход, чтобы не обидеть друга.

VIII.  Включение нового знания в систему   Работа в группах.

Соберите пословицы. Карточки с заданием у каждой группы на столах.

Проверка. Слайд.

Игра «Найди друга». Слайды.

IX. Рефлексия.

  1. Перед вами доска объявлений. Она пока ещё пустая. Напишите  самостоятельно маленькую заметку в газету на тему «Ищу друга». Укажите качества, которыми на ваш взгляд должен обладать настоящий друг (прилагательные)

Доска объявлений заполняется заметками. Зачитываются  2 – 3 работы.

  1. Оцените свою работу. Смогли ли вы найти для себя ответ, каким должен быть настоящий друг?

X. Домашнее задание по выбору.

  1. Составить рассказ по рисункам  на  с. 33.
  2. Написать сочинение о друге.
  3. Составить синквейн «Дружба».

Приложение.

  1. Притча.                                                    

Снег

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

— Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

— Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

  1. Рассказ для инсценирования «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже…

- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

  1. Пословицы для групповой работы.

  1. Человек без друзей, хоть брось.
  2. Дружно не грузно - будь другом.
  3. Хочешь дружбы, что дерево без корней.
  4. Не имей сто рублей, чем родная матушка.
  5. Нет лучше дружка, а имей сто друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Тема: "Дружба".

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Тема: "Дружба"....

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Дружба".

Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль "Светская этика". Тема "Дружба". Развивает представление о дружбе, друге, добродетельности, понимания их значения в жизни общества....

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...