Искусство в религиях мира
план-конспект урока (4 класс) на тему

Петухова Надежда Александровна

Урок по модулю "Основы мировых религиозных культур". В сревнении раскрывается искусство характерное в разных религиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14»

«Искусство в религиях мира»

(модуль «Основы мировых и религиозных культур»)

                                                                                               

                                                                                              Составила: Петухова Н.А.

г.Новокузнецк, 2012г.


Тема: Искусство в религиях мира.

Цель:  формирование представлений о жанрах искусства в религиозных традициях мира.

Задачи:

  1. формировать образ мира через знакомство с жанрами искусства как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  2. развивать умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  3. воспитывать  толерантное  отношение  обучающихся к ценностям культурных традиций  религий мира  

Средства обучения: учебник, презентация, рисунки детей, заготовки для практической работы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению темы.

Мы продолжаем тему, начатую на прошлом уроке, «Искусство в религиях мира».

На прошлом уроке мы с вами построили храм по имени Искусство. Давайте вспомним, что в этом храме является фундаментом (священные книги), стенами (украшения), крышей (нравственные ценности).

Вы познакомились с высказыванием философа Эррио о культуре. Прочитайте его высказывание. («Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто»)

А теперь прочитайте второе высказывание («В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»).

Как вы понимаете это высказывание. (страна многонациональная и в ней соседствуют разные религии) какие (христианство, иудаизм, ислам, буддизм)

Верно. Мы убедились, что храмы разных религий не машают друг другу, побывав на экскурсии, мы посмотрели православный храм, католический костёл, мусульманскую мечеть.

К предыдущему уроку вы рисовали различные храмы. Здесь мы видим и православные храмы, мечеть, буддийский храм.

На этом уроке мы подробнее познакомимся с искусством в религиях мира.

III. Продолжение темы.

При входе в храм или в молитвенный дом любой религии мы часто обращаем внимание на прекрасные предметы, которые находятся в этом священном месте. В большинстве случаев предметы искусства, находящиеся здесь, связаны с учением той религии, в храме которой мы находимся. Искусству часто придается особый религиозный смысл.

Слайд 2

Христиан встречает собор, в который они ходят помолиться.

Успенский собор во Владимире – выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный православный храм Владимирской епархии; также государственный музей. В нем венчались на великое княжение Владимирские и Московские князья. В 1992 г. Успенский собор был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 3.

В Новокузнецке находится Спасо-Преображенский собор. Построен в XIX веке.

Приход святого Архистратига Михаила образован в 1942 г.

                                       

Слайд 4.

Не последнюю роль играла и внутренняя роспись храмов. Она символизировала «земной» и «небесный» миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужение и обряды – в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетания и похорон. Торжественная обстановка в храме резко отличалось от  повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих.

Внутреннее убранство храма.

Слайд 5.

Мы помним, что в основе христианства лежит уверенность в том, что на земле родился Сын Божий – Иисус Христос. Коль скоро Христос жил среди людей, о нем можно не только написать в книге, но и его можно и изобразить. Очень скоро среди христиан получили распространение изображения Христа, его матери Марии и святых. Эти изображения стали называть иконами (от греческого слова «образ», «изображение»). Сегодня икону часто воспринимают как одну из характерных особенностей православного искусства. Владимирская икона Божией Матери (икона Богородицы) считается чудотворной. В Россию икона была завезена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха.

                                 

Икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Икону “Троица” А.Рублева называют “светом иного мира”. Тайна ее считается нераскрытой до конца.

Слайд 6.

Эта икона «Рождество Христово» передана Троице-Петровским собором Русскому музею в Петербурге.

Слайд 7.

Мечеть – священное сооружение исламской культуры.

                                               

Мечеть Кул Шариф — главная соборная  мечеть республики Татарстан и Казани.

Голубая мечеть или мечеть султана Ахмета, была построена с одной целью-превзойти прославленный памятник христианской архитектуры собор Святой Софии.

Слайд 8.

Ислам запрещает изображение людей и животных из опасения идолопоклонства. При этом мусульмане огромное значение придают своему Священному Писанию – Корану. Поэтому среди мусульман большое развитие получило искусство каллиграфии. Оно берет свои истоки в представлении о том, что Коран является прямой речью Бога. Его слова, запечатленные на бумаге или ином носителе, конечно же, должны были быть и внешне прекрасны. Впрочем, несмотря на запрет изображения, иногда каллиграфы так передают на бумаге некоторые фразы, что они принимают вид склонившегося в молитве человека или же храброго льва. Считается, что каллиграф превосходит всех остальных художников, поскольку он изображает в наилучшем виде Божье Слово.

Слайд 9.

В условиях ограничения изображений особенно востребованным оказалось декоративное и орнаментальное искусство. А именно искусство арабески, орнамента, для которого характерна стилизация животных и растительных форм, бесконечный повтор перекликающихся друг с другом геометрических фигур. Как правило, очень богато декорированы многие элементы убранства мечетей, мусульманских религиозных школ и т.д.

Слайд 10.

Центр иудейской религиозной жизни – это синагога.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма, но и имеет огромное значение в еврейской жизни. Талмуд считает, что она уступает по святости только Храму, и называет её микдаш меат — «малое святилище». Большинство историков полагают, что синагоги появились около двадцати пяти веков назад в Вавилоне, после разрушения Первого Храма и начала Вавилонского пленения. Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить Тору. Позднее были построены специальные здания для молитвы — первые синагоги.

                   

Старонова синагога в Праге,                     «Новая синагога» в Берлине

1270 г. Старейшая действующая

синагога в мире.

Слайд 11.

                 

Большая Хоральная синагога                     Московская Хоральная синагога

в Санкт-Петербурге                   

Слайд 12.

Здесь вы видите внутреннее убранство синагоги. Здесь обязательно стоят шкафы, где хранятся священные книги и свиток Торы, возвышение для чтения Торы, каменная или бронзовая доска с десятью заповедями, которые Бог когда-то передал Моисею.

Слайд 13.

Главная святыня, хранящаяся в любой синагоге – это свиток Торы. На стержни, которые держат свиток одевается корона Торы в знак того, что именно Писание – владыка народа. Вместе или вместо короны на стержни иногда одеваются роскошные навершия, символизирующие плоды райского дерева. Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом. В качестве закладки, помогающий сразу найти необходимое для чтения место, служит торашилд – щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используются специальные указки – яды.

                            

Слайд 14.

Синагогу украшают светильниками. В синагоге стоит семисвечник, напоминающй о семисвечнике Иерусалимского Храма.



Предварительный просмотр:

В христианстве – иконы, изображение звезды, возвестившей о рождении Христа, чаша для причастия, голубь – дух святой.



Предварительный просмотр:

В буддизме – изображение мандалы в переводе «круг». Символический вид буддийской вселенной.



Предварительный просмотр:

В иудаизме – подсвечники, бокал.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 ОРКСЭ "Возникновение религий. религии мира и их основатели"

урок 5 в 4 классе по курсу "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока по теме "Возникновение религий. Религии мира и их основатели".

Данный урок является продолжением по теме. Основные термины и понятия урока - христианство, ислам, буддизм, нирвана....

Методическая разработка урока по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Курс: «Религии мира» Тема урока. «Буддизм – древнейшая мировая религия».

Урок открытий новых знаний (ОНЗ) урок по теме  Буддизм.Целью урока является знакомство с мировой религией - буддизмом, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы....

Возникновение религий.Религии мира и их основатели.

Учащихся получат первоначальные представления о культурологических основах мировых религий,познакомятся   с возникновением  мировых религий и их основателями, изучат понятия:...

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)

Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса...

ОРКСЭ - Искусство в религиях мира

ОРКСЭ - Искусство в религиях мира - 4 класс...