Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника
статья (1 класс) по теме

Гащенко Валентина Михайловна

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bezotmetochnoe_obuchenie.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Гащенко В. М.

МБОУ «Новотаводжанская СОШ»

Самооценка - это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач.

(Г.А.Цукерман)

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственное решение в ситуации выбора, инициативные самостоятельные. Какие бы реформы не проходили бы в образовании, в конечном итоге они замыкаются на деятельности педагога, которому во все времена принадлежала роль в обучении и воспитании подрастающего поколения.

 С   учётом того, что современная начальная школа – это не школа  навыка, а школа пробы сил ребёнка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого обучающегося, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика. Проблема оценки учебных достижений обучающихся и адекватная форма выражения этой оценки назрела давно. Сложившаяся сегодня система оценки качества учебных достижений имеет серьёзный недостаток.

Что мы оцениваем? Мы даём оценку только репродутивным усилиям, исполнительской части труда, оценивая тем самым поисковые, творческие усилия ребёнка. Из года в год школьной практикой подтверждалось, что отметка снижает напряжение поиска нового и повышает ценность исполнительства и подражания, ибо оценивает результат, а не процесс его достижения.

 На  мой взгляд, одним из наиболее удачных подходов к оцениванию в начальной школе является безотметочное обучение.

Безотметочная система обучения – это система отражения качественного результата обучения школьников без использования количественного выражения результата оценочной деятельности.

Система оценивания занимает особое место в реализации новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяет оценку. Как учитель, так и ученик имеет право изменить оценку, если они смогут аргументировано доказать, что она завышена или занижена.

В нашей школе третий год осуществляется введение ФГОС НОО. Особое внимание мы уделяем формированию оценочной деятельности. В 1 классе безотметочная система обучения, но учитель контролирует и даёт оценку действиям обучающихся. Работая учителем начальных классов я считаю, что именно на нас лежит груз ответственности за правильно сформированное отношение ученика к оценке.

Один из важнейших принципов безотметочной системы – самооценка. При безотметочном обучении использую такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальные продвижения каждого ребёнка. Отдельные элементы безотметочного обучения постепенно  ввожу с первого дня школьной жизни. Вот некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки, которые я использую на своих уроках. Ученику  предлагается лесенка из 10 ступеней. Каждый из детей рисует себя той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа первый опыт ребёнка по самооценке, которая в последствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке. Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной – залог успешности ученика. Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать, что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с одноклассниками, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение.

В 1 классе ученик способен оценить себя по критериям, выработанным совместно с учителем, сравнить свою  оценку с оценкой учителя, выяснить причины разногласия. С первых  уроков в1 классе приучаю оценивать свою работу. Словарный запас ученика невелик, поэтому в работу по самооценке можно ввести, предварительно оговорив с детьми трёхцветный индикатор: трёхцветные фигурки, круги. Цветовой спектр выбирается разный. Например, красный – «Я доволен своей работой»; синий – «немного затруднялся в выполнении, не совсем доволен работой»; жёлтый – «Работой не доволен, не всё получилось, нужна помощь».

Использую в практике «Волшебные линеечки». Например, объясняю первоклассникам, что на самом верху «Линеечки» может поставить крестик тот ребёнок, который все словарные слова написал правильно, внизу этой линеечки – тот. Кто все слова написан неправильно. Таким образом, ребёнок ставит «крестик» на условной шкале в соответствии с тем местом которое занимает данный результат: между самым лучшим и самым худшим результатами по выбранному критерию. Затем учитель ставит свой «крестик» на той же линеечке. Самое главное – самооценка должна предшествовать оценке учителя.

Для грамотного письма и более внимательного отношения к своим ошибкам на роках русского языка провожу игру «Ситечко»: на отдельных листочках ребята выписывают слова, в которых они допустили ошибки. В конце четверти подсчитываем, сколько слов попало в «ситечко». Чем меньше слов, тем результат лучше. Ребята проявляют интерес к этой игре, им нравится добиться пустого «ситечка».

На своих уроках использую приём взаимооценки. Оценка работы, выполненной другим обучающимся, является условием для возникновения самооценочной деятельности. Видя положительную работу своего товарища, ребёнок старается подтянуться. Очень важно при  организации взаимопроверки ориентировать обучающихся на то, что они должны видеть друг в друге хорошее, с уважением воспринимать успехи товарища. Приобретая навык оценивания собственных и чужих достижений, дети получают опыт взаимопомощи, взаимоподдержки.

На уроке математики по теме «Табличное сложение в пределах 10» детям раздаю таблицы со столбиками примеров. На решение даю 5 минут. Дети в тетради записывают только ответы. По истечении времени обучающиеся меняются тетрадями с соседом по парте, подсчитывается количество правильных ответов – баллов. Баллы записываются на полях тетради. Такая работа проводится в течении нескольких уроков. Во-первых вырабатывается скорость счета, во-вторых контролируются изменения, в третьих заучивается таблица.

Не стоит забывать о роли рефлексии, так как её основной целью является самооценка. Исходя из функции рефлексии, предлагается следующая классификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния;

Рефлексия деятельности;

Рефлексия содержания учебного материала.

На уроках использую приём «Дерево познания». Проводя рефлексию, прошу учеников высказать своё мнение об уроке, о своём вкладе в урок.Если есть положительные ответы, на дерево вывешивается листик. К концу недели дерево полностью покрывается листьями. После рефлексии виден результат работы учителя и успешность обучающихся.

«Позиционная дискуссия»

Работа на уроке была плодотворной, потому что…

Я согласен с тем, что мы хорошо поработали, так как …

Однако мы не узнали о …

Несмотря на то, что мы не узнали…, работа позволила…..

Работа, проведённая в течение года в системе безотметочного обучения позволила обучающимся лучше адаптироваться к оцениванию знаний в условиях существующей в школе 5-бальной отметочной системы.

Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки – не просто способ сделаться счастливым человеком.  Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует формированию самооценки в младшем школьном возрасте. Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе. А в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. Именно такая задача ставится перед современным образованием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безотметочное обучение - как условие формирования самооценки младшего школьника

Использование различных видов самооценки обучающихся в условиях безотметочного обучения....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Главное в работе учителя, по-моему, – вселить в учеников уверенность в их силы, в творческий потенциал. Пусть не всегда и не все ребята воспринимают «на ура» нововведения, но если таких хотя бы полови...

Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС начального общего образования.

Данная работа содержит цели и задачи изучения самооценки младшего школьника. Раскрывается понятие сомооценки младшего школника. влияние самооценки на успешность обучения....

Формирование самооценки младших школьников условиях реализации ФГОС

Самооценка - оценка своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей....

«Формирование самооценки младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО»

laquo;Формирование самооценки младшего школьника    в условиях реализации ФГОС НОО»        Важнейшей задачей  Федеральных государственных образовате...