ОРКСЭ Добродетель и порок
методическая разработка (4 класс) по теме

Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_2.docx303.41 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. Формировать понятия  «добро» и «зло», «добродетель» и «порок» через изучение положительных и отрицательных качеств
  2. Показать значение добродетельного поступка и избегание порочного поведения в формировании нравственных качеств личности ребенка.
  3. Решение противоречий.

        Задачи:

Образовательная:

  1. Направить детей к определению понятий  «порок», «добродетель», «добродетельный человек», опираясь на иллюстративный материал и личный опыт.
  2. Научить находить различия между добром и злом, добродетелью и пороком.

Развивающая:

  1. Развивать умение поступать добродетельно и избегать порочного поведения.
  2. Развивать умение работать с текстовым материалом (поисковое чтение).
  3. Развивать умение аргументировано  отвечать на поставленный вопрос.
  4. Использовать  иллюстративный  материал  для развития художественного восприятия.
  5. Развитие воображения, мышления, внимания.

Воспитательная:

  1. Воспитывать  толерантное отношение к другим  людям.
  2. Воспитывать положительные  качества человека  на  примере  положительных героев из сказок и известных людей современности.

                                                             Компетенции:

  1. КОММУНИКАТИВНАЯ
  2. ИНФОРМАЦИОННАЯ

 (через иллюстративный материал, материал пособия)

  1. САМООРГАНИЗАЦИЯ (личностная)
  2. САМООБРАЗОВАНИЕ (интеллектуальная)

        Оборудование:

  1. ИКТ
  2. Оформление доски:

- вернисаж детских рисунков «Добро и зло».

  1. песня Леопольда « Если добрый ты…» Шура «Твори добро»
  2. Презентация к уроку.
  3. Для групповой работы:

- списки афоризмов о добродетели и пороках

карточки

        Предварительная подготовка:

Учитель:

  1. Сбор необходимого материала для презентации.
  2. Расстановка парт для групповой работы.
  3. Оформление доски рисунками и фотографиями, ромашкой.

Ученики:

  1. Выполняют творческие задания:

- Стихи о добре и дружбе

- Рисунок на тему «Добро и зло- символы»,

- Интервью с членами семьи о добре и зле.

                              Ход урока:

  1. Организационный момент.

Звучит песенка Леопольда «Если добрый ты это хорошо,  а когда наоборот -  плохо…

Вступительное слово учителя:                 Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.
                                  Ну-ка, дети, соберитесь,                              
        И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. 

  1. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

- О чём прозвучала сейчас песня?

- Какие стихи нашли и выучили наизусть о добре?

- Что вы изобразили на своих рисунках и почему?

 «Собери  пословицы» о добре и зле:

Торопись на доброе дело,                                              а добро век не забудется.

Лихо помнится,        что есть добрые люди.

Злой не верит,        а худое само приспеет.

Мы с вами составляли цветок  доброты. Давайте его повторим.

- Вспомните: как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор?

- Сказка В. Катаева «Цветик-семицветик». .- Кому и как помогла девочка в этой сказке? Дети отвечают.

- Ребята, как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?

- Нет.

У. Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

  1. Повторение по теме «Добродетель и порок».

-А как нужно совершать добрые дела?

- Бескорыстно.

Сделаем вывод:  Что такое добро?

- Добро – все положительное, хорошее, полезное.

Обсуждение, что такое добродетель.

- Как вы думаете, чем понятие «добродетель» отличается от понятия «добро»?

Добродетель – это стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Добродетель – это отдельное положительное качество человека.

- Что является противоположностью добродетели?

В каких произведениях высмеивается порок?

- В баснях.

  Работа в группах.

Творческая работа с афоризмами для каждой группы:

Задание: Найдите и подчеркните одной чертой - качества добродетели и двумя чертами – качества порока.

«Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер.

«Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон.

«Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цецерон.

«Лживость - гнуснейший порок» Монтень.

Игра «Найдите  противоположности» для групп:

Задание: Соедините противоположные друг другу  качества( презентация):    

   Физминутка  «Барбарики»

  1. Изучение нового материала

Достаточно ли мы знаем о том, как делать добро?

Обыгрывание ситуации:  Миша не сделал домашнего задания. Придя в школу, попросил у Серёжи и тот ему дал списать. Учитель проверила работу и поставила «5».

-Доброе дело сделал Серёжа?

- Нет.

-А почему? А на контрольной кто за него будет решать? И что тогда получит Миша?

А как же делать добрые дела?

Вот Аристотель считал, что добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом.

А как это ребята, вам известно?

Так чем же мы сегодня займёмся на уроке?

- Будет дальше изучать добро, добродетель.

 -Мы все знаем правила поведения в школе, в других местах, а всегда ли мы их соблюдаем?

- Нет.

Аристотель говорил, что не только нужно знать, что такое добродетель, но и  быть по-настоящему добродетельным человеком.

Древнегреческий ученый, философ Аристотель выделял одиннадцать добродетелей характера человека. Среди них очень важные и для современного человека: великодушие, правдивость, мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость.  А как можно определить, есть ли у человека добродетели? Ну конечно только по его поступкам.

На доске (или слайде) делается запись:


Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:




Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в таблице (работа в группах):

расточительность, щедрость, скупость

Не будь ______, не будешь нуждаться (Вальтер Скотт)

Поток богатства теряется в песках_________ (Буаст Пьер)

_______ не замечает чужой жадности, а жадный рассказывает о своей ____. (К. Мелихан)

______ человек – это тот, кто дает подходящему человеку подходящую вещь в подходящее время. (Аристотель)

Бережливость не хочет ничего расходовать по-пустому, ______ вовсе ничего не хочет расходовать. (Леон Сэй)

______ есть источник всего зла. (Лат. посл.)

_________ платит дважды.

После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:


Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:




Стакан молока

(восточная притча)

Давно это было. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность учиться (он мечтал стать врачом) замерз и очень проголодался. Денег у него не было и, набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить.

Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:

- Сколько я вам должен?

- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.

Когда мальчик отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и понял, что доброта – качество многих людей.

Прошли годы. Мальчик вырос и стал врачом. В больницу, где он работал, привезли старую женщину. Врач узнал в ней ту, которая много лет назад поделилась с ним стаканом молока. Женщина была тяжело больна, но врач сделал всё, чтобы спасти её. После многих месяцев борьбы с болезнью ему это удалось. Женщина поправилась. Ей принесли счет за лечение. Она очень боялась, что у неё не хватит денег расплатиться за лечение и придется продать все имущество. Она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры… И вдруг ее внимание привлекла надпись в конце счета: «Оплачено полностью одним стаканом молока»…

Вывод: щедрый человек – это тот, кто дает другому  человеку нужную  вещь в подходящее время.

                           Притча.

                Кто украл масло?

Один купец купил у другого десятилитровый бочонок с маслом. Дома он велел жене разлить масло по литровым бутылкам. К его удивлению, бутылок получилось не десять, а девять.

- Почему в десятилитровом, доверху полном бочонке оказалось девять литров масла? Где ещё один литр, жена? Может, ты его пролила или кому-нибудь отдала?-сердито спросил купец.

-Всё масло тут. Я его никуда не дела,- ответила жена.

Отнёс купец бочонок из-под масла к судье и сказал.

- Судья, этот бочонок – воришка. Он украл масло, в него было налито десять литров масла, а он обратно отдал девять.

Судья велел позвать продавца масла и спросил его:

- Не может бочка дать меньше того, что влито в неё. Почему из этого десятилитрового бочонка вылилось только девять литров масла?

- Клянусь, я налил в этот бочонок десять литров масла, - сказал продавец.

- Значит, этот бочонок ворует масло! – решил судья и велел наказать бочонок – побить его палкой.

От первого же удара бочонок раскололся, и все увидели, что внутри у него был большой камень.

- Да. Хитрец твой бочонок, - заметил судья. – Но дурной пример заразителен. Надо другие твои бочонки с маслом тоже наказать, чтобы они так не делали.

Велел судья побить палками все бочонки с маслом у купца. Упал тогда купец на колени и признался в воровстве.

- Это я положил камень. Не может бочка дать меньше того, что влито в неё.

О каком пороке идёт речь?

 * Кто обладал этим пороком, бочка или её хозяин?(жадность, скупость)

Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):

Дружелюбие, вредность, угодничество

Я почему ____ был? Потому что у меня велосипеда не было!

Ребята, давайте жить ______!

Образ шакала в сказке «Маугли»

-  А нужно ли за дружелюбие давать награду? (Обсуждение Ордена Дружбы – одной из наград РФ).

Орден Дружбы

Награды Российской Федерации

Орденом Дружбы награждаются граждане за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, высокие трудовые достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную деятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укреплении мира и дружественных отношений между государствами.

Дружелюбие – дружеское расположение, доброжелательное отношение к кому-либо. (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой ).

Учитель предлагает ученикам, следуя пониманию добродетелей Аристотеля, заполнить пробелы в следующей таблице (работа в группах):

Трусость, мужество, безрассудная отвага

Был один малыш – зайчишка.
Он всего боялся слишком.

После обсуждения на доске (или слайде) делается запись:


Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком:




- Нужно ли за мужество давать награду? (Обсуждение Ордена Мужества – одной из наград РФ).

Орден Мужества

Награды Российской Федерации

Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженный поступок, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни.

Третья добродетель, с которой предстоит нам познакомиться  - это мужество.

 - Между какими пороками оно находится? Как понимаете ?

Мужество:

  1. (греч. тюмос), в позитивном значении это слово означает присутствие духа, осознание своей внутренней силы и уверенность в себе в трудных обстоятельствах
  2. одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси.
  1. Закрепление пройденного материала.  Составить синонимический ряд к основным добродетелям.

Дружелюбие

смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность

Мужество

великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни

Щедрый

благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

  1. Для любознательных

СКАЗКА О ЗЛОЙ КОЛДУНЬЕ И КОТЕНКЕ

Давным-давно, в одной стране жили очень добрые люди. Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили плыть в другие страны, помогать другим людям.

А неподалеку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль и ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.

Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котенка, не думала она, что он сможет помешать ей творить зло. Тогда побежал котенок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся над полем перезвон. И услышали его на корабле. Пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котенок с колокольчиком стал символом надежды, счастья, веры и добра.

“Время колоколов еще не пришло, наступило время колокольчиков” – таков девиз “Детского ордена милосердия”. Да, если оглядеться вокруг, есть люди, нуждающиеся в защите,  есть мы – дети, которые своим добрым словом и добрым делом способны скрасить одиночество. Но Злая колдунья  была совершенно уверена, что нет лекарства против одиночества.

- Дети дарят подарки присутствующим на уроке.

  1. Вывод  урока

Основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З - "Земля", М -"Мыслите", Л - "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.

Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.

Учитель:

Правила доброты.

При подготовке к классному часу я попросила ваших родителей написать советы, наказы, которые чаще всего дают вам, своим детям об отношении к окружающим людям?

Внимание на экран.

1.        Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

2.        Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

3.        Делать добро для близких, друзей

4.        Не завидовать

5.        Не вредничать

6.        Не грубить

  1. Подведение итогов урока

– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома? 

6. Домашнее задание

  1. Задание: найдите и подчеркните одной чертой – качества добродетели и двумя чертами – качества порока:

1« Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» 2. «Вежливость – первая и самая приятная добродетель»  3. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы»   4. «Лживость – гнуснейший порок»

  1. Задание Работа в группах

Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.

  1. В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: _______________
  2.  Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: _________________________.
  3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.

Подсказка

Великодушие; несправедливость, непорядочность.

3 Задание. Соедини стрелочками синонимы для дружелюбия, мужества,                                                                                 щедрости.

Дружелюбие

смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность

Мужество

великодушный, широкая душа, обильный, изобильный, не жадный, милосердый на помощь, на подарки, на раздачу милостыни

Щедрый

благожелательность, приветливость, дружественность, общительность.

Задание 4. «Золотая середина» 

Добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком. Определите добродетели:

 

        

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -  средняя общеобразовательная школа № 2 города Аркадака Саратовской области

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА  

ПО ОСНОВАМ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

КУРСА ОРКСЭ

В 4 «А» КЛАССЕ

НА ТЕМУ «ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК»

Выполнила:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Курышова Надежда Викторовна

Ноябрь 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРКСЭ Добродетель и порок

Урок разработан по новому курсу ОРКСЭ. К нему прилагается презентация....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая карта урока по ОРКСЭ  "Добродетель и порок"...

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Добродетель и порок»....

Урок ОРКСЭ "Добродетель и пороки" 4 класс

Урок по теме « Добродетели и пороки».Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди. По этой теме зап...

Разработка урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Технологическая ката к уроку и презентация....

Разработка урока по ОРКСЭ "Добродетель и порок"

Этот урок был разработан на конкурс "За нравственный подвиг учителя" с презентацией, музыкой к уроку, технологической картой....

Урок по ОРКСЭ "Добродетель и порок"(Выступление на курсах в БРИОП)

Данный урок решает следующие задачи: 1) закрепить у младших школьников понятия  двух противоположных характеристик личности – добродетели и порока;2) способствовать развитию у учащихся...