Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"
статья по теме

Доброходова Ольга Николаевна

"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад".

 В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

 Именно поиски новых форм, желание шагать в ногу со временем и осваивать язык будущего - компьютер, желание придать обучению практический характер, и привели к рождению уроков и организации учебного процесса с использованием новых информационных технологий. ИКТ  позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить уровень усвоения материала, создать ситуацию для творчества, изучать одновременно предмет и компьютерные программы, создавать методические пособия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-методическая статья

на тему:

«Информационные технологии как средство развития личности младших школьников»

Автор: учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №360

Ольга Николаевна Доброходова

Санкт-Петербург

Информационные технологии как средство развития личности младших школьников

Современный этап развития общества требует новых подходов к образованию. Важнейшее стратегическое направление развития образования  связано с реализацией личностно ориентированного обучения, при котором развитие школьника становится главной задачей, как для учителя, так и для самого ученика. Только творческая  личность, обладающая гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением, умением осуществлять деятельность по самообразованию  способна решать сложнейшие задачи, которые выдвигает жизнь.

Однако, встает вопрос: как создать условия личностного развития ребенка младшего школьного возраста, которые обеспечат развитие перечисленных выше качеств, переход от обучения к самообразованию. Одним из средств, позволяющих эффективно решать данную проблему, является информатизация образовательного процесса.

Современные исследователи связывают информатизацию школьного образования  с включением в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития школьников, а также средства обеспечения профессиональной деятельности учителя. Актуальность информатизации учебного процесса в начальной школе обусловлена, с одной стороны, необходимостью учета возрастных и психологических отличий младших школьников, а с другой стороны, важностью вклада первой, начальной ступени обучения в достижение ребенком последующих образовательных результатов - успехов. По мнению ученых (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман)  именно младший школьный возраст является сензитивным для развития умений переносить знания в новую ситуацию, а также гибкости, оригинальности мышления, рефлексии, являющихся фундаментом для дальнейшей самоактуализации учащихся.

В младшем школьном возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Таким образом, перед учителем начальной школы стоит ответственная задача - не просто добиться усвоения программного материала в полном объеме каждым ребенком, но создать условия для его полноценного личностного развития, формирования активной позиции в образовательном процессе. Использование компьютера в качестве одного из средств, обладающих, несомненно, уникальными возможностями для этого, обусловлено стремительно развивающимися информационными технологиями, недоступными нам ранее. Это позволяет современному учителю активно применять их для обучения младших школьников.

Так, применение информационных технологий в процессе обучения в начальной школе дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Мышление детей младшего школьного возраста характеризуется как наглядно–образное, т.е. им доступно выделение и обобщение только внешних, непосредственно воспринимаемых свойств предметов, а «их умственные операции конкретны»  (по терминологии Ж. Пиаже).

  «В первый класс дети приходят как кинестетические создания. Они понимают реальность, прикасаясь, обоняя, толкая, кидая и разбирая мир на части», – писал американский педагог-психолог  М. Гриндер.  

Применение разнообразной графики, звука, цвета, анимации позволяет моделировать различные учебные ситуации, развивая при этом познавательные и творческие способности младших школьников, делает более доступным для восприятия, осознания и правильного понимания учебный материал.

Обучение учащихся начальной школы в дидактических компьютерных средах позволяет формировать у них навыки работы с изучаемым материалом, умения структурировать и систематизировать информацию, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи. При использовании компьютерных технологий более эффективно вырабатываются умения осуществлять операции анализа и синтеза, происходит постепенное освоение алгоритма достижения результата, выбора средств достижения цели, способность к интеллектуальной рефлексии.

Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогащать образовательные парадигмы. В традиционном обучении, построенном на использовании обьяснительно - иллюстративного метода, учитель сам ставит проблемы и сам указывает пути их решения. Такой подход предполагает организацию процесса обучения на основе преобладания репродуктивной деятельности с детально описанными результатами. Основное отличие характера организации учебного процесса с использованием информационных технологий заключается в том, что обучение идет на творческом уровне. Развивается способность ребенка вносить изменения и новые элементы в заданную программу действий, т.е. способность продуцировать некоторое новое содержание (помимо заданного образца) в условиях индивидуальной и групповой деятельности.

Изменению подвергаются даже такие фундаментальные навыки, прививаемые начальной школой, как умение читать и писать. Новая грамотность предполагает овладение умением ориентироваться в информационных потоках, в среде мультимедиа, создавать гипермедиа объекты. Современный человек еще в школе должен научиться читать и писать применительно к мировому информационному пространству.

В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике четыре основных:

  1. компьютер, как средство контроля знаний;
  2. лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;
  3. мультимедиа-технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала,
  4. персональный компьютер, как средство самообразования.

На мой взгляд, главное назначение компьютера в школе - быть средством организации самостоятельной деятельности школьников. Ни одно из дидактических средств не обладает таким потенциалом в развитии самостоятельности учащихся как информационные технологии.

В соответствии с вышесказанным можно выделить следующие цели осуществления информатизации образовательного процесса в начальной школе:

  1. развитие личности младшего школьника посредством формирования творческого мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности;
  2. формирование информационной культуры ученика;
  3. повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, использование различных возможностей информационных технологий для повышения мотивации познания, инициативности познавательной деятельности;
  4. создание открытой информационной образовательной среды в начальной школе.

Эти цели достигаются в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционным преподаванием.

Вместе с тем, компьютерные технологии, качественно изменяя содержание, методы и организационные формы обучения, позволяют решать не только педагогические задачи (раскрытие, сохранение и развитие индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формирование познавательных способностей; стремления к самосовершенствованию), но и психологические задачи (снизить уровень тревожности; повысить самооценку ребенка; добиться положительной мотивации; повысить комфортность обучения).

Я работаю учителем восемнадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они не просто захотели осваивать предлагаемые  им знания, но учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям.

Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие их активное участие в учебном процессе. Поэтому для повышения мотивации мы стараемся ставить близкие, реально достижимые цели – научиться решать задачу, научиться складывать и вычитать, написать без ошибок письмо другу или рассказать, что такое зима. Но и эти цели со временем могут перестать быть для ребенка стимулирующими.

Кроме того, важно учитывать личностные особенности школьников. Они отличаются по типам восприятия материала (аудиалы, визуалы, кинестетики), имеют различный уровень развития памяти, внимания, мышления. Некоторые дети только в середине урока включаются в учебный процесс, многие устают к концу урока. Учитель вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть школьников работает достаточно активно на уроке. Однако, возникают проблемы с детьми, имеющими либо более высокий, либо более низкий уровень мыслительной деятельности, другие особенности развития. Необходимость решать эти проблемы привела меня к использованию  на уроках информационных технологий.

В 2005-2006 учебном году я начала проводить уроки с компьютерным сопровождением. Первыми были уроки «Истории Санкт-Петербурга». На этих уроках я использовала медиальбомы по различным темам, презентации для введения нового материала, создавала тесты для проверки знаний, знакомила школьников с различными программами, обеспечивающими возможности для создания графических рисунков, поиска и обработки информации. В конце года учащиеся 4-х классов создавали собственные проекты по самостоятельно выбранной ими достопримечательности нашего города. Выбрав тему проекта, учащиеся находили материал в сети Internet и электронных энциклопедиях, создавали странички для презентации, используя программу Power Paint, сочиняли стихи и рисовали с помощью компьютера.

Следующим этапом для меня стало проведение интегрированных уроков истории Санкт-Петербурга и математики, ориентированных на знания и субъектный опыт учащихся.

Использование информационных технологий при изучении окружающего мира позволило увеличить функциональные возможности освоения этого учебного предмета, требующего наглядности для понимания и лучшего усвоения материала. Мультимедийные технологии помогают иллюстрировать авторский текст, увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

Проводить подобные уроки мне помогла Детская медиаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Но на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время. Оптимальным выходом из сложившейся ситуации стала предварительная подготовка тематических презентаций, которые представляют собой электронное сопровождение к теме урока. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет учебный процесс, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в учебный материал, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно.

В поисках информации выручают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др. Эти диски содержат не только иллюстрации, видеосюжеты, но тексты, которые уже адаптированы для детского восприятия. Богатый иллюстративный материал по географии, биологии, истории России, ОБЖ представляют диски, предназначенные для старшего школьного возраста. Естественно, что этот материал нуждается в адаптированных комментариях. Активно помогают в поиске информации и сами школьники.

Таким образом, накапливая опыт в проектировании и реализации уроков с использованием информационных технологий, я пришла к выводу, что необходима система методических материалов по проведению учебных занятий, которой могут воспользоваться и другие педагоги. Уроки, составленные в виде презентаций, созданных в программе «Power Point», для учителя являются опорой, на основе которой осуществляется объяснение нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. В результате я собрала небольшую коллекцию подобных уроков-презентаций.

Дидактическим средством, позволяющим эффективно организовывать учебный процесс, являются не только презентации, но и электронные учебные материалы, например, программа по информатике «Фантазия», содержащая интересные задания, которые можно использовать на разных уроках. Все задания я разбиваю по темам и по уровню сложности. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи компьютера знакомятся с новым материалом, углубляют свои знания, выполняя упражнения повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности работают с компьютером индивидуально, не замедляя продвижение класса на уроке. Каждый ребенок работает в удобном ему темпе. При этом компьютер может выступать и в роли обучающего, и в роли контролирующего знания.

Электронные учебные пособия эффективны для использования на разных этапах урока – объяснение нового материала, фронтальный опрос, устный счет, словарная работа, закрепление ранее пройденного материала. Работа проводится индивидуальная и групповая (соревнования). Таким образом, происходит дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

В наши дни учитель понимает, что он не является единственным носителем информации. Школьники могут самостоятельно найти материал по интересующим их вопросам в энциклопедиях, справочниках, Интернете. Роль современного учителя лишь направлять, контролировать учебный процесс. Учитывая, что учащиеся начальных классов испытывают потребность в новых впечатлениях, в поиске, новых открытиях, я часто предлагаю им найти материал по какой-то теме, выбрать то, что их удивило, поразило и создать свою творческую работу. По желанию работа оформляется в виде реферата, доклада в рукописном либо печатном виде. Некоторые школьники с помощью родителей находят информацию по предложенной теме в Интернете, отбирают заинтересовавший их материал, а затем на дополнительных занятиях мы учимся оформлять эти работы. Работаем в программах Word, Power Point – создаем слайды, знакомимся со способами их представления. На уроках проходят презентации творческих работ. Ребятам очень интересен такой вид деятельности. Очевидно, что подобная деятельность способствует повышению мотивации, формированию навыков работы с научным материалом, с компьютером, творческому развитию детей, позволяет им выразить индивидуальность.

Несомненно, образовательный процесс, организованный с использованием информационных технологий, имеет много преимуществ. Однако есть и трудности, препятствующие массовому применению компьютерных технологий в организации уроков. К таким трудностям можно отнести:

  1. недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
  2. отсутствие легкодоступных и научно обоснованных методических материалов для учителя, базирующихся на регулярном и систематическом использовании информационных технологий;
  3. недостаточное владение значительным количеством педагогов компьютерными технологиями.

Тем не менее, несмотря на существование перечисленных проблем, информатизации образования сегодня  уделяется большое внимание. Результаты современных исследований методики и практики обучения младших школьников приводят к выводу, что традиционные средства обучения нуждаются в существенном дополнении, так как на данный момент не являются в достаточной степени эффективными для развития качеств личности, формирования умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении и жизни. Одним из таких средств, обладающих огромными возможностями, распространенных и апробированных в школах ведущих стран мира, является компьютер. Педагогическая стратегия использования в учебном процессе компьютеров, компьютерных программ и Internet, обусловлена, прежде всего, стремительно развивающимися информационными технологиями, недоступными нам ранее. Использование ИТ позволяет расширить функциональные возможности познавательной деятельности младших школьников, развивая самостоятельность, активность, познавательный интерес, способствуя выявлению и реализации потенциальных возможностей учащихся, приобщая младших школьников к поисковой и творческой деятельности, эффективно повышая мотивацию учения.

Огромна роль учителя в информатизации современного образования. Использование информационных технологий предоставляет учителю широкий простор для творчества: использование презентаций, разнообразных компьютерных и обучающих программ, мультимедийных энциклопедий, среды Internet, электронных тренажеров и т.д. Подобный комплекс средств позволяет естественно вписывать компьютер в жизнь начальной школы, разнообразить процесс обучения и значительно повышать его продуктивность.

Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что использование информационных технологий является одним из эффективных средств развития личности младших школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"

Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение...

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

Информационные технологии как средство развития личности младших школьников

laquo;Информационные технологии как средство развития личности младших школьников», публикация статьи  в сборнике региональной НПК «Педагогические инновации в дошкольном и начальном ...

Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника

Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...