Урок ОПК по теме: "Икона"
методическая разработка по теме

В процессе урока ребята узнают, что такое икона, чем она отличается от картины, как создаются иконы, юб истории их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ikona.doc576 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                                        Тема урока: «Икона».

     Цели урока: углубить представление об иконе в терминах культуры. Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

         -показать связь прошлого и настоящего;

     -расширить словарный запас и кругозор учащихся;

     -развивать познавательные и творческие способности;

     -воспитывать национальную гордость и любовь к Родине.

                            Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой на урок.

-Здравствуйте ребята. Я рада очередной нашей встречи. Мне приятно с вами общаться. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте  хорошего настроения. А я предлагаю вам настроиться на урок и посмотреть клип.

(Просмотр клипа «Увидеть бога»)

-Я думаю, вы все привели свои мысли в порядок, немного отдохнули, мы можем начинать урок.

  1. Сообщение темы урока.

Для обзора детям предлагается несколько репродукций икон и картин:Пресвятая Богородица Владимирская, преподобный  Сергий Радонежский или другие. Выбор тематики картин – от популярных ( «Опять двойка!» Ф.П. Решетникова, «Аленушка» В.М. Васнецова и др.) до сюжетов церковной истории.

                     

           

- Разделите иллюстрации на две группы. По какому признаку вы их разделили?Дайте обоснование .

 (На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона обычно пишется по строгим канонам-правилам).

-Как вы понимаете слово гармония? (Это слово греческого происхождения. Означает согласованность, стройность, единение в сочетании чего-нибудь).

- Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах?       -- Выскажите ваши гипотезы

   Учитель: “Дам тебе я на дорогу

                   Образок святой:

                   Ты его, моляся Богу,

                   Ставь перед собой;                

                    Да, готовясь в бой опасный,

                   Помни мать свою…

                  Спи, младенец мой прекрасный,

                   Баюшки-баю”

- Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

- Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства –  иконам и их создателям.

   II.Вводное слово учителя.

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?

(Ответы детей)

- На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.

- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

- Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

III Создание проблемной ситуации

.Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).

IV Работа по учебнику.

Работа по группам:

-Прочитайте материал статьи «Икона» и объясните, что означают слова:

 1 группа: свет иконы,

2группа : нимб,

3 группа: лик иконы

Вопросы по тексту учебника:

-Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?

Вопросы 1 группе:

- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога?

Почему в иконописном изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?

Вопросы 2 группе:

-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?

- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?

Вопросы 3 группе

-Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображаемого, например, солнце?

-Как вы думаете, почему Свет – одно из имен Бога?

-А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)

  1. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконе А.Рублева «Троица»..

-Рассмотрите икону А. Рублёва « Троица»

.Как вы думаете, о чем высказался Александр Пушкин в своем стихотворении “Возрождение”:

Художник- варвар кистью сонной

Картину гения чернит

И свой рисунок беззаконный

На ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые с летами

Спадают ветхой чешуей;

Создание гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

- Почему мы цитируем эти строки сейчас? Да, и икона А.Рублева “Троица” была очищена от последующих наслоений только в XIXв.

- Почему Бог-отец, Бог-Сын и Святой Дух изображены в виде ангелов? (Ангел в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям).

-Какие символы говорят о том, что это ангелы? (В древнерусской живописи для этого использовались изображения посоха- знака силы, нимба-знака святости, крыльев - знака возвышенной чистоты. У Бога – отца нимб изображен звездчатый; у Бога – сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери и святых обычно – круглые).

               

   

                                                     

-Что такое символ, почему он используется в иконописи? (Символ – художественный знак, условно передающий идею. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность – самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.)

-Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.

 -Какие символы использовал А.Рублев в иконе “Троица” и почему?

   (  дом, символ домоуправительства, палаты Авраама, которые символизируют образ Бога-отца;

     дерево жизни за средним ангелом, Маврийский дуб, символизирующий образ Бога-сына;

    гора, образ возвышенного, высокого; возвышение духа, символизирует Святой Дух;

золотой цвет, образ неземного вечного, несотворенного света, золотая Божественная благодать;

    синий плащ чарует глаз как драгоценный самоцвет, сообщает иконе спокойную и ясную радость;

 

   - нежные, красивые лика символизируют высокую внутреннюю, нравственную силу;

-ангелы похожи друг на друга, что означает – единое, Бог един в трех лицах, три лица – одна душа; у ангелов единая сущность, но похожи они внешне, не внутренне;

-Глядя на образы А.Рублева, люди явственно понимали, почему “Троица” называется животворящей, ибо они чувствовали на своем опыте, что именно единство и любовь есть жизнь и начало жизни, напротив - вражда, раздоры, разделения разрушают, губят и приводят к смерти (распятие). Поэтому, икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры. Икону “Троица” А.Рублева называют “светом иного мира”. Тайна ее считается нераскрытой до конца.

В иконе А.Рублева “Троица” царит согласие из любви к человеку.

“Троица” - самое известное произведение А.Рублева. В этом творении в наиболее чистом виде выявилась вся многогранность древнерусского искусства: философская глубина, религиозная основа, символический характер образов, совершенство и неоднозначность живописной формы, композиции, ритма и цвета.

.В “Троице” можно разграничить несколько значений, одно из них моральное. Моральное значение “Троицы” Рублева в том, что икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому, который призывал русских князей и всех людей к дружбе, любви и единению. Икона была поставлена в Троицком храме, “дабы взирая на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной розни мира”.

*Где в настоящее время установлена икона “Троица”? . Храмовый образ Святой Троицы, созданный Андреем Рублевым, находится ныне в московском храме Святителя Николая в Толмачах, при Третьяковской галерее).

  VI. Икона и молитва.

Что можно сказать тем, кто скептически относится к молящимся? Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а перед иконою.

Глянешь, смиряется духа смятение,

Дышит свободнее грудь;

И, забывая все: горе, сомнение

Можно свободно вздохнуть.

Тайна глубокая, чудная, вечная

Скрыта здесь в ликах святых;

Теплая, чистая вера сердечная

Нам отражается в них.

 VI. Задания для творческой работы в классе.

-Если в наше время появился бы Андрей Рублев, о чем он, по-вашему, мог спросить наших современников?

-“ Святая икона”, “святой образ” - почему так говорят?

VII. Итог урока.

Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности.

Спасибо за участие, за сотрудничество.

VIII. Домашнее задание.

Дома родственникам подробно рассказать об иконе А.Рублева “Троица”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по программе духовно-нравственного воспитания.Тема: "Икона".."

Конспект урока с презентацией по программе духовно-нравственного воспитания "Истоки"...

Презентация к уроку по ОПК .Тема -Икона

Методическая разработка и презентация -сопровождение по модулю  ОПК.  Тема -Икона....

Урок ОРКСЭ на тему "Икона"

урок по ОПК и ОРКСЭ на тему "Икона" составлен по ФГОС, имеется презентация, что позволяет сдела урок более привлекательным. Включает в себя групповую работу учащихся....

конспект урока по ОРКСЭ, тема "Икона"

Конспект открытого урока  Урок по теме «Икона» в 4 «В» классе МБОУ СОШ № 14Учитель: Пухкало О.П. (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Осн...

Технологическая карта и презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Икона"

Технологическая карта и презентация к урроку ОРКСЭ по теме "Икона"...

разработка урока ОРКСЭ по теме Икона

Разработка урока по ОРКСЭ по теме Икона...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Икона" (4 класс)

Цель урока: Формирование знаний об иконе и её роли в православной культуре.Планируемые результаты:Предметные:1)  определять различие картины и иконы;2) познакомиться с основными нормами светской ...