Презентация к уроку по ОПК .Тема -Икона
презентация к уроку (4 класс) по теме

Жигалова Ирина Владимировна

Методическая разработка и презентация -сопровождение по модулю  ОПК.  Тема -Икона.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме:

«Икона»

( модуль «Основы православной культуры»)

учителя начальных классов

                                МБОУ Собинского района

                               ООШ №2 г.Собинки

                                   Жигаловой И. В.

Цель:

формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности, социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах через изучение темы «Икона».

Задачи:

-формировать основы у школьников российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- развивать этические чувства доброжелательности, отзывчивости, понимания, сопереживания.

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

-развивать способность слушать собеседника и вести диалог;

-овладеть начальными сведениями  о сущности и особенностях иконы;

- развивать готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

Оборудование:        

учебник;  рабочие альбомы;  компьютер;  презентация; репродукции картин и икон; жетоны белого цвета; карточки с отрывками из стихотворений для каждой группы; Словарь русского языка С.И.Ожегова, Толковый словарь Ушакова, Большая советская энциклопедия, Этимологический словарь русского языка Семенова.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие в мир православной культуры. ( слайд 1)

 

-Как вы уже поняли, путешествовать будем в группах. В трудные моменты каждый из вас сможет опереться на плечо друга, посоветоваться с ним. Распределите обязанности капитана, чтеца.

2.Повторение изученного.

В любое путешествие берут с собой багаж. Что такое багаж? /нужные в дороге вещи/.          

-Наше путешествие необычное. Что самое необходимое и нужное мы возьмём?

/  учебник, альбом, …./

- А что самое главное в учебном путешествии? /знания/  

-Проверим, всё ли на месте. Я предлагаю провести блиц- опрос по изученному ранее материалу. И помните, эти знания нам сегодня пригодятся!

-На столах у вас лежат карточки с вопросами. Чтецы  прочтут их, а вы вместе вспомните ответ. Пользуйтесь  при  необходимости альбомами, учебниками.

Вопросы блиц - опроса:

1.Что такое Божья  благодать?

2. Кто такие святые?

3. Что значит молиться?

4. Какие бывают молитвы?

Отчёт групп:

 1 гр. Божья благодать- действие Бога, меняющее человека. (слайд 2)

 2гр. Святые- люди, которые под действием Божией Благодати изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь. (слайд 3)

 3гр. Молиться- обращаться к Богу. (слайд 4)

 4гр. Виды молитв : просьба, благодарение, славословие. (слайд 5)

Отчёт групп.

3. Сообщение темы.

-Я вижу, что вы готовы к путешествию. Теперь предстоит узнать, о чём мы поговорим. Как  обычно, попробуете догадаться сами. Перед вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на 2 группы. ( см приложение №1)

/ Ребятам предлагаются репродукции картин и  икон/

- А теперь дайте название каждой группе. / 2.картины, 2. иконы/

Учитель открывает записи на доске:

        

- По 2 человека от  каждой группы выйдут к доске и прикрепят репродукции в соответствии с записями.

        

- Вы правильно распределили репродукции.

- Скажите, каково же отличие картин и икон? /на картинах  изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, святые, библейские сюжеты/ если ребята затрудняются, учитель поможет наводящими вопросами.

- Как думаете, о чём мы будем говорить на занятии православной культуры : об иконах или картинах?        /конечно об иконах/           2 слайд

- Проверим, откройте учебник на странице 54. Прочтите тему. / «Икона» /

-Откройте альбомы, запишите тему занятия. (слайд 6 )

- Кто из вас попытается  объяснить, что такое « икона» /изображение Бога, святых …… ./

- Где мы можем найти точное толкование? / в словарях/

4. Работа со словарями.

- На столах у каждой группы разные словари:

1. Словарь русского языка С.И.Ожегов.

2.Толковый словарь Ушакова

3.Большая советская энциклопедия

4. Этимологический словарь русского языка Семенова.

 - Найдите определение. Зачитайте. /Группы по очереди зачитывают найденные определения/:

1 группа.

Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ. /. Словарь русского языка  автор - С.И.Ожегов./

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения. / ответ появляется на слайде/(слайд 7)

2 группа.

Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. /Толковый словарь Ушакова/(слайд 8)

- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет почитания/

 3 группа.

Икона (от греч. eikón — изображение, образ)  в христианской религии — изображение Иисуса Христа, богоматери и святых, которому церковь приписывает священный характер;  /Большая советская энциклопедия/(слайд 9)

- Какие главные слова можно выписать из этого  толкования? / Священный характер –святыня/

 4 группа.

Икона -изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой./ Этимоло-гический словарь русского языка Семенова/(слайд 10 )

-  Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/

Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний, сказать, что такое «Икона». Это определение мы поместим в альбом.  (слайд 11)

        

Данная распечатка вклеивается ребятами в альбомы. (слайд 12)

5. Актуализация знаний по теме. 

- Ребята. Хотите узнать, почему икона для православных христиан –святыня? Чем она необычна?

-Давайте определим круг вопросов по данной теме, на которые вы без затруднений дадите полный ответ и вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить. Для этого в альбомах у вас подготовлена таблица с вопросами. Они же записаны у меня на доске.

вопросы

+   -

ответы

1. Где можно встретить иконы?


2. Когда появились первые иконы?

3. Может ли икона излучать свет?

4. Что такое нимб? Каково его значение?

5. Что самое поразительное есть в иконах?

6. Зачем нужны иконы?

Читаем вопрос и если на него есть полный точный ответ, ставим рядом +, записываем ответ в 3-ю колонку. Если ответа нет, будем его искать по ходу нашего разговора и записывать в 3–ю колонку.

- Дети наверняка дадут точный ответ на вопрос : «Где можно встретить иконы?» / дома, в храме/

1. Где можно встретить иконы?



+

В храме, дома, в автомобилях

/ По остальным вопросам мнения расходятся, дети не уверены в своих ответах. Следовательно на них ответим по ходу работы./

- Вы верно сказали, что иконы можно встретить дома, в храмах, иногда даже в автомобилях. (слайд 13)

-Основным местом нахождения икон является храм, церковь.  Мне кажется, что сейчас уместным будет дать ответ на  шестой вопрос : «Зачем  нужны иконы?»

/ предположительный ответ : чтобы молиться./

-А что значит молиться вы уже сказали на блиц – опросе. Молиться - это значит обращаться к Богу. Прежде чем записать ответ в таблицу, я предлагаю уточнить и проверить его с помощью  текста учебника. Откройте страницу 54. Найдите текст «Икона и молитва». Прочтите его. Выберите одно предложение, которое мы запишем в качестве ответа.

Отчёт групп о проделанной работе.

/Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых./    (слайд14)

6. Зачем нужны иконы?



Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.

-Почему жизни святых можно и нужно подражать? /Их жизнь безгрешна.  Наполнена любовью, добром. К этому должен стремиться каждых человек/.

6. Дидактическая игра.

-Молодцы. Теперь я предлагаю вам отдохнуть, но с пользой. Поиграем в игру, « Сделай свой выбор». У вас в группах лежат жетоны. Вы должны внимательно рассмотреть репродукции икон на доске, на слайде(слайд 15), в учебнике. Ответьте на вопрос: какой цвет  используется  на иконе в качестве фона - чёрный, красный, золотой, синий. Сделав свой выбор, прикрепите жетон на доску в нужный столбик:

                        

/Дети делают выбор, прикрепляя жетон. Они видят, что фон на иконе золотой./

-Молодцы! Этот фон на иконе выбран неспроста. Его называют светом иконы. А в Библии Свет - это одно из имён Бога. Посмотрите на иконы, можно ли сказать, что они излучают свет?  (слайд 15)  / Можно/

-Откуда исходит свет? /от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг  головы /.-Верно, главная особенность икон в том, что свет исходит от образа, а не падает на него. (слайд 16) На какой вопрос мы  нашли ответ?/  Может ли икона излучать свет?/

-Какой ответ запишем?

3. Может ли икона излучать свет?



Свет исходит от образа, а не падает на него.

- Кто из вас знает, как называется золотой  круг, который окружает голову святого? / Предположительно, некоторые слышали название – нимб. /

- Чтобы понять, что он символизирует, подумайте, на что он похож? (слайд 17)  / на солнце/.

- А что даёт  солнце  всему живому? /тепло, свет, уют, радость/. А как всё перечисленное назвать одним словом?  /благодать/

- Попробуйте  сделать предположение - что символизирует нимб вокруг головы святого? / Знак Божией благодати/.(слайд 18)

4. Что такое нимб? Каково его значение?

Знак Божией благодати.

- Один из вопросов сегодняшнего занятия-  что самое поразительное есть в  иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что всё самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты, и художники, и писатели. Так, может быть, мы найдём ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов? Попробуем?

-В группах отрывки из стихотворений Елены Резник «Глаза Христа», Людмилы Щербаковой «Светлой  печали радость», Леонида Денисова «Моление о чаше», «Перед ликом Владимирской» монаха –святогорца. (приложение 2)

1 группа

(слайд 19),

2 группа

(слайд 20),

3 группа

(слайд 21),

4 группа

(слайд 22),

-Прочтите, определите,  что же считают самым  прекрасным  каждый  из этих поэтов?

/ глаза/ . Расскажите, о чьих глазах вы  прочли? ( о глазах Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа) Какие они?

-Четвёртая группа. Прочтите ещё раз ваш отрывок. Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль? /ответы детей/

- В Библии говорится, что такие глаза выражаю «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ». О чём же радуются святые / о том, что они с Богом/, а о чём печалятся? / о том, что многие из нас пока далеки от Него./

5. Что самое поразительное есть в иконах?

Глаза выражают радостопечалие.

7. Просмотр фильма «Перед святыми иконами»

8. Рефлексия урока.

- Понравилось ли вам  путешествие в Мир православной культуры?

-Почему икона для православного христианина –это святыня?

-Что вы расскажите своим близким о иконе?  

- Молодцы, ребята! Но на все ли вопросы мы успели ответить? (Нет, остался вопрос : Когда появились первые иконы?

9. Домашнее задание

- Дома постарайтесь найти ответ на этот вопрос, подготовив небольшое сообщение)

(слайд 23)

картины

иконы

картины

иконы

Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.

Смотрю в глаза Христа,

как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

в Гармонии покой.

Елена Резник «Глаза Христа»

В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

Вглубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза

Леонид Денисов «Моление о чаше»

/ о Сергии Радонежском/

На иконе глаза Божией Матери.

 Я смотрю в них и таю, как льдина.

Это боль о земле, что погрязла в грехах.

 И святая любовь в этих чудных глазах.

монах –святогорец.

За окном моим – беспроходица,

 В небесах – непроглядная даль,

А в глазах больших Богородицы

 Светлой радости вижу печаль.

Людмила Щербакова «Светлой  печали радость»,

чёрный

красный

золотой

синий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОПК по теме: "Икона"

В процессе урока ребята узнают, что такое икона, чем она отличается от картины, как создаются иконы, юб истории их возникновения....

Урок ОРКСЭ на тему "Икона"

урок по ОПК и ОРКСЭ на тему "Икона" составлен по ФГОС, имеется презентация, что позволяет сдела урок более привлекательным. Включает в себя групповую работу учащихся....

конспект урока по ОРКСЭ, тема "Икона"

Конспект открытого урока  Урок по теме «Икона» в 4 «В» классе МБОУ СОШ № 14Учитель: Пухкало О.П. (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Осн...

Технологическая карта и презентация к уроку ОРКСЭ по теме "Икона"

Технологическая карта и презентация к урроку ОРКСЭ по теме "Икона"...

разработка урока ОРКСЭ по теме Икона

Разработка урока по ОРКСЭ по теме Икона...

Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке" с презентацией

Презентация к уроку чтения на тему" Н. Сладков. В парке"...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Икона" (4 класс)

Цель урока: Формирование знаний об иконе и её роли в православной культуре.Планируемые результаты:Предметные:1)  определять различие картины и иконы;2) познакомиться с основными нормами светской ...